Проект "Гибкость мышления и способы его развития"

Тематика: 
Автор: 
Базыкина Марина Денисовна
Руководитель: 
Сидорова Елена Владимировна
Учреждение: 
МБОУ «Радищевская средняя школа №2 им. А.Н.Радищева»
Класс: 
9

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему «Гибкость мышления и способы его развития» автором была поставлена цель изучить гибкость мышления у учащихся и определить способы его развития. В работе дается полное определение понятия "гибкость мышления" и раскрываются интересные методики по развитию гибкости мышления.

Подробнее о проекте:


В предложенном проекте по психологии «Гибкость мышления и способы его развития» автором была изучена теория о гибкости мышления, приведена его характеристики и принципы выражения в поведении человека, определена роль развития  «гибкости ума» в жизни современного человека.

Данная исследовательская работа по психологии на тему «Гибкость мышления и способы его развития» содержит описание практического исследования автора, направленное на определение особенностей гибкости мышления у учащихся восьмого класса и составление рекомендаций по развитию гибкости мышления с помощью предложенных в работе упражнений.

Оглавление

Введение
1. «Гибкость мышления и его роль в жизни человека».
1.1. Сущность понятия «гибкость мышления».
1.2. Проявление гибкости мышления.
1.3. Роль гибкости мышления в жизни человека
2. Практическая часть.
2.1. Исследование особенностей гибкости мышления.
2.2. Рекомендации по развитию гибкости мышления.
2.3. Упражнения для развития гибкости мышления.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Ускорение темпа жизни, значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий в сфере образовательной деятельности требуют от современного школьника гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся условия учебной среды.

Условием, облегчающим адаптацию учащихся к реальным жизненным ситуациям (не только школьным), по нашим данным, является развитие дивергентного мышления, для которого характерен выход за когнитивные шаблоны и стереотипы, принятые в системе традиционного образования.

Именно дивергентное мышление является тем личностным ресурсом, который позволяет сделать любой вид обучения по-настоящему глубоким и креативным, облегчающим адаптацию к любым новым условиям существования, сохраняя при этом у детей интерес к школе, эмоциональное и интеллектуальное благополучие.

Наряду с этим следует отметить, что многие психологи и педагоги в качестве одной из важных причин формирования учебных проблем, возникающих у учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы, называют ориентацию образовательного процесса исключительно на развитие конвергентного мышления у школьников и отсутствие понимания необходимости развития у них дивергентных способностей.

Гибкостью мышления называется способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения. Гибкость ума - это способность видеть ситуацию в развитии: раскладывать ее на составляющие, перераспределять, взглянуть на проблему (задачу) под иным углом и суметь спрогнозировать всевозможные варианты исхода того или иного события. Гибкое мышление способно к многоуровневому познанию и всестороннему пониманию.

Цель исследования: изучение гибкости мышления у учащихся 8 класса МБОУ «Радищевская СШ №2 им.А.Н.Радищева»  и его способы развития

Задачи:

  1. Изучить понятия «гибкость мышления»
  2. Определить методы гибкости мышления
  3. Проанализировать полученный результат
  4. Разработать рекомендации

Объект исследования: учащиеся 8 класса МБОУ «Радищевская СШ №2 им.А.Н.Радищева»

Предмет исследования: гибкость мышления у учащихся 8 класса.

Гипотеза: В современных условиях у учащихся 8 класса недостаточно развита гибкость мышления.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы
  • тестирование
  • анализ полученных данных.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

Теоретическая часть «Гибкость мышления и его роль в жизни человека»


Гибкость мышления — умение видеть проблему с разных точек зрения, выводить различные идеи из данного источника информации, умение свободно и адекватно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации.

Гибкость ума, как считает Ю.Н. Кулюткин, создает соотношение между лабильностью и стереотипностью [107]. Гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей. Гибкость мышления характеризуется количеством функционально различных применений, т.е. подкатегорий.

Гибкость мышления определяется способностью включать в совершенно новые взаимосвязи уже известное содержание, самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации; видение возникающей проблемы с разных ролевых позиций; выделение новой функции известного объекта; комбинирование ранее известных способов в новый способ.

Гибкость связана с умением выбирать разные стили в разных ситуациях. Гибкость, по мнению Л.М. Митиной, является сочетанием вариативных форм.

Гибкость мышления выражается в вариантах идей, способности к категоризации, отклонениях в направлении мысли. Для того, чтобы мышление было гибким, важна готовность памяти. Человек с развитым гибким умом не терпит шаблона в решении и способен к творческим поискам новых решений в меняющихся условиях действительности. Он стремится к преодолению функциональной зависимости (психологической инерции), к оригинальности и неординарности.

Под гибкостью, пластичностью поведения понимается способность легко отказываться от несоответствующих ситуаций и задач, способов поведения, средств деятельности и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.

Гибкость мышления, или интеллектуальная гибкость, понимается как способность легко и быстро переходить от одного класса явлений к другому, возможность отказаться от неэффективной гипотезы, идеи, найти способ конструктивного решения проблемы.

Гибкость мышления — качество, которое характеризует уровень общего личностного развития, которое является необходимым для профессионального развития специалиста, его профессиональной гибкости. Противоположное гибкости качество — ригидность — индивидуальная особенность психики, которая приводит к негативным явлениям в деятельности, к профессиональной стагнации личности.

Три основных показателя характеризуют гибкость мышления:

  • подход к задаче как к проблеме; целесообразное варьирование способов действия;
  • легкость перестройки знаний или навыков и их систем в соответствии с измененными условиями;
  • способность к переключению или легкость перехода от одного способа действия к другому.

Различие между вторым и третьим показателями заключается в том, что в одном случае имеется в виду перестройка (осуществляемая самостоятельно) сложившейся системы знаний или навыков в ответ на новые требования; в другом — речь идет о переходе от данного, хорошо известного способа действия к другому, также хорошо известному.

Гибкость мышления, по мнению Н.А. Менчинской, проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний, в легкости перехода от одного действия к другому, в преодолении инерции предыдущего действия, в формировании обратных связей, в свободе перестройки создаваемых в соответствии с условиями задачи образов, выдвинутых гипотез.

Проявление гибкости мышления

Важно знать, как гибкость мышления выражается у человека. Наличие разумного подхода к жизни обязательно отражается на образе мыслей. Умение ясно видеть ситуацию, прогнозировать ее развитие тоже относится к данному понятию. Рассмотрим подробнее признаки наличия гибкости мышления.

Альтернатива
Способность выбирать между несколькими имеющимися вариантами, как правило, присуща людям с высоким развитием мышления. Ведь нужно не просто принять решение, но и обосновать его правильность перед собственной совестью, увидеть дополнительные возможности. Для того, чтобы справиться с какой-то сложной ситуацией, нужно поискать ответ внутри себя, определить значимые перспективы и возможности.

Необходимость делать выбор помогает принимать на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления в этом случае необходима для того, чтобы иметь возможность выбирать между разными вариантами. Люди, как правило, учатся этому, исходя из личного индивидуального опыта. Любое развитие невозможно без гибкости мышления.

Принятие ответственности
Не всякая личность способна действительно отвечать за свои поступки. Причиной для этого являются факторы, способствующие формированию душевной расслабленности, безответственности. Просто личность привыкает к тому, чтобы стараться не обращать внимания на то, что с ней происходит.

Так становится легче жить, поскольку не надо прилагать никаких усилий для важных действий. Это все равно, что постоянно убегать от своих чувств, так и не успев их обнаружить и осознать. Истинное принятие всегда подразумевает полную ответственность за происходящее. Умение признавать свои ошибки демонстрирует гибкость мышления.

Люди постепенно перестают замечать, насколько ограничивают сами себя в принятии решений. Мышление как психический познавательный процесс позволяет анализировать каждую отдельно взятую ситуацию, извлекать определенную выгоду.

Переключение внимания
Когда человек долго концентрируется на какой-то мысли, то у него возникает состояние сосредоточенности. Постоянное прокручивание в голове какой-то ситуации иногда помогает быстрее найти ответ, прийти к оптимальному решению. Иногда индивидуальное видение проблемы переворачивает сознание, и мы начинаем стремиться к конкретному результату. Окончательный выбор полностью зависит от самой личности, ее мировоззрения и системы внутренних убеждений.

Но слишком долгое сосредоточение на проблеме нередко приводит к апатии, сильной погруженности в предмет переживаний. Всякое новое начинание требует от личности душевных сил, настойчивости и терпения. Такой подход позволяет оградиться от дополнительных переживаний, от того, чтобы начать чувствовать себя неудачником. Люди, которые действительно работают над своим характером, имеют возможность изменить неудовлетворительные обстоятельства своей жизни.

Творческий подход

Гибкость мышления представляет собой такое понятие, которое на самом деле согласуется с творческим подходом. Креативность часто становится проявлением нестандартного взгляда на вещи. Индивидуальная гибкость во взглядах в той или иной степени присуща всем, но не каждый действительно обращает на нее внимание.

Дело в том, что человек не всегда оказывается в силах принять на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления во многом определяет то, насколько человек чувствует себя способным влиять на свою жизнь в целом, определять имеющиеся ближайшие и дальние перспективы.

Принятие чужой точки зрения

Пожалуй, это самое сложное для человека. Люди так устроены, что в большинстве случаев считают правыми себя, а не оппонента. Такое мировоззрение продиктовано естественной внутренней природой каждого из нас. Это происходит потому, что срабатывают механизмы внутренней защиты. Они призваны для того, чтобы помочь личности избежать всяческих неприятностей, которые только могут возникнуть.

Только подлинное мышление действительно способно привести к благу. Понятие гибкости здесь является определяющим и весьма значимым. Настоящее развитие невозможно без уступок. Оно начинается тогда, когда личность начинает осознавать потребности окружающих, а не только замечает собственные желания.

Гибкость мышления на самом деле позволяет увидеть каждую ситуацию изнутри, обратиться к истокам любой проблемы. Когда мы принимаем чужую точку зрения, то не просто уступаем собеседнику. В этот момент мы демонстрируем миру, насколько для нас является значительным истинное принятие и уважение.

Роль гибкости мышления в жизни человека


Сегодня развитие гибкости мышления - это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.

Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.

Человек, не обладающий гибкостью ума, не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него. Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях. Гибкость мышления помогает людям находить разные решения той или иной проблемы, для творческой личности гибкий ум - это неиссякаемый источник новых идей.

Такое качество как гибкость ума необходимо как современному бизнесмену, так и матерому управленцу. Оно поможет найти нестандартные решения в сложных ситуациях, увидеть любую ситуацию в выгодном свете, принять рациональное, оптимально верное и оригинальное решение. Успешное предпринимательство в наше время уже невозможно без умения нестандартно и оперативно мыслить.

Умение гибко мыслить помогает людям избежать открытой конфронтации в конфликтных ситуациях. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад.

Таким образом, можно сделать вывод, что гибкость мышления чрезвычайно важное качество. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.

Исследование особенностей гибкости мышления

В исследовании особенностей гибкости мышления приняли участие 20 учащихся 8 класса. Мною были использованы следующие методики:

1 методика: «Методика А.С. Лачинса»

Тест предназначен для выявления пластичности - ригидности мышления (см. Приложение 1).

2 методика: «Формирование гибкости мышления»

Диаграмма выполнена на основе таблицы 1 (см. Приложение 2)

Анализ полученных данных в ходе диагностики гибкости мышления у участников показал следующие результаты.

На рисунке 1 можно увидеть проанализированные данные по методике А.С. Лачинса», предназначенной выявления пластичности- ригидности мышления.

гибкость мышления

Рис.1. Распределение учащихся десятых классов в зависимости от уровня ригидности

Вывод: На диаграмме, представленной на рисунке 1, можно увидеть, что у 35% учащихся обладают высокой пластичностью мышление, это значит, что они легко и быстро переходят от одной деятельности к другой.

65% учащихся обладают средней пластичностью мышления, что означает, что они оперативно реагируют на изменения входной ситуации, способны принимать адекватное решение.

Ни у одного учащегося не была отмечена ригидность мышления, которая предполагает, что человек не способен быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации.

В тоже время анализ полученных результатов по методике, направленной исследование именно гибкости мышления, предполагает противоположный вывод.

гибкость мышления 2

Рис.2. распределение учащихся десятых классов в зависимости от уровня гибкости мышления, в %

На диаграмме, представленной на рисунке 2, мы видим, что ни у одного учащегося не был выявлен высокий уровень гибкости мышления. Это свидетельствует о том, что возможно способны к многоуровневому познанию и всестороннему пониманию.

У 9% учащихся наблюдается средний уровень развития гибкости мышления. Эти учащиеся отличаются от остальных тем, что способны быстрее находить и принимать решение.

У большинства участников (91%) наблюдается низкий уровень развития гибкости мышления.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, на данный момент у преобладающей части учащихся отмечается низкий уровень развития гибкости мышления. В тоже время положительным моментом является то, что ригидного, закостенелого мышления все-таки не наблюдается ни у одного учащегося.

Следовательно, можно предположить, что данная категория детей иногда может демонстрировать в новых ситуациях трудности в нахождении вариативных путей решения проблем, но уже в знакомой ситуации может ориентироваться достаточно успешно.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости развития гибкости мышления у учащихся восьмого класса как способа позитивной социализации в современных реалиях. В решении этого вопроса по развитию гибкости мышления могут помочь следующие рекомендации.

Рекомендации по развитию гибкости мышления


Из книги Роберта Грина, «33 стратегии войны» — «Важно уяснить, что великие полководцы, талантливые тактики и стратеги смогли проявить себя не потому, что больше всех знали, а потому, что в случае надобности умели, отбросив предвзятость сконцентрироваться исключительно на том, что происходило вокруг них здесь и сейчас.

Ведь только тогда вспыхивают творческие искорки и возникают креативные и оригинальные решения. Жизненный опыт и теоретические знания хороши до поры до времени: сколько бы вы заранее не думали, пытаясь предугадать ситуацию, это не подготовит вас к череде бесконечных возможностей, к хаосу реальностей жизни, и не научит искусству импровизации».

Чтобы развить гибкость мышления важно уметь в определенных ситуациях выкинуть из головы все умные советы, вычитанные в книжках, формулы и методы, содержащиеся в советах успешных людей, и пробовать разрабатывать собственные стратегии.

Анализировать победы и неудачи (как свои, так и чужие), а также извлекать из них определенные уроки дело важное, но не менее важно развивать способность размышлять над событиями, происходящими в настоящем.

Если представить человеческие ум в виде реки, а гибкость мышления в виде быстрого течения и свежей воды, то воспоминания об удачном или неудачном опыте прошлых лет, предвзятость и навязчивые мысли, будут теми валунами, которые тормозят течение воды, превращая реку в затхлое болото. Чтобы восстановить быстрое и естественное течение ваших мыслей и развить гибкость ума используйте несколько тактических приемов:

Во-первых, следует внимательно следить за появлением ограничивающих стереотипов.

Во-вторых, стоит серьезно отнестись к пересмотру некоторых своих принципов и убеждений. Изучение истории, и знакомство с различными теориями может расширить кругозор, сделать вас умнее, только боритесь с окаменевшими догмами внутри себя и с внутренним голосом, то и дело требующим приклониться перед авторитетами. Расчистите в своем сознании для нового опыта необходимое пространство.

В-третьих, забудьте о прошлых победах и поражения. Успех окрыляет и в то же время делает нас ленивыми, ведь нет ничего сложного, раз за разом выполнять те действия, которые привели к успеху. А воспоминания о неудачах неизбежно ведут к потере самооценки, самоуверенности и сужают горизонты.

Так, что на каждую ситуацию, проблему или задачу надо научиться смотреть свежим взглядом — это одно из основных правил развития гибкости мышления. А поможет вам вытеснить из сознания последние события и избавиться от воспоминаний прошлого— внимание к деталям и мелочам настоящего момента.

Первое, с чего можно начать развитие гибкости ума, — тренировать память, внимание, быстроту мыслительных реакций. Для этого выполняйте специальные упражнения.

Упражнения для развития гибкости ума

  • Порядок в доме — порядок в голове

Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите (буквально и метафорически), сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама (убеждений, предвзятости). Вычищая старое, мы освобождаем место новому.

  • Представьте себя Сократом и начинайте сомневаться.

Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска (не заполнение налоговой декларации) и попробуйте не отвечать на вопросы сразу, делайте каждый раз паузу на несколько мгновений, чтобы обдумать вопрос.

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания. Относитесь к нему словно к кусочку еды — не заглатывайте, а разжевывайте. Следите за тем, как вы воспринимаете эту «пищу», каковы первые мысли, что вы порываетесь ответить, отмечайте любые эмоции и физические реакции.

Несколько секунд могут длиться вечность, но, это всего несколько мгновений. Эта практика пробудит осознанность и создаст место для наблюдений и размышлений. А также научит воздерживаться от поспешных действий.

  • Сделать привычное непривычным способом

Все мы — рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом. Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете.

Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой. Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует. Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.

  • Практикуйте молчание

Молчание — не только отсутствие звука, но и тишина, которую мы несем в себе даже на многолюдной площади. Выберите день и посвятите его молчанию: замечайте, когда и как вы нарушаете его, и выбирайте молчание. Например, если вы привыкли включать радио за завтраком, попробуйте поесть в тишине. Если вы читаете или едите перед телевизором, выключите телевизор. Этот эксперимент укрепит способность пребывать в молчании, не требуя развлечений. Вы начнете осознавать течение мыслей и слышать их.

Поиграйте в Шерлока Холмса

Выберите знакомое место — свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему».

Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.

  • Не перебивайте собеседника

Один день практикуйте умение слушать других полностью и до конца, пока собеседник не выскажет все, что хотел, и только потом отвечайте. Фиксируйте свою склонность вставлять реплику, выносить оценки, судить о содержании разговора, не дослушав. Тренируйте полное сосредоточение на собеседнике. Обращайте внимание на выбор слов, тон, позу, выражение лица. Замечайте влияние этих слов на вас, в том числе возникающие в теле ощущения. Повышенное внимание создает пространство включенности в диалог.

  • Фантазируйте

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства. Принимать не значит соглашаться, но значит признавать условия и работать с предложенным, продвигаясь вперед. Например, в импровизированных скетчах, если кто-то скажет: «В комнате прячется слон», а другой возразит: «Нет тут никакого слона», игра на том и закончится.

Если же второй участник ответит: «Да, и сейчас слон бросится на тебя», мизансцена готова. Все, что люди говорят и делают, воспринимайте как такую «подачу» партнера. Принимайте все, подтверждайте и развивайте идеи («Да, и сейчас...»). Этот опыт помогает выстроить подлинно креативный диалог, в котором обе стороны будут услышаны и смогут вместе создать нечто новое.

Подводя итог вышесказанному, следует заметить, что развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.

Заключение


Целью моей работы было изучение особенностей гибкости мышления у своих одноклассников.

Теоретический анализ литературных источников показал, что гибкость мышления чрезвычайно важное качество. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены.

Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Сегодня развитие гибкости мышления - это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.

Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад. Также гибкость мышление хороший помощник в процессе обучения и в исследовательской деятельности.

Анализ полученных результатов в ходе исследования особенностей гибкости мышления у учащихся восьмого класса позволяет сделать следующие выводы:

  • на данный момент у учащихся отмечается низкий уровень развития гибкости мышления. Человек, не обладающий гибкостью ума, не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него.
  • ни у одного учащегося не отмечается высокая ригидность, закостенелость мышления.
  • само по себе развитие гибкости мышления не происходит, его нужно развивать и тренировать.
  • развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять специальные упражнения регулярно.

Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях.

Таким образом, цель и задачи исследование достигнуты. Гипотеза о том, что в современных условиях у учащихся восьмого класса недостаточно развита гибкость мышления, подтверждена. Развить гибкость ума можно, надо только знать, как это сделать и проявить настойчивость в достижении цели.

Список литературы

  1. Школа здоровья. 2000. Т. 7, № 2, С. 12-16.
  2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сборник методических материалов педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. М.: Образовательный центр ≪Педагогический поиск≫, 2007. 112 с.
  3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 2012. 128 с.
  4. Власова ТА. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения // Дети с временными задержками развития. М., 1971. С. 7-14.
  5. Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема /7 Сборник статей ≪Творчество и социальное познание≫ / Под ред. А.М. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Мос. ун-та, 1992. С. 39-56.
  6. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта И Психология мышления. М., 1965. С. 31-38.
  7. Левицкая ТЕ., Богомаз С.А., Залевский Г.В. К проблеме гибкости творческого мышления учащихся // Сибирский психол. журн. 2000. Вып. 12. С. 54-58,
  8. Torrance Е.Р. The паШге of creativity as maintest in its testing // The nature of creativity: Cambridge Univ. Press. 1988. P. 43-75.
  9. Холодная M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 2007. 274 с.
  10. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 2006. С. 28-34.
  11. Интернет – ресурсы.

Приложение 1. Методика исследования гибкости мышления

Бланк с записанными анаграммами (наборами букв) предъявляется испытуемому на 3 мин. По сигналу экспериментатора нужно начать решать анаграммы, т.е. составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Составить из наборов букв слова (имя существительное), не пропуская и не добавляя ни одной буквы.

(П)Йво ядл аицпт уардбж оаефмрс
ЙЛА РУСТ УАРГШО УАКЮКР АИККРПС
АБЛ ЕНОБ ООСВЛ ООАРБД ОАИДМНЛ
АШР АУКТ ОАЛМС ААККЭС ЕЕЬВДДМ
ОЗВ ИАПЛ БРЕОР УАЬБДС ЕЕДПМТР
УКБ ААПЛ ОТМШР АИСЛТК ОАЬТДРС
ИРМ ОРШБ ОЕЛСВ ЕУЗНКЦ АААЛТПК
ОТМ ОЕТЛ ААШЛП УАПРГП ОАЕМЛСТ
АСД ОЕРМ ОЕСМТ ОООЛТЗ ААЬБДВС

Подсчитывается количество верно составленных слов – показатель гибкости мышления.

Уровни гибкости мышления

  • высокий 26 и более
  • средний 21-25
  • низкий 11-20

Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления»

Тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления. Оснащение: лист бумаги, ручка, секундомер.

Инструкция. Вам предлагается написать фразу «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами.

Способ 1. После команды «Начали!» напишите данную фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 2. После команды «Начали!» напишите эту фразу печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 3. После команды «Начали!» напишите эту фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!», следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные – маленькими и печатными.

Способ 4. После команды «Начали!» напишите фразу своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте как можно быстрее до команды «Стоп!».

Обработка и анализ данных

Подсчитывается количество написанных букв в каждом задании: С1,С2, С3, С4.

Вычисляется среднее значение для трех заданий: Сср=С2+С3+С4/3

Определяется коэффициент креативной гибкости: Крг=Сср/С1

Если Кгиб лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения. Значение Кгиб меньше 0,5 свидетельствует о ригидности мышления, т. е. низком уровне креативной гибкости. Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности.

Приложение 2

«Таблица 1»

Участник балл Пластичность-ригидность Гибкость мышления уровень
Участник 1 18 1,02 18 Низкий
Участник 2 18 1,05 18 Низкий
Участник 3 18 0,7 18 Низкий
Участник 4 13 1,7 13 Низкий
Участник 5 17 0,75 17 Низкий
Участник 6 8 1,12 8 Низкий
Участник 7 10 0,93 10 Низкий
Участник 8 24 0,6 24 Средний
Участник 9 11 0,9 11 Низкий
Участник 10 14 0,98 14 Низкий
Участник 11 11 1,25 11 Низкий
Участник 12 25 0,88 25 средний
Участник 13 6 0,6 6 низкий
Участник 14 14 1 14 Низкий
Участник 15 125 1,1 12 Низкий
Участник 16 3 0,9 3 Низкий
Участник 17 1 0,8 1 Низкий
Участник 18 18 0,9 18 Низкий
Участник 19 17 1,3 17 Низкий
Участник 20 10 0,9 10 Низкий


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: