Развивающая игра для детей с ОВЗ «Весёлые кубики»

Тематика: 
Автор: 
Стречень Анфиса Сергеевна
Руководитель: 
Старикова Виктория Викторовна
Учреждение: 
МБОУ Костомукшского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А.С. Пушкина»
Класс: 
9

Автор готового творческого проекта по технологии на тему "Развивающая игра для детей с ОВЗ «Весёлые кубики»" ставит целью работы разработать и изготовить развивающие игры для детей с ОВЗ «Весёлые кубики», которые бы можно было использовать на занятиях по развитию мелкой моторики.

Подробнее о проекте:


В ученической творческой работе по технологии "Развивающая игра для детей с ОВЗ «Весёлые кубики»" ученица 9 класса ознакомилась с литературой по теме «Виды детских кубиков» и собрала информацию для выявления спроса на проектируемый объект. Перед тем, как приступить к изготовлению кубиков, школьница проанализировала, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже и разработала технологическую карту своего варианта кубиков.

В индивидуальном творческом проекте по биологии о создании развивающей игры для детей с ОВЗ ученицей 9 класса был подобран недорогой, лёгкий в обработке материал и изготовлены кубики, которые можно использовать для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ. В конце проекта дается экологическая и экономическая оценка полученного изделия.

Оглавление

Введение
1. Кубики.
1.1. Анализ аналогичных изделий.
1.2. Набор первичных идей.
1.3. Сбор информации для выявления спроса на проектируемый объект.
1.4. Проработка лучшей идеи.
1.5. Определение материальных и финансовых затрат.
1.6. Экологическая и экономическая оценка будущего изделия.
1.7. Выбор инструментов, оборудования и материалов.
2. Технологический этап.
2.1. Технологическая карта.
2.2. Материалы, инструменты.
3. Заключительный этап.
3.1. Экономические затраты.
Заключение
Литература
Приложение

Введение


Актуальность. 5 лет назад в нашей школе были созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Раньше эти ребята занимались в реабилитационном центре, а сегодня они имеют возможность получить образование вместе с нами со своими сверстниками. С этими ребятами учителя работают индивидуально. Кабинет, где занимаются дети, находится рядом с нашими мастерскими. Мы всегда встречаемся с ребятами, когда идём на уроки технологии. Я познакомилась с Гришей и Ксюшей.

Гриша и Ксюша обучаются по адаптированной программе 8 вида. Людмила Антоновна, учитель, который работает с этими ребятами, рассказала нам о том, что параллельно с коррекционной работой она проводит и развивающее обучение, что позволяет не только «корректировать» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности ребёнка, что для них нужны определенные условия, при которых ребенок будет расти и развиваться. Такими условиями являются: развивающая предметная среда (игровые и развивающие предметы, игрушки, детская библиотека) и содержательное общение со взрослыми.

Обоснование проблемы. Школа приобрела игровой набор «Черепашка». Но одного набора недостаточно, да и у него есть несколько недостатков. Он большой, тяжёлый и ребятам уже не интересен. Учитывая эти недостатки и тот фактор, что ведущей деятельностью детей с ОВЗ является игра, я пришла к выводу, что необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, их можно сделать и самостоятельно. И я решила изготовить многофункциональные развивающие кубики для занятий детей с ОВЗ, для достижения различных задач учителя, а также эти «Весёлые кубики» ребята могут использовать в свободной деятельности.

Цель моей работы разработка и изготовлениеразвивающей игры для детей с ОВЗ «Весёлые кубики» по развитию мелкой моторики.

Гипотеза: с кубиками можно не только играть, но и обучаться.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Ознакомиться с литературой по теме «Виды детских кубиков».
  • Сбор информации для выявления спроса на проектируемый объект.
  • Проанализировать, какие аналогичные изделия уже разработаны и имеются в продаже.
  • Разработать технологическую карту своего варианта кубиков.
  • Подобрать недорогой, лёгкий в обработке материал.
  • Изготовить кубики.
  • Создать презентацию по данной теме для защиты проекта.

Проектным продуктом будут развивающие кубики.

Научная новизна проекта: мобильность изделия.

Практическая значимость: данную развивающую игру для детей с ОВЗ «Весёлые кубики» можно использовать для развития ребенка его логического и пространственного мышления, развития фантазии, моторики и координации рук. Дети приобретут навыки завязывать и развязывать шнурки, застёгивать молнию, кнопки, пуговицы, липучки.

Кубики


Кубики знакомы десяткам поколений детей, и у этой игры есть одна важная особенность: в ней наилучшим образом реализован принцип обучения ребенка через игру.

Кубики - самая популярная детская развивающая игрушка. Благотворное влияние игры с ними на развитие ребенка было доказано учеными в ходе многочисленных исследований. Какими бы кубиками ни играл ребенок, эта игра направлена на обучение: изучение букв или цифр, форм или цветов, осознание физических законов или первое понимание связи причины и следствия.

Впервые о роли кубиков для развития детей рассказал в ХVII столетии английский философ Джон Локк. Он описал игру, которая вскоре стала чрезвычайно популярной – кубики с алфавитом, подчеркивая достоинства обучения детей с помощью игр. С тех пор игрушки для детей стали восприниматься как необходимые предметы, а не как бесполезная прихоть.

В XIX столетии на небольших деревообрабатывающих и полиграфических фабриках Западной Европы и США уже производили кубики. На некоторые из них наносили изображения, символы, буквы и слова. Играя с ними, дети легче осваивали чтение и знакомились с интересными сюжетами. Другим популярным видом были деревянные кубики для конструирования сооружений и игры с формами. И по праву могут называться прообразом современных конструкторов.

С каждым годом появляются новые виды кубиков из различных материалов: мягкие кубики, кубики пластмассовые, из которых дети сооружают устойчивые строения, кубики с магнитами – для облегчения скрепления деталей и др. Сегодня они широко используются в различных развивающих методиках: кубики Зайцева, развивающие кубики Никитина, динамические кубики Чаплыгина, сенсорные кубики в системе Монтессори.

Почему игры с кубиками полезны?

Когда малыш увлеченно строит башню из кубиков, может казаться, что он просто играет, но в это время ребенок:

  • развивает математические способности: узнает, что такое количество, форма, вес, объем, учится сортировать и группировать предметы;
  • экспериментирует с явлениями гравитации и баланса, что улучшает координацию глаз и мышц;
  • тренирует воображение, учится выражать идеи, планировать и творить;
  • осознает взаимосвязь действия и результата.

Кубики не раз становились объектом внимания ученых, и они доказали положительное влияние игры на развитие ребенка, которая стимулирует:

  • пространственное мышление (для создания сооружения ребенку приходится мысленно проанализировать положение кубиков, представить их со всех сторон);
  • умение принимать решения (ребенок постоянно анализирует положение деталей и свои возможные действия, выбирает лучшее решение и воплощает задуманное);
  • эмоциональное и речевое развитие (игры в этом возрасте проходят под присмотром родителей, а чем больше они общаются с ребенком, тем лучше его речевое развитие. При этом совместные игры с кубиками развивают отношения детей и родителей, ускоряют социальное и эмоциональное развитие ребенка).

Виды кубиков

Мягкие кубики. Такие кубики считаются довольно экологичными, поскольку полностью изготовлены из натуральных текстильных материалов. Они имеют яркие цвета, приятны на ощупь, прекрасно подходят даже для самых маленьких, так как, благодаря своей мягкой текстуре абсолютно безопасны – ими нельзя пораниться, ушибиться или получить травму, наступив на них.

Кубики – конструкторы. Такой вид кубиков может быть изготовлен из пластика или дерева. Игрушка представляет собой набор кубиков разнообразных цветов и форм. Из кубиков- конструкторов можно построить множество интересных сооружений и придумать разные игровые вариации с их использованием.

Кубики с азбукой. Отличный вариант для того, чтобы научить ребенка первым буквам и подготовить его к чтению. Обычно такие детские кубики изготавливают из пластика, они имеют на своей поверхности изображения букв, а рядом с буквой обычно изображаются животные или растения для наглядного примера малышам.

Кубики на липучках. Обычно, это одна из вариаций мягких кубиков. Они также полностью текстильные и безопасные. Но такие игрушки предлагают больший вариант для игр. Между собой они соединяются с помощью липучки и получается своеобразный веселый паровозик, в котором ребенку нужно правильно соединить цифры или буквы. Такие кубики прекрасно развивают логику, мышление, память и обучают ребенка цветам.

Кубики – погремушки. Это один большой кубик, изготовленный из текстиля, но содержащий внутри специальный колокольчик. Игрушка предназначена для новорожденных, и используется в качестве обычной погремушки. Такие кубики тоже делают яркими и с различными рисунками, привлекающими внимание малышей.[1]

Несмотря на огромное разнообразие игрушек, кубики не теряют популярность и уже несколько столетий остаются неизменными спутниками детей во всем мире. Как развивающие игрушки для детей они интересны в любом возрасте. Кубики на первый взгляд кажутся простой и понятной игрушкой, но их потенциал огромен.[2] Особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что с кубиками можно не только играть, но и обучаться.

Анализ аналогичных изделий


В магазинах города имеется разнообразный вариант развивающих игрушек. Большое количество бизибордов, мягкие книжки, игрушки на руку и т.д., такое же количество и в Интернет-магазинах.

Результат наблюдений я представила в виде следующей схеме:

кубики 1

Вывод: проведя мини-исследование ассортимента развивающих игрушек, я выяснила – предлагается много красивых, качественных, но очень дорогих; чаще дешёвых однотипных моделей, из тканей не лучшего качества и повторяющихся в различных сочетаниях.

Мое изделие должно отвечать следующим требованиям, быть:

  • безопасной
  • функциональной
  • красивой и яркой
  • аккуратно выполненной
  • не очень сложной в изготовлении

Проанализировав увиденные развивающие игрушки, я нашла много интересных идей для своего проекта и поняла, что смогу изготовить развивающие кубики своими руками из подручных материалов. Во-первых, они не потребуют больших материальных затрат. Во-вторых, я смогу украсить их аппликацией в виде цифр, букв, различных предметов, которые смогут развивать мелкую моторику.

Набор первичных идей

кубики 2

Вывод: По результатам анализа, наиболее оптимальный вариант № 2, так как соответствует большинству предъявленных выше требований. Возьму его за основу для своей игрушки.

Простота технологии изготовления, доступность материалов, небольшие материальные затраты, а также функциональность данной модели позволяют мне сделать вывод об удачном выборе образца для осуществления проекта.

Сбор информации для выявления спроса на проектируемый объект

В нашей школе по адаптированным программам обучаются 16 ребят. Я провела опрос среди 10 учителей, которые обучают этих ребят. На вопрос: «Нужны ли детям с ОВЗ развивающие кубики?» 9 учителей ответили положительно, 0- ответили «нет», 1- «затрудняюсь ответить». Можно сделать вывод, что практически все учителя согласились с тем, что детям с ОВЗ нужны развивающие кубики.

Выбор окончательного варианта и проработка его

Когда я рассматривала разные варианты кубиков, я решила, что буду шить четыре кубика из тканей разного цвета. Один кубик будет с аппликацией цифр из флиса, второй кубик – с аппликацией букв из вельвета, третий и четвертый с сюжетной аппликацией, с использованием пуговиц, липучек, молний, кнопок, шнурков. С помощью таких кубиков учитель сможет знакомить ребенка и с цветом, и с окружающим миром, а также с цифрами и буквами. В итоге у меня может получиться замечательная обучающая и развивающая игрушка из ткани с аппликацией.

Определение материальных и финансовых затрат

Для выполнения проекта мне понадобятся: мягкая яркая х/б ткань; флис, фетр и фланель разных цветов; синтепон; резинки; поролон; флизелин; иглы ручные; ножницы и мел; бумага для выкроек; пуговицы; бусины; тесьма; шнурки, бумага и краски для эскизов.

Затраты на изготовление изделия, я думаю, будут не велики, так как практически все материалы есть у меня дома.

Потратить я планирую приблизительно 1000 рублей. Я считаю, что это не превышает стоимости изделия в магазинах. Поэтому можно сделать вывод, что мой проект оправдывает себя на первоначальном этапе с экономической точки зрения.

Экологическая и экономическая оценка будущего изделия

Плюс моего изделия в том, что практически все материалы, используются вторично. И даже, когда у кубиков закончится срок службы, то многие материалы, из которых они сделаны, можно использовать повторно в других изделия такого же плана. Это является плюсом и с экономической, и экологической точки зрения.

Выбор инструментов, оборудования и материалов

Для изготовления кубиков мне понадобятся: ручная игла, портновские булавки, карандаш, линейка, портновский мел или обмылок, швейная машина с электрическим приводом, ножницы, утюг, проутюжильник, гладильная доска, мягкая яркая х/б ткань; флис, фетр и фланель разных цветов; синтепон; резинки; поролон; флизелин; иглы ручные; ножницы и мел; бумага для выкроек; пуговицы; бусины; тесьма; шнурки, бумага и краски для эскизов.

При выполнении практической работы необходимо соблюдать технологическую дисциплину и культуру труда.

Технологическая карта последовательности изготовления своего варианта кубиков


Изучив модель кубиков, я продумала подробную технологическую последовательность обработки игрушки.  Весь процесс изготовления игрушки состоит из этапов, которые показаны в технологической карте. И так, я начинаю работу над игрушкой, которая будет относительно несложной по исполнению, но требует, как и все изделия декоративно-прикладного искусства, аккуратности и внимания.

Экономические затраты

Себестоимость изделия без учета расходов на оплату труда:

С = С1 + Со,

где С1 - стоимость материалов (прямые затраты)

Со - стоимость оборудования и инструментов (косвенные затраты)

Так как я не приобретала оборудование, а лишь его использовала, то в стоимость изделия включила лишь амортизационные отчисления (Ао) в размере 5% от стоимости оборудования (Со) (приложение 12):

Ао = Со *5% : 100% = 8000 * 5 : 100 = 400 руб.

Общую себестоимость я подсчитала по формуле:

С = Cl + Ао = 290 + 400 = 690 руб.

Таким образом, общая себестоимость изделия составила 690 рублей это меньше суммы планируемых ранее затрат. Я была в магазине, и похожие игрушки там стоят от 2500 рублей, а моя работа обошлась мне дешевле. Поэтому шить игрушки самой не только интересно, но и выгодно.

Заключение

Результат полностью оправдал мои ожидания. Мне нравится моя работа, и я считаю, что все задачи, которые я поставила перед собой, выполнены. В конечном итоге я добилась желаемой цели - разработала и изготовила развивающую игру для детей с ОВЗ «Весёлые кубики».

Проанализировав и обработав всю информацию, я подтвердила гипотезу: что с кубиками можно не только играть, но и обучаться.

Мои кубики - это оригинальное и эксклюзивное изделие, красивое и простое в изготовлении. Кубики аккуратно выполнены и идеально подходит для игры с ребятами с ОВЗ.

Теперь, конечно же, я с нетерпением жду встречи с Гришей. Так хочется увидеть его реакцию на мою трудоемкую работу, в которую я вложила всю свою любовь.

Необходимо отметить, что «Весёлые кубики» вызвали интерес не только у Гриши, но также и у детей с нормотипичным развитием.

Несмотря на то, что Гриша только начинает работать и играть с кубиками его учительница уже сейчас отмечает следующие положительные изменения в процессе коррекционно-развивающей работе:

  • активизировалась игровая деятельность и координация движения кистей рук;
  • педагог получил возможность разнообразить свои занятия с помощью представленного социально-ориентированного проекта.

Литература

  1. Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности / авт.- сост. О.А. Нессонова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.
  2. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках / авт.-сост.
  3. Н.А. Пономарева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 107 с.
  4. 3. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д. Симоненко. - М.: Вентана- Граф, 2001. - 288 с.

Приложение 1. Кубики Зайцева

кубики 3

Это специальные кубики, разработанные выдающимся русским педагогом Николаем Зайцевым. Они помогают обучить чтению малышей с задержкой развития речи и психики, аутизмом, а также для салабовидящих и слабослышащих деток. На грани таких кубиков нанесены склады – слоги или комбинации гласных.

Принцип образования складов обусловлен анатомической структурой человеческих связок и усилием, которое применяется для произнесения того или иного фрагмента слова. В зависимости от этих складов (включающих только гласные или также согласные: звонкие или глухие, мягкие или твердые), кубики различаются по цвету, размеру и звуку тарахтящего наполнителя. Из этих кубиков малыши с помощью педагогов складывают слова – как из обычных кубиков с одной буквой на каждой грани.

Приложение 2. Кубики Никитиных

кубики 4

Эти кубики изобрели педагоги Елена и Борис Никитины для самых маленьких детей. Грани кубиков раскрашены в разные цвета, из которых малышу предлагается складывать узоры по образцу карточек, прилагающихся к набору кубиков. Занятия по методике Никитиных развивает логику и системное мышление у маленьких детей, учат комбинировать и определять сходство.

Приложение 3. «Динамические кубики» Чаплыгина

кубики 5

Набор из тридцати кубиков с буквами, причем на десять из них нанесены устойчивые слоги. Данный набор выпускается только в готовом виде с книжкой-шпаргалкой.

Приложение 4. Сенсорные кубики в системе Монтессори

кубики 6

Вот уже более ста лет живёт в мире система образования и воспитания, разработанная выдающимся итальянским педагогом Марией Монтессори.

В центре педагогической системы М. Монтессори стоит сам ребёнок, с его личными внутренними потребностями, особенностями физического и психического развития. Каждый малыш уникален и неповторим, и наша задача заключается в том, чтобы дать любому ребёнку возможность развиваться и обучаться в соответствии с его внутренними потребностями.

Работая с умственно отсталыми детьми, М. Монтессори впервые понимает, что активная работа рук сказывается на развитии мозга. Впоследствии это открытие не только подтвердилось, но и получило широкую известность- кто сегодня не знает о важности совершенствования мелкой моторики и том, как благотворно это сказывается на развитии речи и интеллекта в целом?  

Приложение 5. Анализ аналогичных развивающих игрушек

кубики 7

Приложение 6. Набор первичных идей

кубики 8

Оценка идеи в баллах

Требования к игрушке вариант
из флиса
вариант
из ткани
вариант
из фанеры
вариант
вязаный
вариант
из картона
вариант
из пластмасса
1 Соответствие назначению 5 5 4 5 4 5
2 Функциональность 5 5 4 5 3 4
3 Наличие материала 4 5 3 4 5 0
4 Простота в изготовлении 5 5 3 4 5 2
5 Владение знаниями и умениями, необходимыми для изготовления 5 5 3 3 4 0
6 Цветовое решение 5 5 4 5 3 5
7 Экономичность 4 5 4 4 5 2
Итого: 28 35 25 30 25 18

Приложение 7. Сбор информации для выявления спроса на проектируемый объект

кубики 9

Приложение 8. Выбор лучшей идеи

кубики 10

кубики 11

кубики 12

Приложение 9

кубики 13

кубики 14

Приложение 10. Правила безопасности


При выполнении ручных работ

  • Храните иглу в определенном месте (в игольнице).
  • Во время работы иголки и булавки вкалывайте в игольницу.
  • Нельзя пользоваться ржавой иглой.
  • Брать и передавать ножницы сомкнутыми лезвиями.
  • Не класть ножницы возле движущихся частей машины.

При работе на электрической швейной машине

  • Включать и выключать машину только сухими руками.
  • Убрать с платформы все посторонние предметы.
  • Следить за правильным положением рук.
  • Не отвлекаться во время работы.
  • Заправку машины производить при выключенном электродвигателе.

При работе с утюгом

  • Проверить перед работой исправность электрошнура.
  • Включать утюг только сухими руками.
  • Ставить утюг на подставку.
  • Следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
  • Не отвлекаться во время работы, не оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.

Санитарно-гигиенические требования

  • До начала работы необходимо вымыть руки, чтобы изделие осталось чистым.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено.
  • Необходимо делать перерывы в работе не реже чем через каждые 1,5 часа, чтобы не уставали глаза. Еще лучше чередовать виды деятельности.
  • По окончании работы выключить электроприборы и убрать рабочее место.
  • Не перекусывать нитку зубами; можно поранить губы и язык.

Приложение 11. Технологическая карта последовательности изготовления своего варианта кубиков


п/п
Описание
операции
Фото изображение Инструменты,
приспособления
1 Разметить детали поролона 20*20 и вырезать 40 шт. кубики 15 Карандаш, линейка, ножницы
2 Разметить детали из ткани 80*20 и 20*20 (2 шт.) для каждого кубика и вырезать кубики 16 Линейка, портновский мел, портновские ножницы
3 Нарисовать эскиз аппликации для кубиков на листе бумаги 20*20 кубики 17 Карандаш, акварельная бумага, кисти, гуашевые краски
4 Вырезать шаблоны для аппликации из бумаги кубики 18 Ножницы
5 По заготовленным шаблонам вырезать детали для аппликации из задуманной ткани кубики 19 Ножницы
6 Приложить детали аппликации к основной ткани, приколоть.
Так сделать с каждой стороной квадрата, а потом с каждым квадратом.
кубики 20 Портновские булавки
7 Приметать и притачать детали аппликации к основной ткани. Выполнить ВТО. Так сделать с каждой стороной квадрата, а потом с каждым квадратом кубики 21 Иголка, нитки, швейная машинка, утюг, проутюжильник
8 Приметать и притачать детали аппликации к основной ткани и липучки. Выполнить ВТО. Так сделать с каждой стороной квадрата, а потом с каждым квадратом. кубики 22 Иголка, нитки, швейная машинка. Утюг, проутюжильник
9 Пришить резинки с бусинами, вшить молнию. кубики 23 Иголка, нитки, швейная машинка
10 Детали «крону» и «ствол» пришить к синтепону. Приметать и притачать детали аппликации к основной ткани. Выполнить ВТО. кубики 24 Иголка, нитки, швейная машинка. Утюг, проутюжильник
11 Бусина насадить на нитку, края нитки закрепить машинной строчкой. кубики 25 Иголка, нитки, швейная машинка
12 Сметать, стачать полоску будущего квадрата в кольцо, ширина шва 10 мм. кубики 26 Иголка, нитки, швейная машинка
13 Приметать, притачать верхнюю часть и нижнюю часть кубика оставляя отверстие для наполнителя. Так сделать с каждым квадратом. кубики 27 Иголка, нитки, швейная машинка
14 Вывернуть кубик на лицевую сторону, выправляя углы. Так сделать с каждым квадратом. кубики 28 Палочка.
15 Заполнить кубики поролоном и зашить отверстие потайным швом. кубики 29 Иголка, нитки,
16 Очистить кубики от ниток, мусора. кубики 30 Ножницы


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет