Индивидуально-психологические особенности влияющие на суицидальные формы поведения в ранней юности

Автор: 
Петрова Софья Владимировна
Руководитель: 
Ермакова Елена Владимировна
Учреждение: 
МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов" г. Подольск
Класс: 
9

В ходе работы над исследовательским проектом по социальной теме "Индивидуально-психологические особенности влияющие на суицидальные формы поведения в ранней юности" учащаяся 9 класса рассмотрела и проанализировала основные причины, по которым происходят самоубийства и попытки суицида в подростковом возрасте.

Подробнее о проекте:


В социальном исследовательском проекте на тему "Индивидуально-психологические особенности влияющие на суицидальные формы поведения в ранней юности" автор изучает поведение подростков, выделяет имеющих тенденцию к суицидальным формам поведения, изучает акцентуации характера в ранней юности.

В рамках выполнения социального проекта о подростковом суициде были рассмотрены основные причины самоубийства подростков, дано определение понятия "суицид", рассмотрены признаки в поведении детей, которые могут указывать на суицидальные наклонности в характере человека.

Оглавление

Введение
1. Индивидуально психологические особенности влияющие на суицидальные формы поведения в ранней юности.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность исследования. Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Понять причины самоубийства, осмыслить их – во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. По возрасту пик суицидов приходится на 15 – 16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики.

Суицид – явление молодое, так как суицидальный возраст без различия пола, национальности, места проживания 19-40 лет, то есть период наибольшей жизненной активности. Смертность является третьей ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше. Суицидальные попытки представляют собой действия с намерением лишить себя жизни, что удается в завершенном суициде.

Цель: 

  • Выявить подростков,имеющих тенденцию к суицидальным формам поведения.
  • Изучить акцентуации характера в ранней юности.

Практическая значимость. Результаты,полученные с помощью эксперимента, могут быть полезны в работе практических психологов работающих в общеобразовательных школах,учителям этих школ, родителям подростков, а также самим подросткам, так как указывает направление, по которому может идти коррекция эмоциональной  сферы подростков с тенденциями к суицидальным формам поведения.

Индивидуально психологические особенности влияющие на суицидальные формы поведения в ранней юности

Под влиянием многих причин люди, которые совершают самоубийство обычно считают свои трудности непреодолимыми, они не видят другого выхода, суицид кажется им решением проблем, боли и грусти.

Перед самоубийством возникают определённые изменения в поведении. Они зависят от личности, темперамента, от тех условий, в которых происходит действие, от общих, психологических и социальных причин.

Э.Дюркгейм выделял несколько типов самоубийств:

  • Эгоистическое,
  • альтруистическое,
  • анемическое.


Эгоистическое самоубийство характеризуется следующими признаками: бесстрастием, томной меланхолией, наслаждением собой, рациональным безразличием скептика. Его характерной чертой, как уже упоминалось, является состояние томной меланхолии, парализующей всякую человеческую деятельность. Всякие дела, государственная служба, полезная работа, даже домашние обязанности внушают ему только чувство безразличия и отчуждения.

Он не выносит соприкосновения с внешним миром, и, наоборот, мысль и внутренний мир приобретают столько же, сколько теряется внешняя способность к действию. Когда человек закрывает глаза на все вокруг, он в основном обращает внимание на состояние своего сознания; он выбирает его как единственный предмет своего анализа и наблюдений.

Но из-за этой исключительной концентрации он только углубляет пропасть, отделяющую его от окружающего мира; с того момента, как индивид начинает заниматься только собой, он больше не может думать о том, что не касается только его, и, углубляя это состояние, он увеличивает свое одиночество. Если вы интересуетесь только собой, вы не можете найти причины интересоваться чем-то другим. Человек, вся деятельность которого направлена на внутреннюю мысль, становится нечувствительным ко всему, что его окружает.

Если он любит, то не для того, чтобы отдать себя другому существу и соединиться с ним в плодотворном союзе: нет, он любит для того, чтобы иметь возможность размышлять о своей любви. Его страсти только кажущиеся, потому что они бесплодны; они рассеиваются в пустой игре образов, не производя ничего существующего вне себя. Все эти различные черты относятся к эгоистическому самоубийству. Нет никакого сомнения в том, что они являются результатом и выражением специфической природы этого конкретного типа самоубийства. Эта нелюбовь к действию, эта меланхолическая отстраненность от окружающего мира-результат преувеличенного индивидуализма, с которым мы охарактеризовали выше этот тип самоубийства.

Признаки альтруистического самоубийства - страстная или волевая энергия, спокойное чувство долга, мистический энтузиазм и спокойное мужество. Субъект часто, вместо того чтобы печально размышлять о своей судьбе, относится к ней весело и легко. Он сознает свой эгоизм и вытекающие из него логические следствия, но заранее принимает их и продолжает жить как ребенок или животное, с той лишь разницей, что он осознает, что делает.

Он ставит перед собой одну задачу – удовлетворить свои личные потребности, даже упростив их для того, чтобы, вероятно, быть в состоянии их удовлетворить. Зная, что он не может надеяться ни на что другое, он не требует ничего другого, всегда готовый, если он не в состоянии достичь этой единственной цели, отделить себя от своего бессмысленного существования.

Анемическое самоубийство характеризуется раздражением, отвращением, горячим протестом против жизни вообще или определенного человека (убийство, сопровождающееся самоубийством). Во-первых, исполнение его всегда носит характер страсти, а во-вторых, страсть, которая его вдохновляет, имеет совершенно иное происхождение.

Не может быть речи ни об энтузиазме, ни о религиозной вере, ни о морали, ни о политике, ни о какой-либо военной доблести; есть гнев и все, что обычно сопровождает разочарование. Признаки самоубийства различны в зависимости от возраста.

У молодых людей наиболее очевидным намеком на суицидальные наклонности является злоупотребление алкоголем и наркотиками. Около половины молодых людей, совершивших самоубийство, ранее принимали лекарства, назначенные их родителям. Молодые люди, которые пытаются покончить с собой, часто характеризуются низкой самооценкой, испытывают чувство низкой ценности и бесполезности.

Часто ожидания детей или родителей нереалистичны. Более того, подростки могут думать, что без них семьям будет лучше. В этих случаях они чувствуют себя биологическими аутсайдерами, осознают, что не идут в ногу со своими родителями и не подходят в качестве приемлемых членов семейного круга. Кроме того, у них часто возникает чувство собственной нежелательности без всякой причины, они уверены, что их родители не хотели, чтобы они родились.

Это называется феноменом «отвергнутого ребенка». Изменения в поведении также происходят под влиянием депрессии. Человек начинает чувствовать, что он не представляет никакой ценности для других, и он может дать волю гневу на себя и на тех, кто его отверг. Те, кто оказывается в таком положении, часто изолируют себя от других и считают, что делить свои трудности с кем-то может привести к еще большему отчуждению и унижению.

Часто просьбы о помощи от таких людей некорректны, самоуничижительны, таким образом они хотят показать, что не верят в искреннее отношение к себе со стороны своих близких. Эта изоляция может еще больше обострить у них чувство никчемности собственного существования и усилить их неспособность находить конструктивные решения проблем[33,с. 312]. Гнев, который испытывают такие люди, рано или поздно может вызвать у них желание наказать себя, и они начинают думать о самоубийстве. Неспособные найти другие пути решения своих проблем, они считают смерть одним из способов положить конец этим проблемам и достичь целей, которые не могут быть достигнуты в жизни.

Эта мысль дает им ощущение силы. Может быть, они видят в самоубийстве способ повлиять на других, наказать их. Они логически обосновывают самоубийство сначала как подходящий способ решения возникших проблем, а в конечном счете-как единственный. Поэтому они в конце концов впадают в то, что психологи называют «ограниченным мышлением», видя единственную альтернативу в смерти или жизни в страдании.

Рассмотрев, таким образом, основные социально-психологические признаки человека, совершающего суицид, в зависимости от видов суицида, возраста, влияния депрессии и т. д., можно составить портрет молодого человека, склонного к саморазрушительным действиям.

Так, признаками эмоциональных расстройств являются:

  • заметное изменение привычного поведения человека;
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение хотя бы последних дней;
  • частые жалобы на соматическое недомогание (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, частая сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, ненужности, вины или грусти;
  • чувство скуки при проведении времени в знакомой обстановке или выполнении работы, ранее приносившей удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в одинокого человека расстройства внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погружение в мысли о смерти;
  • отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей; приобщение к алкоголю или наркотикам или их повышенное потребление.


Таким образом, мы видим, что психологическая формула самоубийства не так проста, как принято думать. Сказать, что он устал, испытывает отвращение к жизни, не значит определить эту формулу. Под влиянием социальных, социально-психологических и психологических причин у человека, решившегося на самоубийство, наблюдаются изменения в поведении. Поведение может меняться постепенно или внезапно. Чтобы предотвратить намерение подростка совершить самоубийство, необходимо вовремя заметить изменения, определить наиболее значимый уровень риска совершения самоубийства и использовать все необходимые технические средства для его предотвращения.

В нашем эксперименте было 30 человек15-16 лет.С помощью опросника ,выявлено 12 подростков с суицидальным поведением, Которые хотели уже и пытались закончить жизнь самоубийством.

Ребята должны были выделить, какие из перечисленных причин вызывали у них склонность к суициду

  • Одиночество
  • Неразделенные чувства
  • Нестандартная ориентация
  • Разрушение этнических традиций
  • Семейные конфликты(развод родителей для подростка)
  • неудачная любовь
  • половая несостоятельность
  • оскорбление, унижение подростка
  • Конфликты с работой или учебой
  • Недопонимание окружающих

В ходе эксперимента мы выяснили,что большая часть детей страдает от личных взаимоотношений с людьми и от результатов их работ в учебе. Часто в ответ на потерю интереса у ребёнка к школе родители начинают на него давить и критиковать, пытаясь заставить учиться. Все чаще в школе забывают о роли школы в воспитании. Фактически школа оставила на себе только обучающий процесс. Школа считает долгом дать знания по предметам, а затем проверить эти знания с помощью экзаменов. Современная школа считает, что если ребенок успешно сдает ЕГЭ, то это успешное завершение школы. Школа озадачена проверкой знаний учеников, экзаменов.

Неразделенная любовь

Бывает так, что в сознании закрепилась сильная привязанность к кому-то или чему-то и весь мир сжимается до размеров этого объекта. Это иллюзия. Мир как был огромный, таким и остался. В нём всё также куча поводов для счастья, нужно просто оглядеться по сторонам. Мир каждый день другой, в нём всё постоянно меняется. И этот объект привязанности тоже со временем изменится, и те привлекательные черты, которые вызывают привязанность, со временем пропадут. Это неизбежно. Никто не может вечно оставаться на одном месте, в одном и том же состоянии. А значит и привязанность со временем тоже пропадет.

Главное — до этого момента никому не причинить вред, в том числе и себе. Счастье не в стремлении владеть чем-то, что завтра окажется пустым, а в гармонии с изменяющимся миром, в способности вредные вещи пропускать мимо, а полезные каждый новый день находить и радоваться им.

Любой суицидальный акт оказывает огромный эмоциональный след у всех вовлеченных лиц. Врач, члены семьи и друзья могут испытывать чувство вины, стыда и угрызений совести по поводу неудавшегося предотвращения самоубийства, а также чувства гнева по отношению к умершему человеку.

Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал (Р.Алеев).

Вывод

Не оставайтесь равнодушными к близкому вам человеку: супругу, ребенку, другу. Остановитесь и прислушайтесь к его словам, присмотритесь к его поведению, и прислушайтесь к себе, возможно именно в этот момент с ним что-то происходит и его душа кричит, взывая о помощи и вы, именно тот, кто способен вернуть его к жизни объявляя своим присутствием поддержку, в которой он так нуждается!

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет