Проект «Краски своими руками»
В данном творческом проекте по биологии и ИЗО на тему "Краски своими руками" автор рассказал о растительных красках, а также провел практическую работу по получению растительных красок в домашних условиях и применении их в интересной пальчиковой технике рисования для создания картины.
Подробнее о проекте:
В авторском творческом проекте по ИЗО "Краски своими руками" ученицей был проведен социологический опрос среди учащихся своего класса, благодаря которому стало понятно, знакомы ли школьники с альтернативными способами изготовления красок для рисования. На основании изученной справочной литературы по теме ученица 6 класса подобрала растения, которые можно использовать для изготовления красок, и практическим путем получила красящие вещества, разные по цвету.
Автор творческого проекта по рисованию (ИЗО) на тему "Краски своими руками" самостоятельно изготовила краски разных цветов из растительных материалов и использовала их
для рисования картины в технике «пальчикового рисования». Руководствуясь материалами проекта, можно изготовить растительные краски самостоятельно, а также по аналогии найти растения, с помощью которых можно изготовить краски других оттенков.
Оглавление
Введение
1. Растительные краски.
2. Из каких растений можно получить растительные краски? 5
3. Как получить красители?
4. Рисование пальцами.
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Краски в нашей жизни занимают огромное место. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. Индейцы и негры, жившие среди природы, раскрашивали не только одежду, но и тело, подражая яркости раскраски цветов, насекомых и птиц.
Конечно, мы не будем следовать их примеру и вымазывать свои физиономии. Но иногда и нам необходимо выкрасить нитки или заплатку, которыми мы чиним одежду, а может быть, захочется восстановить цвет выгоревшей на солнце рубашки, нарисовать картину… Добудем нужные краски из растений.
Цель проекта: получить растительные краски и нарисовать ими картину.
Задачи:
- Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования;
- Расширить свои знания о красящих растениях;
- Провести социологический опрос среди учащихся своего класса;
- Подобрать растения, которые я смогу использовать;
- Получить красящие вещества, разные по цвету;
- Нарисовать рисунок, используя природные краски, в технике «пальчикового рисования».
Гипотеза: Можно ли нарисовать рисунок без красок?
Предмет исследования: растения, растущие в нашем районе.
Объект исследования: способность растений окрашивать.
Растительные краски
Краски щедро распределены в природе, как в животном, так и в растительном царстве. Краски в растениях находятся или в готовом состоянии, или в виде промежуточных бесцветных веществ, так называемых «хромогенов», только под влиянием тех или других факторов превращающихся в краски. Только в очень редких случаях краска в растении распределена совершенно равномерно во всех его частях; большей частью пигмент сосредоточивается или в той, или в другой его части (табл.1)[7].
Таблица 1. Распределение пигментов в разных частях растений
Части растения | Пигменты |
корни | марена, альканна, куркума и др. |
древесина | кампеш, фернамбук, сандал, желтое, физетовое дерево и др. |
кора | кверцитрон, локао, каштан и др. |
листья | сумах, датис, некоторые виды пальм и др. |
цветки | сафлор, шафран и др. |
плоды | грушка, орлеан, бабла и др. |
растительный сок | индиго, кашу, алоэ |
целые растения | вайда, вау |
смолы | драконова кровь, лак-дэй и др. |
лишаи | орсейль, лакмус, кудбир |
Человек стал получать краски прежде всего из цветков, затем — из листьев, стеблей и корней растений. Стариннейшие краски, употреблявшиеся в глубокой древности, добывали: синюю (индиго) — из сока листьев и стеблей кустарника, растущего в Индии, красную (крапп) — из корней марены, растущей в Персии.
В Мексике для получения синей, красной и черной краски использовали сандаловое дерево кампеш, которое с открытием Америки стали вывозить в Европу. Кармин получали из высушенной красной мохнатой тли, живущей на кактусе опунции. Красную краску получают из цветков сафлор.
С давних пор в русских деревнях крестьяне добывали краски из различных растений и сами окрашивали шерсть и льняные ткани.
Для получения краски обычно кипятят в воде размельченные части растений. Полученный раствор выпаривают до густого или твердого осадка. Ткани окрашивают кипячением их в растворе краски, в который прибавляют для прочности окраски соду, квасцы или железный купорос. Растительные краски входят в набор красок на палитре художника[6].
Из каких растений можно получить краски?
Можно назвать много обыкновенных растений, из которых получают краски. Все они растут и в нашей местности (табл.2):
1. Манжетка (рис.1). Из листьев и корней манжетки можно добыть серо-зеленую краску
2. Можжевельник (рис.2). Ягоды и кора можжевельника дают краску цвета хаки.
3. Конский щавель (рис.3). Желтую краску получают из корней всем известного конского щавеля. С протравой железным купоросом краска щавеля становится черного цвета. Такую же желтую и черную краску дает внутренняя часть коры яблони (луб).
4. Птичья гречишка (Травка-муравка) (рис. 4).
Корни птичьей гречишки дают синюю краску. Когда-то синюю краску получали из цветков василька, но способ получения знатоки хранили в секрете, и теперь этот рецепт утрачен.
5. Живокость (рис.5). На паровых полях часто встречается рогатый темно-синий василек, или живокость. Из его цветков получают синюю краску, в прежние времена употреблявшуюся для окраски домотканого сукна.
6. Ежевика (рис.6). Фиолетовую краску могут дать высушенные ягоды ежевики.Краску из ежевичных ягод получают таким же способом, как из манжетки.
7. Зверобой (рис.7). Красная краска может быть получена из цветков зверобоя.Зверобой в старину считали чудодейственным из-за кроваво-красного сока, вытекающего при надломе цветоножки. Горячий настой цветков, слегка подкисленный уксусом или другой кислотой, окрашивает ткань в красный цвет.
8. Стенная золотянка (рис.8). Вишневого цвета краску получают из оранжевого лишайника — стенной золотянки.Брать золотянку следует с ярко освещенных солнцем мест (заборов, коры деревьев).
9. Ольха (рис.9). Коричневую краску в деревнях получают из коры ольхи.Наструганную кору настаивают два дня, а затем настой процеживают и в нем кипятят материю в течение двадцати минут.
10. Черника(рис.10). Из сока черники получают фиолетовую краску[1].
Таблица 2. Растения - красители
Манжетка |
Ежевика |
Можжевельник |
Зверобой |
Конский щавель |
Стенная золотянка |
Птичья гречишка |
Ольха |
Живокость |
Черника |
Как получить красители?
Вот некоторые рецепты изготовления красок:
- 100 граммов ягод черники настаивают двое суток в 100 г спирта или 100 г ягод кипятят тридцать минут в 300 см3 воды.
- 15 г мелко нарезанной коры вишни настаивают сутки в 50 см3 воды, затем кипятят в течение часа и отфильтровывают. Можно 15 г коры настаивать в 50 г спирта без кипячения.
- свежие корни манжетки измельчить ножом, всыпать в сосуд из расчета 40 г корней на 100 г воды и поставить на огонь. Кипятить минут двадцать, затем процедить через тряпочку и выпаривать отвар до густоты.
- измельченный лишайник положить в стакан или пробирку и влить раствор гидроксида калия или соды. Через три минуты получается хорошая краска;
- 1 красную свеклу протереть через крупную терку, поместить в эмалированную кастрюлю и залить водой так, чтобы последняя покрывала свеклу. Кастрюлю плотно закрыть крышкой и кипятить на медленном огне в течение 1 часа. Затем жидкость слить, мякоть отжать, в раствор добавить щепотку лимонной кислоты, чтобы раствор не поменял цвет и был ярче, процедить, охладить.
Рисование пальцами
Методика рисования пальцами была использована Ruth F. Show, примерно в 1932 г, так как ей необходимо было преодолеть проблемы, которые возникли в ее школе. Данная методика, по наблюдениям Рут Шоу, помогала детям, посещавшим ее школу избавиться от страхов и подавленности. В дальнейшем эта методика воплощалась в жизнь П. Наполи (1946, 1951) .
Данная методика использовалась для раскрытия основных характеристик личности. Рисование пальцами позволяло выявить искренние проявления личности, создавая условия для самовыражения. Рисование пальцами дает минимальную нагрузку на мышцы руки и не имеет шаблонов. Рисунки всегда получаются яркими и интересными.
Шоу и Лайл утверждают, что рисование пальцами один из способов развития воображения у индивида.
Для рисования пальцами используют пальчиковые краски.
Это краски на водной основе, они очень хорошо отстирываются от одежды, не оставляя никаких пятен. Рисовать такими красками можно не только с помощью пальчиков, но и с помощью кисти. Просто зачастую дети еще слишком малы для того, чтобы уверенно держать кисть в руках, поэтому рисование просто руками в данном случае приоритетнее. Стоит отметить, что пальчиковые краски абсолютно не растекаются, что дает ребенку возможность рисовать на любых поверхностях, в том числе и на стекле или пластике.
Развивающее воздействие подобных красок на ребенка заключается в первую очередь в развитии мелкой моторики. Он учится управлять своими пальчиками, яркие краски этому весьма способствуют. Также ребенок познает мир, он видит разные цвета и понимает, что у него есть возможность выбрать тот или иной вариант.
На сегодняшний день существует несколько способов рисования пальчиковыми красками: это рисование ладошками, рисование хозяйственной губкой, рисование штампами, использование трафаретов.Рисование пальчиковыми красками является подготовительным этапом для перехода к рисованию кистью, учит чувствовать границы листа, положительно влияет на развитие образного мышления [9].
Техника «пальчикового рисования» позволяет использовать краски на основе натуральных красителей. Такие краски «съедобны» и от того, что небольшое количество их попадет в рот, ничего страшного не случится. Вкусные натуральные ингредиенты, которые можно добавить в пальчиковые краски:
- для розового цвета – сок свеклы;
- для яркого оранжевого на выбор — морковь, апельсин или цедру мандарина;
- зеленый цвет можно получить с помощью укропа или шпината. Запарить зелень в кипятке, а потом процедить через марлю;
- лиловый цвет дает черная смородина (лучше всего сорт «барбариска»);
- коричневый цвет можно получить, добавив кофе или шоколад;
- для яркой желтизны – куркума;
- красный цвет можно получить из: клюквы, брусники, вишни, красной смородины, кизила, барбариса;
- малиновый цвет даст малина.
Изготовление красок в домашних условиях
Правила техники безопасности
При выполнении работы необходимо соблюдать меры безопасности и правила обращения с нагревательными приборами и горячими растворами.
Реактивы:
- листья комнатных растений
- корнеплоды свеклы;
- шелуха репчатого лука;
- ягоды черники;
- стебли и кора калины, ольхи.
План работы :
- Получение растительных красок
- Приготовление «пальчиковых красок»
- Рисование пальцами
Ход работы:
Получение красок коричневого, оранжевого, красного, фиолетового цвета.
- шелуху лука, веточки калины и ольхи, корнеплоды свеклы, ягоды черники опустить в кипящую воду на 20 минут;
- отфильтровать полученный раствор;
- выпарить раствор;
Получение красок оранжевого, малинового цвета.
- натереть морковь, свеклу
- отжать полученную массу
- отфильтровать сок.
Получение желтой и зеленой «красок».
- залить листья комнатных растений небольшим количеством спирта.
- отфильтровать полученную настойку.
Естественные красители быстро портятся от действия света и воздуха, поэтому их надо хранить закрытыми, в бутылках из темного стекла, в прохладном месте и использовать как можно быстрее.
Приготовление «пальчиковых красок»
Все соки ягод и отвары поместили на палитре для красок. Оказалось, что их трудно отличить по внешнему виду. Попробовала рисовать своими красками на белой ткани и бумаге. Бумага для этой цели оказалась не пригодна: сильно размокает, при высыхании коробится, краска растекается за контур рисунка, образуя неровные края. На ткани эти краски рисовали лучше, но контур рисунка всё равно был размытым, неровным.
Чтобы добиться желаемого результата, решили воспользоваться техникой «пальчикового рисования».Берем 15 частей муки, 10 частей воды, 4 части соли, 1 часть растительного масла, краситель, полученный ранее. Если измерять это привычными ложками и стаканами, то получается, примерно, следующее: в 1,5 стакана муки подмешиваем 5 столовых ложек соли (мелкой), добавляем 1 ложку растительного масла и разводим все 1 стаканом воды до однородного состояния. А затем полученную сметанообразную жидкость разливаем в небольшие емкости и придаем цвет с помощью красителя. Храним наши краски в холодильнике[10].
Рисование «пальчиковыми красками>»
Выводы
Изучив различные источники и обобщив собранную информацию, мы сделали выводы:
- Огромное количество растений содержат пигменты и могут являться источником натуральных красителей. Но лучше рисовать растениями, имеющими насыщенный оттенок.
- Органические краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
- Растительными красками можно рисовать в любой технике, но предпочтительнее в технике рисования пальцами. Это очень увлекательно. Моя гипотеза подтвердилась.
Заключение
В результате проведения работы я получила следующие цвета:
- светло-коричневый (шелуха репчатого лука),
- темно-коричневый (стебли и кора калины, ольхи),
- зелёный (листья комнатных растений),
- малиновый (корнеплод свеклы),
- фиолетовый (ягоды черники).
Своей работой я хотела показать возможность получения и использования (рисование) природных красителей, как в лабораторных, так и в домашних условиях. Приобретение природных красителей доступно и не требует больших денежных затрат. При помощи природных красителей можно придать различные цвета белым тканям, покрывалам, постельному белью, полотенцам, обновить многие старые вещи, можно окрашивать яйца на пасху, можно добавлять в кондитерские изделия.
Моя работа имеет большое экологическое значение, так как использование экологически чистых красителей в быту уменьшает риск возникновения многих кожных заболеваний, различные проявления аллергических реакций, особенно в детском возрасте.
Натуральные, самодельные краски безопасны, позволяют воплотить свои творческие замыслы, используя непривычный для рисования материал и нетрадиционные техники.
Работа над темой оказалась очень увлекательной и полезной, помогла узнать много нового. Думаем, ее результаты будут интересны и полезны не только нам. Надеемся, что и вас мы заразили желанием поэкспериментировать с природными красителями.
Желаем всем удачи!
Список использованных источников
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: Для учащихся сред. и ст. шк. возраста. – М.: просвещение, 1994. – 218 с.:ил.
- Гроссе Э, Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».Л.:Химия,1980г.- 392с.
- Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? Минск, БЭСТ, 2008.
- Калашников В. И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. М., 2002.
- Ольгин О. Чудеса на выбор: Забавная химия для детей. – М.:Дет. лит., 1997. – 142 с.:ил. – (Знай и умей).