Проект "Роль искусства в жизни человека"
В учебном исследовательском проекте по истории на тему "Роль искусства в жизни человека" автор изучает и анализирует доступную справочную литературу по теме исследования, а также проводит опрос среди одноклассников с целью выяснить, насколько хорошо они знакомы с историей искусства и его направлениями.
Подробнее о проекте:
Детская исследовательская работа по истории на тему "Роль искусства в жизни человека" содержит анализ полученной учеником в ходе проведения исследования информации об истории появления и становления искусства. Автор дает развернутое определение понятия "искусство", рассматривает роль искусства в жизни человека раньше и в наши дни. Сегодня многие определенные аспекты, темы и виды искусства изучены не в полном размере, и проведенное учащейся исследование направлено на преодоление этого пробела.
В данном творческом исследовательском проекте на тему "Роль искусства в жизни человека" учащейся 10 класса рассказывается, какие виды искусства существуют и какие функции оно выполняет, а также рассматриваются примеры из истории, в которых искусство сыграло важную роль. На основе анализа различных информационных источников, опроса одноклассников, школьница доказала значимость различных видов искусства в жизни человека и показала, как искусство влияет на формирование духовной культуры человека и вызывает интерес людей к миру искусства.
Оглавление
Введение
1. Понятие искусства.
2. Виды и функции искусства.
3. Роль искусства.
4. Практическая часть.
Заключение
Литература
Введение
Я выбрала тему итогового индивидуального проекта “Роль искусства в жизни человека”, потому что она мне довольно близка по характеру, также я хотела более подробно изучить этот мир, в котором ,как мне кажется многое не изучено и не определено.
Искусство – простое слово, но сколько связано с ним , какую глубину и красоту мы можем увидеть, когда «окунемся» в этот потрясающий мир. Мне было интересно расширить свой кругозор, узнать какую роль в жизни человека играет искусство.
Актуальность моего проекта заключается в том, что в наши дни многие определенные аспекты, темы и виды искусства изучены не в полном размере и, проведенное мною исследование направлено на преодоление этого пробела.
Искусство используется человеком для правильного восприятия и осмысления окружающего мира. Искусство также помогает формировать общественное сознание, стимулирует посредством полученных человеком ощущений появления новых мыслей и представлений.
Цель исследования: на основе анализа различных информационных источников, опроса моих одноклассников, доказать значимость различных видов искусства в жизни человека и показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры человека и вызывает интерес людей к миру искусства.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие искусство
- Определить функции искусства
- Рассмотреть виды и роль современного искусства
- Провести и проанализировать анкетирование среди учащихся по теме исследования
Создать коллаж арт-проектов, направленных на привлечение внимания к глобальным проблемам человека
Гипотеза: Мы предполагаем, что искусство имеет необходимость и важность в жизни общества, особенно для реализации своих идей.
Объект изучения: Материалы об искусстве во всех информационных источниках, а также в реальной жизни.
Практическая значимость исследования: полученные материалы могут быть использованы для каждого человека, который затрудняется понять насколько искусство вошло в его привычный уклад жизни, или все же это далекий мир, с которым он соприкасается только в определенные моменты своей жизни.
Методы исследования:Подбор и анализ научной литературы, социологические методы, систематизация и обобщение.
План работы над проектом:
- Опрос среди обучающихся.
- Просмотр различных видов искусства во всевозможных источниках.
- Анализ полученных результатов.
Ожидаемый результат: После ознакомления с моим проектом предполагается понимание места и роли искусства в жизни людей.
Понятие искусства
Искусство сможет являться и реалистичным, и предельно абстракционистским. История формирования искусств описывает разнообразие его стилей, живых приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность трансформацией. Ценности и идеалы искусства исторически четки и изменчивы, отлично от аксиом, формул и законов взыскательной науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития.
В искусстве важна индивидуализация и типизация, которая хранится в ткани художественных образов. Искусство не обращено к рассудочно-рациональному, оно обращено к чувственно-ассоциативному и эмоциональному строю человеческого восприятия. Для искусства важно предметно изобразительное воплощение эталона красоты и художественное истинное расположение к миру.
Искусство - особенная подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение реальности в художественных образах.
Искусство понимается, во-первых, как мастерство, умение, ловкость, во-вторых, как специфический вид духовно-практического изучения и эстетического отношения к действительности. Именно во втором значении оно является одним из компонентов духовной культуры общества.
Виды и функции искусства
Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Искусство делят на группы по определенным фактoрам.
Динамика- oдин из критериев, пo кoтoрым классифицируют виды искусствa. И тaк, по динамике искусствo делится на:
- временное (динамическое);
- пространственное (пластическое);
- пространственно-временное (синтетическое)
В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т.д.
Также виды искусства определяются по используемому материалу:
- Краски;
- Глина;
- Металл;
- Гипс;
- Дерево;
- Холст;
- Электротехника;
- Компьютеры;
- Слово;
Основная система классификации выделяет 5 видов искусства, каждый из которых имеет несколько подвидов:
- Прикладные (трудовые);
- Изобразительные;
- Зрелищные (игровые);
- Звуковые;
- Словесные;
Функции искусства
Эстетическая – позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус.
Коммуникативная – ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей, вырабатывает систему предпочтений одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Воспитательная – проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Компенсаторная функция - позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, “убежать” на время из серой повседневности , компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни.
Гедонистическая функция - отражает способность искусства приносить удовольствие человеку.
Познавательная функция - позволяет познать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов.
Прогностическая функция- отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее.
Роль искусства
Невозможно представить мир, в котором искусство не сопутствовало бы человечеству. Где и когда бы не жил человек, он стремится постичь и воспроизвести окружающий его мир, стремится передать свое понимание мира другим людям. И наскальные рисунки, и картинка, обработанная в графическом редакторе, служат для передачи восприятия окружающего мира художником.
Искусство- это одна из важнейших ступеней развития общества, которое мы можем видеть сейчас. Оно дает человеку возможность наблюдать мир с разных точек зрения и посмотреть на привычные вещи с другой стороны, понять, как видел мир человек много столетий назад, как видит его ребенок или человек культуры, отличной от нашей, пережить те эмоции, которые вложил в свою работу автор.
Мы все время встречаемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Продукты творческой деятельности позволяют человеку испытывать эмоции, проникаться чувствами автора. Посещая театры, выставки, музеи, мы полагаем познакомиться с тем миром, который доступен художнику, научиться замечать и понимать вещи, окружающие нас, которые не видели раньше, а также найти в произведениях себя, свои идеи и мысли, тем самым пробившись к искусству.
В конечном итоге искусство играет важную роль как в обществе, так и для каждого человека в частности. Оно меняет жизнь людей и целых поколений, приобщает к прекрасному.
Практическая часть
Я решила провести опрос, среди обучающихся в моей школе,(Действительно ли искусство играет какую-то роль в жизни человека?; Чему оно нас учит и какой вид искусства ребята предпочитают больше всего?).
Цель исследования: Узнать как искусство влияет на жизнь в обществе, стоит ли заниматься каким-либо видом искусства, для саморазвития. В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
- Провести опрос среди школьников.
- Подготовить вопросы об искусстве, с целью выявить интерес обучающихся к этому виду деятельности.
- Проанализировать полученный результат опроса.
Для начала я решила составить список вопросов по теме и опросить учащихся. Было опрошено 15 учащихся 10-11 классов для того, чтобы выяснить , как относятся школьники к искусству, и что оно для них значит.
Были заданы следующие вопросы:
- Как вы считаете какую роль играет искусство в современной жизни человека?
- Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?
- Помогает ли искусство самореализоваться человеку?
- Занимаетесь вы каким-либо искусством?
На первый вопрос я получила следующие ответы:
На второй вопрос ответили:
В результате исследования можно выявить, что искусство действительно имеет место в жизни учеников, порой даже сказывается на решениях и суждениях человека.
Заключение
Подводя итоги моего проекта, я достигла поставленных целей. Искусство, действительно, оказывает большое влияние на человека, помогает формировать внутренний мир.
В ходе работы над проектом проводились различные исследования. Благодаря им я узнала много нового про искусство, более подробно разобрала все его аспекты.
Литература
- 9 арт-проектов: как искусство привлекает внимание к экологическим проблемам.
- Илюхина, Е. А. Роль искусства в жизни человека / Е. А. Илюхина // Актуальные проблемы региональной социологии : сборник научный статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов, Курск, 30 апреля 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 77-80.
- Зимина, К. С. Искусство в жизни современного человека / К. С. Зимина // Наука и образование: теория и практика : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 18 декабря 2020 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 539-544.
- Болдырева, В. Э. Роль изобразительного искусства в жизни человека / В. Э. Болдырева, Д. А. Ямбаршева // World science: problems and innovations : сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 25 декабря 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 134-136.
- Думенко, А. С. Роль современного изобразительного искусства в жизни человека и общества / А. С. Думенко // Архитектоника региональной культуры : Сборник научных трудов 2-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 19 декабря 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 72-74.