Проект "Физическая культура для учащихся с врождённым пороком сердца"
В готовом исследовательском проекте по физкультуре на тему «Физическая культура для учащихся с врождённым пороком сердца» ученик 9 класса дает определение понятия "порок сердца" и рассматривает основные признаки этого заболевания и опасности, связанные с ним. Комплекс упражнений для детей с ВПС на уроках физкультуры представлен в тексте проектной работы.
Подробнее о проекте:
В ученической творческой работе по физкультуре «Физическая культура для учащихся с врождённым пороком сердца» ученик 9 класса школы дает общую характеристику заболевания «Врождённый порок сердца», описывает основные симптомы и проявления ВПС, анализирует частоту и причины ВПС, приводит статистические данные по заболеваемости ВПС в нашей стране, а также рассказывает о методах борьбы с ВПС.
В исследовательской работе (проекте) по физкультуре и биологии о врожденном пороке сердце школьник провел исследование вопроса физической активности учащихся с ВПС и подготовил статистику заболеваний по МОУ «ССО школа № 2» среди учащихся 2-11 класса. На основании собранной информации ученик выяснил, можно ли больным ВПС заниматься физкультурой и какие упражнения будут безопасны для выполнения ими.
Оглавление
Введение
1. Общая характеристика заболевания «Врождённый порок сердца».
1.1. Описание ВПС.
1.2. Частота и причины ВПС.
1.3. Статистика по ВПС.
1.4. Методы борьбы с ВПС.
2. Исследование вопроса физической активности учащихся с ВПС.
2.1. Статистика заболеваний по МОУ «ССО школа № 2» среди 2-11 класса.
2.2. Совместимость ВПС и физической культуры.
2.3. Организация работы с учащимся с ВПС на уроках физической культуры, опрос учителей физической культуры.
2.4. Как обеспечить условия для физической активности учащихся с диагнозом ВПС. Комплекс упражнений.
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моего исследовательского проекта «Физическая культура для детей с врождённым пороком сердца». Дети с врождённым пороком сердца (дефект межпредсердечной перегородки и открытый артериальный проток).
От занятий физической культурой освобождены с первого класса.
Меня заинтересовало: много ли в находке, в частности – в моей школе, детей с заболеваниями сердечнососудистой системы? И может ли такая категория учащихся заниматься спортом?
Этот вопрос актуален, так как научные источники утверждают, что сердечнососудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире. На данный момент на уроках физической культуры я выполняю тесты, работаю с учебными материалами, пишу рефераты, делаю презентации.
Проблема исследования: учащиеся с сердечнососудистыми заболеваниями ведут малоподвижный образ жизни, а занятия лечебной физической культурой (ЛФК) предусмотрены не во всех школах.
Объект исследования: учащиеся с врождённым пороком сердца.
Предмет исследования: условия для физической активности учащихся с диагнозом ВПС.
Цель исследования: выяснить, можно ли заниматься физической культурой детям с врождённым пороком сердца (ВПС).
Задачи исследования:
- Изучить найденную информацию о ВПС.
- Выявить, сколько учащихся в моей школе имеют сердечнососудистые заболевания.
- Узнать, разрешены ли физические нагрузки учащимся с диагнозом ВПС.
- Разработать комплекс упражнений на основе ресурсов Интернет и рекомендаций, предложенных лечащим врачом.
Гипотеза: учащимся с ССЗ, в том числе с ВПС, можно создать условия для физической активности.
Методы исследования:
- Изучение теоретической информации (учебная литература, статьи, публикации в сети Интернет).
- Опрос учителей физической культуры.
- Беседа с лечащим врачом.
- Анализ полученной информации.
Практическая значимость работы: моя работа может использоваться для учащихся с ограничениями физических нагрузок (диагноз ВПС), при отсутствии ЛФК в учебном заведении.
Описание ВПС
Врождённый порок сердца (ВПС) — дефект в структуре сердца и (или) крупных сосудов, присутствующий с рождения.
Большинство пороков нарушают ток крови внутри сердца или по большому (БКК) и малому (МКК) кругам кровообращения.
Пороки сердца являются наиболее частыми врождёнными дефектами и являются основной причиной детской смертности от пороков развития.
Частота и причины ВПС
Частота ВПС среди новорождённых составляет около 1 % (1 на 100 новорождённых).
Врожденные пороки сердца у детей занимают третье место среди пороков развития после аномалий центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Причиной врождённого порока сердца могут быть экологические или генетические факторы, но, как правило, сочетание того и другого.
Статистика по ВПС
Статистика по данному заболеванию не утешительна. В нашей стране рождаемость детей с ВПС колеблется от 7 до 17 человек на 1000 родившихся живыми.
В Республике Марий Эл рождаемость детей с врожденными пороками сердца составляет от 5,5 человек в городе Йошкар-Ола, до 15,7 человек на 1000 родившихся живыми по районам Марий Эл.
Методы борьбы с ВПС
Лечение ВПС принципиально можно поделить на хирургическое (в большинстве случаев оно единственное является радикальным) и терапевтическое (чаще является вспомогательным). Возможность и надобность хирургического вмешательства зависит от фазы порока.
Статистика заболеваний по МОУ «ССО школа №2» среди 2-11 класса
Обратившись к учителям физической культуры, я провела исследование на базе нашей школы и выяснила, сколько детей с 2-11 классов имеют ограничения физических нагрузок.
2 Человека с врожденным пороком серца-2 группа
(1 Ребенок инвалид )
сердечно сосудичное заболевания: 10 человек на учете 2 группа
функциональное изменение сердца 5 человек-2 группа
Пути оздоровления:
а) витаминотерапия
б) ЛФК
в) санация хронических очагов инфекции
г) хирургическая коррекция порока
д) санитарное лечение до и после операции
Совместимость ВПС и физической культуры
Для детей с ВПС необходима лечебная физкультура (ЛФК).
Поэтому ребенка с ВПС сложно устроить в детский сад и даже с оформлением в школу можно столкнуться с трудностями (родителям могут предложить перевести ребенка на домашнее обучение).
Занятий по лечебной физкультуре при школах часто и вовсе нет.
Если обнаруженный порок сердца не подлежит срочной коррекции в процессе хирургической операции, то с ребенком необходимо заниматься дозированными физическими упражнениями и массажем дома.
Врач должен дать родителям соответствующие указания о подборе упражнений и дозировке их.
Большое значение имеет умелое выполнение физических упражнений в домашних условиях.
Правильно проводимые движения способствуют глубокому дыханию и улучшению периферического кровообращения. В то же время постоянное ограничение движений приводит к вялости кровообращения.
Отсутствие тренировки отрицательно сказывается на работе не только сердца, но и всех других органов и систем организма.
Организация работы с учащимся с ВПС на уроках физической культуры, опрос учителей физической культуры
Я провёл опрос с учителями физической культуры и выяснил, что:
- Чаще всего учителя встречаются с освобождёнными от нагрузок в период эпидемий простуды (грипп, ОРВИ, ОРЗ).
- Все опрошенные считают, что ЛФК в каждой школе необходима потому, что все дети должны физически развиваться и быть приобщёнными к спорту и здоровому образу жизни.
- Занятость освобождённых от физических нагрузок.
- Составление комплексных упражнений — 15%
- Проекты, презентации — 20%
- Тесты — 30%
- Рефераты, доклады — 35%
- Что необходимо для занятий ЛФК:
- Специальные курсы подготовки — 3 чел.
- Специализированный инвентарь — 1 чел.
- Отдельное помещение — 1 чел.
Как обеспечить условия для физической активности учащихся с диагнозом ВПС. Комплекс упражнений
На основании рекомендаций медицинских работников и информации с ресурсов Интернет, я составил комплекс упражнений, полезный для учащихся с ограничениями физической нагрузки, группой ЛФК, в частности для детей с ВПС.
Комплекс упражнений для учащихся с ограничениями физической нагрузки, группой ЛФК, с ВПС
1 – поднимание рук в стороны вверх – вдох, опустить руки - выдох;
2 - руки сжаты в кулаки, поднять к плечам, опустить вниз 4-6 раз;
3 – отвести каждую ногу в сторону 4-6 раз;
4 - сгибание каждой ноги в колене, полу выпад в сторону;
5 - наклоны туловища со скольжением рук вдоль тела, при наклоне – вдох, при выпрямлении - выдох;
6 - выпрямленные руки вперед перед собой, сгибание в локте 3-4 раза;
7 - поднимание каждой ноги, согнутой в колене – вдох, опустить - выдох 3-4 раза;
8 - наклон корпуса вперед – вдох, при выпрямлении - выдох 3-4 раза;
9 - отвести руки назад – вдох, расслабить руки - выдох 3-4 раза;
10 - интенсивная ходьба с высоким подниманием колена с постепенным замедлением ходьбы до обычной;
11 - ходьба на носочках, спокойное дыхание;
12 - поднимание рук вверх - мягкий вдох, расслабленно опустить вниз - выдох 4-5 раз;
14 - руки на пояс, круговые движения туловищем;
15 - приседания, руки вперед 8-10 раз.
Заключение
Изучив учебную литературу, информацию с ресурсов Интернет, опросы среди учителей физической культуры, мнения и рекомендации медицинских работников, я пришел к следующим выводам:
- При освобождении от занятий физической культурой, учащийся выполняет различные виды письменных и электронных учебных работ.
- В каждой школе необходима лечебная физическая культура.
- Пройдя специальные курсы подготовки, учителя физической культуры могли бы преподавать ЛФК.
Моя гипотеза в ходе исследования полностью подтвердилась:
- учащиеся с сердечнососудистыми заболеваниями могут заниматься физической культурой.
- У каждого освобождённого ребёнка разные заболевания и разные фазы заболеваний, поэтому комплекс упражнений должен разрабатываться индивидуально.
- Все должны укреплять физическими упражнениями свой организм, чтобы быть сильнее, здоровее и выносливее.
Список литературы
- Яндекс картинки [Электронный ресурс] (Дата обращения 26.02.17)
- Любомирский Л.У., Мейксон Г.Б., Лях В.И. Издательство «Просвещение» «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений.
- Мишин Б.И. Издательство «Астрель» «Настольная книга учителя физкультуры».
- Гордияш Е.Л., И.В. Жигульская, Г.А. Ильина, О.В. Рыбъякова. Издательство «Учитель» «Физическое воспитание в школе»