Проект "Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков"

Тематика: 
Автор: 
Перевозчикова Дарья Антоновна
Руководитель: 
Дёминов Сергей Иванович
Учреждение: 
Информационно-технологический лицей № 24 г. Нерюнгри
Класс: 
10

В детском исследовательском проекте по психологии на тему "Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков" описывается выявление автором и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками.

Подробнее о проекте:


В ученической исследовательской работе по психологии "Левополушарные и правополушарные типы людей" проанализированы ситуации, в которых употребляются нецензурные выражения, определены роли и социальная функция ненормативной лексики, а также исследовано влияние мата на здоровье человека. В контексте проектной работы рассмотрено влияние ненормативной лексики на развитие личности школьников - подростков.

В проекте об изучении особенностей правополушарных и левополушарных ученица 9 класса школы рассмотрела процесс социализации личности школьников, выяснила, насколько использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности.

Оглавление

Введение
1. Нецензурная лексика в истории.
2. Результаты исследования употребления ненормативной лексики среди школьников-подростков.
Заключение
Список литературы

Введение


В повседневной жизни всем нам нередко приходится слышать слова и выражения, употребление которых совершенно недопустимо с точки зрения общественной морали и предназначено как для оскорбления адресата, так и для выражения отрицательных оценок людей и явлений. Это так называемая ненормативная русская лексика, являющаяся одной из неприглядных, но, к сожалению, трудноискоренимых сторон нашего «великого и могучего» языка.

Актуальность темы: проблема использования ненормативной лексики подростками сегодня актуальная в нашем обществе. Тенденции криминализации подростковой среды, распространение среди подростков вредных привычек, сомнительные телепередачи и низкопробная печатная продукция – все это крайне негативно влияет на психологическое и моральное состояние подростков.

Цель работы: выявление и изучение причин социально-психологических особенностей употребления ненормативной лексики подростками.

Гипотеза: использование ненормативной лексики в подростковой среде оказывает отрицательное влияние на психику, здоровье, поведение и успеваемость школьника-подростка и в целом на развитие его личности.

Предмет исследования: влияние ненормативной лексики на развитие личности школьников - подростков.

Объект исследования: процесс социализации личности школьника-подростка.

Задачи:

  1. Выявление ситуаций, в которых употребляются нецензурные выражения;
  2. Определение роли и социальной функции ненормативной лексики;
  3. Влияние мата на здоровье человека.

Нецензурная лексика в истории


В русском государстве всегда боролись с употреблением нецензурной лексики. Ещё в 17 веке приезжавший в Москву Адам Оленарий поражался широкому употреблению мата. Эти порочные слова были строго запрещены публично оглашенным указом, даже под угрозой кнута: назначенные тайно лица должны были хватать ругателей и на месте же для публичного позора, наказывать их.

Активно борется со злом сквернословия Православная церковь, которая считаем мат грехом.

В Административном кодексе РФ есть соответствующая статья, предусматривающая за сквернословие штраф или арест до 15 суток.

Но число сквернословящих граждан отнюдь не стало меньше. В настоящее время есть люди, которые пытаются не замечать мата, другие превратили его чуть не в знамя свободы, дав нецензурным выражениям зеленый свет в литературе, кино и прессе, так что для громадных пластов населения его использование стало неотъемлемой частью обычной жизни, вне которой людям уже невозможно представить себя. Как часть нашей речи, изначально являясь грубым просторечием, в настоящее время мат выполняет различные функции.

В прямом, бранном значении мат означает проклятие, пожелание смерти.

К бранной функции мата примыкает трудовая. В процессе трудовой деятельности мат переносится на неодушевленные предметы, препятствия. Агрессивная направленность при частом использовании мата стирается, значительно выветривается.

Социальная роль нецензурной лексики - придание речи экспрессивности – удивления, потрясения, восторга. В этой роли нецензурные выражения соответствуют междометьям «ух ты», «ого», придают речи определенную твердость, весомость.

В сфере коммуникативной мат используется как средство общения малограмотных людей, сводя многообразие русского языка всего лишь к нескольким словам и производным от них. Такая упрощенность, «опущенность» языка прекрасно соответствует упрощенной психической организации.

Есть в мате очень важный социальный элемент – уравнительный. Мат – это всегда обращение на «ты». Легкость и соблазн матерного обращения в том, что оно объединяет людей на биологическом уровне, ведь ругающийся человек всегда чувствует себя «свободным», т.е. не признающим никаких правил приличия.

В своей основе мат крайне антиэстетичен. И, как ни парадоксально, это, кажется, тоже обуславливает его широкую популярность: русский человек панически стесняется красоты, это понятие для него глубоко личное, скрываемое от посторонних.

