«Волшебный рюкзачок» или читаем вместе

Тематика: 
Автор: 
Вергулесов Павел, Зобнина Василиса
Руководитель: 
Шаклеина Елена Владимировна
Учреждение: 
МБОУ многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области
Класс: 
2

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему "«Волшебный рюкзачок» или читаем вместе" автором была поставлена цель, создать интерактивный набор «Волшебный рюкзачок» и возродить традицию семейного чтения. В работе дается развернутое определение понятия "семейное чтение" и рассматриваются его исторические истоки.

Подробнее о проекте:


В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему "«Волшебный рюкзачок» или читаем вместе" был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к семейным традициям совместного чтения. На основании собранного материала ученики 2 класса составили интерактивный набор "Волшебный рюкзачок", состоящий из текстов и заданий и предназначенный для совместного чтения учащихся с их родителями.

В исследовательской работе (проекте) во 2 классе начальной школы на тему "«Волшебный рюкзачок» или читаем вместе" было проведено анкетирование среди учащихся с целью определить их заинтересованность в проведение совместного чтения в семье. Также учащимися была разработана инструкция по использованию интерактивного набора для совместных семейных чтений и организована выставка фотографий «Мой волшебный рюкзачок» и выставка рисунков «Мой любимый герой книги».

Оглавление

Введение
1. Семейное чтение.
2. Подбор материала для совместного чтения.
3. Оценка проведенной работы.
Заключение
Список используемых источников
Приложение

Введение


Тема нашей проектной работы «Волшебный рюкзачок» или читаем вместе».

Семейное чтение имеет большое значение в воспитании. Ведь именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Отношение к процессу читательской деятельности сегодня изменилось и приобретает для общества чрезвычайно важное, даже первостепенное значение.

Ведь чтение - это труд, который в первую очередь и делает человека мыслящим. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь.

Огромную, решающую роль в формировании культуры чтения детей играет семья, а также читательская культура родителей.

Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

Проблема: Как же вернуть потерянные традиции и привлечь внимание современных школьников и их родителей к семейному чтению?

В рамках учебного проекта по литературному чтению, совместно с библиотекарем нашего лицея Ольгой Николаевной Брытковой, мы решили создать интерактивный набор «Волшебный рюкзачок>» с целью привлечения внимания наших одноклассников и их родителей к семейному чтению.

Цель работы: Создание интерактивного набора «Волшебный рюкзачок» и возрождение традиций семейного чтения.

Для достижения цели мы поставили такие задачи:

  • Познакомиться с понятием «семейное чтение».
  • Подобрать материалы для интерактивного набора «Волшебного рюкзачка».
  • Составить инструкцию для пользователей интерактивного набора.
  • Организовать выставку фотографий «Мой волшебный рюкзачок» и рисунков «Мой любимый герой книги». Обобщить полученные результаты в видеоролике.

Семейное чтение


Понятие «семейное чтение» считается общепринятым, однако четкого определения не имеет.

Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.) [3].

Одно из первых упоминаний о семейном чтении относится ко времени египетских фараонов: одна из записей на папирусе того периода содержит обращение отца к сыну с советом «обратить свое сердце к книгам».

В XIX — начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших.

Семейное чтение отличается от других следующими особенностями:
В основе семейного чтения лежит практика «чтения вслух», в отличие от «чтения про себя».
Модель «семейное чтение» предполагает совместное (но не коллективное) действие.
Модель «семейное чтение» тесно связано с понятием «личная, частная, домашняя, семейная библиотека» – как библиотеки особого вида.

К сожалению, таких добрых традиций как «ЧТЕНИЕ В КРУГУ СЕМЬИ», становится всё меньше. Книга используется для одноразового чтения: учащиеся читают только то, что даёт школьная программа, а многие - в кратком изложении.

Ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. Вместе с автором книги мы творим ее содержание для тех, кто слушает нас. Это театр одного актера, в котором только от нас зависит, что останется в памяти и в душах зрителей и слушателей. Мы учимся видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

В начале своей работы мы провели анкетирование среди своих одноклассников и их родителей, чтобы узнать существует ли семейное чтение у них дома. Всего в анкетировании приняло участие 40 детей и 40 родителей.

Ребятам и родителям были предложены различные анкеты (см. Приложение 1).

Изучив ответы одноклассников, мы составили диаграммы (см. Приложение 2).

Вот какая картина получилась.

В ходе анкетирования мы выяснили, что 95% второклассников любят читать, и большинство ребят выбирают книги самостоятельно.

На следующий вопрос, «Существует ли в вашей семье традиция «Чтение в кругу семьи»?», 55% дали положительный ответ.

Наиболее востребованные книги в кругу семьи: сказки 15%, книги о путешествиях 13%, энциклопедии 11% и приключения 10%.

На вопрос «Есть ли в семье любимая книга, которая передаётся из поколения в поколение?», ребята ответили, что такие книги есть в их семье. Например: «Конек-Горбунок» П.П.Ершов, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстой, «Волшебник Изумрудного города» А.Волков, «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенский и многие другие.

Вывод:

  • В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство одноклассников знают, что такое семейное чтение и любят читать книги самостоятельно либо с родителями.
  • Родители второклассников на вопросы анкеты ответили так (см. Приложение 3):
  • У большинства семей есть дома библиотеки, где преобладают больше, сказки 48% и познавательная литература 23%.
  • 58% родителей часто покупают книги своим детям, обращая внимание на содержание книжки.
  • На вопрос «Как часто вы читаете книги детям», большинство ответили 2-3 раза в неделю, по своей инициативе.
  • На следующий вопрос «Беседуете ли вы о прочитанной книге?», 43% родителей ответили «иногда».

45% детей рассказывают о книгах, которые прочитали самостоятельно.

Вывод:

По итогам анкетирования выяснилось, что большинство родителей заинтересованы в развитии читательского интереса у детей.

На основании проведённого среди родителей анкетирования мы выяснили, что большинство взрослых заинтересованы в развитии читательского интереса у детей и прикладывают к этому различные усилия.

Подбор материала для совместного чтения


Чтение это важный и интересный процесс. А чтение вместе с родителями – одно из необходимых условий построения хорошей, радостной, успешной судьбы маленького человека, сохранения семейных ценностей.

Этапы работы с интерактивным набором «волшебным рюкзачком»

  • Комплектование интерактивного набора «Волшебный рюкзачок».
  • Конкурс рисунков и фотографий.
  • Создание видеоролика.

На первом этапе мы решили скомплектовать интерактивный набор «Волшебный рюкзачок» и предложить нашим одноклассникам дома вместе с родителями познакомиться с его содержимым.

Такая форма как интерактивный набор была выбрана нами не случайно. Ведь именно в познавательном изучении предложенных нами книг и игровом взаимодействии при работе с содержимым «Волшебного рюкзачка» мы можем достичь поставленных задач.

Рюкзачок мог находиться в семье только одну неделю, чтобы каждая семья из нашего класса познакомилась с ним. А чтобы процесс шёл быстрее мы запустили два «волшебных рюкзачка».

В рюкзачки мы положили:

  • Инструкцию с целями и задачами нашего проекта, а также с объяснением, что необходимо сделать с содержимым рюкзачка.
  • Книги для детей.
  • Публикации для родителей.
  • Игрушку.

По окончанию пребывания рюкзачка в семье мы попросили наших одноклассников сделать фотографию семьи с книгой и игрушкой и нарисовать рисунок по теме книги.

На втором этапе провели конкурс фотографий «Мой волшебный рюкзачок» и рисунков «Мой любимый герой книги» внутри нашего класса. Каждый из ребят мог представить свои работы и познакомиться с работами своих одноклассников.

На третьем этапе составили видеоролик, в котором представили результаты нашей работы в ходе проекта.

Вывод

Ребятам очень понравилось чтение в кругу семьи. Одноклассники прочитали художественные, научно-популярные книги, также они с большим удовольствием приняли участие в конкурсе рисунков.

Родители, в свою очередь, отмечают, что семейное чтение позволяет не только развить интерес у детей к чтению, но и расширить их словарный запас, а также провести вместе время с ребёнком.

Оценка проведенной работы

Экспертную оценку проекта производила библиотекарь МБУК «Кирово-Чепецкая РЦБС» Горковчук Ираида Александровна.

Актуальность работы обусловлена значимостью темы как для самого учащегося, так и для всей его семьи. В современном обществе утрачена традиция семейного чтения. Книга оказалась вытеснена современными технологиями, интерес к ней потерян. Но книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, так как книги остаются эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.

Проект даст возможность возродить традиции семейного чтения, так как дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Чтение вслух — это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение.

Заключение


В результате работы, мы пришли к выводу, что семейное чтение не только интересный, но и полезный процесс.

Нам удалось создать интерактивный набор «волшебный рюкзачок» и привлечь каждого одноклассника к участию в нашем проекте. Все одноклассники прочитали художественную и научную литературу из «волшебного рюкзачка».

Мы узнали, что одним из важных и наиболее необходимых видов совместной деятельности родителей и детей является семейное чтение.

Мы разработали информационную брошюру с рекомендациями для учеников и родителей на тему: «Традиция семейного чтения».

В перспективе мы планируем провести семейную интеллектуальную игру "В гостях у сказки" и викторину "Герои книг".

А самое главное, мы поняли, книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают воображение, речь, память, внимание, то есть выполняют познавательную и развивающую функции.

Список используемых источников

  1. Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» .– Судак, 2011.
  2. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С.9-12.
  3. Подг. Чупринова, гл. библиотекарь организационно-методического отдела БУК "Областная библиотека для детей и юношества".
  4. Семья растет - про семью, для семьи.
  5. Хрычева О. Н. Сущность семейного чтения и его значение для приобщения ребенка к книге.
  6. Централизованная городская библиотечная система.
  7. Читалочка. Все о детском чтении и для обучения чтению.

Приложение 1. Анкета

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Любишь ли ты читать книги?
а) Да б) Нет

2. Кто тебе помогает выбирать книги для чтения?
а) Учитель б) Родители
в) Библиотекарь г) Самостоятельно

3. Существует ли в вашей семье традиция «ЧТЕНИЕ В КРУГУ СЕМЬИ»?
а) Да б) Нет

4. Книги, которые любите читать в кругу семьи (подчеркните): приключения, фантастику, сказки, детективы, исторические романы и хроники, классику, стихи, рассказы про детей, школьные истории, энциклопедии, познавательную литературу, о войне, о путешествиях

5. Любимая книга, которая передаётся из поколения в поколение _________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Есть ли у вас дома библиотека?
а) Да б) Нет

2. Какие книги преобладают у вас дома?
а) Сказки б) Стихи в) Познавательная литература г) Классика
д) Современная художественная литература (детективы, романы, фантастика и т.д.)

3. Часто ли Вы покупаете книги ребенку?
а) Часто б) Редко
4. При покупке книги вы обращаете внимание:
а) на возраст ребенка б) на содержание в) на иллюстрации г) покупаете случайно

5. Как часто Вы читаете книги детям?
а) ежедневно б) 2-3 раза в неделю в) крайне редко г) не читаю
6. По чьей инициативе Вы читаете книги?
а) по просьбе ребёнка б) по своей инициативе
6. Беседуете ли вы о прочитанной книге?
а) Да б) Иногда в) Нет

7. Рассказывают ли Вам дети о книгах, с которыми познакомились в школе или которые прочитали самостоятельно?
а) Да, постоянно б) Иногда рассказывают в) Никогда не рассказывают

Приложение 2. Результаты опроса сверстников

семейное чтение 1
Рис.1. Любишь ли ты читать книги?
семейное чтение 2
Рис.2. Кто тебе помогает определить круг чтения?
семейное чтение 3
Рис.3. Существует ли в вашей семье традиция «Чтение в кругу семьи»?
семейное чтение 4
Рис.4. Книги, которые любите читать в кругу семьи?

Приложение 3. Результаты опроса родителей

семейное чтение 5
Рис.1. Есть ли у вас дома библиотека?
семейное чтение 6
Рис.2. Какие книги преобладают у вас дома?
семейное чтение 7
Рис.3. Часто ли вы покупаете книги ребенку?
семейное чтение 8
Рис.4. При покупке книги вы обращаете внимание?
семейное чтение 9Рис.5. Как часто вы читаете книги детям? семейное чтение 10
Рис.6.По чьей инициативе вы читаете книги?
семейное чтение 11
Рис.7. Беседуете ли вы о прочитанной книге?
семейное чтение 12
Рис.8. Рассказывают ли вам дети о книгах, с которыми познакомились в школе или которые прочитали самостоятельно?


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет