Проект "Радиационный фон в школе и его влияние на организм"
В процессе работы над индивидуальным проектом по физике "Радиационный фон в школе и его влияние на организм" ученик 9 класса школы провел изучение влияния на человека радона - наиболее весомого из всех естественных источников радиации, невидимого, не имеющего вкуса и запаха тяжелого газа.
Подробнее о проекте:
В учебной исследовательской работе по физике "Радиационный фон в школе и его влияние на организм" автор изучает теоретический материал по выбранной теме, рассказывает, что такое радон, кем и когда был открыт этот газ, и в чем заключается его радиоактивная сила. В работе дается развернутое описание таких понятий, как "радиация", "радиоактивность", "радиационный фон" и "радиоактивное излучение".
В готовом творческом и исследовательском проекте по физике "Радиационный фон в школе и его влияние на организм" автор описывает основные понятия радиоэкологии, перечисляет приборы для измерения радиации и дает их характеристику, определяет и называет основные источники радиации.
В работе представлены результаты опытов по определению радиоактивного излучения в школе, которое может быть опасным для учащихся.
Оглавление
Введение
1. Основные понятия радиоэкологии.
2. Приборы для измерения радиации.
3. Источники радиации.
Заключение
Литература
Введение
Радиоактивность - отнюдь не новое явление; новизна состоит в том, как люди пытались ее использовать. И радиоактивность, и сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли. Радиация – поток заряженных или нейтральных частиц и квантов электромагнитного излучения. Радиация вредна для жизни человека. При малых дозах облучения впоследствии возникает рак, а при больших дозах разрушаются клетки, ткани, повреждаются органы, после чего организм гибнет.
Различают естественные и искусственные источники радиации. К естественным источникам радиации относятся космические лучи, земная радиация и газ радон, содержащийся в воздухе. К искусственным источникам радиации относятся источники, сделанные человеком: атомная энергетика, рентгеновский аппарат, различные бытовые предметы и др. Основную часть облучения, около 70%, человек на протяжении всей своей жизни получает от естественных источников радиоактивного загрязнения. Остальные 30% приходятся на антропогенное (техногенное) радиоактивное загрязнение.
Земная радиация определяется основными радиоактивными изотопами, которые встречаются в горных породах земли. Некоторые радиоактивные долгоживущие изотопы входили в состав Земли с самого ее рождения. Естественный радиационный фонд колеблется в широких пределах в различных регионах Земли. Эквивалентная доза в организме человека в среднем 0,2 бэр.
Техногенный радиационный фонд связан с главным образом с переработкой и перемещением горных пород, сжиганием каменного угля, нефти, газа и других горючих ископаемых, а также с испытаниями ядерного оружия и ядерной энергетикой. Наиболее весомым из всех естественных источников радиации является невидимый, не имеющий вкуса и запаха тяжелый газ радон. Радон составляет примерно половину дозы облучения, получаемую населением от земных источников радиации за год. Особенно большое содержание радона накапливается в непроветренных помещениях.
Основные понятия радиоэкологии
Процесс самопроизвольного распада нестабильного нуклида называется радиоактивном распадом, а сам нуклид - радионуклидом. Все радионуклиды нестабильны, одни из них более нестабильны, чем другие. Например: протактий-234 распадается через 1,17 минут, а уран - 238 через 4,47 миллиарда лет.
За единицу радиоактивного излучения принимают:
- Беккерель - единица активности нуклида.
- Грей - единица поглощенной дозы.
- Рентген - единица экспозиционной дозы.
Приборы для измерения радиации
Из курса физики 9 класса известны экспериментальные методы исследования частиц с помощью прибора для регистрации частиц - счетчика Гейгера. Счетчик Гейгера позволяет регистрировать тот факт, что через него пролетает частица.
Дозиметр "Квантум". Удобный карманный прибор, который можно постоянно носить с собой. Он снабжен звуковой сигнализацией, текстовой и цветовой индикацией, благодаря которым Вы всегда будете предупреждены о малейшей опасности.
Счетчик Гейгера
Дозиметр "Квантум"
Влияние радиационного фона на жизнедеятельность человека
Органы человека по-разному воспринимают радиационное воздействие. Больше всего страдают половая система и красный костный мозг; на втором месте по уязвимости – мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезенка, глаза и другие органы; наименее уязвимы – кожный покров, костная ткань кисти, предплечья, голени, стопы.
Радиация, проникая сквозь любые ткани, ионизирует их частицы и молекулы, что приводит к образованию свободных радикалов, которые ведут к массовой гибели клеток ткани. Воздействие радиации на организм человека разрушительно и называется облучением.
В небольших дозах радиоактивное излучение не опасно, если не превышены опасные для здоровья дозы. При превышении норм облучения, следствием может стать развитие многих болезней (вплоть до рака). Последствия незначительных облучений сложно отследить, так как заболевания могут развиваться многие годы и даже десятилетия. Если же облучение было сильным, то это приводит к лучевой болезни, и к гибели человека, такие виды облучения возможны только при техногенных катастрофах.
Различают внутреннее и внешнее облучение. Внутреннее облучение может произойти при потреблении в пищу облученных продуктов, вдыхании радиоактивной пыли, или через кожу и слизистые оболочки. внешнее облучение от источника, расположенного вне организма.
Оно вызывается гамма-излучением, рентгеновским излучением, нейтронами, которые глубоко проникают в организм, а также бета-лучами с высокой энергией, способными проникать в поверхностные слои кожи. Источниками фонового внешнего облучения являются космические излучения, гамма-излучающие нуклиды, которые содержатся в породах, почве, строительных материалах (бета-лучи в этом случае можно не учитывать в связи с низкой ионизацией воздуха, большим поглощением бета-активных частиц минералами и строительными конструкциями).
Источники радиации
Радиация вокруг нас.
Радон в школе
- Радиационная отработка поступающих пищевых продуктов (для сохранения) для детей опасна, так как сильно влияет на растущий организм, в частности на деление клеток.
- Концентрация радиационного вещества в воздухе, в воде, особенно в непроветриваемых помещениях.
- Стройматериалы.
- Грязные продукты.
- Радон - продукт радиационного распада радия, который в свою очередь – продукт распада урана.
- Уран, содержится в земной коре и в любых почвах, поэтому радон образуется на Земле постоянно и повсеместно.
- Радон – инертный газ, в почве он не удерживается и постепенно выходит в атмосферу. Концентрация радона повышена в закрытых непроветриваемых помещениях, особенно она высока в подвалах. Удельная активность Ra и его продуктов распада составляет 50 Бк/м3 (Беккерель) что примерно в 25 раз выше среднего уровня в не здания.
Поэтому существует реальная опасность облучения в стенах собственного дома, школы. В результате распада радона, в воздухе образуются короткоживущие радиационные изотопы полония, висмута, свинца, которые легко прикрепляются к микроскопическим пылинкам – аэрозолям.
Вывод
Радиация – двулика, но чем больше мы будем о ней знать, тем больше благ для человечества она нам предоставит. Таким образом радиация вокруг нас и от неё не возможно избавиться. Просто хотелось, чтобы в нашей стране больше было экологических чистых продуктов и материалов, чтобы наша страна была здорова и имела здоровое поколение.
Список использованных источников литературы
- Э. Кэбин. Радиация. Опасности реальные и ложные. Попытка популярного изложения актуальных проблем радиационной экологии.
- И. Я. Василенко, О. И. Василенко. Радиационный риск при облучении в малых дозах ничтожно мал.
- Учебник по физике 9 класс. Автор-Пёрышкин.