Проект "Образ маленького человека в русской литературе"

Рейтинг: 1

Образ маленького человека в русской литературе
Тематика: 
Автор: 
Покалюк Алиса Сергеевна
Руководитель: 
Долгая Светлана Владимировна
Учреждение: 
МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов"
Класс: 
9

Ученический исследовательский проект на тему "Образ маленького человека в русской литературе" даёт развернутое понимание того, кто такой "маленький человек" в русской классической литературе, поднимает историю появления данного понятия.

Подробнее о проекте:


Автор проекта об образе "маленького человека" в русской литературе, анализирует произведения русских классиков, выявляет основные приметы "маленького человека", изучает историю появления понятия "маленький человек", раскрывает его, а также определяет значимость данного понятия в русской классической литературе.

Оглавление

Введение
1. Теория и понятие «маленький человек»
2. Возникновение понятия «маленький человек»
3. Анализ произведения Н. В. Гоголя «Шинель»
4. Анализ произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»
5. Анализ произведения Ф. М. Достоевского «Бедные люди»
6. Выявление основных признаков «маленького человека»
Заключение
Список использованных источников

Введение

О, синьор, маленький человек,

когда он хочет работать, - непобедима сила!

И поверьте: в конце концов этот маленький человек сделает все, чего хочет.

Максим Горький

«Сказки об Италии»

Маленькие люди становятся великими, когда великие переводятся.

Уильям Шекспир

Тема «маленького человека» часто поднималась в произведения русских классиков. Многие авторы стремились изобразить незначительного и ничем не примечательного человека, судьба которого не имеет никакого значения. Хочется выявить его значимость в русской литературе, определить его актуальность на сегодняшний день и сделать вывод о том, кто же такой «маленький человек».

Цель работы:

Определить значимость маленького человека в русской классической литературе.

Задачи работы:

  1. Раскрыть понятие «маленький человек»
  2. Узнать историю появления данного понятия
  3. Анализ произведений русских классиков
  4. Выявить основные приметы «маленького человека»
  5. Сделать вывод

«Маленький человек» – это, как правило, человек невысокого социального положения, его судьба и поступки безразличны и не имеют никакого веса в обществе. Тип такого литературного героя обделён выдающимися талантами и способностями. Зачастую не имеет стремлений и амбиций, у него нет никакого желания выходить из зоны комфорта и менять свою жизнь.

Изначально персонаж с таким типажом показывался простым, непримечательным неудачником, но со временем образ «маленького человека» стал развиваться и психологически углубляться.

История возникновения понятия «маленький человек»

Известно, что первый период русской литературы — это древнерусская литература. Главными героями произведений этого периода являлись князья, святые, воины. Лишь в конце данного периода был введён образ простого человека. Затем в литературу приходит с запада классицизм, тогда сторонников этого литературного направления волновали человеческий долг перед государством, его польза для общества.
Только с приходом в русскую литературу сентиментализма писателям стали интересны чувства, желания и переживания людей. Первым писателем, продемонстрировавшим в своих произведениях мир «маленьких людей», был Николай Михайлович Карамзин. Большое влияние на последующую литературу оказала его повесть «Бедная Лиза».


Автор рассказывает о тяжкой и безрадостной судьбе героини. Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике: в его произведении раскрывается тема социального неравенства героев и сложность человеческой души. Можно сказать, что Карамзин первый сумел разглядеть и раскрыть «живую душу» в «маленьком человеке». «И крестьянки любить умеют», - эта фраза надолго стала крылатой в русской литературе. Отсюда и начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям, несчастьям, переживаниям.

Защита слабых, угнетённых и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова. Гуманность, умение сочувствовать и быть чувственным оказались очень созвучны веянием времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека, и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в исследовании неизвестной до этого темы.

Хорошими примерами данного понятия станут достаточно популярные литературные произведения русских классиков.

Одноимённая повесть Н. В. Гоголя «Шинель»

Направление: реализм.

Жанр: повесть.

Композиция: повествование выстроено по принципу «бытия».

Год написания: 1841 год.

Год публикации: 1843 год.

Сюжет повести построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича Башмачкина. Он сталкивается с жестоким и бездушным миром, в котором абсолютно никому нет дела до столь ничтожного человека. На протяжении всего повествования не встречается ни одного положительного персонажа, большинство агрессивны, эгоистичны, безнравственны. И чиновники, и значительное лицо равнодушны к горю Акакия Акакиевича. Сослуживцам чуждо сострадание, а значительное лицо старается отогнать от себя мысли, взывающие к человечности.

Только после смерти справедливость восторжествовала, оскорблённый и униженный дух возвращается в город. Став им, главный герой обретает вдруг силу, которую он не смог проявить при жизни. Проявляется его скрытый потенциал, его неистовое желание отомстить обидчикам. Призрак дерзкий, решительный, сильный – он наводит дикий ужас на горожан, отбирая у них шинели.

Проблематика:

  • Отсутствие гуманизма.
  • Равнодушие общества.
  • Социальное неравенство. (Значительное лицо относится к своему просителю пренебрежительно.)

Конфликт:

В основе произведения лежит конфликт в отношениях с людьми: конфликт в коллективе сослуживцев, равных по званию. либо конфликт при взаимодействии со значимым лицом, звание которого выше по чину.

Вывод:

Автор всеми силами хочет защитить бедного и запуганного мелкого чиновника. Он старается показать, что и маленький человек - личность, достойная уважения и признания. Каждый человек, даже самый непримечательный, имеет право на защиту и понимание.

Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника»

Направление: реализм.

Жанр: рассказ.

Композиция: чёткая, свойственная жанру рассказа.

Год написания: 1883 год.

Год публикации: 1883 год.

Данный рассказ повествует о маленьком человеке по фамилии Червяков (является говорящей фамилией). Во время спектакля экзекутор по неосторожности чихнул на генерала Бризжалова, но даже после закономерных извинений чиновник чувствует себя виноватым. На протяжении всего рассказа он выслеживает генерала и раз за разом пытается извиниться, тем самым показывая свою ничтожность и бесхребетность.


Смысл его поступков непонятен и необъясним для морально “здоровой” личности. В итоге назойливость Червякова выводит почтенного генерала из себя, он кричит, ругается, теряет всю свою холодность и мнимую воспитанность. Неумение сдерживать свои эмоции выдает в нем типичного самодура, который то и дело срывается на своих подчиненных. Шокированный экзекутор в ужасе возвращается домой и умирает.

Проблематика:

  • Чинопочитание
  • Духовное рабство личности
  • Иерархичность общества

Конфликт:

Отсутствие взаимопонимания между чиновником и генералом. Героям даже в голову не приходит, что отношения между ними не должны быть иерархичными, каждый из них не признает себя равным другому.

Вывод:

Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню, именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании. Автор стремится показать, что главные жизненные ценности – это не выдуманные ранги и регалии.

Роман, написанный Ф. И. Достоевским «Бедные люди»

Направление: сентиментализм.

Жанр: роман в письмах.

Композиция: произведения выстраивается в виде писем, позже представляется в виде прерывающийся переписки.

Год написания: 1845 год.

Год публикации: 1846 год.

Главными действующими лицами романа «Бедные люди» являются титулярный советник Макар Девушкин и бедная сирота Варенька Доброселова. Они оба несчастны и очень бедны, но пытаются помочь друг другу, жертвуя последним. Макар делает всё, чтобы сделать девушку счастливой: она становится смыслом его жизни. Их постигают различные несчастья, всё больше увеличивающиеся к концу романа.

В конце, несмотря на их совместные усилия, изнурённая Варенька решает принять предложение и стать женой своего бывшего обидчика Быкова, который сможет её обеспечивать, но не осчастливить. В последнем письме Макар пишет о свих чувствах, об ощущении потери. Ведь теперь Девушкину не для кого жить, некого делать счастливым, смысл его существования потерян. Он остаётся глубоко одиноким человеком.

Проблематика:

  • Несправедливость
  • Равнодушие. Безразличие людей к судьбам друг друга
  • Бедность, нищета
  • Одиночество

Конфликт:

Бедные и глубоко несчастные люди вынуждены выживать в злом и крайне жестоком по отношению к ним мире, при этом в их душе хранятся настоящие сокровища доброты и милосердия.

Вывод:


Автор доказывает, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Но даже при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды.

В каждом приведённом ранее произведении явно присутствует образ «маленького человека». Поэтому мне хотелось бы выделить основные отличительные признаки рассматриваемого мной образа.

Признаки:

  • низкое социальное положение;
  • очень слаб, робок;
  • безобидный, чаще всего доброжелательный;
  • очень беден;
  • трудолюбив, держится за свою работу;
  • не обладает выдающимися способностями;
  • чаще всего абсолютно одинок;
  • трагичная судьба;
  • не имеет желания менять свою жизнь.

Заключение

В результате проделанной работы можно сказать, что даже самый маленький и, как кажется, слабый человек наделён собственным богатым внутренним миром. В творчестве многих авторов это значимый образ имеет похожую печальную судьбу. Маленький человек - популярнейшая фигура в русской классической литературе. Благодаря ей стало возможным раскрытие многих популярных тогда тем: чванство, чинопочитание, бедность, лицемерие, равнодушие, малодушие, одиночество, бедность личности.

Список используемой литературы

  1. Повесть Н. В. Гоголя«Шинель».
  2. Рассказ А. П. Чехова«Смерть чиновника».
  3. Роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди».


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: