Проект "Вот он хлебушек душистый"

Тематика: 
Автор: 
Мартынов Леонид Дмитриевич
Руководитель: 
Земкина Лилия Александровна
Учреждение: 
СОШ №2 им М.К.Аммосова г. Нерюнгри
Класс: 
4

В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру "Вот он хлебушек душистый" учащийся 4 класса начальной школы выяснил, что такое хлеб, какими полезными свойствами он обладает, а также как можно приготовить вкусный хлеб в домашних условиях по простому рецепту.

Подробнее о проекте:


В индивидуальной детской исследовательской работе "Вот он хлебушек душистый" обучающимся 4 класса начальной школы была рассмотрена история появления хлеба, описан хлеб, который был во времена Древней Руси, а также перечислены разновидности хлеба и дана развернутая характеристика каждого из них. Учащийся собрал идеи применения неиспользованного хлеба с пользой.

Ученический проект по истории (окружающему миру) "Вот он хлебушек душистый" содержит описание хлеба в разных странах и особенностей его приготовления. Также в работе рассказывается о блокадном хлебе. В практической части своего исследования школьник приготовил хлеб собственноручно по очень простому рецепту. Следуя рекомендациям автора и предложенному им рецепту, можно испечь хлеб в домашних условиях.

Оглавление

Введение 
1. Что такое хлеб.
2. Для чего нужен хлеб.
3. Истории появления хлеба.
4. Каким был хлеб на Руси.
5. Разновидности хлеба.
6. Хлеб разных стран.
7. Блокадный хлеб.
8. Практическая часть.
8.1. Анкетирование.
8.2. Эксперимент 1.
8.3 Эксперимент 2.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


В жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это мама, мир, солнце. К ним можно отнести и хлеб. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова». Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Его имя на всех языках люди произносят с теплотой и любовью.

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Много людей погибло от голода. В блокадном Ленинграде маленький кусочек хлеба мог спасти целую  жизнь! Я решил пополнить свои знания о хлебе, поделиться этой информацией с учащимися, чтобы их отношение к хлебу стало более бережным. ( Приложение 1)

Цель: путём изучения литературы и интернет источников собрать информацию о хлебе, произвести процесс приготовления хлеба в домашних условиях.

Задачи:

  1. Познакомиться  с историей появления хлеба.
  2. Найти, изучить информацию  о составе и видах хлеба.
  3. Провести анкетирование среди учащихся, выявить их уровень знаний о хлебе.
  4. Провести эксперимент в школьной столовой, определить количество не съеденного хлеба.
  5. Приготовить хлеб в домашних условиях.
  6. Изготовить памятку  «Правила бережного обращения с хлебом».

Гипотеза: если дети будут владеть обоснованной информацией о хлебе, то возникнет осмысленное и бережное отношение к его употреблению.

Предмет исследования: хлеб

Методы исследования: анализ  литературы и интернет источников, анкетирование, эксперимент.

Основные направления работы: изучение литературных и интернет источников, приготовление хлеба в домашних условиях.

Практическая значимость:

  • В процессе работы собран материал, который может быть использован на уроках окружающего мира, технологии, внеклассной работе.
  • Составлен памятка «Правила бережного обращения с хлебом».

Актуальность: если дети будут владеть достоверной информацией о хлебе, то возникнет осмысленное и бережное отношение к хлебу.

Что такое хлеб?

Из словаря Ожегова я узнал, что хлеб – это 1) колосовые растения с мучнистыми зернами; 2) плоды, семена злаков, перемолотые в муку; 3) пищевой продукт, выпекаемый из муки. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос».

Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

Для чего нужен  хлеб?

Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

История появления хлеба


Хлеб – всему голова! Так всегда говорилось у нашего народа. Хлеб с самого его появления очень плотно вошел в питание людей, для одних он был дополнением к еде, у других же - самой едой.

Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Первый хлеб имел вид жидкой каши. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Случайно человек обнаружил, что, если поджаренные зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

Первый хлеб из сброженного теста появился в Древнем Египте. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства.

Хлеб из сброженного теста был не только вкуснее, он дольше сохранялся свежим и лучше усваивался организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко - ценились они дороже.

Каким был хлеб на Руси?

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. Национальным хлебом в России всегда считался черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки.

Белый же хлеб появился в России только во второй половине 19 века. В монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. Старейшим видом белого хлеба являлся московский калач по форме и размеру напоминающий большой висячий замок. Также издавна известны такие названия хлеба как «каравай», «калач», «кулич».

Хлебу поклонялись, его приносили в жертву богам, его всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования. С давних времен хлебом и солью встречают и провожают дорогих гостей. Таков древний обычай. Каравай означает богатство и достаток, а соль древний символ охраны дома от пожара.

Каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малолетства детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое богатство. « Хлеб - наше богатство!» - так часто говорит моя бабушка.

Разновидности хлеба


Наше поколение ест хлеба вдоволь. Сегодня на прилавках магазинов много разных сортов хлеба.

Белый хлеб из пшеницы. Обычный белый хлеб состоит из муки, дрожжей и воды. Белый хлеб выпекают на основе дрожжей. Они образовывают поры, за счет которых хлеб увеличивается в объемах и становится пышным. В некоторые сорта хлеба добавляют соль, специи и различные семена, которые не только придают интересный вкус, а и увеличивают витаминную ценность хлеба. Это хлеб высшего сорта.

Черный хлеб. Русский национальный хлеб, душа российского хлебопечения. Черный хлеб – сорт хлеба, получаемый в результате выпечки теста, приготовленного из ржаной муки при помощи закваски. Такой хлеб называют ржаным. Чисто ржаной хлеб сейчас не выпекается, а черный хлеб, доступный на прилавках, изготавливается из мучной смеси, 85% которой составляет ржаная мука, а 15% – пшеничная

Серый хлеб. Хлеб, который выпекается из муки двух сортов: пшеничной и ржаной в равных пропорциях. Обычно это хлеб 1 сорта.

Бородинский хлеб - сорт черного хлеба, который производится из пшеничной и ржаной муки. Хлеб Бородинский производится из ржаной муки (80%, что объясняет его полезные свойства), пшеничной муки (15%, что объясняет его повышенную калорийность), а также 5% ферментированного ржаного солода.

Существует история появления Бородинского хлеба. После битвы на Бородинском поле вдова погибшего генерала Тучкова основала Спасо - Бородинский женский монастырь. Хлебопечение – одно из традиционных занятий при монастырях. Служительницы Бородинского монастыря изобрели новый сорт ржано-пшеничного хлеба, долго не черствеющего, заварного, который впоследствии назвали «Бородинским».

Хлеб разных стран

16 октября отмечается Всемирный день хлеба. Хлеб – продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. У каждого народа свой, особый рецепт его приготовления. Хлеб является народным символом.У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На Украине очень популярны паланица, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка. В Белоруссии хлеб обладает хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом, серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

В Прибалтике выпекают полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты - валгасскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качества.

В Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

В Израиле – маца, тонкие, сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.

В Италии – чиабатта.

В Мексике – тортилья.

В Турции, а также в Греции, Сербии, Болгарии и других частях Балкан и Среднего Востока - симит (круглый бублик с кунжутом).

Блокадный хлеб

Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом определяется жизнь человека. В истории нашей страны было время, когда людям не хватало хлеба. Его приходилось отбирать для народа у врагов с оружием в руках. Цена хлеба равнялась жизни не только в блокадном Ленинграде, но и в тылу. Блокадный хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый. Его даже трудно назвать хлебом – эту темно-коричневую липкую массу, наполовину состоявшую из примесей. Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин, варили кожаные ремни.

В музее хлеба Санкт – Петербурга, бывшего Ленинграда, хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. 8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, взяли под контроль исток Невы и блокировали Ленинград с суши. После этого подвоз продуктов в город стал невозможен.

В блокадном Ленинграде бесперебойно работали только шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования» и даже "секретно". Основу хлеба тогда составляла ржаная мука, к которой примешивались целлюлоза, жмых, мучная пыль. Тогда каждый завод пёк хлеб по своему рецепту, добавляя в него разные примеси.

В начале октября 1941 года в Смольном состоялось совещание отдела пищевой промышленности. Приглашенным на него специалистам поставили задачу – организовать производство пищевых продуктов из непищевого сырья. На совещании присутствовал Василий Иванович Шарков(1907–1974) профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой гидролизных производств Ленинградской лесотехнической академии. Было ему тогда 34года. Именно он предложил использовать в качестве непищевых добавок к муке гидроцеллюлозу (во время блокады ее чаще называли пищевой целлюлозой). В среднем блокадный хлеб состоял : пищевая целлюлоза 10-15 %, жмых и солод –10-15 %, обойная пыль –2 %, выбойки из мешков –2 %, хвоя –1 %, ржаная обойная мука –70-75 %. Кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой.

Полностью блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Таким образом, город провёл в осаде 872 дня.  За это время, по разным данным, погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Их большая часть умерла от голода...

Практическая часть


Поколение, пережившее голод и невзгоды войны, знают цену куску хлеба.  Сегодня на прилавках магазинов много разных видов хлеба, поэтому мы не задумываемся о том, будет ли хлеб на нашем столе всегда.

Анкетирование

Я решил с помощью анкетирования выявить уровень знаний о хлебе у учащихся нашей школы. В анкетировании приняли участие 60 учеников начальной школы.       Результаты анкетирования показали, что большинство учащихся не знали ответа на вопрос или испытывали затруднение. Многие учащиеся выразили желание, узнать новое или пополнить свои знания. Нашлись, к сожалению, и те, кто относится к хлебу небрежно.

Эксперимент 1

Я  решил провести эксперимент в нашей школьной столовой и узнать, много ли не съеденного хлеба оставляют дети.

Каждый учебный день мы питаемся в школьной столовой, после нас на столах можно увидеть кусочки не съеденного хлеба. Я  взвесил оставшийся хлеб. В среднем, каждый день остается 1532грамма хлеба. За 5 рабочих дней – 7660 граммов хлеба. За 34 учебных недели выбрасывается 260440 граммов хлеба.

Если 1 булка в среднем весит 650 граммов, то выбрасывается 401 булка хлеба. Одна булка хлеба стоит в среднем 42 рубля, значит, 16842 рубля. В блокадном Ленинграде можно было спасти жизнь 2083 человекам, так как на 1 человека - 125 граммовов хлеба! В нашей школе учится 620 учеников, а если бы училось больше?

Если бы мы бережно относились к хлебу, мы бы экономили для страны огромные деньги, ведь хлеб – это труд многих людей. Мы должны понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его.

Эксперимент 2

Я решил испечь хлеб дома, выбрав один из рецептов моей бабушки.  Для этого мне понадобилось: мука – 1 кг; масло оливковое - 100 мл; вода теплая - 650 мл; дрожжи - 30 гр; соль - 20 гр. Хлеб получился пышный, очень вкусный.

Заключение

Таким образом, в ходе работы я открыл для себя много нового. Теперь я знаю, в чём ценность хлеба и почему взрослые говорят, что «Хлеб – всему голова», «Хлеб – дороже золота и алмаза». Хлеб проделывает огромный путь, начиная с поля и заканчивая магазином.

Люди многих профессий потрудились, чтобы у нас на столе всегда лежал свежий хлеб. Во время войны хлеб был дороже золота, т.к. он мог спасти жизнь человека. Но, самое главное – после презентации моей работы я заметил, что хлеба, брошенного на пол, в нашей школе стало гораздо меньше.

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь. (Приложение 12)

Литература

  1. История возникновения хлеба
  2. С.И.Ожегов "Словарь русского языка" Изд.6-е, стереотипное, 900 страниц, Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1964 г.
  3. Автор: Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2011г.

Приложение

Анкетирование

  1. Любите ли вы хлеб?
  2. Какой хлеб предпочитаете?
  3. Знаете ли вы, когда впервые появился хлеб?
  4. Съедаете ли вы хлеб в школьной столовой?
  5. Что вы делаете с остатками хлеба?

Результаты анкетирования

Вопрос Ответ Кол-во человек
1 да 40
нет 20
2 белый 40
черный 5
серый 15
3 да 10
нет 50
4 да 30
нет 30
5 сухари 35
животным 15
выбрасываю 10

хлебушек 1

Эксперимент 1

хлебушек 2хлебушек 3


Остатки не съеденного хлеба в школьной столовой

Эксперимент 2

Рецепт приготовления: мука – 1 кг; масло оливковое - 100 мл; вода теплая - 650 мл; дрожжи - 30 гр; соль - 20 гр. Хлеб получился пышный, очень вкусный.  

хлебушек 4хлебушек 5

Как использовать остатки хлеба?

  • Покормить птиц, бездомных собак;
  • Сделать сухарики (их можно подавать к бульонам, супам, чаю);
  • Сделать кириешки;
  • Испечь торт, из молотых белых сухарей;
  • Сделать панировочные сухари (в них обваливают котлеты, рыбу, мясо, перед тем как жарить, а ещё присыпают пироги, запеканки, пудинги);
  • Использовать хлеб как удобрение;
  • Сделать квас, приготовленный на основе чёрных молотых сухарей

Рецепт приготовления хлеба

  1. Первым делом нужно просеять муку. А воду следует немного подогреть, чтобы она была теплой. Для готовки необходимо перед собой выложить все продукты.
  2. Приступаем к готовке опары. Нужно соединить воду с мукой и дрожжами. Все ингредиенты следует перемешать. Готовое тесто нужно поставить в теплое место на 30-35 минут, обмотав чашу пленкой. По окончании времени тесто нужно обмять и выложить в форму для запекания хлеба.
  3. Затем ее нужно поставить в теплое место на 45 минут. За это время тесто успеет подняться. Хлеб необходимо выпекать в духовке. Хлеб готовится в течение 40 минут.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет