Проект "Откуда берется тень?"
В представленном исследовательском проекте по окружающему миру на тему "Откуда берется тень?" учащимся 3 класса начальной школы дается краткое изложение научных сведений о тени, которые объясняют, что такое тень и откуда она берется, а также проводятся практические опыты по самостоятельному образованию тени.
Подробнее о проекте:
В рамках проведенной исследовательской работы по окружающему миру на тему "Откуда берется тень?" автор собирает и анализирует информацию из литературных источников, материалов сайтов, энциклопедических изданий о тени и ее свойствах, на основании чего проводит практические опыты, во время которых проверяет, можно ли искусственно создать тень и избавиться от нее при необходимости.
Обучающийся 3 класса в ходе работы над исследовательским проектом по окружающему миру на тему "Откуда берется тень?" собирает и структурирует свои знания о тени, а также выясняет, какую роль в образовании теней играет источник света и положение предмета. Фотографии всех проведенных опытов представлены в приложении к проекту.
Оглавление
Введение
1. Что такое тень?
2. Эксперименты с тенью.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Однажды вечером у нас дома отключили свет. Мама зажгла свечу. Мы с сестрёнкой стали подносить руки к свече и, глядя на стену, «строили» разные фигуры. И тут, у меня возник вопрос: «Откуда берутся тени?». Этот вопрос и лёг в основу моего исследования.
Цель исследования: Узнать откуда берутся тени?
Задачи:
- Собрать необходимую информацию о понятии «тень»;
- Провести опыт – понаблюдать за тенью;
- Узнать, где применяют тени на практике.
Гипотеза: Я думаю, что тень есть у всех предметов, но увидеть мы её можем только при наличии света.
Что такое тень?
Все мы знаем, что в солнечный день отчётливо видны тёмные пятна, которые «падают» от людей, деревьев, домов и других предметов. Что это за пятна и откуда они берутся? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала узнать, что такое свет. Ведь этих пятен мы не увидим в тёмной комнате или на улице в пасмурный день.
«Свет – это видимые лучи, которые излучаются разными источниками, например, электрической лампочкой или свечой. Свет распространяется волнами. Эти волны идут через воздух прямолинейно, то есть по прямой линии, и проходят только сквозь прозрачные предметы. Встретив на пути непрозрачный предмет, они не могут сквозь него пройти и обойти его не могут. За этими предметами образуется тёмное пятно – это и есть тень, та часть пространства за непрозрачным предметом, куда не проникает свет»[1].
«Непрозрачные объекты образуют два вида тени. Если свет вообще не попадает в данную область, то образуется тёмная тень, называемая полной. Если какое-то количество света попадает в данную область, то образуется серая тень, называемая полутенью. Она образуется вокруг полной тени»[2].
Находясь в тёмной комнате, мы не увидим теней, а если включим электрическую лампу, то увидим, что у каждого предмета в комнате есть своя тень. В природе мы можем наблюдать, как предметы отбрасывают тени при освещении их солнцем. В течение дня и наша тень меняет свои размеры. Это связано с расположением солнца. Если присмотреться, то можно увидеть, что тени особенно длинны на закате и восходе. Короткой тень становится, когда солнце поднимается высоко над горизонтом.
Тень нельзя почувствовать на ощупь, потрогать рукой, значит тень – это не предмет, а явление. Благодаря этому явлению, мы можем наблюдать солнечное затмение. «Затмение – явление, обусловленное тем, одно небесное тело загораживает другое. При солнечном затмении Луна, проходя между Солнцем и Землёй, частично или полностью закрывает Солнце. При лунном затмении Земля, оказавшись между Луной и Солнцем, отбрасывает тень, в которую попадает Луна».
Во все времена тень помогала людям. По тени, которая падала от предметов, находящихся на Солнце, люди могли определить время суток. Мореплаватели научились прокладывать курс по звёздам, луне и солнцу, наблюдая за тенью на поверхности Земли.
Сегодня люди научились использовать тень и в творчестве. «Теа́тр тене́й[4] — это форма визуального искусства, которая зародилась в Азии более 1700 лет назад». Для театра теней использовали большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислонялись к экрану сзади и становились видны.
В середине 2000-х годов зародилось новое течение театра теней, в котором вместо марионеток выступали танцоры, используя свою гибкость и пластику. Сегодня театр теней приобрёл большую популярность, во многих странах мира начали зарождаться целые театры теней.
Эксперименты с тенью
Я решил провести опыт и понаблюдать за тенью в домашних условиях. Для этого мне понадобился источник света - настольная лампа и предмет, от которого должна была появиться тень. Настольную лампу от предмета я установил на расстоянии 30 см. Затем я погасил свет в комнате, включил настольную лампу и увидел, как от предмета образовалась тень.
Она была тёмного цвета, взяв линейку, я замерил её размер – 28 см. Изменится ли её размер, если взять игрушку другого размера? – решил проверить я. А что произойдёт с тенью, если переместить источник света (лампу)? А если рядом включить ещё одну лампу? Так опыт превратился в эксперимент[5]: изменяя условия, я получал разные результаты. Эксперимент состоял из 4 частей:
1. 1 источник света (настольная лампа) и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №1);
2. 1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №2);
3. 1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет другого размера (в 2 раза больше первого предмета), от которого падает тень, на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №3);
4. 2 источника света (настольная лампа и фонарик) и предмет, от которого падает тень на расстоянии 30 см (См. Прил.1, фото №4);
Результаты эксперимента
Заключение
В результате проведённого мною эксперимента, моя гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась лишь частично, но, несмотря на это, проведённым исследованием я доволен.
Тень, как я и думал, действительно появляется только при наличии света, но, в процессе эксперимента я узнал для себя много нового. Например, что цвет, размер и форма тени могут изменяться. Чем дальше источник света от предмета, тем меньше будет её размер, тем темнее и чётче она будет. Чем ближе предмет к источнику света, тем больше, размытее будет тень. Изменения тени зависят и от размера, формы предмета и от того, где расположен источник света. Оказалось, теней от предмета может «падать» несколько, это опять же зависит от того, сколько источников света освещает его.
В процессе исследования я открыл много нового о явлении, с которым встречался ежедневно, но никогда не задумывался о его возникновении. Теперь я точно знаю, откуда берутся тени!
Список используемой литературы
- Дохерти П. Вселенная. Наглядный словарь / Пол Дохерти / Пер. с англ. Ю.Данилова. - М.: Издательство «Слово, 1999. - 64 с.
- Кошманская И. П. Театр в детском саду / И.П.Кошманская. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс 2004. - 320 c.
- Кузнецов В. И. Свет / В.И. Кузнецов. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.
- Роджерс К. Свет. Звук. Электричество / К.Роджерс, Ф.Кларк, А.Смит, К.Хендерсон / Пер. с англ. Н.А.Калмазовой, А. В. Мухина, Е. А. Дорониной. - М.: ООО '' Издательство РОСМЭН - ПРЕСС '', 2002. - 63 с.
- Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Шишкин лес Научное сообщество «Совинформ» [Электроннй ресурс].
Приложение 1: Проведение эксперимента
Приложение 2: Результаты эксперимента.
№ | Часть эксперимента | Результат | Вывод |
1. | 1 источник света (настольная лампа) и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см; | Тень тёмная, но размытая. Её длина 28 см | Чем выше источник света, тем меньше и чётче будет тень, |
2. | 1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет, от которого падает тень, на расстоянии 30 см; | Тень тёмного цвета, ярко-выражена, чёткая. Её длина 10см | |
3. | 1 источник света (настольная лампа), поднятый на высоту 60 см, и предмет другого размера (в 2 раза больше первого предмета), от которого падает тень, на расстоянии 30 см; | Тень тёмного цвета, ярко-выражена, чёткая. Её длина 20см (в 2 раза больше тени первого предмета) | Чем больше предмет, от которого «падает» тень, тем больше тень. |
4. | 2 источника света (настольная лампа и фонарик) и предмет, от которого падает тень на расстоянии 30 см; | От предмета «падает» сразу 2 тени: тень от лампы более чёткая и тёмная, тень от фонарика – слабая, нечёткая. Их длина примерно одинаковая – 28 см | Сколько источников света – столько и теней. |