Проект "История русского платка"
Автор готового творческого проекта по технологии на тему "История русского платка" ставит целью работы создать сюжетную куклу в национальном русском костюме с характерными особенностями быта и показать манеры ношения и способы завязывания платков в России.
Подробнее о проекте:
В ученической творческой работе по технологии для девочек "История русского платка" ученица 11 класса дала определение понятия "платок" и рассмотрела способы изготовления головных платков, особенности выбора материала для их изготовления и символику расцветок, а также выяснила традиции в русской культуре, связанные с платком.
В индивидуальном творческом проекте по технологии о русском платке автором представлена технологическая карта изготовления тряпичной куклы в русском национальном костюме и платке. В приложении к проекту наглядно продемонстрированы разнообразные варианты завязывания платков на голове, которые передавались на Руси из поколения в поколение.
Оглавление
Введение
1. История возникновения и распространения русского платка на Руси.
2. Традиционные способы завязывания платков на Руси.
3. Технология изготовления макета куклы.
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В последнее время особую актуальность приобретает сохранение традиционной культуры русского народа, которая заключает в себе большое количество видов народной творческой деятельности, обладает огромным потенциалом в педагогике. Она включает сформированные веками духовно - нравственные ценности и идеалы народа, выражающиеся в отношении к семье, природе, хозяйству.
В далёкие времена русский народный костюм был одним из элементов народного воспитания, ведь в народной культуре воспитывало всё: традиции, праздники, народная философия, мировоззрение, фольклор, аккуратность, чистота и красота положительно влияли на ребёнка.
Русский народный костюм является источником творчества, показателем художественных, эстетических, этических взглядов и мировоззрения, на протяжении многих веков существования Руси-России, служит доказательством творческих способностей и возможностей русских людей. Его изучение имеет глубокий идейно - нравственный, патриотический смысл, способствует развитию современного искусства, преемственности поколений, передаче социального опыта последующим поколениям.
На занятиях технологии я познакомилась с таким видом декоративно-прикладного искусства как лоскутная пластика. Работа с тканью своими руками доставляет удовольствие и ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей. У меня появилось желание создать коллекцию сюжетных кукол в национальном русском костюме и более полнорассмотреть элемент костюма -платок.
В своей работе я хочу рассказать о роли платка в традиционной русской культуре и показать десять самых распространенных видов завязывания платка, передав настроение, соответствующее духу русской женщины.
Цель: Создать сюжетную куклу в национальном русском костюме с характерными особенностями быта и показать манеры ношения и способы завязывания платков в России.
Задачи:
- Изучить историю возникновения и распространения русского платка.
- Выяснить из каких тканейна Руси изготавливали платки и как их украшали.
- Научиться выполнять макеты кукол.
- Показать традиционныеспособы завязывания платков на Руси.
- Вызвать интерес к народным традициям.
Практическая значимость выбора идеи сводится к тому, что в дальнейшем мне хочется передать свою коллекцию в школьный этнографический музей.
История возникновения и распространения русского платка на Руси
Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. В старину голову покрывали полотенцами, которые назывались убрусами. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века.
Обычай покрывать голову полотенцами существовал в некоторых местах России еще и в ХIХ веке. Традиции русского платка напрямую связаны с праздником Покрова Богородицы, существующим только в русской православной церкви. На Руси образ замужней красавицы был немыслим без головного убора. Платок на её голове означал перемену социального статуса на замужний. Любые изменения в жизни российской женщины отражались на её головном уборе.
Во время обряда "Развязывание ума" - первой стрижки, девочке преподносились юбка и платок. Но ношение платка не было для неё обязательным, пока девушка не достигала возраста невесты. Тогда еще она носила венок, ленту, сложенный платок, из-под которого выглядывала коса. Головной убор всегда использовался при гаданиях на жениха, на праздник Покрова и на святки.
Свадебный обряд обычно длился больше недели, и каждый этап этого важного торжества в жизни каждой девушки сопровождался ритуалом с головным убором. Основным знаком помолвки являлся платок, надетый на невесту её отцом в присутствии подруг и старших женщин. Показ родственникам, девичник и баня невесты проходили с использованием этого аксессуара. На протяжении всего дня венчания невеста меняла платок несколько раз. После обряда менялась и причёска: одна коса переплеталась в две.
Новой родне дарились платки. После свадьбы женщина не могла появляться на людях и среди домашних без головного убора, который состоял из нескольких элементов: повойника - лёгкой мягкой шапочки, под которым прятались косы, "сороки" и платка или шали. "Сорока" - это чепец, сделанный из холста или кумача.
Если посмотреть на затылок женщины в этом чепце, то головной убор напоминает птицу с подогнутыми крыльями. Именно эта птица стала символом замужней женщины. Головной убор считался солнечным, небесным знаком, также как и птицы. В качестве украшения для "сороки" использовались перья и пух. Платки, одеваемые поверх, имели различные расцветки. Молодые женщины носили преимущественно пёстрые и красные платки, старшие женщины и вдовы – чёрные.
Традиционные способы завязывания платков на Руси
Существовало десять способов завязывания платка, которые существовали на Руси уже несколько веков, но все еще встречаются в наше время и прослеживаются в современных способах ношения это повойник, ревун, пошиши; комок, моршень, покрытка, плат, складка, мартушка, кулечек.
Технология изготовления макета куклы
№ | Название операции | Фото | Инструменты, материалы и приспособления |
1 | Создать эскиз | Ватман, карандаш, ластик. | |
2 | Приготовить проволочный каркас | Плоскогубцы. | |
3. | Формирование головы и туловища. | Синтепон, капроновая ткань, нить. | |
4. | Сшить рубаху.При раскрое костюма учитываем требования традиционного кроя народной одежды | Белая ткань. | |
5. | Сшить юбку.При раскрое костюма учитываем требования традиционного кроя народной одежды | Цветная ткань, тесемки для отделки. | |
6. | Повязать платок. | Тонкая ткань. | |
7. | Приготовить основание. | Лобзик, ДСП, линейка, карандаш. | |
8. | Куклу прикрепить к основанию. | Шуруп, отвертка. |
Заключение
Работа над созданием кукол мне принесла удовлетворение. Я много нового узнала о появлении платка на Руси, о его создании, о том какие существовали традиции ношения платка, и какую огромную значимость имел в костюме русской женщины.
Я научилась из подручных материалов создавать макеты кукол .В своих работах я старалась передать частичку истории. Каждый способ повязанного платка, несет добро и мудрость наших предков, начиная с юности до пожилого возраста.
И я думаю, что такие поделки, которые расскажут о значимости каждого способа завязанного платка на голове русских женщин, вызовут интерес не только у детей, но и у взрослых. Для учащихся такие куклы послужат хорошим объектом труда, для учителя - наглядным пособием при изучении традиционного русского костюма.
Список литературы
- История культуры русского народа. А.В. Терещенко. Москва; ЭКСМО, 2007
- Наша культура. Советская Сибирь. Газета; 16 января 2003год.
- Интернет ресурсы.
Приложение
Комок | |
Кулечек | |
Складка | |
Покрытка | |
Пошиши | |
Моршень | |
Плат | |
Мартушка | |
Ревун |