Проект на тему "Антропогенез"

Тематика: 
Автор: 
Гаврилова Елена Борисовна
Руководитель: 
Половохина Татьяна Сергеевна
Учреждение: 
МАОУ «Средняя школа №5 с углублённым изучением химии и биологии» г. Старая Русса
Класс: 
9

В ходе работы над исследовательским проектом по биологии на тему "Антропогенез" учащаяся 9 класса рассмотрела и проанализировала источники информации по теме исследования, дала развернутое определение понятий "человек" и "антропогенез", рассмотрела основные этапы эволюции человека.

Подробнее о проекте:


В исследовательской работе по биологии на тему "Антропогенез" автор изучает теоретическую информацию об антропогенезе, а также исследует положение человека в системе животного мира, приводит аргументы, которые являются неоспоримыми доказательствами антропогенеза человека.

В рамках выполнения проекта об эволюции человека ученицей были изучены и проанализированы справочные материалы по теме исследования, благодаря которым она выделила и перечислила основные причины антропогенеза, представила точки зрения разных ученых на возникновение человека на Земле, а также подробно описала этапы становления человеком в процессе эволюции.

Оглавление

Введение                                                                             
1. Положение человека в системе животного мира.
2. Доказательства антропогенеза.
3. Причины антропогенеза.
4. Точки зрения возникновения.
5. Этапы становления человеком.
Вывод                                                                            
Список литературы                                                           
Приложения                                                                   

Введение


Для начала нужно разобраться в том, что же такое антропогенез.

Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности, антропология, палеоантропология, археология, генетика, лингвистика.

Понятие "человек" относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo. Помимо этого, исследования антропогенеза распространяются и на других гоминид, к примеру, австралопитек. Род Homo отделился от них около 2 млн лет назад в Африке. Раньше существовало несколько видов людей, но большая часть к настоящему времени вымерло. К таким вымершим видам можно отнести эректусов и неандертальцев.

Важнейшим этапом антропогенеза, который отделил человека от других гоминид, стало начало изготовления орудий труда, выявление огня и появление речи.

В последние 50 тыс. лет культура и технология изменяются быстрее, чем в предшествующие эпохи.

История развития эволюции человечества необыкновенна. Я считаю, что каждый человек должен знать свою историю, свою историю происхождения. Именно поэтому я решила, что моей темой проекта станет антропогенез.

Положение человека в системе животного мира

В эмбриональном развитии человека есть черты, характерные для всех представителей типа хордовые: хорда, нервная трубка на спинной стороне зародыша, жаберные щели в глотке.

Человек принадлежит к подтипу позвоночные. Это можно понять по развитию позвоночного столба, местонахождение сердца на брюшной стороне тела, наличие двух пар конечностей.

Помимо этого, человек принадлежит к классу млекопитающих. Об этом свидетельствует четырёхкамерное сердце, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, теплокровность, волосы на поверхности тела, зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).

Для подкласса плацентарных характерно развитие плода в теле матери и питание его через плаценту. Удивительно, но это тоже относится к человеку.

Человек относится к отряду Приматов. Это свидетельствует конечности хватательного типа, ногти на пальцах, хорошо развитые ключицы.

Редукция хвостового отдела позвоночника, аппендикс, четыре основные группы крови, многочисленные извилины на полушариях головного мозга-всё это позволяет отнести человека к подотряду человекообразных обезьян.

Несмотря на все ранее перечисленные признаки, в эмбриональном периоде развития у зародыша закладываются двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия, а это признаки рыбообразных предков.

Все данные высказывания позволяют нам сделать вывод о том, что основные черты строения и эмбрионального развития четко определяют положение вида Человек разумный в типе Хордовых, подтипе Позвоночных, классе Млекопитающих, отряде Приматов, подотряде человекоподобных обезьян.

Доказательства антропогенеза


Для начала нужно понять, что существует несколько основных доказательства антропогенеза:

  • Палеонтологическое
  • Эмбриологическое
  • Сравнительно-анатомическое

Теперь разберём каждое доказательство по отдельности.

Палеонтологическое доказательство

Ископаемые остатки — основа восстановления облика древних организмов.

Именно благодаря им сейчас мы можем знать нашу историю эволюции. Сходство между ископаемыми и современными организмами даёт нам понять то, что антропогенез-это не выдумки.

Учёные предполагают, что прародина человека располагалась на территории северо-восточной части Африки, Южной и Центральной Азии, юго-востока Европы.

По мнению исследователей, предками древнейших людей являлись двуногие человекообразные обезьяны, которые в свою очередь близки к африканским австралопитекам.

К древним людям относят остатки, найденные в разных местах, объединяемые в группу неандертальцев (неандерталец, Родезийский человек и др.)

К палеонтологическим доказательствам относятся:

  • Окаменевшие остатки
  • Отпечатки древних организмов
  • Переходные формы
  • Филогенетические ряды

Эмбриологическое доказательство

Эмбриологическое доказательство заключается в том, что в процессе внутриутробного развития человеческий зародыш проходит стадии, которые характерны для более примитивных существ.

Существует так называемый закон Карла Бэра, согласно которому все зародыши проходят стадии, которые проходил их вид в эволюционном развитии.

У головастиков лягушек развивается плавник, уже есть жабры – это наглядное повторение признаков, которые характерны для их предков – рыб.

Сравнительно-анатомическое доказательство

Сравнительно-анатомические доказательства заключается в сравнении органов и тканей человека с органами и тканями других животных. С менее родственными животными человек обнаруживает меньше сходства, но и у него есть волосяной покров, губы, молочные железы, как у других млекопитающих.

Атавизмы и рудименты - это тоже сравнительно-анатомическое доказательство.

Атавизмы – это изредка появляющиеся у современных людей признаки далеких предков. Они доказывают то, что у нас сохранилась генетическая информация о признаках, характерных для далеких предков. К атавизмам относится сплошной волосяной покров на теле и многососковость.

Рудименты – это сохранившиеся остатки органов, которые были нужны нашим предкам, но потеряли актуальность для современных людей. Примером рудиментов является аппендикс.

В строении нынешнего человека и других животных можно найти признаки древних предковых форм, которые также являются доказательством антропогенеза. К примеру, можно привести копчик, который представляет собой деформированный хвост.

Переходные формы же свидетельствуют о филогенетической преемственности, соединяя в своём строении черты высших и низших классов.

Причины антропогенеза


Принято разделять причины антропогенеза на биологические и социальные.

Давайте разберёмся с каждой группой отдельно.

К биологическим причинам относят:

  • Наследственность
  • Изменчивость
  • Изоляция
  • Борьба за существование
  • Естественный отбор

К социальным причинам относят:

  • Труд
  • Речь
  • Сознание
  • Общественная жизнь
  • Культура

На эволюцию человека оказали влияние, как и биологически причины, так и социальные. В народе существует пословица: «Труд сделал из обезьяны человека». Вот одна из социальных причин развития человека. Для того чтобы выжить, человек должен был трудится. А для того чтобы облегчить свой труд, он должен был развивать свой мозг.

Точки зрения возникновения

Существую 3 точки зрения возникновения антропогенеза:

  • Религиозная
  • Философская
  • Научная

Думаю, что стоит уделить каждой отдельное внимание.

Религиозная точка зрения возникновения антропогенеза

Религиозная точка зрения опирается на веру и предание. Обычно данная версия не требует каких- либо дополнительных доказательств и подтверждений.

Философская точка зрения возникновения антропогенеза

Философская точка зрения полагается на первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ составляет свою картину мира.

Научная точка зрения возникновения антропогенеза

Научная точка зрения заключается в том, что в ходе экспериментов и наблюдений устанавливаются факты возникновения. Когда обнаруживается новый факт, люди выдвигают гипотезу по отношению данного факта, а после доказывают её с помощью дополнительных экспериментов и наблюдений.

Этапы становления человеком

Всё современное человечество принадлежит к одному виду. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей.

Всего определенно 7 основных стадий того, как наши самые дальние предки стали быть похожими на современного человека. Думаю, что стоит рассмотреть каждый этап отдельно и понять, что на каждом из них происходило.

Выделяют три большие расы: негроидную (чёрную), европеоидную (белую) и монголоидную (жёлтую). Каждая из них делится на малые расы.

Особенности цвета кожи, волос, глаз, формы носа, губ, черепа- всё это признаки различия между расами.

Вывод

На всей нашей огромной земле так много не похожих на друг друга людей. Все мы разные, но у всех нас одна история.

В ходе проекта я поняла, что оказывается существует далеко не одна версия возникновения антропогенеза, а не несколько. Все эти версии настолько разные, но настолько интересные.

Конечно в современном мире ведущую роль стали играть социальные факторы, но несмотря на это вся человеческая жизнь подчинена биологическим факторам.

В наши дни влияние таких факторов как, естественный отбор, волны численности и изоляция значительно снизились. Здесь много причин, но главная- развитие медицины. Вместе с тем мутационный процесс всё также имеет место. В ближайшем будущем, в биологическом облике человека, ждать заметных изменений не приходится. Единственное направление, в котором человек продолжит эволюционировать,- приобретение резистентности к заболеваниям, которые по сей день чреваты летальным исходом.

Я думаю, исследования, по выяснению перспективы дальнейшей эволюции человеческого рода, наверняка будут производится ещё долго, т.к. их результат носит лишь предположительный характер, как и теория антропогенеза. Поэтому человечество вряд ли когда-нибудь сможет утолить интерес к своему происхождению и реальных перспектив своего рода. Мы же с вами, в свою очередь, можем интересоваться, что такое антропогенез, и решать, имеет ли место он быть в нашей жизни.

Список литературы

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 классы, 2004.
  2. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология 9 класс, 2011.
  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Для средних специальных учебных заведений. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1995.
  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  5. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  6. Вилли К., Детье В. Биология. М.: Мир, 1975.
  7. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1-3. М.: Мир, 1990.

Приложения

антропогенез 1

антропогенез 2

Время появления признака, до н.э.

Признаки, характерные для людей

Стадия антропогенеза

Представители среди ископаемых форм

Масса мозга, г

Распространение по планете

Более 10 млн лет

Прямохождение

Отдельные ветви гоминидов

Австралопитек

Около 500

Индия, Африка

4,5-1,75 млн лет

Использование различных предметов

Прегоминидная

Австралопитек

Около 500

Африка, Азия

2 млн лет

Изготовление орудий

Человек умелый

750

Африка

Ранние формы-2,6 млн лет, расцвет-600-400 тыс. лет

Поддержание огня, речь, простые формы коллективной деятельности

Древнейшие люди

Человек прямоходящий (питекантроп)

850-1100

Африка, Западная и Центральная Европа, Индонезия, Восточная Азия

Ранние формы-1,5 млн лет, расцвет-250-40 тыс. лет

Добыча огня, сложные формы коллективной работы, забота о ближних, речь типа лепета

Древние люди

Неандерталец

До 1500

Европа, Африка, Азия

Менее 40 тыс. лет

Настоящая речь, мышление, искусство

Современные люди

Кроманьонец

Около 1400

Европа, Африка, Азия Австралия, Америка

Менее 10 тыс. лет

Развитие сельского хозяйства, промышленного производства, техники, науки

Около 1400

Всесветное


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет