Рождественский вертеп

Тематика: 
Автор: 
Клейносова Виктория
Руководитель: 
Зотова Татьяна Николаевна
Учреждение: 
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» с.Старомарьевка
Класс: 
8

Автор готового творческого проекта по технологии на тему "Рождественский вертеп" ставит целью работы изготовить экономически выгодный "Рождественский вертеп", который бы отражал библейский смысл праздника, а также соответствовал бы актуальным дизайнерским задумкам.

Подробнее о проекте:


В ученической творческой работе по технологии на тему "Рождественский вертеп" ученица 8 класса школы изучает историю традиции изготовления рождественских вертепов, а также определяет, какие культурные и религиозные ценности хранятся в этом обычае. В рамках проекта были рассмотрены разные дизайнерские решения по изготовлению рождественского вертепа.

В индивидуальном творческом проекте по технологии об изготовлении рождественского вертепа автором поэтапно описаны выполненные действия по изготовлению задуманной композиции, а также указаны правила выбора материалов, инструментов и приспособлений для изготовления вертепа, изложена последовательность изготовления и сбора комплектующих деталей, дана их экологическая оценка и произведен экономический расчет стоимости полученного изделия.

Оглавление

Введение
1. История рождественского вертепа.
2. Банк идей, выбор эскиза.
3. Выбор материалов.
4. Выбор инструментов.
5. Правила безопасности работы.
6. Технологическая карта изготовления вертепа.
7. Эстетическая, экологическая и экономическая оценка изделий
Заключение
Самооценка
Реклама

Введение


Я заметила, что основное внимание современный человек сейчас уделяет празднованию Нового года; у всех в домах стоят красиво наряженные елки, горят гирлянды. В преддверии зимних праздников мне захотелось сделать свой дом особенно уютным и теплым, не таким как обычно. Я решила сделать Рождественский вертеп к светлому празднику Рождества Христова.

Данный проект «Рождественский вертеп» отвечает сегодняшней проблеме современного общества. Сегодня в условиях дефицита общения, отсутствия моральных принципов с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Поэтому в целях проекта мое внимание обращено и к воспитательным задачам.

Цели проекта:

  • оценить свои возможности в проектной деятельности;
  • разработать проект;
  • изготовить по проекту "Рождественский вертеп".

Для достижения этих целей нужно решить следующие задачи:

  • изучить информацию, содержащую сведения по теме проекта;
  • составить банк идей для проекта, проанализировать их, выбрать наиболее оптимальный вариант;
  • создать эскиз проектного изделия;
  • подобрать необходимые материалы и инструменты;
  • оценить материальные затраты;
  • по проекту выполнить объект проекта;
  • оценить проделанную работу.

Выбор темы проекта связан с желанием провести зимние каникулы в совершенно другом ключе, привнести в праздники добра, спокойствия и тепла. Я обратила внимание, что в магазинах не встретишь Рождественский вертеп, или имеются только совсем крошечные в виде сувениров. Мною было принято решение сделать большой вертеп своими руками.

С появлением в нашей школе Центра "Точка роста" выполнить задуманное было не так сложно. Работа, выполненная своими руками, всегда ценна, особенно если в нее вкладываешь душу и особый смысл. Очень интересно увидеть результат своего труда.

История Рождественского вертепа


Рождество Христово — удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Вертеп — древнерусское слово, которое обозначает пещеру. Вертеп - это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри.

В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы.

Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных.

вертеп 1

В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры.

А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным или картонным ящичком с прорезями, открытый с бока зрителя, он мог быть до 2 метров в высоту и одного метра в ширину. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа, которые по христианской традицией трактовались как «небо» и «земля», а внизу была дырка — "ад", куда проваливается Ирод. Вертепник размещался сзади и водил куклу по прорезям в полу, наблюдая за действием в специальные окошечки.

Соответственно рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия.

Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления. С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Вечером для освещения по бокам и вверху ящика подвешивали несколько разноцветных фонариков.

Куклы изготавливались из дерева, иногда из глины. Им раскрашивали лица, одевали героев в одежду из ткани и бумаги; к ноге крепили деревянный или проволочный стержень. Вертепщик сам "играл" за всех, меняя голос в зависимости от характера персонажа. За ящиком также также могли находиться музыканты и хор. Со временем вертеп превращался в привычный для нас кукольный театр, ведь с годами куклы обрастали различными механизмами, позволяющими двигать конечностями.

Обычная картина для деревенского предрождественнского пейзажа: ребятишки в высоких самодельных коронах с палками в руках представляют «персидских царей», которые пришли поклониться маленькому ребенку. С ними путешествует украшенный позолоченной бумагой и неприглядными рисунками маленький деревянный ящик, рукотворный вертеп или праздничный театр для кукол с крышей из двух досок. Обычно дети в костюмах возили свой рождественский короб на санках, а поднявшись на крылечко, просили у хозяев домов разрешения колядовать. Если они были согласны принять колядки, малыши вносили свой театр в домишко, клали его на два стула либо стол, и сказка начиналась.

Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году началось возрождение традиционного вертепа.

Главные зрители и посетители рождественских вертепов — дети. И не нужно долго объяснять, почему: глядя на таинственные вертепы, они словно переносятся умом и сердцем в Вифлеем, к яслям Младенца Христа

вертеп 2

Снежный вертеп у Свято-Троицкой Церкви в Томске

вертеп 3

Вертеп с настоящими животными в Пятигорске

Кто-то покупает вертеп в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.

Как прикоснуться к чуду Рождества — особенно если в доме есть маленькие дети? Одно из возможных решений — сделать вертеп.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Банк идей, выбор эскиза


Формы вертепа:

Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объёмных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.

вертеп 4вертеп 5


вертеп 6вертеп 7


Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.

вертеп 8вертеп 9


Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.

вертеп 10вертеп 11


Поскольку живой вертеп для моего проекта использовать не рационально, а театральный вертеп не отвечает моим задачам, я решила выполнить статичную вертепную композицию.

За основу я решила взять эти изображения.

Выбор материалов

Фанера для воссоздания конструкции вертепа вертеп 12
Фотопечать на бумаге вертеп 13
Сизаль, имитирующая сено вертеп 14
Листы серебряного флоамирана вертеп 15
Искусственные еловые ветки вертеп 16
Светодиодная лента вертеп 17
Пластиковые перекладины для изготовления забора вертеп 18
Картон для изготовления искусственного камня, создания имитации каменной пещеры вертеп 19
Саморезы по дереву вертеп 20
Краска акриловая белого и серого цвета для окраски стен вертепа вертеп 21вертеп 22
Клеевые патроны для термопистолета вертеп 23

Выбор инструментов


Мне потребовались следующие инструменты:

Лобзик для выпиливания короба вертепа вертеп 24
Термопистолет вертеп 25>
Ножницы вертеп 26
Кисти вертеп 27
Шуруповерт вертеп 28

Правила безопасной работы

Правила безопасной работы с термоклеями:

  • Горячий клей наносится при температуре 120–240°C. Части термопистолета (форсунка, камера расплава) также нагреваются до высоких температур. При попадании горячего клея на открытые части тела или касании незащищенной форсунки можно получить ожог.
  • При попадании на окружающие предметы и поверхности горячий клей способен повредить их, его сложно отделить. Защищайте рабочую поверхность стола с помощью специального силиконового коврика. Клей не прилипает к силикону и легко удаляется с коврика.
  • При работе с горячим клеем использовать индивидуальные средства защиты: перчатки, нарукавники, фартук. Не оставлять открытых участков тела в зоне возможного попадания горячего адгезива.
  • При попадании горячего термоклея на кожу не нужно суетиться и сразу пытаться удалить прилипший расплав. Подставьте участок с клеем под струю холодной воды, что снимет болевые ощущения и ускорит затвердевание адгезива. Затем аккуратно отделите клей от кожи и смажьте пострадавшее место мазью от ожогов.
  • Перед нанесением термопистолет должен хорошо разогреться. В начале нагрева из сопла может вытечь несколько капель термоклея. В дальнейшем он самопроизвольно из сопла течь не должен.
  • После выполнения работ не следует с усилием извлекать стержень из термопистолета. Оставить его на месте для дальнейших работ или отрежьте оставшийся кусок ножом или ножницами через смотровое окошко.

Правила работы с лобзиком:

  • при работе необходимо пользоваться средствами защиты: защитными очками, респиратором;
  • спецодежда должна быть такой, чтобы исключалась возможность ее захвата подвижными деталями лобзика:
  • головной убор должен исключать контакт волос с лобзиком;
  • не перегружать лобзик, прилагая чрезмерное, вызывающее значительное падение оборотов, усилие к рабочему инструменту во время работы;
  • запрещается оставлять без присмотра включенный инструмент, а также инструмент, подключенный к электросети;
  • нельзя класть куда-либо лобзик неостановленным;
  • запрещается снимать защитный экран во время работы;
  • надежно закреплять материал, предназначенный для пиления, не держать его в руках:
  • после включения лобзика нельзя тормозить пилки зажимом;
  • подключать и отключать лобзик от сети штепсельной вилкой только при выключенном электродвигателе.

Технологическая карта изготовления вертепа

Порядок изготовления вертепа Фото процесса Инструменты и материалы
1 Создание эскиза вертеп 29 Бумага, простой карандаш, ластик, линейка
2 Перенос чертежа на полотно фанеры вертеп 30 Фанера, карандаш, линейка
3 Вырезать части вертепа лобзиком <вертеп 31 Лобзик
4 Собрать заднюю, переднюю стенку вертепа, боковые части и крышу в единую конструкцию вертеп 32 Шуруповерт, саморезы, фанера
5 Приклеить светодиодную ленту под крышу вертепа, вывести шнур в заднюю стенку вертеп 33 Лента, термоклей, термопистолет
6 Вырезать из картона детали, которые будут эмитировать камни мещеры вертеп 34 Картон, ножницы
7 Приклеить картонные заготовки к стенам вертепа с помощью термопистолета и покрасить вертеп 35 Термопистолет, клей, краска, кисти
8 Приклеить фотопано на внутреннюю заднюю часть вертепа вертеп 36 Клей
9 Крышу вертепа украсить блестящим флоамираном вертеп 37 Флоамиран, термопистолет, термоклей
10 Скат крыши украсить еловыми ветками. Вифлиемскую звезду из флоамирана расположить по центру свода вертеп 38 Искусственные еловые ветки, термопистолет, термоклей
11 Отдельно из пластиковых заготовок собрать забор вертеп 39 Термопистолет, термоклей, пластиковые перекладины
12 В вертеп заложить сизаль светлого цвета и расставить фигурки животных вертеп 40 Сизаль, фигурки животных

Эстетическая, экологическая и экономическая оценка изделий


Полученный в результате проектирования объект оцениваются с эстетической, экологической и экономической точки зрения.

Эстетическая оценка изделия:

  • изделие выполнено в цветах, которые гармонируют между собой;
  • внешний вид изделия аккуратный, отсутствуют излишки клея, соблюдены геометрические пропорции;
  • иллюминация задает праздничное настроение.

Экологическая оценка изделия:

Экологичность изделия оценивается на этапе процесса изготовления и эксплуатации:

  • для процесса изготовления использовались электрический лобзик, термопистолет, которые изготовлены в соответствии со стандартом на предприятиях в промышленных условиях, следовательно, имеют сертификат качества;
  • вертеп сделан из фанеры, картона и пластиковых элементов. Их можно считать экологически чистыми. Вертеп не нанесет вреда окружающей среде ни при изготовлении, ни при эксплуатации.

Экономическая оценка изделия:
Оценка экономических затрат и расчет себестоимости моего изделия представлены в следующей таблице.

Расчет материальных затрат на изделие

Наименование материала Цена, руб Количество Стоимость
Фанера 210 2 420
Фото 250 1 250
Флоамиран 15 3 45
Сизаль 100 1 100
Светодиодная лента 235 4 940
Еловые ветки 100 5 500
Клей для термописталета 10 10 100
Акриловая краска 90 2 180
Итого: 2535

Я провела расчет затрат, которые потребуются на изготовление изделия. В затраты не входит стоимость электроэнергии, поскольку работа выполнялась в Центре "Точка роста". Оценивая стоимость созданного мною Рождественского вертепа для создания праздничной атмосферы дома, я пришла к выводу, что вертеп такого размера невозможно купить в магазине за такую сумму денег.

Я уверена, что вертеп привнесет уюта и тепла в зимние праздничные вечера.

Заключение

Работа над проектом завершена. Я считаю, что проект удался, так как мною были достигнуты все цели, поставленные в начале работы.

В процессе своей работы я узнала много нового и интересного. Этот проект предоставил мне возможность выразить себя и свое личное мнение, проявить творческую фантазию. Мой Рождественский вертеп не только украсит новогодний интерьер дома, но создаст благоприятный эмоциональный климат в семье. От моей работы веет добром, светом, любовью.

Надо стараться сделать окружающий мир прекрасным. Можно приобрести сувенирный вертеп для дома, а можно самому или всей семьей сделать сотворить большой уникальный вертеп для своего дома.

Сиспользуемых источников

  1. Ярмарка мастеров.
  2. Православные святыни.
  3. Вертеп // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Давидова М. Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре // Традиционная культура : журнал. — 2002. — № 1.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет