Индивидуальный проект "Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков в школе"
В ходе работы над исследовательским проектом по психологии на тему "Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков в школе" учащаяся 9 класса поставила цель воспитать целостную личность детей, способности творчески мыслить, а также усваивать школьный материал.
Подробнее о проекте:
В исследовательской работе по психологии на тему "Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков в школе" авторка изучает развитие основных высших психических функций: внимания, памяти, мышления и воображения, а также пытается привить детям способности творчески мыслить и индивидуально развиваться.
Оглавление
Введение
1. Задания для творческого самоутверждения
2. Подключение образного мышления и развитие воображения
Заключение
Цель: Воспитание целостной личности ребенка, способной творчески мыслить, усваивать школьный материал и индивидуально развиваться.
Задачи:
- развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества
- развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся
- активизация познавательных интересов - ученье с увлечением
- развитие основных высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения
- воспитание самостоятельности и ответственности
- развитие самоконтроля
- развитие самопознания и овладение навыками саморегуляции
- развитие воображения
Введение
В настоящее время в России в сфере За последние 50 лет школьная нагрузка образования, внедряется множество выросла более чем в два раза. Увеличился и объем
проектов. Все эти проекты домашних заданий. В итоге, чтобы все успеть, мы
направленны на повышение качества вынуждены постоянно спешить, у нас практически не
и вариативности образовательных остается времени на отдых. Мы становимся
программ, развитие интереса к раздражительными и в погоне за объёмом изучающей
процессу обучения у детей с разными программы усваиваем лишь малую часть на уроке, а
образовательными потребностями, придя домой начинаем изучать тему урока сначала.
формирование гармоничной личности Это стало для меня первой отправной точкой в учащегося, самореализацию в жизни. решении проблемы, которая легла в основу моего проекта.
С первого класса мы слышим одни и те же слова: нужно учиться хорошо, учись на пятёрки, сядь не вертись, тишина я сказала и т.д. Конечно же, мы все прекрасно знаем что, новаторы, изобретатели, лидеры, творцы, учёные, не могут вести себя тихо и выполнять задания по шаблону «на пять» все они родом из детства и обязательно должны играть и часто маме или папе нет дела до того, что у их ребенка внутри! А жаль!
Безусловно, ребёнку необходимо получить традиционные базовые знания, научиться управлять собой и сформировать нужные для учёбы навыки. Но при этом важно сохранить его индивидуальность и творческую природу.
Необходимо бережное отношение к детям - к их душам. Детство проходит быстро. И очень бы хотелось, чтобы дети его помнили и, став взрослыми, возвращались мысленно каждый в свою детскую страну и брали из неё все, что им необходимо.
Имея живой интерес к театральному искусству, я хочу предложить свое видение решения насущных проблем. На это и будет направлен, проект «Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков на уроках в школе». В своей работе я использую программы по театру Ершовой А.П. «Уроки театра на уроке в школе»; Клубкова С.В. «Режиссура и педагогика корня»; сборник программ по сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зикевич-Евстигнеевой.
Девиз проекта - творческий человек - внутренне свободный человек.
Итак, этот проект - исследование, дающий устойчивые результаты в освоение трудного материала на уроках в школе.
Составленная мною программа направлена на выстраивание грамотных, конструктивных, творческих взаимоотношений учителя и ребенка, ребенка и ребёнка. Что по моему мнению исключит трения по поводу взаимных ожиданий каждого из субъектов учебно-воспитательного процесса и, действительно, будет способствовать становлению творческой личности ребенка
Уроки театра – мощное средство в решении проблем мотивации школьного обучения, т.к. позволяет учителю самостоятельно, не прибегая к помощи психолога, грамотно взаимодействовать с детьми. Для этого используется система социально-игровых упражнений:
«Приобщение к делу»
Игровые разминки
Задания для творческого самоутверждения
Программа предполагает поступательность в познавательной деятельности каждого ученика и всей группы, обеспечение динамики и последовательности в приобретении знаний.
Давайте рассмотрим на примере фрагментального конспекта урока литературы в 6 классе разработанного учителем по литературе и русскому языку Дорониной Ксенией Николаевной.
Тема урока «Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина»
Тип урока: применения знаний и умений
Цель урока (для учителя): показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять учащимся настроения, чувства авторов, дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово.
Планируемый результат (для учащихся):
- Предметные: определять черты внутреннего сходства А.А. Блока и С.А. Есенина, анализировать стихотворения, проследить, как раскрывается тема природы.
- Метапредметные: уметь определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы
- Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, воспитывать уважительное отношение к труду, прививать интерес к познавательной деятельности.
Актуализация знаний:
- Какой теме посвящены эти стихотворения?
- Отвечают на вопрос
- Формулируют цель урока
- Давайте запишем тему урока – «Родная природа в стихотворениях А.Блока и С.Есенина».
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (сравнить, как поэты изображают родную природу)
(стихотворения посвящены теме природы, авторы описывают в своих стихотворениях родную природу)
Первичное закрепление:
Прежде чем мы перейдем к анализу стихотворений, давайте познакомимся с фактами биографии двух поэтов. Вы работайте в паре с раздаточным материалом, один человек из предложенных фактов выбирает факты о А. Блоке, второй – о С. Есенине.
- Его отец был юристом и преподавал в одном из университетов Варшавы, мать поэта была переводчицей.
- Родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге.
- Раннее детство мальчик провел в доме своего деда по матери в одном в имении Шахматово. Поэт с юных лет полюбил родной уголок, его живописную природу и, когда станет взрослым, будет каждый год приезжать летом в дом деда.
- Родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии в 1895 году.
- Русская деревня, необыкновенная природа средней полосы России, народные песни, частушки.
- Работают с раздаточным материалом. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Применение умений:
Итак, перед вами два стихотворения «О, как проблемных безумно за окном» и «Пороша», начнем анализ
«О, как безумно за окном» «Буря злая» (эпитет), «холод сырой» (эпитет), «ветер воет, замирая» (олицетворение), ужасна ночь (эпитет), объятья холода сырого (метафора), «безумно ревет» (олицетворение), «ужасна ночь!» (эпитет), «бушует ветер, изнывая» (риторические восклицания).
Несомненно, этот подготовленный урок учителем получился и ребята, которые активно принимали участие на уроке, что то запомнили. Да, да, что то запомнили, потому что в дальнейшем, если им снова понадобиться эта тема, они будут вновь погружаться в этот материал, но только уже самостоятельно. Как мы знаем, любой проект зарождается из возникшей проблемы, которую необходимо найти, обозначить и постараться реализовать. Взяв за основу этот конспект урока и добавив в него методические разработки Ершовой А.П. и Клубкова С.В мне кажется, получился «живой» урок который при помощи театральных игровых методик усвоиться быстро а самое главное останется в голове.
Давайте рассмотрим тот же самый конспект урока с использованием этих методик. Конспект урока по литературе в 6 классе «Удивительные и образные звуки поэзии А. Блока и С. Есенина».
Каждый без исключения урок в любой школе можно ощутить как симфонию интонаций человеческой речи, где голос учителя и его интонации гармонируют или составляют диссонанс с голосами и интонациями детей. Именно в театре, где речь актера – специальный предмет обучения, в середине ХХ века была создана классификация словесных действий. Таким образом, театр позволяет неожиданно открыть новую глубину педагогического общения. Чего ждет от детей педагог, ведущий урок? Чтобы они были активными, охотно включались в процесс познания, чтобы развивались их чуткость, внимание к окружающей жизни, чтобы накапливался багаж знаний по всем предметам.
Заключение
Урок, проведённый с использованием приёмов театральных методик позволяет открыть и расширить глубину базовых знаний учеников и наладить коммуникативное общение с учителем и классом. Такая форма урока охотно включает в процесс познания, поддерживает интерес, мотивирует к самообразованию, развивает внимание к окружающей жизни, а самое главное позволяет накапливать багаж знаний по всем предметам.