Образы животных в воинских повестях древнерусской литературы

Тематика: 
Автор: 
Камбегова Романа
Руководитель: 
Анна Николаевна Корнейчук
Учреждение: 
МБОУ "Школа №70 им. Героя Советского Союза Дмитрия Мирошниченко"
Класс: 
9

В ученическом исследовательском проекте по литературе "Образы животных в воинских повестях древнерусской литературы" автор прослеживает частоту использования образов животных в воинских повестях и определяет их роль в произведениях.

Подробнее о проекте:


В процессе написания исследовательской работы по литературе "Образы животных в воинских повестях древнерусской литературы" ученицей 9 класса были изучены образы животных в воинских повестях "Задонщина" и "Слово о полку Игореве".

В готовом проекте по литературе "Образы животных в воинских повестях древнерусской литературы" авторка рассматривает проблему особенностей употребления образов животных в воинских повестях. Анализирует повести на предмет использования образов животных, определяет контекст их употребления, а также связь образов хищных животных с раскрытием темы воинского подвига.

Оглавление

Введение
1. Развитие жанра воинской повести в древнерусской литературе
1.1. Особенности использования метафоры в древнерусской литературе
2. Образы-символы животных в повести "Слово о полку Игореве"
2.1. Образы-символы животных в повести "Задонщина"
Заключение
Список литературы

Введение


Литература Древней Руси возникла в 11 в. и развивалась в течение семи веков до Петровской эпохи, являясь средоточием русской духовности и патриотизма. Неразрывно связанная с историей развития русского государства, русской народности, древнерусская литература проникнута героическим и патриотическим пафосом. В произведениях прославляется труд предков, защищавших Русскую землю от внешних врагов и создавших могучее государство. В основе древнерусской литературы лежат высокие нравственные идеалы; вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования; вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека; патриотический пафос служения Родине.

В древнерусской литературе сложились традиции, которым суждено было влиять на всю последующую русскую литературу. В них впервые нашло отражение отношения русского народа к войне, его нравственный критерий перед лицом национальной опасности. Особенно ярко тема служения Родине находит отражение в жанре воинской повести.

В этих произведениях излагались события, связанные прежде всего с защитой родной земли от иноземцев либо с междоусобной борьбой князей. Академик А.С. Орлов писал о том, что в древности наиболее живописно излагались именно история и ход войн. Одним из главных героев древнерусской литературы был «хоробрый на ратех» воин.

Храбрыми, воинственными, верными своему долгу в художественных произведениях прошлого изображались не только князья и бояре, но и простые воины. Мужество являлось отличительной чертой древнерусского воина и прививалось ему с детства. Раскрытию образов способствовало использование различных художественных средств, образов, символов. К изучению некоторых из них мы и обратимся.

Предметом данного исследования являются образы животных в воинских повестях «Задонщина», «Слово о полку Игореве».

Цель исследования: проследить частоту использования образов животных в воинских повестях, определить их роль в произведении.

Проблема: выяснить особенности употребления образов животных в воинских повестях.

Героическая тема занимает очень важное место в историческом развитии русской литературы. Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в патриотическом воспитании юного поколения велико, а потому тему исследования можно считать актуальной.

На основании поставленной цели определим задачи:

  • проанализировать повести на предмет использования образов животных;
  • определить контекст их употребления;
  • систематизировать полученную информацию;
  • определить связь образов хищных животных с раскрытием темы воинского подвига.

Развитие жанра воинской повести в древнерусской литературе


Древнерусской (или русской средневековой, или древней восточнославянской) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века. Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов.

Крупнейшими исследователями древнерусской литературы являются академики Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Александрович Рыбаков, Алексей Александрович Шахматов.

Древнерусская литература не являлась результатом художественного вымысла и обладала рядом особенностей.

  1. Вымысел в древнерусской литературе не разрешался, так как вымысел – это ложь, а ложь греховна. Поэтому все произведения носили религиозный или исторический характер. Право на вымысел было осмыслено лишь в 17 веке.
  2. По причине отсутствия вымысла в древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства, так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Поэтому у произведений древнерусской литературы есть составитель, переписчик, но не автор.
  3. Произведения древнерусской литературы создавались в соответствии с этикетом, то есть по определённым правилам. Этикет складывался из представлений о том, как должен разворачиваться ход событий, как должен вести себя герой, как составитель произведения обязан описывать происходящее.
  4. Древнерусская литература развивалась очень медленно: за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений. Это объяснялось, во-первых, тем, что произведения переписывались от руки, а книги не тиражировались, так как до 1564 года на Руси не существовало книгопечатания; во-вторых, число грамотных (читающих) людей было очень мало.

Обстоятельства возникновения древнерусской литературы, ее место и функции в жизни общества определили систему ее исходных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. На первых порах, по выразительному определению Д. С. Лихачева, это была литература "одной темы и одного сюжета. Этот сюжет- мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни".

Однако в последствии выделяются и получают свое развитие такие жанры, как летопись, повесть, житие, поучение, хроники, апокриф и другие. Нас прежде всего интересует жанровое своеобразие воинской повести.

Рассмотрим ее особенности.

Воинская повесть – жанр древнерусской литературы 11–17 вв. Представляет собой светскую историческую повесть как оригинальную, так и переводную, посвященную изображению воинских подвигов, с описанием битв, воинского быта, снаряжения и т. п.

Большинство воинских повестей проникнуто патриотическим пафосом, тревогой за судьбу родины, отражает борьбу русского народа за национальную независимость.

Формирование воинской повести начинается с "Повести временных лет". Элементы этого жанра присутствуют уже в рассказе о мести Ярослава Святополку Окаянному. Летописец описывает сбор войск и выступление в поход, подготовку к сражению, "сечу злую" и бегство Святополка. Также черты воинской повести прослеживаются в "Повести о взятии Олегом Царырада", в рассказе "О битве Ярослава с Мстиславом".

Особенности воинской повести – это четко выдержанная композиция (о ней будет отдельно сказано ниже), присущая главному герою жертвенность, понимание необходимости подвига. Герой становится своего рода мучеником, то есть приобретает святость. При этом центральным персонажем, как правило, является реально существовавшая историческая личность, наделенная идеализированными чертами. Это храбрый, доблестный боец, чем-то напоминающий богатыря из старых былин. При этом и главный герой, и другие положительные персонажи крайне религиозны, они проводят время в молитвах, мечтают о смерти как о доказательстве своего подвига и своих сил. Характерно, что воин – не обязательно дворянин, боярин или князь, это может быть и простой, служивый человек.

Отдельное внимание уделялось изображению противника (противников) русских воинов. Заносчивые гордецы – такова была характеристика всех чужеземцев, посмевших напасть на Русь. Они противопоставлялись главному герою еще и тем, что стремились любой ценой завоевать власть – положительный же персонаж в таком не нуждался, он, напротив, был защитником границ своей страны.

Еще одной особенностью древнерусских воинских повестей являются особые стилистические фигуры. Очень много в них метафор – например, стрелы летают, как дождь, и тому подобное. Используемые в воинских повестях приемы призваны отразить не только исторические события, но и внутренние переживания героев, весь спектр присущих им эмоций.

Отдельно рассмотрим особенности употребления метафор в древнерусской литературе. Для этого дадим определение термину.

Особенности использования метафоры в древнерусской литературе


Метафора - один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами. Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель. Метафора может быть простой и развернутой.

Особенностью использования метафор в древнерусской литературе было то, что они отражали общее, идеальное. Их вполне можно назвать литературными "формулами", так как использование их в литературном языке было регулярно.

Академик Д.С.Лихачев писал о том, что « средневековый символизм часто подменяет метафору символом. То, что мы принимаем за метафору, во многих случаях оказывается скрытым символом, рожденным поисками тайных соответствий мира материального и «духовного». Опираясь по преимуществу на богословские учения или на донаучные системы представлений о мире» символы вносили в литературу сильную струю абстрактности и по самому существу своему были прямо противоположны основным художественным тропам — метафоре, метонимии, сравнению и т. д.,— основанным на уподоблении, на метко схваченном сходстве или четком выделении: главного, на реально наблюденном, на живом и непосредственном восприятии мира».

В средневековых произведениях сама метафора очень часто оказывается одновременно и символом.

Образы-символы животных в повести "Слово о полку Игореве"


«Слово о полку Игореве» — шедевр древней литературы, произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине, было открыто в начале 90-х годов XVIII века. Рукописный список "Слова" был найден известным любителем и собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в сборнике, поступившем из Ярославля, из Спасо-Ярославского монастыря. В 1800 году "Слово" было издано. Это стало большим событием в литературной и культурной жизни русского общества начала XIX века. Сразу же началось интенсивное изучение и освоение памятника.

Пришедшее к нам из глубины столетий, «Слово о полку Игореве» всегда остается современным. Автор пытается донести до читателя главные мысли своего произведения: любовь к родной земле, призыв к единству страны, восхищение мужеством защитников Родины.

«Слово» очень близко к народной поэзии по своей идейной сущности и стилистическому строю, но в отличие от народного фольклора, повесть посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу на половцев северского князя Игоря Святославича. На примере последнего автор показывает несчастные последствия отсутствия единения. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу.

Поэтика «Слова» своеобразна, язык и стиль его красочны и самобытны, автор свободно соединяет книжную и разговорную речь, использует многообразные риторические приемы и тропы, обращается к фольклорной образности и создает по ее образцам собственные.

Проведем лингвистический анализ текста на предмет использования образов животных, рассмотрим контекст их употребления.

Раскрытию образов способствует использование символов различных животных. Лингвистический анализ текста показал, что чаще всего в произведении используются образы птиц, а именно: лебедь, галка, соколы, соловьи, орлы, кречеты, кукушка и некоторые другие.

Так, в повести встречаем следующие образные сравнения:«...То не стаи галочьи летят: Боян, Внук Веселов, наш военный стан», «А куряне славные-Витязи исправные: Сами скачут по полю волками» «Половцы -скрипят: Голосят, как лебеди...»,«Спит гнездо- Олега: Будь то сокол, будь то гордый кречет, будь то черный ворон-половчин»,«Серым волком рыская: Старый Гзак на Дон бежит великий», «Барсы лютые: Кинулись поганые», «Вы, князья Мстислав и буй Роман!:несетесь Соколом...», «Вы, князья Мстислав и буй Роман!:несетесь Соколом...», «Всеслав: Выскочил; волком проскочил...»,«Голос Ярославны молодой: кукушкой», «В горнастая-белку обратясь: Помчался Игорь-князь»,« ...Игорь соколом летит...» и др.

Рассмотрим полученные данные в сравнительной таблице:

Войско Игоря Войско "поганых" половцев
буря соколов несет Голосят,как лебеди в испуге
Соловьиный щекот приумолк барсы лютые
Соколом ширяясь сквозь туман волки завывают
стаи галочьи летят Крик орлов доносится
В горностая-белка обратясь червленые лисица

Образ соловья олицетворяет светлые, романтические, радостные чувства, переживания, идиллические отношения, мир мечты, гармонию души. Соловей является символом жизни, любви, красоты воли, жизненной энергии. В финале произведения говорится о соловьях-это символы добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Соловей олицетворяет победу добра над злом. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени.

Ненависть к врагу выражается через сравнение с волками.

Волк является посредником между миром живых и миром мертвых. В мифах, фольклоре и волшебных сказках волк олицетворяет свирепость, коварство, жестокость, зло, но также редко храбрость и победу. Символ волка связан с нижним миром, некоторых мифологиях он выступает как проводник душ.

Отдельно отметим сравнение половцев с орлом, барсам. В тексте встречаем: «Крик орлов доносится из мглы- Знать, на кости русские скликают Зверя кровожадные орлы;»,«И, как барсы лютые, на нас Кинулись поганые с войною.»

"Кровожадный" орел олицетворяет символ зла, не доброй силы, который не как не насытиться. Желающий нападать на чужие земли, завоевывай их, одну за другой. Барсы "лютые"- это поганые татары, которые напали на русские войска. Они победили в этой схватки за счет превосходства над численностью войск в битве.

Таким образом, мы наблюдаем что отвага и доблесть русского войска подчеркиваются сравнениями с соколом, ястребом, кречетом, хитрость, жестокость врага усиливается сравнением с волком, вороном, несущим смерть и погибель.

Образы-символы животных в повести "Задонщина"


Повесть «Задонщина» посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Фактический материал автор черпал из летописной повести, а литературным образцом ему служило "Слово о полку Игореве" – он использовал поэтический план и художественные приемы "Слова". В повести сопоставляются события прошлого и настоящего. В этом проявляется, по словам Д.С. Лихачева, пафос исторического замысла. Борьба с половцами здесь осмысливается как борьба за национальную независимость. «Задонщина» не стремится последовательно описать весь ход событий, ее цель иная — воспеть победу русских, прославить великого князя Дмитрия Ивановича и его брата — серпуховского князя Владимира Андреевича.

Раскрытию образов способствует использование символов различных животных. Чаще всего в тексте используются образы птиц, а именно: жаворонок, летняя птица, соколы, орлы, ястребы, кречеты, черные вороны, галки, стада гусей, стада лебедей и некоторые другие.

Так, в повести встречаем следующие образные сравнения: «…не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!», «…сыновья Литвы храбрые, кречеты...», «тогда и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси загоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришел на русскую землю...», «… орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя…», «...хотят ударить на несчетные стада гусиные и лебединые,-то богатыри и удальцы русские хотят ударить на великие силы поганого царя Мамая», «Уже ведь те соколы и кречеты и белозерские ястребы за Дон скоро перелетели и ударили по несметным…».

Рассмотрим полученные данные в сравнительной таблице:

Войско Дмитрия Войско Мамая
О жаворонок, летняя птица гуси загоготали
Словно бурей занесло соколов стадам гусиным и лебединым
соколы, и кречеты, и

белозерские ястребы рвутся.

вороны неумолчно грают
соколы,стремглав полетели галки по-своему говорят
О соловей,летняя птица, лишь вороны не переставая каркают

Традиционно сокол обозначает храбрость, мужество, бесстрашие и отвагу. Уходившие на войну мужчины надевали именно этот оберег, благодаря ему они становились непобедимыми и отважными. Амулет одаривал мужчину, который его носил – солнечной энергией, помогал настроиться на битву, укрепить веру в победу и поднять боевой дух.

Птица сокол отображает все небесное могущество. Эта птица занимает достойное место в сказках и мифах древних славян. Именно в эту птицу превращаются богатыри и молодцы, чтобы сразиться со своим противником или нечистой силой.

Ненависть к врагу выражается через сравнение с воронами.

Ворон в народных представлениях, как и другие представители семейства вороновых (грач, галка), нечистые и зловещие птицы. Считалось, что карканье ворона вблизи жилища вещает беду и даже смерть. Плохой приметой было услышать карканье ворона перед тем, как отправиться в дорогу. Следовательно, Мамай и его войско, несли лишь погибель для Отечества.

Отдельно отметим сравнение Мамая с серым волком, лисицей. В тексте встречаем: «И метнулся поганый Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу», «Набежали серые волки...То не волки были-пришли поганые татары», «волки грозно воют ,а лисицы брешут, кости чуя».

Серый волк - символ свирепости, коварства, жестокости, зла. Лисица является символом лицемерия, хитрости, коварства.

Заключение

Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом к темам общественного и государственного долга. С другой стороны, Д.С.Лихачев писал: «Вся литература проникнута особым лиризмом. Автор скорбит и тоскует, думает о своей родине, к ней по преимуществу обращает всю полноту своих личных чувств. Это лирика не личностного характера, хотя личность автора в ней и выражается призывами к спасению родины, к преодолению неурядиц в общественной жизни страны, острым выражением горя по поводу поражений или междоусобий князей».

Эта типичная особенность древнерусской литературы нашла одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно.

Текст "Задонщины" соотнесен со "Словом о полку Игореве". Автор сознательно сопоставляет события, видя в "Слове" эстетический образец для подражания.

Одним из способов реализации темы воинского долга, патриотической направленности в произведениях является использование образов-символов. Лингвистический анализ показал, что в обоих текстах наблюдается противопоставление образов животных, в зависимости от контекста, в котором они употребляются.

Так, традиционно положительные образы сокола, кречета ассоциируются с русскими князьями, подчеркивая их доблесть, отвагу, самоотверженность в защите земли русской.

Войско Мамая, несущее смерть и погибель, сопровождается сравнениями с вороном, волком, лисой. Важно отметить, что такая метафоричность слова не является характерной чертой для жанра воинской повести, где автор преследовал прежде всего задачу отобразить реальный ход военных событий.

Это связано с желанием усилить патриотическую направленность текста. В образах князей воплотился нравственный идеал народа. Истинным героем выступает не тот, кто силен и храбр, а тот, кто направил силу и храбрость на защиту родной земли, православной веры и своих соотечественников.

Думаю, в настоящее время тема единения, защиты Родины, подвига во имя Отчизны является актуальной для современных школьников.

Список литературы

  1. Будаков ; примеч.: Л.А. Дмитриева, М.Н. Тихомирова ; худож.: В. Криворучко и др.: Поле Куликово. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1980
  2. Булахов М.Г.: "Слово о полку Игореве". - Минск: Университетское, 1989
  3. Дмитриева, В.В. Колесова ; сост., подгот. текстов, послесл., примеч. Л.А. Дмитриева ; вступ ст. Д.С. Лихачева ; худож. М.А. Скобелев: Поле Куликово. - М.: Советская Россия, 1980
  4. Колпачева О. Ю. Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания / О. Ю. Колпачева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 20-23.
  5. Лихачёв Д.С.: Избранные работы. - Л.: Художественная литература, 1987
  6. Лихачева, Л.А. Дмитриева ; Сост. Л.А. Дмитриева: Слово о полку Игореве. - Л.: Советский писатель, 1990
  7. Мякишев В.П.: "Слово о полку Игореве" в рукописном комментарии и судьбе анонимного исследователя ХIX века. - Воронеж: ВГУ, 2000
  8. Милов (руководитель), Л.И. Бородкин, Т.В. Иванова, Е.В. Неберекутина и др.; под ред. Л.В. Милова: От Нестора до Фонвизина. - М.: Прогресс, 1994
  9. Рыбакова ; Ил. И. Глазунова: Задонщина. - М.: Художественная литература, 1982
  10. Шкляревский И.И.: Читаю "Слово о полку...". - М.: Просвещение, 1991



Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет