Основные направления современного феминизма

Тематика: 
Автор: 
Смирнова Анна
Руководитель: 
Малкова Н.В.
Учреждение: 
МБОУ «СОШ № 15 города Йошкар-Олы»
Класс: 
10

В своей научно-исследовательской работе по истории на тему "Основные направления современного феминизма" учащаяся 10 класса школы представила интересный рассказ об истории зарождения и развитии феминистического движения в мире, а также о его развитии в условиях современных реалий, в том числе и в нашей стране.

Подробнее о проекте:


В научно-исследовательском проекте по историю на тему "Основные направления современного феминизма" обучающаяся 10 класса школы изучила справочную литературу по теме проекта с целью расширения знаний о феминизме и их основных направлениях, дала развернутое определение понятия "феменизм", выявила сущность феминизма и исследовала основные направления современного феминизма.

В предложенном школьном исследовательском проекте по истории о феминизме представлена краткая история феминистического движения и обоснована его актуальность в наши дни, изучены проблемы современного феминизма. В работе дается развернутое объяснение самых распространенных мифов и заблуждений о феминизме, а также представлены разные взгляды общества на общие проблемы.

Оглавление

Введение
1. Смысл феминизма. Краткая история возникновения.
2. Основные три направления феминизма и их различия.
3. Заблуждения и мифы о феминизме.
4. Разные взгляды на общие проблемы.
Заключение
Список литературы

Введение


«Феминизм по своей сущности остается нереволюционным, а часто даже контрреволюционным. Устремления феминизма ограничиваются тем, чтобы бороться с привилегиями мужчин и несколько улучшить положение женщины — в сущности женщины буржуазного класса, — не изменяя классового характера буржуазного общества. Трудящиеся женщины могут быть совращены феминизмом и отвлечены от классовой борьбы пролетариата».

Клара Цеткин

Идеи Феминизма на сегодняшний день остаются актуальными и важными. ООН причисляет феминологические проблемы к разряду глобальных, и потому настоятельно рекомендуется развивать исследования, посвященные женской проблематике. Проведя опрос между своими одноклассниками как и мальчиками так и девочками, выяснилось, что лишь 2 девочки знают о феминизме углубленно, остальные на поверхностном уровне или не интересуются.

Цель моей работы – расширить знания о феминизме и их основных направлениях.

Данная цель достигается в результате решения следующих задач:

  • выявить сущность феминизма;
  • исследовать основные направления современного феминизма;
  • изучить проблемы современного феминизма.

Предметом исследования является положение женщины в современном обществе.

Объектом исследования являются – феминизм как общественное явление.

Тема меня заинтересовала, позволила мне выявить общие знания старшеклассников по проблеме исследования. Результаты анкетирования показывают, что ребята не владеют хорошими знаниями по данной теме. Кроме этого, опрос показал, что многих ребят, в основном девочек, вопросы феминизма не оставили равнодушными. А это доказывает, что тема работы актуальна.

Задачи проекта – Рассмотреть понятие феминизма, его направлений и важность для современного общества.

Методы исследования: метод анализа и синтеза, сравнительный метод.

Смысл феминизма. Краткая история возникновения


Рассмотрим определение Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») – это совокупность движений, направленных на борьбу с сексизмом и другими системами дискриминации с которыми сталкиваются женщины.

Феминизм в настоящем и прошлом боролся за различные права женщин: равные карьерные права, равные зарплаты, отсутствие списка запрещенных профессий, за репродуктивный выбор, право на собственность и образование, право на неприкосновенность и телесную автономию (защита женщин и девочек от домогательств, домашнего насилия и изнасилования), этот список можно продолжать бесконечно.

Феминистские движение для женщин и про женщин, но на так же можно заявить что многие феминистки высказываются за права мужчин тоже, так как патриархальные устои общества вредят мужчинам. Например: обязательная служба в армии ( ведь «мужчина сильный пол»), так же мальчикам с детства говорят о том, что нельзя плакать и давать слабину, поскольку это «не по мужски».

Рассмотрим краткую историю феминизма. Феминистки и ученые-социологи выделяют 3 этапа или «волны» в истории женского движения.

Первые женщины, которые боролись за равные права называли себя суфражистками. Их основным требованием было голосовать на выборах. Первое это право получили женщины Новой Зеландии в 1893 году. В Европе женщины получили право голоса после Первой Мировой войны, а в России - после Февральской революции, Последней страной, разрешившей женщинам голосовать, стала Саудовская Аравия в 2011. Борьба за политическое равноправие и есть Первая «волна» феминизма именно в Первый этап женщин, которые боролись за свои права, начали называть феминистками. В первую волну появилось движение – либеральный феминизм.

В 60-е годы прошлого века начинается, так называемая Вторая «волна», это была борьба против дискриминации, именно в тот момент оказалось, что политическое равенство это еще не все, женщины борются против угнетения в семье и на работе. Феминизм Второй «волны» занимается насилия, критикует тезис о том, что «место женщины - на кухне, в первую очередь женщина должна хранить семейный очаг, заниматься воспитанием детей».

Феминистки считают, что женщина не должна отказываться от карьеры, требуют равные условия оплаты труда. Цитата одного из лозунгов Второй «волны»: Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин. Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Но главный лозунг остается: «Личное — значит, политическое».

Во время Второй «волны» появляется – Радикальное движение. Второй этап не добился своих успехов, проблемы которые описывали феминистки 60-х остаются актуальны и сегодня.

Третья «волна» феминизма возникла в 90-е годы прошлого века. В это время феминистское движение расширилось, с тех пор его занимают вопросы не только равноправия, но и проблемы связанные с сексуальной ориентацией, гендерной идентичностью, расой и классом. Феминизм третьего этапа делиться на огромное количество течений, но главным течением третьей волны считается интерсекциональный феминизм.

Основные три направления феминизма и их различия


Проанализировав историю феминизма и все три волны, можно сделать вывод, что у женского движения есть различные направления. Это действительно так, направлений много, например: Культурный феминизм, Поп-Феминизм, Психоаналитический феминизм, Марксисткий феминизм, Постмодернистский феминизм и так далее.

На данный момент можно выделить основные три направления феминизма это – Либеральный, Радикальный и Интерсекциональный, коротко их феминистки называют Либфем, радфем и интерсек. Каждое направление имеет отличие, поэтому нужно углубиться в каждое из них.

Либеральный феминизм – данное течение находит свое отражение в принципах либерализма и демократии, считается, что Либфем появился с возникновение суфражизма.

Женщины, которые придерживаются либерального течения в феминизме, считают, что именно в невозможности предоставить им равные права с мужчинами и есть центром проблемы в угнетении женщин.

В Либеральный феминизм входит: рассмотрение проблем с равноправием полов в социальных, политических, законодательных и гражданских направлениях. В период развития Либфема начинается борьба за отказ от зависимости женщин от мужчин, чтобы каждая женщина могла свободно распоряжаться своими правами, выбирать и получать образование, придумывать и вводить в силу новые законы и многое другое. Всё это поможет женщине улучшить её статус в обществе.

Особый уклон делается на образовании и социальной сфере, так как именно это в раннем возрасте помогает сформировать личность. Либеральные феминистки уверены, что с раннего возраста можно воспитать детей так, чтобы дискриминация постепенно искоренилась.

Радикальный феминизм - направление феминизма, анализирующее и разоблачающее универсализм мужской власти и первичность угнетенного положения женщин вне зависимости от расы, нации, возраста и т. д. Это наиболее яркое направление феминизма, отмежевавшееся и от левого движения, и от культурного и либерального феминизма (с которыми это направление было изначально связано). Ключевым понятием является патриархат; с его помощью анализируются все сферы человеческой деятельности: экономическая, политическая, личная, интимная и др.

Радикальные феминистки утверждают, что механизм воспроизводства гендерных различий пронизывает все сферы жизни и влияет на поведение и социальное взаимодействие, являясь первичным механизмом подавления. В рамках радикального феминизма анализируются социальные институты и практики, через которые осуществляется мужской контроль и доминирование. Особое внимание в рамках данного направления уделяется социальным практикам, связанными с сексуальностью, так как указывается, что контроль над женской сексуальностью является самым важным способом контроля и механизмом манипуляции.

В фокусе исследований радикальных феминисток такие социальные институты и практики как брак, материнство, аборты, контрацептивные практики, насилие в отношении женщин, гетеросексуальность как единственно возможное проявление сексуальности и т. д.

Поскольку радикальный феминизм посвящен борьбе за безопасность всех женщин,он об объединении для политической борьбы всех женщин, об общем угнетении, о системе социализации (из которой делаются выборы), о культуре изнасилования, которая удерживает всех женщин в страхе, о праве на своё тело для всех женщин. Радикальный феминизм говорить о разнообразном опыте угнетения и способах его преодоления, в тех рамках, которые возможны в данных условиях.

Радикальный феминизм не о какой-то мега-институтской теории. Эта теория прилагается для объяснения почему, что, как, куда уходят деньги, силы, время, кому это выгодно. База всё равно одна и та же - патриархальный строй угнетает различными - экономическими, социальными, культурными - институтами женщин для присвоения их времени и тел. Всё, это база.© Несколько слов про то, как радикальный феминизм относится к гендерной теории.

Т.к. гендер является социальным конструктом, где характер, социальная роль, ожидания, интересы и предпочтения определяются формой гениталий при рождении и в процессе социализации кристаллизуются в понятия "женственности" и "мужественности", феминные и маскулинные черты характера и поведения, которые затем предписываются всем женщинам(феминность/женственность) и всем мужчинам(маскулинность/мужественность). Индивидуальные различия стираются и на первое место выходят межполовые.

Данный процесс называется гендерной социализацией, который штампует стереотипное поведение и мышление, на основе пола, сортируя людей на 2 остро различающиеся группы: мужчин и женщин, где первые считаются точкой отсчета, а вторые второсортом. Основываясь на сексистском представлении, что пол определяет личность и, таким образом, определяет социальную роль и статус, гендер — это социальный инструмент, призванный выдать за "естественное" угнетенное положение женщин.

Тем самым гендер обеспечивает мужчинам доступ к эмоциональному, сексуальному, бытовому и репродуктивному труду женщин, поскольку угнетение всегда завязано на отчуждении ресурсов. В системе представлений радикального феминизма нет социального стереотипа о том, что существуют какие-то специальные женские или мужские черты характера, интересы, склонности, поведение. Радикальный феминизм настаивает на том, что женщины могут обладать любыми чертами характера, склонностями, предпочтениями и интересами, даже если они не вписываются в "феминность".

Более того, даже если черты характера женщины вписываются в стереотип маскулинности, это не делает её мужчиной. Ожидания и действия социума в отношении ее как женщины не исчезают из-за её личного характера, индивидуальных склонностей и предпочтений, а гендерная социализация всё равно проявляется (хоть и в различной степени в каждом конкретном случае), не давая в полной мере реализовать свой потенциал.

Радикальный феминизм выступает против жесткого бинарного закрепления ролей. Радфем критикует понятие гендера как обозначение врожденного и неопределенного внутреннего чувства, определяющего биологический пол, которое популяризует 3 волна феминизма.

Интерсекциональный феминизм – это подход, на рассматривания систем угнетения такие как: сексизм, ксенофобий, гомофобия, трансфобия и других. Сам термин был введен Кимберли Уильямс Креншоу. По ее словам: «все виды дискриминации взаимосвязаны между собой, то есть, если женщина является представительницей негроидной расы , общество не только подвергает ее сексизму, но и расизму, виды угнетения наслаиваются друг на друга».

Данное направление феминизма борется за разные угнетенные социальные группы по признаку цветы кожи, вероисповедания, сексуальной ориентации. Интерсек отстаивает не только права биологических женщин, но и представителей всех гендеров.

Проявление форм угнетения может встречаться везде: от дискриминирующей речи до запрета работать. Феминистки борются с любыми из них.

Одной из задач феминизма является распространение идей в массы, с этой работой справляются активистки, выпускающие видеоролики и статьи о феминизме. В Интернете можно найти блоги о понятии и содержании феминизма, о том, как поддержать движение. Кроме того, феминистки распространяют листовки и плакаты.

Вот я рассмотрела три основные направления феминизма, на первый взгляд кажется, что они все борются за женские права, но как мы видим различия действительно есть.

Заблуждения и мифы о феминизме


Агрессивность. Высказанное вслух личное мнение породило миф о недоброжелательности феминисток. Многие мужчины хотят, чтобы женщина была покорной и молчаливой, поэтому наличие собственной точки зрения не приветствуется.

Разрыв с традицией. Соответствует реальности, но лишь наполовину. Леди не отказывается от выполнения репродуктивных обязанностей. Она лишь расширяет круг возможностей для самореализации.

Мужененавистничество. Миф: в рамках любого социального течения есть мужененавистницы или женоненавистники. Среди некоторых ответвлений феминизма существуют ярые противницы мужчин, мотивирующие свою ненависть большим числом изнасилований и бытовым сексизмом. Однако феминистки не ненавидят мужчин. Они борются против ущемления своих прав.

Непринятие женской красоты. Считается, что все феминистки — уродливые создания, лишенные намека на женственность. Частично это убеждение возникло из-за отказа многих участниц наносить макияж и удалять волосы на определенных участках тела. Однако убеждения и красота в этом случае никак не взаимосвязаны.

Отсутствие личной жизни либо переход в ряды лесбиянок. Миф: быть феминисткой не означает быть лесбиянкой. Участницы этого движения больший акцент делают на познании себя как женщины и своей роли в современном обществе, нежели на изменение сексуальной ориентации.

Столь многогранное понятие сложно вписать в четкие рамки. Это движение продолжает развиваться и делает миллионы женщин более счастливыми и свободными от предрассудков. Негативная критика и мифы о феминизме вызваны либо ограниченностью восприятия человека, либо безрассудным поведением представительниц радикальных ответвлений феминизма.

Разные взгляды на общие проблемы

Либеральный Радикальный Интерсекциональный
Отношение к политической системе. Женщины должны быть в политических сферах: от правительства, армии до судов. Позитивное участие женщин в политике. Государство и политика- патриархатные институты, созданные мужчинами для мужчин. Женщины должны быть в этих сферах как и мужчины, на равных. В политике должны быть разные меньшинства, соединяющих в себе самые разные формы дискриминации и угнетения.
Работа и экономика. Женщина - полноправный, конкурентный субъект рыночной экономики. Женщины как класс бедны. Системное экономическое угнетение превращает каждую женщину в женщину, которую можно купить. Рынок труда должен быть открыт для людей с самыми разными идентичностями.
Материнство и воспитание детей. Брак и материнство не подвергаются критике, но они не должны препятствовать в самореализации женщины. Материнство как институт – форма контроля над женщинами. Женщину нужно освободить от того материнства, которое ей навязывает патриархат и дать возможность контролировать свои репродуктивные функции самой. Материнство – система патриархата, эйджизма и капитализма.
Проблемы секс-индустрии Свободный выбор женщины – превыше всего. Это ее право распоряжаться своим телом. Форма насилия над женщинами, исторический механизм обслуживающий патриархат и мужчин. Нет универсальных проблем решения, в качестве промежуточного этапа ради защиты женщин может рассматриваться легализация данной деятельности. (медицинская страховка, точная оплата труда и тд)

Это только часть тех проблемы, которые рассматривают данные движения феминизма. Но уже можно сделать вывод, что эти течения имеют разные взгляды на проблемы которые общество создает женщинам.

Заключение

Несмотря на множество якобы «отрицательных» моментов, таких, например, как резкая смена гендерных ролей и женское участие в различных сферах жизни, в которых они(женщины) не были задействованы до текущего момента, феминизм сильно облегчил жизнь представителям обоих полов. Можете спросить, какую пользу здесь получили мужчины?

Ну как же, теперь они тоже могут свободно выбирать действительно то, что для них важно. Идя наперекор закостеневшим традициям патриархата, молодые люди могут заниматься исключительно воспитанием детей, сидя дома, и переложив роль «добытчика» на жену.

Я думаю, для нашего уклада жизни, это пока что непривычно, но все же вскоре такой прядок вещей станет нормой, и мужчину, посвятившего себя семье, не упрекнут в слабости и мягкотелости. Ведь сейчас главное – это хорошо чувствовать себя, создавать необходимую для этого комфортную обстановку.

Даже если феминизм и принес пользу мужчинам, не стоит забывать, что движение это исключительно женское, и борется лишь за женские права.

Многие (а именно девушки) сейчас отмечают, что от данного движения никакого толка нет, и даже наоборот: сейчас оно лишь мешает. Руководствуются они тем, что, будучи феминистками, они перестанут быть привлекательными для мужчин. Им перестанут надевать пальто и открывать двери, дарить кольца и оплачивать счет в ресторане. По моему мнению, доводы эти абсолютно глупые и нелепые.

Придержать дверь или помочь надеть верхнюю одежду является не столько жестом галантности, сколько простой вежливости и воспитанности. А дарить подарки любимому человеку – одно лишь удовольствие. Для меня, как для феминистки, нет ничего зазорного или оскорбительного, если молодой человек отодвинет мне стул или, скажем, поможет спуститься по лестнице. Но и когда я предложу ему те же услуги, он не должен чувствовать себя скованно и считать это неправильным, неестественным.

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Опираясь на вышеизложенный мною материал, можно твердо сказать, что феминизм важен в современном обществе у него множество направлений, которые перекликаются между собой, но так же могут и противоречить друг другу. Это значит, что идеи феминизма все еще являются актуальными, и полное равноправие так и не достигнуто. Остается лишь сделать вывод, что нам предстоит долгая борьба с искоренением устаревшего патриархального уклада жизни. В конечном итоге и мужчины и женщины будут на равных.

Цель моей работы – Расширить знания людей о феминизме и о его важности.

Большинство людей на данный момент придерживается мнения, что феминизм изжил себя и больше не нужен обществу. Женщины уже получили равные с мужчинами права, и вопрос равенства полов наконец-таки можно считать закрытым. Но ведь если движение все еще существует, то значит, какие-то проблемы так и остались нерешенными.

В наше прогрессивное время все еще остаются страны, где свободы людей неоднократно нарушаются. Там женщины, в большинстве своем, испытывают постоянное давление со стороны мужчин. Нельзя допускать, чтобы в институте семьи, играющим большую роль в нашей жизни, происходило подобное.

Со всеми вышеперечисленными мною проблемами феминизм ведет непрерывную борьбу и по сей день. Дискриминация по гендерному и половому признаку, проблема трудоустройства, образования, изнасилование и эмоциональный абьюз – все это лишь верхушка айсберга.

Страшно подумать, что в двадцать первый век женщин до сих пор выгоняют из дома, и даже запрещают садиться за руль! И когда люди, а преимущественно молодые женщины, говорят, что феминизм давно изжил себя и больше не нужен, то я искренне не понимаю: неужели людей устраивает подобное происходящее в мире? Неужели девушки смирились с таким отношением к себе?

Мне нужен феминизм - потому что он непрерывно связан с жизнь с каждой женщины, ее правами и ее личным выбор.

Список литературы

  1. Тишков В.А. Изучение истории семьи и статуса женщин в США // Вопросы истории. - 1988. - N4. - С.54-67.
  2. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1994. с. 380.
  3. Интернет


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет