Проект "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"

Тематика: 
Автор: 
Секина Ольга Александровна
Руководитель: 
Секина Ольга Александровна
Учреждение: 
МАДОУ "Детский сад № 2 "Песенка"
Класс: 
0

Долгосрочный проект в ДОУ "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"" рассчитан на создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук (а мы знаем, чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше развита речь) для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в старшей группе ДОУ "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"" говорит о потребности развития у детей дошкольного возраста механизмов, необходимых для овладения письмом, о важности создания условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.

Педагогический творческий проект в ДОУ "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей 5-7 лет "Ловкие пальчики"" определяет роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности, а также содержит описание исследования состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. На основании проведенного исследования педагог установила уровни сформированности мелкой моторики рук у исследуемых групп детей и разработала направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Оглавление

Введение
1. Роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности.
2. Исследование состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
3. Сравнительные данные полученные в процессе выполнения всех заданий.
4. Уровни сформированности мелкой моторики рук у исследуемых групп детей.
5. Направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
6. Динамика мелкой моторики детей с нарушениями речи после проведённого формирующего эксперимента.
7. Уровни развития мелкой моторики рук у исследуемых групп детей.
Заключение
Список используемой литературы

Введение


Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки), о характере.

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло».

Во всём этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: « Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой моторикой.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Актуальность данной работы обусловлена потребностью в дошкольном возрасте развития механизмов, необходимых для овладения письмом, создания условий для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Цель проекта: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук ( а мы знаем чем лучше развита мелкая моторика тем лучше развита речь) для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать внимательность к выполнению заданий;
  • воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Развивающие:

  • развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
  • развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Образовательные:

  • научить детей владеть графическими навыками письма.

Участники проекта:

  • Дети
  • Педагоги
  • Родители

Срок реализации: 2 года (с 1 сентября по 30 мая)

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование ловкости и точности движений, улучшения внимания, терпеливости.
  • Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
  • Овладение разными видами трудовой деятельности.
  • Овладение приёмами работы с разными инструментами.
  • Речь детей станет чёткой, правильной.

Формы проведения итогов реализации проекта

Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • самостоятельная речь;
  • выставки работ;
  • участие в конкурса

Роль двигательного анализатора в формировании речевой деятельности

Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют её развитию

В.М. Бехтерев

Изучением роли двигательного анализатора в развитии речевой деятельности занимались такие учёные как : Н.А.Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский , М.М. Кольцова, И.П. Павлов, Л.Ф. Фомина.

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикулярный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.

У здорового ребёнка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Взаимность между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчёркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Н.А.Бернштейн разработал теорию организации движений и отнёс речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов.

На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включённым в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем чтобы поставленная двигательная задача и модель( эталон) будущего движения совпали.

На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т.е. индивид сам намечает цель и содержание движений и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвёртом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, плавность) ведёт к нарушению движения.

Л.В. Фомина обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Кольцовой М.М с сотрудниками Научно-исследовательского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:

  • что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;
  • что работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребёнка.

Высказывание И.П. Павлова о том, что «речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтверждается многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребёнка, возникла мысль об использовании мышечных ощущений от речевого аппарата.

Посмотрев «карту» головного мозга, можно увидеть, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, а площадь двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели многих учёных на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции рук. Так, было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп [6, с. 43-46 ].

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Её необходимость осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познавать мир, в котором он живёт. Навыки тонкой моторики помогают ребёнку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребёнка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Бернштейн считает, что сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном созревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека.

Нельзя исключить ещё один фактор трудностей формирования тонко координированных действий. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждают ребёнка избегать выполнения действий, которые сложны, поэтому платье с мелкими пуговицами « не нравится», новый конструктор « совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками»,вязать, лепить, конструировать « неинтересно, не хочется».

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 5 -7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, очерчивающих , оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи .

М.М. Кольцова подчёркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребёнка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Автор пишет: « говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук». Она говорит, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук она рассматривает, как мощный физиологический стимул развития речи детей.

Таким образом, можно отметить что, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчётливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребёнка ( это доказано как специальными научными исследованиями , так и многолетней практикой работы дефектологов). Своевременное развитие движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

Исследование состояния мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи


Экспериментальное исследование проходило на базе МАДОУ детский сад № 2 «Песенка». В исследовании принимали участие 20 дошкольников, в возрасте от 5-7 лет.

В процессе экспериментального исследования были использованы следующие методики: « Керна – Йерасека», « Кулак – ладонь – ребро», « Домик», « Графический диктант», « Проба Н.О. Озерецкого» [1, 69-72 с.].

Диаграмма 1: Сравнительные данные полученные в процессе выполнения всех заданий

Как показало исследование, дети 5-7 лет, имеют нарушения в развитии моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении нарисовать простой узор, провести линии, написать печатную букву и.т.д.

Таким образом, у детей ЭГ нарушена координация движений, темп выполнения заданий медленный, дети быстро устают. Движения неловкие, отмечается малая подвижность пальцев при работе с карандашом. Динамическая организация двигательного акта кистей и пальцев рук в большинстве случаев характеризуется трудностью и плавного воспроизведения предложенных движений, наличием добавочных движений, персевераций, перестановок.

Наибольшие трудности возникли при выполнении заданий под номерами 1, 2. Данные трудности обусловлены нарушением координации рук, также сильным или слабым сжатием карандаша, отсутствием плавности воспроизведения движений.

Обследование детей с нарушениями речи, помогло выявить следующие закономерности. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с нарушениями речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение.

Данное исследование было также проведено с группой детей, не имеющих отклонений в речевом развитии. Можно отметить что дети испытывали трудности, но они были не столь специфичны как у детей ЭГ. Анализируя среднюю успеваемость групп исследуемых детей видно, что практически все выполненные задания и ЭГ и КГ групп детей получили одинаковый балл. Это связано с невнимательностью детей при выполнении предложенных заданий, частой отвлекаемостью и гиперактивностью.

Диаграмма 2: Уровни сформированности мелкой моторики рук у исследуемых групп детей

Таким образом, можно выделить 3 уровня сформированности мелкой моторики рук: высокий , средний и низкий уровни.

Высокий уровень: свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности мелкой моторики рук, т.е. дети правильно держат карандаш, свободно распределяют мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у детей, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Средний уровень:достаточно сформированы и автоматизированы навыки графической деятельности. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень:говорит о недостаточной сформированности у детей двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля над выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Направления и содержание работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи


На основе выявленных особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи нами были определены основные направления коррекционной работы:

  • Развитие мелкой ручной моторики ( кинестетической и кинетической основы движений рук, оптико – кинестетической организации движений «праксис позы»).
  • Формирование элементарных графических навыков ( зрительного внимания, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, развитие координации глаз – рука).

Рассмотрим содержание каждого из направлений.

Для реализации первого направления используются следующие приёмы:

1.Пальчиковые игры. С использованием методики С. Железнова. По его мнению это игры, которые позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения. Тексты упражнений - весёлые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. См. приложение.

2.Собирание мозаики. Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и .т.д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для развития мелкой моторики рук, также развивается образное мышление, воображение.

3. Лепка из теста и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшить мелкую моторику рук вашего ребёнка.

4. Аппликации. Занятия аппликацией готовит ребёнка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребёнку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Также аппликация способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и изобразительных, технических умений, таких личностных черт как настойчивость, аккуратность, самостоятельность.

5. Работа с природным материалом. Изготовление поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность.

Для развития кинетической и кинестетической основы движений использовались следующие виды упражнений:

  • «Лягушка». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.
  • «Крокодил». Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.
  • «Петушок». Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок). Гребешок может двигаться при движениях петушка.
  • «Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

Для реализации второго направления используются такие виды упражнений как:

  • Штриховка.
  • Рисование по точкам.
  • Дорисовывание фигур, соединяя точки одной линией.
  • Рисование по клеткам.

Штриховка. Способствует формированию навыка равномерного движения руки под контролем зрения. Ребёнка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные (сверху вниз). Горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним движением кисти руки. После 5-10 минут работы следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребёнком пальчиковую гимнастику. Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребёнка, но и активно развивает его речевую деятельность.

Рисование по точкам. Цель: развитие глазомера, уверенности руки и точности движений. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

Дорисовывание фигур, соединяя точки одной линией. Дорисовывание позволяет формировать навык точного копирования, обучает планированию размещения элементов на листе.

Рисование по клеткам/Дает возможность дошкольнику прописывать мелкие элементы фигур с опорой на линии клеток, выдерживать строку и определенный ритм изображений.

Динамика мелкой моторики детей с нарушениями речи после проведённого формирующего эксперимента


После проведения развивающих занятий, которые проходили в течение полу года была проведена повторная диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Нами использовались те же методики, которые применялись в ходе констатирующего эксперимента. В контрольном эксперименте приняли участие две группы детей. Экспериментальная группа - это дети с которыми проводилась коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Контрольная группа - это группа детей с которыми не проводилось коррекционной работы. Были получены следующие результаты.

При выполнении задания № 1 которое состоит из 3 заданий дети ЭГ при «срисовывании фразы» допустили единичные ошибки такие как, слитное написание фразы. Детям КГ были присущи такие ошибки как: неправильное написание букв ( Д писалась как А, Ч имело зеркальное написание). Можно отметить что, у детей ЭГ движения рук стали более слаженными.

При выполнении задания «копирование группы точек» у детей не возникло никаких трудностей. Дети чётко, без помарок выполнили данное задание. А дети КГ допустили следующие ошибки: лишнее количество точек, границы между точками не соблюдались. Что свидетельствует о недоразвитии мелкой моторики. При рисовании мужской фигуры у детей ЭГ отмечались такие недочёты как: отсутствие ступней на ногах, одного – двух пальцев на руках. Детям КГ были характерны такие же ошибки как и детям ЭГ.

При выполнении задания №2 дети ЭГ чётко воспроизводили последовательность из трёх движений руки («кулак-ладонь-ребро»). Никаких трудностей при этом не возникло. У детей КГ при выполнении данного задания отмечался медленный темп выполнения и застревание на позах. Можно отметить, что детям ЭГ присуща уверенность движений рук.

При выполнении задания № 3 ( Срисовывание домика) из пяти детей ЭГ четверо справились на средний бал и один выполнил на высокий бал. Дети допустили следующие ошибки: отсутствие трубы с дымом. Не смотря на недочёты, отмечается согласованность действий обеих рук. Ловкость пальцев и кистей рук. Дети КГ допустили такие ошибки как: отсутствие забора, штриховки, окна. Движения пальцев рук напряжены, замедлены.

При выполнении задания № 4 детьми ЭГ не допущено ни одной ошибки. Отмечается скоординированность движений рук. Детям КГ присущ медленный темп выполнения задания. Также отмечается повышенный тонус пальцев рук.

При выполнении задания № 5 (проба Озерецкого) дети ЭГ справились на высокий бал при этом нажим карандаша на бумагу достаточно сильный, яркая и чёткая линия говорит о хорошем уровне сформированности мышц ручной мускулатуры. Дети КГ допустили ошибки в виде рисования лишних элементов. Это свидетельствует о недостаточном развитии мелкой моторики.

Диаграмма 3: Уровни развития мелкой моторики рук у исследуемых групп детей

Итак, при сравнении результатов заметны существенные сдвиги. Количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей с низким уровнем уменьшилось.

Делая выводы можно сказать, что наблюдается динамика развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями. Отмечается скоординированность мелкой моторики рук, синхронность выполнения движений и их плавность .

Можно сделать вывод о том, что проведенные занятия способствуют развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Таким образом, исходя из результатов выполненных заданий, можно констатировать, что развитие мелкой моторики находится во взаимосвязи и во взаимообусловленности от уровня развития речи детей.

Заключение

Состояние мелкой моторики ребёнка имеет большое значение и может расцениваться как один из показателей физического и психического развития.

Исследованиями М.М. Кольцовой и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Анализ состояния проблемы исследования в теории подтвердил актуальность и своевременность изучения особенностей развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Теоретическое осмысление проблемы показало следующее: развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга.

Общение ребёнка с окружающими взрослыми очень важно – при этом малыш получает материал для подражания. Связь функции кисти рук и речи оказывается настолько тесной и значимой, что тренировку пальцев рук считается возможным рассматривать как мощный физиологический стимул развития речи детей. Ребёнок инстинктивно старается использовать этот фактор – он тянется ко всем предметам, пытается манипулировать ими.

Экспериментальная исследовательская работа заключалась в организации и проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

Констатирующий этап был организован с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Результаты, полученные на данном этапе работы, показали, что у детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук, у детей с хорошей речью наблюдается достаточно развитая мелкая моторика.

Таким образом, чем лучше ребёнок говорит, тем лучше у него развита мелкая моторика и, чем хуже ребёнок говорит, тем слабее у него развита мелкая моторика. Это выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации рук, синхронности выполнения движения.

На обучающем этапе работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями может, быть эффективной при соблюдении следующих условий: учёт возраста детей, развитие мелкой моторики должно осуществляться параллельно с развитием психофизиологических функций (развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, координации глаз – рука), вся работа должна быть связана с подготовкой детей к овладению навыком письма. Контрольный эксперимент показал что, при целенаправленной коррекционной работе наблюдается качественное изменение в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Положительная динамика в развитии мелкой моторики рук наблюдалась у всех детей с нарушениями речи, принимавших участие в эксперименте.

Эту динамику можно проследить по представленным в работе диаграммам. Детям характерны следующие изменения вмелкой моторики рук: уменьшилось количество ошибок при переключении движений, характерна положительная динамика в смене положения рук. Движения стали плавными. Большинство детей избавилось от мышечного напряжения. Улучшилась координация и сила движений.

Таким образом, по итогам экспериментальной работы можно сделать выводы, что при систематической, целенаправленной, последовательно организованной работе можно добиться положительных результатов в развитии двигательных умений и навыков, что подтвердилось экспериментом, при этом положительную роль и важное значение играют различные упражнения.

Также, при совершенствовании мелкой моторики рук, приобретаются навыки, необходимые при обучении письму. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развитиямелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Итак, можно констатировать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза подтвердилась на статистически достоверном уровне.

Список используемой литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей : учеб.пособие для студентов вузов. – М.: АСТ : Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.- 319 с.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВТК,2009. – 61 с.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медгиз , 1966. – 234 с.
  4. Гадаева Ю.В. Учимся, играя. Пальчиковые игры: Пособие для родителей и воспитателей по развитию мелкой моторики у детей. – СПб.: Корона принт, 2009. – 192 с.
  5. Логопедия. Методическое наследие. Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой : 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.V. – 480 с.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. – М.: 1973.- 143 с.
  8. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1973. – 122 с.
  9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 1997.
  10. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: « САГА», 2002. – 224 с.
  11. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. / Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 160 с.
  12. Потапов А.С. Нейропедагогические обоснования комфортного обучения ребёнка / А.С. Потапов. – Новосибирск : НИПК и ПРО, 2002. – 440с.
  13. Потапов А.С. Психофизиологические основы обучения. / А.С. Потапов. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2001. – 190 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет