Проект "Биоритмы жизни"
В данном творческом мини-проекте по биологии на тему "Биоритмы жизни" автор выясняет, как хронотип влияет на умственную работу ученика, что такое биоритмы и их роль в жизни человека. Учащаяся школы рассматривает примеры разных биоритмов и дает характеристику каждого из них.
Подробнее о проекте:
В авторском творческом проекте по биологии "Биоритмы жизни" учеником было дано определение понятия "биологические ритмы", приведена полная классификация биоритмов и охарактеризован каждый из них, а также подробно рассмотрено понятие "суточные биоритмы", описаны их виды, дан обобщающий портрет людей "жаворонков" и "сов".
Автор творческого проекта по биологии на тему "Биоритмы жизни" изучил, что такое недельные ритмы, месячные ритмы, годичные ритмы, внешняя и внутренняя регуляция биоритмов, а также указал на внешние и внутренние факторы, нарушающие биоритмы организма человека. В практической части проекта учащаяся провела исследование суточного хронитипа и в соответствии с полученными данными составила оптимальный для себя график дел на день.
Оглавление
Введение
1. Понятие биологического ритма.
2. Классификация биоритмов.
3. Суточные биоритмы.
4. «Совы» и «Жаворонки».
5. Недельные ритмы.
6. Месячные ритмы.
7. Годичные ритмы.
8. Внешняя и внутренняя регуляция биоритмов.
9. Внутренние и внешние факторы, нарушающие биоритмы организма человека.
10. Исследование суточного хронотипа.
11. Влияние биоритмов на интеллектуальную активность.
Вывод и рекомендации
Список литературы
Введение
Каждый человек знает, когда ему чистить зубы, потреблять пищу, мыть руки, когда ложиться спать. Из разговора со своими сверстниками я заметила, что некоторые бодро приступают к занятиям, готовы с интересом получать новые знания, другие же, приходят на учебу не выспавшимися, раздражительными.
Цель: выяснить как хронотип влияет на умственную работу ученика, что такое биоритмы и их роль в жизни человека.
Объект исследования: ученик МБОУ Гимназии имени Подольских курсантов, Московская область, город Подольск, микрорайон Климовск.
Гипотеза: знаниесвоего хронотипа – залог здоровья.
Задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования в целях определения основных теоретических понятий и положений исследования;
- Подобрать соответствующие методики диагностики;
- Разработать рекомендации по улучшению работоспособности и упорядочиванию режима дня учащихся, оптимизации собственной учебной деятельности.
- Понятие биологического ритма
Биологические ритмы – циклические колебания интенсивности ихарактера биологических процессов и явлений. Одни биоритмы относительно самостоятельны (частота сокращений сердца, дыхания), другие связаны с приспособлением организмов к геофизическим циклам — суточным, месячным и годичным.
Классификация биоритмов
Биологические ритмы распределяют на несколько типов:
- Микроритмы — это ритмы с высокой частотой (с периодом долей секунд до 30 минут).
- Мезоритмы — это ритмы средней частоты (от 30 минут до 6-7 дней).
- Макроритмы — это ритмы с высокой частотой (до 1 года).
- Мегаритмы — это многолетние ритмы.
Теперь обратимся к классификации геофизических циклов.
Суточные биоритмы
Суточные или циркадные биоритмы — циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды:
- печень - с 1 до 3 часов ночи;
- легкие - с 3 до 5 часов утра;
- толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;
- желудок - с 7 до 9 часов утра;
- селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;
- сердце - с 11 до 13 часов дня;
- тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;
- мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;
- почки - с 17 до 19 часов вечера;
- органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;
- органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;
- желчный пузырь - с 23 до 1 часа ночи.
Это время максимальной активности человека в его суточном биоритме.
«Совы» и «Жаворонки»
Многие из нас замечали, что кто-то с легкостью может вставать в 4-5 утра, целый день работать и рано ложиться спать, а кому-то наоборот тяжело жить с такой системой. Ученые заинтересовались таким явлением, провели ряд экспериментов и выявили следующие хронотипы - особенности суточных ритмов организма человека: жаворонки, совы и голуби. В чем же их отличие?
Люди с хронотипом «жаворонок» способны просыпаться рано утром, быть бодрыми в первую половину дня и рано готовиться ко сну. «Совы» в свою очередь засыпают поздно ночью и встают поздно утром, и зачастую работоспособны во второй половине дня. Но люди с такими хронотипами встречаются достаточно редко, поэтому выделили третий тип - «голуби». К ним относятся практически всё население Земли. Такие личности могут спокойно приспособиться к утреннему и вечернему режиму. Допустим, встают по будильнику в 8 утра, целый день посвящают занятиям, работе и засыпают примерно не позже 12-ти часов вечера.
Недельные ритмы
Помимо суточных ритмов, так же бывают недельные. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.
Недельному ритму подвержены не только физические, но и психические силы. Так, в воскресенье жизненные силы человека активнее, нежели в другие дни.
В понедельник проялвяется неактивность, то есть людям труднее собраться и сосредоточиться.
Во вторник же вовсе наоборот, человек отличается повышенной возбудимостью.
Среда — это день, когда нервная система усиливает свою деятельность, повышается активность мышления и восприимчивость.
По четвергам человек более разговорчив и комуникабелен.
Пятница отличается своей повышенной эмоциональной активностью и более тонкой чувствительностью.
Суббота же дает человеку физически и психологически отдохнуть, то есть это день накопления сил.
Да, строго жить по такому расписанию практически невозможно, но если учитывать особенности каждого дня, то контролировать себя вполне возможно.
И конечно, распределяя свою рабочую неделю, надо учитывать следующие факторы:
- в понедельник не рекомендуется слишком сильно себя нагружать, так как это день конфликтов, инфарктов и инсультов;
- выбирайте вторник, среду и четверг для активных умственных действий;
- в пятницу лучше тоже себя сильно не нагружать, это день спокойной и размеренной работы.
Месячные ритмы
В отличие от недельных биоритмов, месячные ритмы существуют буквально в природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света.
Годичные ритмы
Годичные ритмы – одни из наиболее универсальных в живой природе. Закономерные изменения физических условий в течение года вызвали в эволюции видов множество самых разнообразных адаптаций к этой периодичности. Наиболее важные из них связаны с размножением, ростом, миграциями и переживанием неблагоприятных периодов года.
Чем резче сезонные изменения внешней среды, тем сильнее выражена годовая периодичность жизнедеятельности организмов. Осенний листопад, различные диапаузы, спячка, запасание жиров, сезонные линьки, миграции и т. п. развиты преимущественно в странах умеренного и холодного климатов, тогда как у обитателей тропиков сезонная периодичность в жизненных циклах выражена менее резко.
Годичные ритмы у многих животных эндогенны. Такие ритмы называются цирканными. Так, животные Южного полушария, содержащиеся в зоопарках Северного, размножаются чаще всего зимой или осенью, в сроки, соответствующие весне и лету на их родине. Австралийские страусы в заповеднике Аскания-Нова откладывали яйца зимой прямо на снег.
Собака динго приносит щенков в декабре, когда в Австралии конец весны. С устойчивостью сроков размножения в годовом цикле приходится считаться при интродукции и акклиматизации видов. Сильные оттепели зимой, заморозки летом обычно не нарушают сезонных изменений у растений и животных.
Внешняя и внутренняя регуляция биоритмов
Для того, чтобы организм нормально функционировал, нужно чтобы все биоритмы были синхронизированы между собой. Если этого не происходит, то организм человека дает определенные сбои. В лучшем случае, он чувствует просто недомогание. В худшем, если сбои продолжительные, то адаптивные способности человека ослабевают и в следствии этого возникают различные заболевания.
Внутренние и внешние факторы, нарушающие биоритмы организма человека
Существуют несколько причин, которые нарушают биологические ритмы в организме человека. Например, самая распространенная, стрессовые ситуации. Если организм чрезмерно долго находится в состоянии стресса, то его защитные механизмы неизбежно дают сбой. Физические и эмоциональные ресурсы заканчиваются. Все это может привести к негативному влиянию на работу иммунной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма.
Такие же сбои в организме могут давать трансмеридианальные перелеты, вахтовый труд, изменение привычных условий жизни.
Исследование суточного хронотипа
Цель эксперимента: определить, какой у меня хронотип.
Объект изучения: организм человека.
Материалы для измерения: медецинский термометр, для измерения температуры тела, секундомер для измерения пульса.
В течении трех выходных дней я каждые три часа измеряла свою температуру тела и пульс в спокойном состоянии.
Дата | Время измерений | Температура тела, t | Пульс, уд/мин |
22.03.21 |
9.00 12.00 15.00 18.00 21.00 |
35,5 36,4 36,6 36,9 36,9 |
75 80 80 85 85 |
23.03.21 |
9.00 12.00 15.00 18.00 21.00 |
35,4 36,5 36,6 36,8 36,8 |
76 81 80 86 86 |
24.03.21 |
9.00 12.00 15.00 18.00 21.00 |
35,5 36,5 36,6 36,8 36,8 |
76 82 81 85 85 |
Исходя из этих данных, я пришла к выводу, что пик активности моего организма наблюдается во второй половине дня в 18.00 (температура — 36.8 t, пульс — 85 уд/мин). Следовательно, мой хронотип — «сова».
Влияние биоритмов на интеллектуальную активность
Цель эксперимента: выявление закономерности моего состояния с моим биологическим ритмом в утренее и дневное время.
Объект изучения: организм человека.
В течение всего дня я отмечала свое физическое и психологическое состояние. Вот что из этого вышло.
По оси Y обозначена оценка моего состояние от 0 до 9. По оси Х — моё состояние. Рассматривая данную таблицу, можно сделать вывод, что с утра моё самочувствие низкое, днем — несколько выше, а вечером — практически замечательное. Следовательно, мне, как «сове», комфортнее работать во второй половине дня, нежели в первой.
Вывод и рекомендации
Данные эксперименты помогли мне узнать себя. Из них я выяснила, что отношусь к типам «сов». Мой пик активности довольно продолжительный, начиная примерно с 15.00 до 22.00. Это поможет в дальнейшем правильно планировать своё время и распределять свои силы, а так же сохранить своё здоровье.
Список литературы
- Н.М. Чернова, А.М. Былова, Общая экология. Учебник, - М.: Дрофа, 2004
- Советский энциклопедический словарь, А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков, Н.Н. Иноземцев, И.Л. Кнунянц, П.Н. Федосеев, М.Б. Храпченко.