Индивидуальный проект "История села Коледино и Троицкого храма"

Рейтинг: 9

История села Коледино и Троицкого храма
Тематика: 
Автор: 
Кодиров Дмитрий Алишерович
Руководитель: 
Демьянова Оксана Леонидовна
Учреждение: 
МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов»
Класс: 
9

В учебном исследовательском проекте по истории на тему "История села Коледино и Троицкого храма" автором было изучено историческое прошлое и сегодняшний день Троицкого храма и села Коледино. В работе рассказывается, кто основал это село, кто им управлял и каким образом была организована жизнь людей в этом селе.

Подробнее о проекте:


Детская исследовательская работа по истории на тему "История села Коледино и Троицкого храма" содержит выдержки из статей и воспоминания по рассматриваемой теме, а также автором были найдены фотографии и документы об истории основания села и строительстве храма. Учащийся школы узнал о погибших сельчанах в годы  Великой Отечественной войны, чьи фамилии высечены на памятнике, который расположен в центре населенного пункта.

В данном творческом исследовательском проекте на тему "История села Коледино и Троицкого храма" автор пытается определить связь истории села с историей своей семьи, описывает свое посещение храма, устанавливает связь с настоятелем храма и встречается с жителями, чтобы получить наиболее достоверные сведения о том, как все было на самом деле и поделиться этой информацией со своими одноклассниками в целях повышения их патриотизма и любви к малой Родине.

Оглавление

Введение
1. Из  истории села Коледино.
2. История  Троицкого храма.
3. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
Заключение
Приложение
Используемые источники

Введение


У каждого человека есть места, особо почитаемые, где можно преклонив голову, подумать о мире, жизни, судьбе своей, о вечности и малости в мироздании. Пройдут тысячелетия, мир изменится, изменится его облик и понимание, но неизменной останется потребность для каждого человека найти для себя то место, где он мог бы подумать о судьбе своей или близких людей.

Цель работы. Изучить историческое прошлое и сегодняшний день Троицкого храма  и села Коледино.

Задачи:

  • выявить статьи, воспоминания по рассматриваемой теме, найти фотографии, документы об истории основания села и строительства храма;
  • узнать о погибших сельчанах в годы  Великой Отечественной войны, чьи фамилии высечены на памятнике;
  • выявить связь истории села с историей  моей семьи;
  • посетить храм, установить связь с настоятелем храма и встретиться с жителями.

Актуальность темы. В обоснование актуальности данной темы, хочу привести слова Д.С Лихачёва. «Любовь к родному обществу, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться культура всего общества...  Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем.»

Тип проекта: информационно- исследовательский.

Целевая  аудитория: учащиеся гимназии, родители, педагоги.

Из истории села Коледино

Расположение
Село Коледино расположено у Симферопольского шоссе примерно в 7км к югу от центра города Подольска, вгородском округе Подольск Московской области России.

До 2015 года входила в состав сельского поселения Лаговское Подольского района; до середины 2000-х - в Лаговский сельский округ.

Через село протекает река Канапелька. На этой реке устроено несколько прудов. Вплотную к  селу Коледино находится деревня  Бережки.

Почти всё поселение Московской области основывалось на берегу рек и водоёмов.

Среди таких рек и водоёмов была маленькая речушка Конопелька. Её длина всего 13 километров. Первым от её истока находится село Коледино, за ним следует деревня Бережки, Поливаново, Чулпаново и Жуково. Потом Конопелька впадает в реку Пахра, та в свою очередь в реку Москва, далее в Оку и Волгу и далее в Каспийское море. По этим водным путям пришли в наши места наши предки, славянские племена вятичей, и основали первые поселения.

Я хочу рассказать о поселение на реке Конопелька, о селе Коледино и Троицком храме, потому что это родные места моей пробабушки и других родственников. 

Село Коледино имеет очень интересную и давнюю историю.


Первое письменное упоминание о селе относится к началу ХVI века, а возникло оно гораздо раньше. В 1627 году село Коледино принадлежало князю Фёдору Ивановичу Мстиславскому (Князь Фёдор Иванович Мстисла́вский - последний представитель знатнейшего русского рода Мстиславских (Заславские), один из руководителей думской аристократии, боярин (1576).

Глава Семибоярщины (1610—1612) и Председатель Земского собора 1613 года, служил воеводой при царях: Иване Грозном, Фёдоре Иоановиче, Борисе Годунове, Василии Шуйском и Михаиле Фёдоровиче Романове, находясь в передовом или большом полку, был последним конюшим Российского государства. После его смерти поместье перешло его жене - княгине Ирине Михайловне Мстиславской, а после её смерти село Коледино забрали в казну, так как  других наследников у них не было.

В 1631 году село Коледино забрали в казну, а потом было пожаловано Степану Лукяновичу и его сыну Трофиму Степановичу Хрущёвым в поместье ( временное пользование), а в 1632 году отец и сын  выкупили его у Поместного приказа из поместья в вотчину (Во́тчина-наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов).

Один из первых владельцев села Коледино стал московский дворянин - Степан Лукьянович Хрущёв ( московский дворянин ( 1613 ), посланный в Крым (1618 ), в Ельце был взят в плен Сагайдачным и отдан в Литву (1618); впоследствии был  вторым воеводой передового полка в Дедилове ( 1624 - 1627 ), постельничим царя Михаила Федоровича и наместником трети Московской (1628 - 1634); за плен в Литве пожаловано в  вотчину поместье Тульского уезда ( 1629 ) и второй воевода в Казани ( 1641 - 1642 ). Потом его сын - Трофим Степанович Хрущёв.

После смерти Трофима в 1657 году село перешло его двоюродному брату Матвею Яковлевичу Хрущёву. Потом 1675 году к его сыновьям Ивану,   Семёну и Якову.

Село передавалось по праву наследования между родственниками.

В 1769 году по всей России проводилось генеральное межевание помещичьих земель (точное определение границ земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и др. собственников земли, начатое в 1766 и завершенное  в середине 19 в. Это было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине 18 в. находились многочисленные самовольно захваченные казённые земли).

Село было разделено на четыре части: три части Хрущёвым, а четвёртая часть стала принадлежать Авдотье Ивановне Татищева (Бакунина).

После её смерти часть земли занял гвардии вахмистр Василий Дмитриевич Лобков, родственник генерал - майора Фёдора Матвеевича Шестакова (русский архитектор,  академик  Императорской Академии художеств, один из крупнейших архитекторов Москвы первой трети XIX века, мастер московского ампира).

В дальнейшем его жена продала имение статскому советнику и  первому мужу Авдотье Ивановне Татищевой, Ростиславу Евграфовичу Татищеву (1742—1820). Это крупный землевладелец Московской и Симбирской губерний, статский советник, устроитель усадьбы Воробьёво, внук историка В.Н. Татищева, двоюродный брат князя Н.Б. Юсупова, сводный брат графа А.А. Мусина - Пушкина.

В 1803 году он отдаёт часть своих владений в приданное своей дочери Елизавете от второго брака с Евдакией (Авдотья) Ивановной Грязново, вышедшей замуж за генерал-майора, князя Сергея Сергеевича Вяземского (1775- 1847) - генерал-майора русской императорской армии, участника русско-шведской войны. Его отец Сергей Иванович Вяземский (1743—1813) сенатор из рода Вяземских, заведовавший в 1780—1793 гг. государственными доходами Российской империи. Действительный тайный советник и видный вельможа времён царствования Екатерины II.

В 1782 году в селе появляется новый помещик - гвардии сержант Иван Васильевич Хрущёв, а с 1789 года владелицей части села стала родственница Хрущёвых - Елизавета Матвеевна Мустафина. В 1801 году она уступила право управления своему сыну капитану Петру Платоновичу Мустафину. Ещё одним управляющем в селе Коледино была родственница Хрущёвых полковница Олимпиада Николаевна Хитрово. В 1823 году после её смерти владельцем стал записываться её брат - бригадир Иван Николаевич Хитрово.

В 1816 году проводилась новая ревизия и село было разделено на шесть частей, также между родственниками прежних владельцев: три части детям  Елизаветы Матвеевны Мустафиной (Сергею, Петру и Анне), Олимпмаде Николаевне Хитрово, княгине Елизовете Ростиславовне Вяземской и оставному гвардии прапорщику Ивану Васильевичу Хрущёв.

Уже после ревизии, в том же 1816 году, приобрёл или получил в наследство подмосковное имение от последнего представителя рода Хрущёвых с 1631 года гвардии прапорщика Ивана Васильевича Хрущёва, генерал-майор участник Наполеоновских войн и кавалер многих орденов Иван Захарович Ершов (1777-1852).

В браке с Евдокией Семёновной Жегулиной было два сына: Иван, был женат на княжне Варваре Сергеевне Вяземской, по материнской линии восходящей к Татищевым; младший сын - Николай, был женат на Елизавете Сергеевне Михалковой. Побочная дочь Ершова - Софья, была замужем за Иосифом Иосифовичем Россет и через семью Россет, Ершовы были знакомы с А. С. Пушкиным.

Самым успешным управляющим  в имениях Ершовых, начиная с 1880 годов, стал Владимир Иванович Ершов (1844—1899), сын полковника И.И.Ершова и Варвары Сергеевны, урождённой княжны Вяземской; участник русско-турецкой войны (1818-1878), с1885 года он был почётным мировым судьёй  Подольского мирового округа, а в 1887 году произведён в генерал-майоры, с 1892 года Ершов назначе Оренбургским губернатором и наказным атаманом Оренбургского казачьего войска.  

Заболев на службе в Оренбурге, Владимиру Ивановичу  Ершову нужны были деньги на лечение за границей. Его Московский дом и Юшинское было  заложено под залог.  В 1899 году после его смерти,  дворянская опека над его малолетним сыном, не смогла погасить долги кредиторам и обеспечить содержание опекаемого, было решено продать Московский дом, Юшинское имение и часть имения при селе Коледино.

В 1891 году часть имения в Коледино ещё продолжало приносить доход (аренда летних дач, лугов и покосов, огородные земли, продажа молока, мяса и зерна). Это был последний доходный год для имения и было решено продать оставшиеся земли. В 1905 году часть земли купил богатый крестьянин Сахаров, в 1908 году  часть купили подольские купцы Александр Андреевич Усанов и братья  Аллилуевы (Подольские купцы торговали кумачом, китайками, шелком и разными текстильными товарами, доставлявшимися из Москвы, не только в самом городе, но и в селениях округи.

Еженедельно торги бывали  по субботам), а ещё одну часть земли купил Пётр Сергеевич Тургенев( (1874-1943) – офицер, после революции служил на хозяйственных должностях, в том числе – в литературном музее. По отцовской линии родственник писателю И. С. Тургеневу.

Последнюю часть земли купила родственница Ершовых - Мария Евгеньевна Леонтьева. К 1909 году были  проданы оставшиеся земли, долги погашены. Новые участники земельных частей Коледино перепрадовали другим владельцам. Все они покупали земли для обустройства на них небольших имений - дач, но следы этих владений в виде сохранившихся построек уже не удаётся найти.

Хочу рассказать ещё об одном интересном факте.  В сентябре 1878 года, в селе Коледино, Подольским Уездным Училищным Советом было открыто сельское Колединское училище, состоящее в ведении Министерства Народного Просвещения. Законоучителем в ней стал местный священник Николай Павлович Тихомиров, а другим учителем был определён Фёдор Георгиевич Владиславлев. В училище существовало три отделения (три класса) по возрастам.

В 1880 годах в селе Бережки было открыто земское училище и через некоторое время было принято решение о закрытии школы в Коледино и дети из села стали посещать училище в соседнем селе. В современной школе в Бережках было только начальное обучение (4 класса), где училась моя бабушка Короткова (Ядыкина) Галина Владимировна и мой дедушка Смирнов Виктор Сергеевич.  В начале 90-х годов школа была закрыта, из-за малого количества учеников.

Немного статистики. Начиная с 1627 года, численность населения составляла 12 крестьянских и бобыльских дворов, в 1704 году в селе было 26 дворов и более сотни жителей, в 1859 году население Коледино составляло 275 человек. Согласно Всероссийской переписи, в 2002 году в деревне проживало 29 человек (16 мужчин и 13 женщин), а по данным на 2005 год в деревне проживало 50 человек.

Семья моей прабабушки Ядыкиной (Литвинова) Тамары Викторовной, тоже жила в Коледино (потом выйдя замуж прабабушка уехала жить в деревню Бережки). На сегодняшний день в селе проживают семья  двоюродного брата прабабушки (Кузнецовы, коренные жители села) и семья двоюродной сестры моей бабушки Терюханова (Боровикова) Ольга Викторовна.

На сегодняшний день в село Коледино заходит автобус № 44, следующий до конечной остановки в деревню Бережки. К северу от Коледино находится складской центр «Индустриальный парк Коледино».  На территории села было отснято несколько фильмов и сериалов.

Каждый год в  селе  празднуется большой престольный праздник иконы "Святая Троица", куда приезжает местная самодеятельность с концертом и представители Лаговской  администрации. В центре села, где установлена детская площадка проходит гуляние и чаепитие со столом.

В селе Коледино  расположена Церковь Троицы Живоначальной и при ней сельское кладбище, а тагже возведён памятник погибшим в Великой Отечественной  Войне, но об этом я расскажу в своей следующей главе.

История Троицкого храма


Благочестивые наши предки не могли жить без храма – он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного  существования. Патриарх Московский и всея Руси Алексий ΙΙ

Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные архитектурные сооружения всегда были украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские   люди стараются посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны.

Первая известная церковь в селе Коледино при Фёдоре Ивановиче Мстиславком была основана во имя Святого мученика Андрея Стратилата в 1627-1628 годах. Церковь была деревянная двухэтажная. В церкви служил один священник Игнатий Нестеров, который имел свой двор. Согласно описи 1657 года, в селе было две церкви: Живоначальной Троицы и Андрея Стратилата, а в 1704 году упоминалась только деревянная церковь Живоначальной Троицы с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. При церкви были: священники Иван Михайлович (1704 - 1722) и Фёдор Иванович (1733). Из года в год в ней менялись священнослужители.

Заметной вехой в истории села стало владением им Татищевым Ростиславом Евграфовичем (см.стр.7). В 1803 он проводит венчание свой дочери Елизаветы и князя Вяземского Сергей Сергеевича в Троицком храме Коледино. Сделал он это не случайно, его имение в Коледино вошло в список приданого невесты. Таким образом новоиспечённые родственники Р.Е. Татищев и отец жениха сенатор и действительный тайный советник князь Вяземский Сергей Иванович совместными усилиями начинают закладку известного нам сейчас каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы.

2 июня 1815 года помещик Ростислав Татищев и его дочь княгиня Елизавета Вяземская подали прошение о постройке каменного здания управляющему Московской митрополией архиепископу Августину. К прошению приложили проект нового храма, который до настоящего времени не сохранился. По предположениям историков, его с большой долей вероятности выполнили швейцарский архитектор Доменико Жилярди (1785-1845) - швейцарский архитектор, работавший в Москве, в соавторстве с А. Г. Григорьевым (1782-1868) - ведущий архитектор московского ампира, восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др.

Автор городских усадеб, здания Опекунского Совета и загородной усадьбы Кузьминки. Интересный факт: в 1812 году армия Наполеона проходила через Подольский уезд широким фронтом, используя все дороги, в том числе проселочные. Они проезжали и через Коледино. Чтобы французы не похитили ценности из храма, священник Иван Виноградский вынес и спрятал антиминс (плат, лежащий в алтаре на престоле, необходимый для совершения литургии), богослужебные сосуды, предметы из ризницы и церковную казну.

Но захватчики все равно похитили серебряные венцы с иконостасов. Также пропало около пуда свечей. Дома прихожан и священников остались целыми. За спасение церковного имущества в феврале 1819 года священника Виноградского наградили крестом на Владимирской ленте.
Строительство длиться с 1815 по 1820 годы. В итоге село получает изумительную однокупольную церковь в стиле ампир с равновеликими апсидальным алтарем и притвором соединённой с ним небольшой колоннадой двухярусной колокольней.

Колокольня, в свою очередь обрамлена колоннами, поддерживающими дорические портики на первом ярусе. Второй ярус вторит первому, но с уменьшенными пропорциями и венчается четырёхгранной главкой. Необычно был решен вопрос отопления здания - оно проходило под полом по лабиринту тепловодов. Храм освятили через два года по благословлению митрополита Московского Филарета, протоиерей отец Пётр Иоаннов.

5 августа 1822 года протоиерей Петр Иванов совершил обряд освящения нового храма с престолом во имя Живоначальной Троицы со старым антиминсом. Старое здание бревенчатой церкви разобрали.

Проводилась служба до самой революции. После Октябрьской революции 1917 года Советская власть притесняла служителей церквей и препятствовала проведению служб. В 1920 году начались гонения на священнослужителей. Неизбежал этой учести и последний священник села Василий Васильевич Ростокинский. После 1924 года он был переведён в Москву, а в 1933 году был арестован. Далее история храма Святой Живоначальной Троицы в селе  Коледино весьма прозаична.

С начала 1930 годов здание многократно переоформлялось Советской властью  по хозяйственные нужды.  В 1929 - 1931 гг. храм разорили, устроив в его стенах хранилище для зерна и картфеля, ещё в 1931 году там устроили столовую и клуб электростроительного завода.

В 1941 года церковь превратили в оборонительное сооружение.  Осенью 1941 года после первых месяцев войны храм был приспособлен под серьёзное укрепление в линии обороны Москвы с юга. В церкви были оборудованы 32 огневые точки. Вокруг храма были вырыты траншее и блиндажи. Фашистские войска не дошли до деревни 40 км, а после рубеж потерял свое значение.

После окончания войны в церковном здании жили работники Климовского штамповочного завода, но затем оно опустело и стало разрушаться под действием времени. К 1990 году сохранился основной контур здания и с этого года началось восстановление Троицкого храма села Коледино. В 1990 году, после назначения в Троицкий храм отца Дмитрия, начались востановительные работы церкви. Помогали все местные жители, школьники, большую материальную помощь оказала администрация Подольского района.

Я очень горжусь, что среди людей кто восстанавливал храм был наш соотечественник, журналист газеты «Московский комсомолец», трагически  погибший в 1994 году, от взрыва на рабочем месте, Дмитрий Холодов. Его имя носит школа № 5 в нашем городе и также в честь него названа улица.

9 августа 1990 года, в день иконы  великомучения и целителя Пантейлемона,  отцом Дмитрием  был проведён первый молебен. Именно с этой службы  начался отсчёт времени новой жизни храма. 

К сентябрю 2003 году была закончена роспись внутри, храм был полностью восстановлен, чуть позже отстраивается здание для  крещения, начинаются регулярные богослужения.

В 1999 году открывается Воскресная школа. Занятия проходили не в храме, а в двух классах в детском клубе «Тополёк» на Весенней. Ещё при храме существует церковная библиотека.

На сегодняшний день колокольный звон 13 колоколов разносится по всей окрестности за несколько километров. Двери храма всегда открыты для прихожан. Сегодня храм продолжает свою славную историю. Он похорошел и территория вокруг него и, несомненно, является визитной карточкой села Коледино.

Настоятель церкви гордится тем, что сумел создать семейный, как он выразился, храм, в котором прихожане чувствуют себя уютно, как одна семья. Атмосферу домашнего тепла ощущают и те, кто приходит в храм впервые, поражаясь его светлости, чистоте и нарядному убранству, замечательному хору. В храме Святая Троица находятся икона Божией Матери "Всецарица" и образ великомученика Пантелиймона, написанные на Горе Афон. Служба проходит на церковнославянском языке, проводит его всё также настоятель : протоиерей Дмитрий Григорьевич Мельник.

9 августа 2011 года произошло знаменательное событие. На территории храма был возведён памятник защитникам нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков, на котором вписаны фамилии погибших воинов, жителей деревень Бережки и Коледино.

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне


В каждой семье есть свои герои, люди, защищавшие Родину, исполнившие свой долг. Многих нет в живых, но из воспоминаний родственников складывается общая картина борьбы за освобождение любимой Отчизны. Вписать рассказы о судьбах людей, каждым своим шагом приближавших победу нашего народа, в летопись Великой Отечественной войны -  долг каждого человека, неравнодушного к своей стране.

Село Коледино небольшое, а ведь до войны было 54 дома, 300 жителей. Многие из мужчин ушли на фронт и многие из них не вернулись с войны. Идея создания памятника у отца Дмитрия возникла давно и после благославления Владыки Ювеналия было решено установить памятник на территории храма.  В сооруженнии памятника самое активное участие принимали администрация сельского поселения Лаговское и учащиеся Толбинской школы. Это они нашли списки воинов, жителей деревни Бережки села Коледино.

Среди  погибших фамилий воинов, я хочу выделить одну, так как это родной дядя моей прабабушки Ядыкиной (Литвинова) Тамары Викторовны. К моему большому сожалению у меня о нём  очень мало информации. Сегодня у меня появилась возможность опубликовать здесь историю о  нём, пусть даже не большую.

К началу войны в Подольске проживало 72 тысячи жителей, из них 30 тысяч были призваны или ушли на фронт добровольцами, 17 тысяч погибли. Всего Подольским и Краснопахорским военкоматами в действующую  армию были призваны 40 тысяч человек, более половины из них не вернулись с полей сражений.

В июне 1941-го  для борьбы с возможными вражескими агентами и диверсантами, организации патрульной службы и оказания содействия органам милиции в поддержании общественного порядка во время воздушной тревоги в городе был сформирован Подольский истребительный батальон № 41. Личный состав в количестве 200 человек был освобожден от работы на производстве, охранял мост через Пахру, патрулировал улицы Подольска, Климовска, Домодедова, нес службу на контрольно-пропускных пунктах в Курилове, Ознобишине.

В начале октября 1941 г. бойцы батальона вели боевые действия в районах Наро-Фоминска, Боровска, Вереи и Балабанова.   К началу декабря 1941 года в батальоне насчитывалось более 420 человек. Истребители были направлены на рубежи реки Нары, участвовали в боевых операциях 43-й армии, многие за проявленные мужество и героизм удостоены орденов и медалей. 36 погибших бойцов захоронены в Братской могиле у деревни Романцево.

Среди  военослужищих этого батальона возможно был Чурочкин Николай  Михайлович, 1905 г.р.

Дата призыва: 14.09.1941;                                                                                    Место призыва: Подольский РВК, Московская обл., Подольский р-н, Воинское звание: рядовой; Выбытие из воинской части: __.12.1941. Причина выбытия: пропал без вести.

Похоронку на него получила мать Чурочкина Евдокия Григорьевна. Возможно Николай Михайлович погиб на Ильинком боевом участке, когда  осенью там шли  жестокие бои, помогая Подо́льским курса́нтам в октябре 1941 года героически оборонять рубежи на юго-западных подступах к Москве. Это вся информация, которую  мне удалось  о нём найти.

Источник информации: ВК Московской обл.

Фонд ист. информации: Отдел по гг. Подольск, Климовск, Троицк, Щербинка и Подольскому р-ну

Дело ист. информации: 11004732.

Заключение

Село Коледино - это Родина многих поколений людей, которые с удовольствием приезжают постоять у околицы, пройти по своей улице, а потом  уехать с лёгкой душой. Приезжая туда можно набраться сил, глотнуть живительного воздуха, испить ключевой воды.

Человек  начинает  свойжизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожают через церковь. Пройдут годы, но село, где есть  храм, будет жить.

Из всего мною рассказанного, я хочу сделать вывод:

Без прошлого нет будущего -  именно церковь, тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества.

Я хочу, чтобы все знали, что для возрождения духовности нужно знать историю своего народа, своей Родины.

За послевоенное время родились и выросли несколько поколений россиян. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Мы должны сохранить эту историческую память  для будущих поколений. Если не сохранить это сейчас - восстановить будет невозможно.

Используемые источники

  1. Федор Иванович Мстиславский // Большая энциклопедия русского народа.
  2. Николай ФРОЛОВ «Районка, 21 век», №42 (209) от 30 октября 2014 г.
  3. Д. А. Ляпин «История Елецкого уезда в конце XVI—XVII веков».
  4. Костырев Н. А. Памятные места Подмосковья. — М: Издательство «Спутник», 2011. — С. 83
  5. Хрущовы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. — Т. 2. — С. 612-644.
  7. Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений». Ленинград: Наука, 1989. Стр. 14, 37-38, 192.
  8. Ершов Иван Захарович // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915 Памятная книжка Ведомства учреждений императрицы Марии. 1898 год.//
  9. Санкт-Петербург. — Типография М. Д. Ломковскаго. Думская ул., дом № 5. — 1898. — С. 215.
  10. Мустафины // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Семёнов В. Г., Семёнова В. П. Губернаторы Оренбургского края. -  Оренбург, 1999.
  12. М. А. Некрасов, Т. Н. Мельник, М. Б. Морозов " История Троицкого храма села Коледино и его прихода". Материал  Валентины Ивановны на основе исторических документов и музейных архивов.
  13. Архивные данные с сайта " Подвиг Народа".

Приложение

коледино 1
Троицкий храм до  восстановления, до 1990 года
коледино 2
коледино 3 Троицкий храм. Наши дни коледино 4


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: