Индивидуальный проект "Как влияет вес рюкзака на осанку?"

Тематика: 
Автор: 
Родина Татьяна Николаевна
Руководитель: 
Ермакова Елена Владимировна
Учреждение: 
МБОУ «Гимназия Подольских курсантов» г. Подольск
Класс: 
9

В ходе работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Как влияет вес рюкзака на осанку?" учащаяся 9 класса рассмотрела теоретические сведения об осанке и выяснила, влияет ли рюкзак на осанку подростка, если да, то как именно и какие меры можно предпринять, чтобы избежать негативного воздействия.

Подробнее о проекте:


В исследовательской работе по биологии на тему "Как влияет вес рюкзака на осанку?" автор рассматривает научные исследования, рассказывающие, что такое осанка и каким образом можно ее испортить во время обучения в школе и ношения тяжелых рюкзаков с учебниками. Доводы автора аргументированы научными исследованиями в этой области и подкреплены результатами собственного практического опыта.

В рамках выполнения проекта об осанке представлена история возникновения рюкзака и его эволюция, а также приведены расчеты того, сколько должен весить рюкзак в соотношении с ростом и весом подростка, чтобы носить его было безопасно для осанки. Также учащаяся составила рекомендации о том, как правильно выбирать рюкзак для безопасности своего здоровья.

Оглавление

Введение
1. Что такое рюкзак?
2. Что такое осанка?
3. История рюкзака.
4. Как тяжёлый рюкзак влияет на осанку?
5. Сколько должен весить рюкзак?
6. Как правильно выбрать рюкзак?
7. Эксперимент.
Вывод
Заключение
Приложение

Введение


Актуальность работы. Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Осанка детей ухудшается всё больше и больше в сравнении с 90- ми годами, в наши дни при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний, связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.

Цель работы: выяснить, влияет ли рюкзак на осанку подростка, если да, то как именно?

Задачи:

  1. Ознакомиться с историей появления рюкзаков и особенности их комплектации.
  2. Выяснить, каким образом ношение рюкзаков подростком влияет на осанку и как предотвратить её нарушение.
  3. Узнать, какие заболевания могут возникнуть при нарушении осанки
  4. Найти способы восстановления правильной осанки.

Объект: рюкзак.

Предмет: влияние веса рюкзака на осанку подростка.

Гипотеза: вес рюкзака влияет на осанку подростка.

Методы: исторический, анкетирование, анализ, обобщение.

Практическая значимость: результаты исследовательской работы можно использовать на классном часе, рассказать о значимости правильного выбора рюкзака, об осанке подростка. Важно помнить, чтобы позвоночник не искривился в детстве, нужно не только соблюдать правильную посадку за столом, но и не перегружать свою спину тяжёлым рюкзаком. Ведь это может пагубно отразиться не только на внешнем виде, но и на работе внутренних органов.

Что такое рюкзак?

Рюкза́к (от нем. Rucksack — заплечная сумка) — специализированная сумка для длительной переноски на спине различных грузов. Снабжён двумя (реже — одной) косыми (идут от области шеи в бока) лямками, надеваемыми на плечи, а также, в большинстве случаев, ручкой с верхней стороны, стабилизирующими и разгрузочными ремнями, и дополнительными элементами для навесного закрепления предметов экипировки и амуниции, в зависимости от области его применения.

Предшественники рюкзака — армейский ранец, получивший широкое распространение в XVIII—XIX веках, и вещмешок. В настоящее время можно ещё встретить школьные ранцы, а вещмешки до 2015 года входили в стандартный набор армейского снаряжения российской армии. В XX веке были широко распространены простые рюкзаки из брезента, изготавливаемые лёгкой промышленностью и часто сшитые кустарным способом.Основными «пользователями» рюкзаков долгое время оставались спортсмены — туристы и альпинисты.

Школьный ранец (иногда — ученический ранец или школьный портфель) — кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине.

В настоящее время школьники зачастую используют не ранцы, а рюкзаки. Они отличаются от ранцев мягким корпусом. Жёсткий корпус ранца защищает как ребёнка, так и содержимое ранца, а твёрдая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребёнка. Поэтому младшим школьникам рекомендуют покупать именно ранцы.

рюкзак 2

Что такое осанка?


Правильная осанка формируется в  первые годы жизни.Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда.

В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. Осанка – это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.

В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. Осанка обусловлена как наследственностью, так и влиянием различных внешних факторов. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего нарушения осанки встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

История рюкзака

Возраст первого известного рюкзака — свыше пяти тысячелетий. В 1991 году на леднике Симилаун в Эцтальских Альпах в Тироле два немецких туриста нашли мумию тирольского ледяного человека или Эци. 45-летний хозяин заплечного мешка погиб в 3300 году до нашей эры. Лед сохранил и его вещи, в их числе каркас из орешника — основа первого дошедшего до нас «рюкзака». Это деревянная рама с двумя перекладинами, на которую навешивался груз — мешок из шкур.

Специалисты постарались воссоздать первый рюкзак. Его можно было увидеть в Музее естественной истории Дортмунда. Аналоги, кстати, известны в Альпах — традиционные заплечные сумки с деревянной рамой, называемые «kraxe» здесь делают и поныне.

Рюкзак стал удобнее, но все равно походил на своих традиционных предков, учтя весь их положительный опыт. Дорогу дальнейшей эволюции рюкзаков открыли новые материалы и технологии.

История рюкзака, который мы все знаем, по сути, началась в XX веке. Использовать застежки-молнии первым придумал ветеран американской 10-й горной дивизии Джеральд Каннингем еще в 1938 году. Удобная застежка позволила изменить форму рюкзака, эффективней перераспределять вес.

Как тяжёлый рюкзак влияет на осанку?

Дело в том, что в плане ухудшения осанки больше всего уязвимы дети, так как их организм и строение тела находятся в стадии развития. Практически во всех случаях ухудшение осанки из-за рюкзака объясняется тем, что ребёнок неправильно его носит или вес превышает норму. Но так же и форма рюкзака играет немаленькую роль в развитии и ухудшении осанки. Итак, какие же существуют правила ношения рюкзака?

  • главное, чтобы спинка рюкзака была анатомической формы и желательно жёсткой;
  • ширина рюкзака не должна превышать ширину плеч ребёнка;
  • вес не должен превышать норму;
  • верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бёдер;
  • ширина лямок 4-5 см, это необходимо для равномерного распределения веса содержимого.

Ортопедическую жёсткую спинку стали вводить в детские рюкзаки не случайно. Она повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор. Это небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться 4 основная нагрузка.
Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить рюкзак на спине.

Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы рюкзак плотно прилегал к спине ребенка.

Сколько должен весить рюкзак?


Год от года школьные рюкзаки становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес рюкзака с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5 – 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.

С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

  • 1 – 4–х классов – 300г;
  • 5 – 6–х классов – 400г;
  • 7 – 6–х классов – 500г;
  • 10 – 11–х классов – 600

Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:

для учащихся начальной школы:

  • 1-2-е классы – не более 1,5кг;
  • 3-4-е классы – не более 2,5 кг;

2) для учащихся средней школы:

  • 5-6-е классы – не более 2,5 кг;
  • 7-8-е классы – не более 3,5 кг;
  • 9-11-е классы – не более 3,5-4 кг.

Также при выборе рюкзака следует обращать внимание на такие признаки функционального рюкзака как (Приложение№1):

  • вес рюкзака не должен превышать 700 г;
  • конструкция рюкзака должна обеспечивать устойчивую его форму;
  • спинка рюкзака должна быть полужёсткой и сохранять его форму;
  • рекомендуется использовать рюкзака, спинка которых имеет специальные массажные профили;
  • ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35- 40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки;
  • высота передней стенки рюкзака должна составлять 220-260 мм;
  • ширина рюкзака не должна превышать 60-100 мм;
  • длина рюкзака не должна превышать 300-360 мм;
  • материалы, из которых изготовлен рюкзак, должны иметь санитарно – эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.

Подавляющее большинство школьников носят рюкзаки, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Как правильно выбрать рюкзак?

О правильной форме и ношении рюкзака мы узнали, теперь поговорим о весе.

Ежедневно ученики школ вынуждены носить достаточно большой вес. Он складывается из вещей, которые дети берут с собой, а именно:

Учебники, даже в первом классе дети носят достаточно тяжёлые книги, а с годами вес учебников прибавляется, так как добавляются новые предметы. Это и есть основной вес рюкзака.

Тетради и канцелярские принадлежности. Хоть вес и не настолько большой, как у учебников, но он всё же присутствует.

Спортивная форма. Многие дети носят её в небольших сумках, а не в рюкзаках, но её вес тоже стоит учесть.

Сменная обувь. Сейчас во всех школах есть критерий «иметь при себе сменную обувь», так же, как и форму для физ.культуры её носят в сумках. Итого, у ребёнка помимо рюкзака появляется ещё две сумки, имеющие вес. Одну из них дети не носят постоянно, а вот сумку со сменной обувью дети носят каждый учебный день.

Услышав, сколько вещей нужно взять детям, мы понимаем, что точно не обойдёмся маленьким весом рюкзака. Именно поэтому ребёнок должен брать с собой в школу только самые необходимые вещи и учебники, чтобы не превысить норму. Очень важно знать, какая норма у детей разных возрастов.                                              

Рюкзаки- тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными рюкзаками и рюкзаками-легковесами ,побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.

А может быть, причина не только в рюкзаках, но и в учебных пособиях? Для этого я записала все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. Получили следующие результаты (Приложение №2).

Эксперимент


Изучив различную литературу по теме, я решила провести эксперимент со своими учебными пособиями.

Узнать у медицинского работника информацию о состоянии опорно-двигательной системе, в частности об осанке.

Взвесить рюкзак без школьных принадлежностей.

В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

Подвести итоги по позициям:

  • в какие дни самый тяжёлый рюкзак с принадлежностями;
  • в какие дни самый лёгкий ранец с принадлежностями;
  • самый  «тяжёлый» учебный день;
  • самый  «лёгкий» учебный день.

Вывод

Многие книги не соответствовали гигиеническим нормам – 300 гр. для ученика средней школы. Грубые «нарушители»:

  • учебник по алгебре- 410 гр.
  • Учебник по английскому языку - 560 гр.

Перед нами стояла следующая задача: понаблюдать в течение недели за изменением веса рюкзака в связи с недельными учебными нагрузками. Получили следующие результаты (Приложение №3).

Понаблюдав в течение недели за весом рюкзака, обнаружили, что самыми тяжёлыми ранцы бывают во вторник - вес 3,2 кг. Самым лёгким ранец оказался в  среду. Вес в этот день составил - 2,1 кг.

Не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги.

Подвел итоги по позициям.

Самый «тяжёлый» учебный день- вторник.

Самый «лёгкий» учебный день- среда.

Заключение

В результате проведённых нами исследований можно выделить основные причины превышения нормативов веса ранца с ежедневными учебными комплектами:

  • необходимость использования более 1-го учебника по одному предмету при вариативном подходе к обучению;
  • невнимательное отношение ребёнка и родителей к тому, что находится в рюкзаке – зачастую дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы;
  • вес рюкзака без книг превышает 500 г.

Предлагаем следующие основные пути решения проблемы по снижению веса рюкзака с ежедневными учебными комплектами.

Не носить лишнего в рюкзаках.

Проверять рюкзак ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники.

Не покупать тяжёлые рюкзаки, так как у детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.

Внимательно относиться к содержимому рюкзака вашего ребёнка.

Использовать только те учебные пособия и учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу.

Найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома).

При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов.

Организовать хранение сменной обуви и спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы.

Организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

Приложение №1

рюкзак 1


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: