Индивидуальный проект "Может ли рука заменить глаза?"
В процессе работы над исследовательским творческим проектом по психологии на тему "Может ли рука заменить глаза?" автором была поставлена цель, придумать эксперимент, с помощью которого можно было выяснить может ли рука заменить глаза зрячему человеку и человеку с нарушением зрения, и оформить результат эксперимента в виде рисунка.
Подробнее о работе:
В предложенном проекте по психологии "Может ли рука заменить глаза?" автором была изучена литература, в которой написано, что могут глаза и что могут руки. На основании полученной теоретической информации ученик 4 класса составил список экспериментов, чтобы выяснить, что могут глаза и что могут руки и проверил достоверность этих экспериментов на практике, проведя его среди своих одноклассников.
Данная творческая работа по психологии на тему "Может ли рука заменить глаза?" содержит полезную информацию о том, как слабовидящие люди могут воспринимать окружающий мир с помощью чувствительности рук. Исследуемая в работе тема, наверное, не очень интересна ребятам, у которых со зрением все в порядке. Но для учеников с нарушением зрения знания по этой теме необходимы, чтобы лучше узнавать окружающий мир разных предметов и людей.
Оглавление
Введение
1. Историческая справка по проблеме исследования.
2. Технологическая часть проекта. Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Обоснование актуальности проекта: Я учусь в 4 дополнительном классе для детей с нарушением зрения. На коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке учитель нам задал вопрос: «Может ли рука заменить глаз?» Мои одноклассники не смогли прийти к общему решению, кто-то сказал: «Может», другие сказали: «не может». Я общаюсь и дружу также с ребятами из четвертого и третьего класса. Мне стало интересно, как они ответят на этот вопрос. Ребята не смогли ничего ответить.
Поэтому я решил выяснить, может ли рука заменить глаза зрячему человеку и человеку с нарушением зрения, и поделиться своими знаниями с одноклассниками и другими ребятами.
Цель проекта: придумать эксперимент, чтобы выяснить может ли рука заменить глаза зрячему человеку и человеку с нарушением зрения, и оформить результат эксперимента графически (в виде рисунка) для представления выявленной информации одноклассникам и ученикам 4 и 3 класса.
Задачи проекта:
- Изучить литературу, в которой написано, что могут глаза и что могут руки.
- Составить список экспериментов, чтобы выяснить, что могут глаза и что могут руки.
- Провести эксперименты, убедиться в их правильности.
- Зарисовать результаты экспериментов в виде рисунков.
- Представить свои рисунки одноклассникам для обсуждения
- Подвести итоги, сделать вывод: может ли рука заменить глаза.
Новизна проектной работы: Данная тема, наверное, не очень интересна ребятам, у которых со зрением все в порядке. Для учеников с нарушением зрения знания по этой теме необходимы, чтобы лучше узнавать окружающий мир разных предметов и людей. Я думаю, не очень часто встречаются проекты ребят на эту тему.
Планируемый результат: оформленное в таблицу описание эксперимента (чтобы его мог провести любой ученик) и рисунки, которые показывают «может ли рука заменить глаза?»
Практическая значимость: таблицу с экспериментами и рисунки я и мои одноклассники затем покажем более младшим детям (4 и 3 класс), можем передать учителю для проведения урока по социально-бытовой ориентировке в других классах на эту тему.
Историческая справка по проблеме исследования
Я познакомился с отрывком из учебного пособия ученого Литвака А.Г. «Психология слепых и слабовидящих» (1998), который называется «Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия. Учитель-дефектолог помогла мне выделить значимые фрагменты, которые я процитирую:
«Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки» (Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947. – С.396-397) [1, c.175]
«Идет ли речь о контурах или величине или об удалении и относительном расположении, двигательные реакции глаз при рассмотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу», так пишет И.М. Сеченов о сходстве в двигательном поведении руки и глаза (Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. – М., 1947. – С.394) [1, c.175]
Таким образом, «Глаза и руки, по И.М. Сеченову, способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий, человек только при помощи зрения различает цвета, а при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло и холод» [1, c. 175].
Подобные наблюдения можно встретить и в Интернет - источниках.
Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ
После прочтения и разбора информации в книгах и Интернет - источниках, я решил придумать, как провести эксперименты, которые позволяют выяснить – может ли рука заменить глаз человеку?
Я выделил признаки предметов, которые позволяют сравнить действия глаз и руки:
1. Первое, на что мы обращаем внимание – цвет предметов. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать цвет окружающих человека любимых предметов (любимая игрушка, книга, одежда, еда) или людей (частей тела, одежды и т.п.). При помощи глаз это можно сделать. После этого нужно закрыть глаза (надеть темную повязку) и при помощи рук на ощупь самому постараться определить цвет предмета или предложить пощупать цвет другу или подруге. Это сделать невозможно.
Вывод: человек с нормальным зрением может увидеть цвета предметов или других объектов окружающего мира, а незрячий человек при помощи рук ощупать цвет не может.
После этого я стал думать, как проведение этого эксперимента можно нарисовать и решил так: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз и палитру цветов (потому что глаза видят цвет предметов); справа нарисовать руку и перечеркнутую палитру цветов (потому что рукой нельзя ощупать цвет).
2. Мы знаем, что у каждого предмета есть форма. Форма может быть простой, когда предмет похож на геометрическую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал и др.) или у предмета может быть сложная форма. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать форму окружающих человека предметов (мебель, посуда, еда). При помощи глаз это можно сделать. После этого нужно закрыть глаза (надеть темную повязку) и при помощи рук на ощупь самому постараться определить форму предмета или предложить ощупать форму другу или подруге. Руки могут определить форму предмета.
Вывод: человек с нормальным зрением может увидеть форму предметов или других объектов окружающего мира, а незрячий человек при помощи рук также может ощупать и определить форму предмета.
После этого я придумал, как можно нарисовать этот эксперимент: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз и геометрические фигуры /с углами и без углов/ (потому что глаза видят форму объектов); справа нарисовать руку и такие же геометрические фигуры (потому что рукой тоже можно ощупать форму предметов).
3. Затем мы обращаем внимание на величину предметов. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать величину окружающих человека предметов (одежда членов семьи, спортивный инвентарь для детей разного возраста). При помощи глаз это можно сделать. После этого нужно закрыть глаза и при помощи рук на ощупь самому постараться определить величину предмета или предложить ощупать величину другу или подруге. Руки тоже могут определить величину предмета.
Вывод: человек с нормальным зрением может увидеть величину предметов или других объектов окружающего мира, а незрячий человек при помощи рук также может ощупать и определить величину предмета.
После этого я придумал, как можно нарисовать этот эксперимент: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз и два красно-синих мяча, большой и маленький (потому что глаза видят величину объектов); справа нарисовать руку и такие же два красно-синих мяча, большой и маленький (потому что рукой тоже можно ощупать величину предметов).
4. Большинство предметов имеют детали. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать детали окружающих человека предметов (игрушки, посуда). При помощи глаз это можно сделать. После этого нужно закрыть глаза и при помощи рук на ощупь самому постараться определить детали предмета или предложить ощупать и выделить детали предмета другу или подруге. Руки тоже могут определить детали предмета.
Вывод: человек с нормальным зрением может рассмотреть при помощи глаз детали предметов или других объектов окружающего мира, и незрячий человек при помощи рук также может ощупать и определить детали предмета.
После этого я придумал, как можно нарисовать этот эксперимент: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз и мишку или сковородку, разделенные на части (потому что глаза видят детали объектов); справа нарисовать руку и такие же мишку или сковородку, разделенные на части (потому что рукой тоже можно ощупать детали предметов).
5. А еще предметы могут быть твердыми или мягкими. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать мягкий или твердый предмет (зайка из меха, гиря из металла). При помощи глаз это можно сделать, но только если предмет знакомый, это сделать легко; если незнакомый – без одновременного нажатия рукой сложно сказать. После этого нужно закрыть глаза и при помощи рук на ощупь самому постараться определить мягкость или твердость предмета или предложить это сделать другу или подруге. Руки тоже могут определить мягкость или твердость предмета.
Вывод: человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, мягкий или твердый предмет, но только - если предмет знакомый; если предмет незнакомый – без одновременного нажатия рукой сложно сказать. Незрячий человек при помощи рук могут определить мягкость или твердость предмета.
После этого я придумал, как можно нарисовать этот эксперимент: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз, рядом вопросительный знак; под ними нарисованы зайка из меха, гиря из металла (потому что глаза видят мягкий или твердый объект, но только если предмет знакомый); справа нарисовать руку и такие же зайка из меха, гиря из металла (потому что рукой тоже можно ощупать, мягкий или твердый предмет).
6. А еще предметы могут быть горячими или холодными. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать горячий или холодный (стакан со льдом, тарелка с горячим супом). При помощи глаз это можно сделать, но только по видимым признакам: на стакане блестят снежинки; от тарелки с горячим супом идет пар. После этого нужно закрыть глаза и очень аккуратно при помощи рук на ощупь самому постараться определить горячий или холодный предмет или предложить это сделать другу или подруге. Руки тоже могут определить горячий или холодный предмет.
Вывод: человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, горячий или холодный предмет, но только по видимым признакам (на стакане блестят снежинки; от тарелки с горячим супом идет пар). Незрячий человек при помощи рук очень аккуратно, чтобы не получить ожог, может определить мягкость или твердость предмета.
После этого я придумал, как можно нарисовать этот эксперимент: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз, рядом вопросительный знак; под ними нарисованы, как на стакане со льдом блестят снежинки; от тарелки с горячим супом поднимается пар (потому что глаза видят только данные признаки); справа нарисовать руку и такие же стакан со снежинками и тарелку с идущим вверх паром (потому что рукой можно ощутить, горячий или холодный предмет).
7. Предметы так же могут быть шершавыми или гладкими. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать шершавый или гладкий предмет (зайка из меха, гиря из металла). При помощи глаз это можно сделать, если предмет знакомый, это сделать легко; если незнакомый – без одновременного проведения по поверхности рукой сложно сказать. После этого нужно закрыть глаза и при помощи рук на ощупь (сжать, погладить) самому постараться определить шершавый или гладкий предмет (зайка из меха, гиря из металла) или предложить это сделать другу или подруге. Руки тоже могут определить шершавый или гладкий предмет.
Вывод: человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, шершавый или гладкий предмет, но только - если предмет знакомый; если предмет незнакомый – без одновременного нажатия рукой сложно сказать. Незрячий человек при помощи рук могут определить шершавый или гладкий предмет.
После этого я придумал, как можно нарисовать этот эксперимент: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз, рядом вопросительный знак; под ними нарисованы, ледяная гладкая горка; ежик с колючками (потому что если предмет знакомый, глаза могут это увидеть; если незнакомый – без одновременного проведения по поверхности рукой сложно сказать); справа нарисовать руку и такие же ледяная гладкая горка; ежик с колючками стакан со снежинками и тарелку с идущим вверх паром (потому что рукой можно ощутить, шершавый или гладкий предмет).
8. И еще я задался вопросом, можно ли определить близко или далеко находится предмет. Можно самому рассмотреть или предложить рассмотреть и назвать, близко или далеко находится многоэтажный дом. При помощи глаз это можно сделать. После этого нужно закрыть глаза и при помощи рук на ощупь самому постараться определить близко или далеко находится многоэтажный дом или предложить это сделать другу или подруге. Рукой ощупать можно только очень близко расположенный от руки дом; дом, находящийся далеко, рукой ощупать нельзя.
Вывод: человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, близко или далеко находится предмет. Незрячий человек при помощи рук может ощупать только очень близко расположенный от руки предмет; а предмет, находящийся далеко, рукой ощупать нельзя.
После этого я придумал, как можно нарисовать этот эксперимент: альбомную страницу разделить пополам. Слева нарисовать глаз, под ним нарисована уходящая вдаль дорога, стоящий вдалеке (100 м.) дом (потому что глаза могут это увидеть); справа нарисовать руку и под ней нарисована и перечеркнута уходящая вдаль дорога, стоящий вдалеке (100 м.) дом (Рукой ощупать можно только очень близко расположенный от руки дом; дом, находящийся далеко, рукой ощупать нельзя.
После этого я предложил своим одноклассникам поучаствовать в экспериментах.
После проведения экспериментов я убедился, что все признаки выделил правильно.
Заключение
В ходе проекта я сумел решить следующие задачи:
- Прочитал детскую литературу и информацию с Интернете, в которой написано, что могут глаза и что могут руки.
- Составил список экспериментов, чтобы выяснить, что могут глаза и что могут руки. Выявляемый признак предмета / объекта: цвет предмета, форма предмета, величина предмета, детали предмета, мягкость и твердость предмета, горячий и холодный предмет, шершавый и гладкий предмет, близко или далеко находится предмет.
- Провел эксперименты, убедился в их правильности.
Сделал следующие выводы:
- человек с нормальным зрением может увидеть цвета предметов или других объектов окружающего мира, а незрячий человек при помощи рук ощупать цвет не может.
- xеловек с нормальным зрением может увидеть форму предметов или других объектов окружающего мира, а незрячий человек при помощи рук также может ощупать и определить форму предмета.
- человек с нормальным зрением может увидеть величину предметов или других объектов окружающего мира, а незрячий человек при помощи рук также может ощупать и определить величину предмета.
- человек с нормальным зрением может рассмотреть при помощи глаз детали предметов или других объектов окружающего мира, и незрячий человек при помощи рук также может ощупать и определить детали предмета.
- человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, мягкий или твердый предмет, но только - если предмет знакомый; если предмет незнакомый – без одновременного нажатия рукой сложно сказать. Незрячий человек при помощи рук могут определить мягкость или твердость предмета.
- человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, горячий или холодный предмет, но только по видимым признакам (на стакане блестят снежинки; от тарелки с горячим супом идет пар). Незрячий человек при помощи рук очень аккуратно, чтобы не получить ожог, может определить мягкость или твердость предмета.
- человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, шершавый или гладкий предмет, но только - если предмет знакомый; если предмет незнакомый – без одновременного нажатия рукой сложно сказать. Незрячий человек при помощи рук могут определить шершавый или гладкий предмет.
- человек с нормальным зрением может рассмотреть и сказать, близко или далеко находится предмет. Незрячий человек при помощи рук может ощупать только очень близко расположенный от руки предмет; а предмет, находящийся далеко, рукой ощупать нельзя
- Зарисовал результаты экспериментов в виде рисунков (Приложение 1)
- Подвожу итоги, делаю вывод: может ли рука заменить глаза?
Ответ:
- Если человек с нормальным зрением может рассмотреть цвет предмета, а также насколько этот предмет далеко или близко расположен; то незрячий человек руками ощутить это не может. В этом случае руки не могут заменить глаза.
- Человек с нормальным зрением при помощи глаз может рассмотреть цвет, форму, величину, детали предметов, горячий или холодный предмет, незрячий человек также может на ощупь определить эти признаки. В этом случае руки могут заменить глаза.
- При определении мягкий или твердый, шершавый или гладкий предмет, человек с нормальным зрением может это определить, но только - если предмет знакомый; если предмет незнакомый – без одновременного нажатия рукой сложно сказать. Незрячий человек при помощи рук может определить мягкость или твердость предмета, а также шершавый или гладкий предмет. В этом случае руки тоже могут заменить глаза.
Подводя итоги, я обозначаю, что смог достичь цели проекта - придумал эксперимент, чтобы выяснить может ли рука заменить глаза зрячему человеку и человеку с нарушением зрения, и оформил результат эксперимента графически (в виде рисунка) для представления выявленной информации одноклассникам и ученикам 4 и 3 класса.
Список использованной литературы
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
- Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого // Избранные философские и психологические произведения. - М.. 1947.
- Сеченов И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению // Избранные философские и психологические произведения. - М.. 1947.
Приложение 1.
Инструкционно-технологическая карта проекта
П/п | Выявляемый признак предмета / объекта |
Описание эксперимента | Что изображено на иллюстрации | ||
Что могут сделать глаза | Что может сделать рука | Что могут сделать глаза | Что может сделать рука | ||
1 | Цвет предмета | Рассмотри и назови, какого цвета: глаза у мамы, твоя любимая куртка /платье, твоя любимая игрушка | Ощупай цвет руками Примечание: цвет ощупать руками нельзя |
Глаз, под ним нарисована палитра с красками |
Рука, под ней нарисована зачеркнутая палитра с красками |
2 | Форма предмета |
Рассмотри и назови, какой формы парта (прямоугольная), суповая тарелка (круглая), кусок 1/8 пиццы (треугольная) | Ощупай и назови, какой формы парта, суповая тарелка, кусок 1/8 пиццы (треугольная) | Глаз, под ним нарисованы угольная и неугольная геометрические фигуры |
Рука, под ней нарисованы угольная и неугольная геометрические фигуры |
3 | Величина предмета |
Рассмотри и назови, какой величины куртка папы и куртка младшего брата / пуховик мамы и пуховик младшей сестры/мячи в физкультурном зале (большой и маленький) | Ощупай и назови, какой величины куртка папы и куртка младшего брата / пуховик мамы и пуховик младшей сестры | Глаз, под ним нарисованы предмет (мяч) большой и маленькой величины |
Рука, под ней нарисованы предмет (мяч) большой и маленькой величины |
4 | Детали предмета |
Рассмотри и назови, из каких деталей состоит любимая игрушка твоего брата/сестры, посуда | Ощупай и назови, из каких деталей состоит любимая игрушка твоего брата/сестры, посуда | Глаз, под ним нарисованы разделенные на детали: мягкий мишка, сковорода |
Рука, под ней нарисованы разделенные на детали: мягкий мишка, сковорода |
5 | Мягкость и твердость предмета |
Рассмотри и назови, мягкий или твердый предмет (зайка из меха, гиря из металла) Примечание: если предмет знакомый, это сделать легко; если незнакомый – без одновременного нажатия рукой сложно сказать |
Ощупай и назови, мягкий или твердый предмет (зайка из меха, гиря из металла) | Глаз, рядом вопросительный знак; под ними нарисованы зайка из меха, гиря из металла |
Рука, под ней нарисованы зайка из меха, гиря из металла |
6 | Горячий и холодный предмет |
Рассмотри и назови, предмет горячий или холодный (стакан со льдом, тарелка с горячим супом) Примечание: только по видимым признакам: на стакане блестят снежинки; от тарелки с горячим супом идет пар |
Аккуратно дотронься и назови, мягкий или твердый предмет горячий или холодный (стакан со льдом, тарелка с горячим супом) |
Глаз, под ними нарисованы: как на стакане со льдом блестят снежинки; от тарелки с горячим супом поднимается пар |
Рука, под ней нарисованы, как на стакане со льдом блестят снежинки; от тарелки с горячим супом поднимается пар |
7 | Шершавый и гладкий предмет |
Рассмотри и назови, шершавый или гладкий предмет (зайка из меха, гиря из металла) Примечание: если предмет знакомый, это сделать легко; если незнакомый – без одновременного проведения по поверхности рукой сложно сказать |
Ощупай и назови, шершавый или гладкий предмет (зайка из меха, гиря из металла) |
Глаз, рядом вопросительный знак; под ними нарисованы ледяная гладкая горка; ежик с колючками |
Рука, под ней нарисованы ледяная гладкая горка; ежик с колючками |
8 | Близко или далеко находится предмет | Рассмотри и назови, близко или далеко находится многоэтажный дом | Рассмотри и назови, близко или далеко находится многоэтажный дом Примечание: рукой ощупать можно только очень близко расположенный от руки дом; дом, находящийся далеко, рукой ощупать нельзя |
Глаз, под ним нарисована уходящая вдаль дорога, стоящий вдалеке (100 м.) дом |
Рука, под ней нарисована и перечеркнута: уходящая вдаль дорога, стоящий вдалеке (100 м.) дом |
Приложение 2. Иллюстрации к экспериментам «Может ли рука заменить глаз?»
Форма предмета
Горячий и холодный предмет
Близко и далеко расположенный предмет