Употребление нецензурных выражений частью интеллигенции чаще всего носит характер своеобразного конформизма (не оторваться от народа, почувствовать себя частью массы)

Ненормативная лексика используется в СМИ. В художественной литературе бранные слова могут приводиться в качестве иллюстрации, как речь литературного персонажа, это заведомо аморально и противоправно. Автор может использовать в художественном произведении ненормативную лексику как вызов общественному мнению, грубо нарушает общественную нравственность, это можно квалифицировать как хулиганство.

В современном обществе мат пышно расцветает в молодежной среде. Причина употребления ненормативной лексики молодыми людьми – агрессивность и нигилизм.

Результаты исследования употребления ненормативной лексики среди школьников-подростков

Опрос №1

Цель: узнать используют ли школьники в своей речи нецензурные выражения

Таблица 1. Использование нецензурных выражений

Мальчики Девочки
Да, иногда 91% 83%
Нет 9% 17%

Вывод: уровень загрязнения речи матом выше у мальчиков, чем у девочек.

Опрос №2

Цель: выяснить в каком возрасте школьники начали использовать нецензурную лексику

Таблица 2. Возраст начала использования матов 

Мальчики Девочки
до школы 3% 0%
в период начальной школы 12% 5%
10-13 лет 76% 78%

Вывод: большинство опрошенных начали использовать нецензурную лексику в возрасте 10-13 лет.
Опрос №3

Цель: узнать считают ли подростки, что можно использовать нецензурные выражения, но в нужное время и в нужном месте

Таблица 3. Мнение подростков о мате

Мальчики Девочки
Можно использовать нецензурные выражения, но в нужное время и в нужном месте 86% 79%
Уверены, что употребление нецензурных слов в речи является недопустимым 14% 21%

Вывод: большинство опрошенных считают, что можно использовать нецензурные выражения, но в нужное время и в нужном месте

Опрос №4


Цель: определить ситуации, вынуждающие подростков материться

Таблица 4. Ситуации, вынуждающие материться

Мальчики Девочки
показать себя, выделиться 6% 4%
просто так, по привычке 82% 75%
почувствовать себя раскрепощено 3% 9%

Вывод: большинство подростков используют нецензурные выражения просто так, по привычке.

Опрос №5

Цель: определить отношение подростков к использованию ненормативной лексики в СМИ

Таблица 5. Отношение к использованию матов в СМИ

Мальчики Девочки
не обращают на это внимания 62% 53%
резко отрицательно 4% 5%
вполне приемлемо 34% 42%

Вывод: определяя свое отношение к использованию ненормативной лексики в СМИ, большинство респондентов не обращают на это внимания.

Заключение

В ходе работы над проектом, я поняла, что исследование, проведенное мной, позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу. В современном обществе употребление ненормативной лексики приобрело масштабы эпидемии, она проникла в литературу, в кино, в средства массовой информации, для многих матерная речь становится нормой. Школьники-подростки, не имея стойкого иммунитета к этой словесной инфекции, заражены ею уже в начальной школе.

Подростку нужно неустанно объяснять, что сквернословие – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами.

Общество нуждается в программах, которые сегодня могут благотворно повлиять на проблемную семью и помочь детям. Как показывает практика, необходимо как можно раньше показать подростку, что есть другие формы общения. «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса», - отмечал А. Макаренко.

Употребление ненормативной лексики связано, прежде всего, с эмоциональным состоянием подростка: больше половины подростков употребляют нецензурные выражения именно потому, что «не могут выразить свои эмоции другими словами». Что касается использования ненормативной лексики для оскорбления другого, то почти каждый десятый употребляет ненормативную лексику для этой цели. Лишь небольшая часть подростков утверждает, что использование нецензурных выражений – результат влияния их ближайшего окружения. Для многих подростков употребление ненормативной лексики является привычкой.

Исследование подтвердило и показало, что для искоренения сквернословия в подростковой среде необходимо: принять решение не сквернословить; уметь противостоять влиянию среды; использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний; не брать плохой пример со своих сверстников; искоренять сквернословие в семье; учителя должны показывать пример культуры общения; ввести уроки этикета и хороших манер для школьников-подростков.

Список использованной литературы

  1. Анисимов В. Обойдемся без выражений! Сквернословие как проявление вербальной агрессии //Здоровье детей. – 2009. - №1. – С.13-14.
  2. Гаряев П.П. Аспекты волновой трансляции генов. – М., 2011.
  3. Нефедов А. Управление реальностью.  - Минск: «Книжный дом», 2008.
  4. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Агрессивный подросток // Дитя человеческое. - 2008. - № 1. - С. 14-20.
  5. Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: