Проект "Новые пермские сказки"

Тематика: 
Автор: 
Корнелюк Анастасия
Руководитель: 
Зырянова Анна Ивановна
Учреждение: 
МАОУ "СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков" г. Перми
Класс: 
10

В ученическом проекте по литературе на тему «Новые пермские сказки» рассматриваются особенности жанра литературной сказки в современной пермской литературе. В рамках исследования были изучены и проанализированы сказки малоизвестных пермских авторов: Анатолия Касьянова и Александра Астафьева.  

Подробнее о проекте:


В учебной исследовательской работе по литературе на тему «Новые пермские сказки» автор дает определение и краткую характеристику жанра литературной сказки, приводит характеристику состояния исследовательской проблемы в современной науке, проводит опрос о жанре сказок Александра Астафьева и на примере творчества пермского писателя выявляет особенности жанра литературной сказки.

В готовом детском проекте на тему «Новые пермские сказки» дается развернутое определение жанра литературной сказки, пречисляются ее ключевые характеристики, а также выясняется, все ли современные литературные сказки Перми обладают ярко выраженными национальными особенностями поэтики жанра и в чем выражается специфика этих текстов в контексте современных литературных сказок в целом.

Оглавление

   

Введение
1. Жанр сказки.
2. Сказки пермских авторов.
3. Практическая часть (опрос).
Заключение
Использованная литература

Введение


В последнее время сказка становится в современной литературе чрезвычайно популярным жанром, притом не только у собственно детских писателей, но и у «взрослых» - Л. Петрушевская, А. Старобинец, Н. Горланова, А.Касьянов... многие писатели вдруг обратились к этому жанру - в том числе и выбранные нами. Почему же вдруг возникает всплеск интереса к этому жанру сегодня? Рассмотрим несколько факторов.

Первым фактором можно назвать  современные традиции искусства. Дело в том, что сказочность, метафоричность, мифологичность произведений искусства — это не только что их появившаяся черта, а свойство, издавна присущее продуктам художественного творчества. А.А. Брудный пишет: «Метафорическое видение мира и соответствующее его понимание современные психологи (в частности, представляющие такие направления, как глубинная и радикальная психология) склонны связывать с генезисом человека и соответственно — с человеческой культурой»[1].

Мифология в силу символичности, изначально ей присущей, оказалась удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса. Великая тройка писателей-мифотворцев — Томас Манн, Джемс Джойс и Франц Кафка — реабилитировала миф в литературе полностью и, думается, надолго.

Появились многочисленные литературные сказки, вошедшие не только в сокровищницу мирового искусства, но и в арсенал современных психологов-сказкотерапевтов: произведения Лаймена Фрэнка Баума, Джеймса Барри, Карло Коллоди, Джанни Родари, Астрид Линдгрен. А к середине ХХ века приемы мифологизации были развиты и приобрели совершенно особые черты в книгах родоначальников жанра фэнтези Дж. Р.Толкиена и его друга Клайва С. Люиса.

Вторая причина непреходящего интереса людей к сказкам —  социальный фактор, который заключается в том, что обеспеченная часть общества направляет  внимание на потребление сказочной продукции для развлечения. С другой стороны, в серых и порой драматических буднях другой (большей) части населения сказочные миры создают возможность отвлечься хоть на время от многочисленных проблем и погрузиться в совершенно иную — удивительную и прекрасную реальность, как, например, в сказках А.Касьянова («Рождественская история или Санта-Клаус спешит на помощь», где добрый волшебник помогает мальчику-сироте не погибнуть на улице).

Цель проекта - определить особенности жанра литературной сказки в современной пермской литературе и  ввести в исследовательский контекст  сказки малоизвестных пермских авторов: Анатолия Касьянова, Александра Астафьева.  

Логика работы   определяется решением следующих задач:  

  1. дать определение и краткую характеристику жанра литературной сказки, охарактеризовать состояние исследовательской проблемы в современной науке;
  2. провести опрос о жанре сказок Александра Астафьева
  3. выявить особенности жанра литературной сказки на примере творчества пермского писателя.

Предметом исследования является поэтика пермской литературной сказки, понимаемая нами как система эстетически значимых, действенных свойств, специфика авторских сказок, проявляющаяся на проблемно-тематическом, образном, сюжетно-композиционном и языковом уровне, обусловливающая их жанровые разновидности.

В то же время интересно проследить: все ли современные литературные сказки Перми обладают ярко выраженными национальными особенностями поэтики жанра. Если нет, то в чем будет выражаться специфика этих текстов в контексте современных литературных сказок в целом?

Жанр сказки

Что же такое сказка? И чем отличается фольклорная сказка от литературной?

Современное значение сказка приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово баснь, до XI века - кощуна. Потом словом «сказка» стали называть какое-либо фантастическое событие.

Но не зря в определении «сказка» звучит эпитет: народный рассказ. Действительно, вначале сказки создавал народ, они передавались из поколения в поколение.

Поворотным для сказковедения моментом были 1812 – 1815 гг., когда вышли в свет «Детские и семейные» сказки братьев Гримм[2]. С этого времени понятие «сказка» прочно закрепилось за сказкой народной, она обозначала тогда рассказ, наполненный волшебством.  Подобное положение сохранилось за рубежом примерно до наших дней.

«Наряду с этим чрезвычайно распространенным понятием слово «сказка» встречается и в значении «литературная». К ней многие немецкие ученые причисляли романтические сказки Л.Тика, К. Брентано, Э.Т. Гофмана и других романтиков. Но одновременно и в начале 20 века «сказка» в значении «литературная» распространилась главным образом на сказку Андерсена, завоевавшую к тому времени особую популярность»[3].

В настоящее время  жанр литературной сказки находится на стадии активного развития, однако до сих пор не существует четкого понимания его границ. Уже в течение долгого времени многие исследователи обращают внимание на данную проблему и пытаются определить черты жанра. В настоящий момент невозможно дать определение литературной сказки в отрыве от других фантастических жанров, имеющих общие корни: фантастическое, сказочное в литературе берет начало в фольклорной сказке.

Приведем в качестве примера одно из предложенных определений литературной сказки: «Литературной сказкой мы будем называть такое произведение, в котором изображены события, персонажи или ситуации, с помощью определенных приемов выходящие за пределы наблюдаемого мира в волшебный, «вторичный» мир» [4]. И именно этот «вторичный», или сказочный, мир «формирует основу волшебной сказки, которая, в свою очередь, передала ее более молодым фантастическим жанрам, таким, как литературная сказка, научная фантастика» [5].

Несомненно, при анализе литературных сказок важно не забывать о  родстве с ее первожанром – фольклорной сказкой.

Многие особенности, присущие сказке как жанру литературы, сложились уже на ранних этапах ее развития, в то время, когда народная сказка пересказывалась писателем с явным стремлением удержать в нем максимум характерных признаков, или когда литературная сказка сочинялась на основе фольклорной с заимствованием из нее отдельных специфических элементов содержания и формы.

На последующих этапах привязанность литературной сказки к фольклору стала менее значимой и заметной - диалогическое взаимодействие осталось на уровне сказочности (основного признака волшебной сказки) и игровой атмосферы. Одна из  задач нашей работы как раз и заключается в попытке проследить, как менялись в пермской литературе взаимоотношения фольклорной и литературной сказки на рубеже веков: в конце XX - начале XXI вв.

Сказки пермских авторов


Развитие сказочного жанра не только не закончилось в наши дни, но активно продолжается. Разноуровневая многолетняя трансформация жанра сказки не привела его к гибели, отнюдь, но обеспечила неизменную популярность у современного читателя. Причем свою поразительную жизненность сказочный жанр проявил, не сохраняя, а скорее преодолевая архаические черты старых традиционных сказок. В результате сказка, не порывая с фольклором, обретает свое второе бытие – литературное.

В данной работе мы рассматриваем пермскую литературную сказку писателей XXI века, поэтому для нас интерес представляет выявление региональных особенностей в сказках представленных авторов. У каждого писателя эти черты проявляются по-разному.

В сборнике сказок Н. Куртог «Пермские сказки» явно отражается поэтика места пермского пространства, которая проявляется в особенностях уральского ландшафта и природы, особенностях сурового уральского климата. Писательница тонко подмечает особенности бытового уклада жизни пермского региона, использует особенности местного говора в речи персонажей. Также во всех сказках проявлено отчетливое влияние более широкой, уральской сказовой традиции  П.Бажова.

«Сказки древней Чердыни» С. Володиной также представляют собой тексты с ориентацией на региональные особенности Пермского края, а именно Чердынской Земли. Писательница активно использует описание ландшафтных особенностей родного города, конкретные исторические места. Создать образ древней земли ей помогают включенные в сказки легенды и  сказания об известных чердынских богатырях и героях (Полюд, Пера, Гулень, Мизя, Пеля), подлинных исторических личностях (Ермак, Стефан Пермский). Также в волшебных историях Володиной нашли свое отражение сказы Бажова, в которых заветные сокровища  стали одной из составляющей земли Уральской.

В сборнике «Сказки» Андрей Зеленин, создавая современную литературную сказку, ориентируется на узнаваемые фабулы русских народных сказок. Зеленин умело стилизует и своих героев, ориентируясь на память жанра русских народных сказок, благодаря этому тексты его сказок становятся узнаваемыми. Но в то же время автор пользуется приемом интертекстуальности, а также сам примеряет «маску сказителя», становясь героем повествования. Все это и  делает его тексты современными и интересными не только детям, но и взрослым

Сказочные детективные повести Сергея Силина поражают своим неожиданным слиянием сказочного с реальным, фантастическим с юмористическим, ведь персонаж текстов Силина – герой, попавший из старой сказки в современность, где ему приходится выкручиваться из самых разнообразных совсем «несказочных» ситуаций: Илье Муромцу  придется искать похитителя золотые яблоки, которые своровали прямо с сигнализацией из царского двора, Василиса Прекрасная  должна убедить батюшку-царя, что замужем за Змеем Горынычем ей совсем неплохо живется, а Хаврошечке с Мальчиком-с-пальчиком нужно придумать план побега от лисы.

В «сказке нашего двора», как называет ее сам автор «Алик против терминатора» мальчика Алика Трофимова на каждом шагу подстерегают опасности: он попадает в гости к Бабе Яге, оказывается на другой планете, ему приходится один на один встретиться с настоящим Терминатором. Но отважному и веселому школьнику удается выбраться из самых невероятных ситуаций.

Все приключения известных нам персонажей в слиянии с детективным сюжетом, а также яркой нравоучительностью каждого текста, проблемами нашей жизни, заставляет читателя по-новому взглянуть на действительность (в том числе и сказочную!).

В сборнике «Волшебные сказки» Анатолия Касьянова обновленный волшебно-сказочный хронотоп проявляется по-своему. Применяя в текстах «Волшебных сказок» функции героев и волшебные обстоятельства, которые можно найти в «Морфологии волшебной сказки» В. Проппа, пермский автор ориентируется на современного читателя с интересующими его проблемами.

Бедный мальчик-сирота благодаря Санта Клаусу обретет семью, скрипач спасет свою жизнь,  а Иван Царевич, ученик царской школы,  снова спасет Аленушку. И все заживут счастливо. Анатолий Касьянов верил в это. Он надеялся, что когда-нибудь сердце злого человека оттает, и тогда все заживут в мире и согласии, не будет ни инвалидов, ни больных, ни бедных, а будут ЛЮДИ, способные дружно жить на этой прекрасной планете.

Книги Александра Астафьева «Волшебник Лукоморья» полностью оправдывают свой жанр сказки. В этом произведение смешались 2 реальности: настоящая и сказочная. Главный герой,  считавший себя обычным человеком, на деле оказался сыном волшебников с очень интересной и специфической родней. Сама книга адресована широкому кругу читателей. Хотя, как и всякая сказка, она оптимистична и всегда на стороне добра, и добро здесь побеждает, а злые силы терпят поражение и высмеиваются.

Каждый день для главного героя, Ивана Берендеева, – это приключение. Враги не оставляют Берендеева и его семью в покое, а новые друзья просят о помощи.

Практическая часть (опрос)


Книга адресована широкому кругу читателей. Хотя, как и всякая сказка, она оптимистична и всегда на стороне добра, и добро здесь побеждает, а злые силы терпят поражение и высмеиваются. Всё же это произведение, часто считают фэнтези, а  не сказкой. Для того, чтобы узнать, сколько же человек могу отличить сказку от фэнтези. Мы решили провести опрос, в котором участвовали более 100 человек из разных стран, регионов, городов, точек мира. Для результатов мы предложили всем прочитать первую главу "Волшебника Лукоморья".

Задали вопрос: Как Вы думаете, к какому жанру относится это произведение? Результаты опроса показали:

  • 70 %- литературная сказка;
  • 20 % – фэнтези;
  • 10 % - приключения.

Важнее всего, что более 87 % всех опрашиваемых захотели полностью прочитать эту сказку.

Несомненно, мы будем продолжать изучать текст Александра Астафьева «Волшебник Лукоморья» и сказки других местных авторов. Представляется, дальнейшее изучение пермских литературных сказок может стать научным вкладом как в региональной, так и в российской литературе.

Заключение

Исследуя пермскую литературную сказку  ХХI века, можно отметить, что  современные писатели ориентируются на региональные особенности данного пространства. Натали Куртог и Светлана Володина  сознательно делают установку на местную специфику своих произведений, вынося определение «пермские» и «чердынские» в название сборника сказок. В текстах этих писательниц прослеживают региональные черты, которые отмечают многие исследователи национальных сказок (Сибири, Чувашии, татарские сказки): 1) особенности местного ландшафта; 2) речевые особенности народа; 3) подробное описание быта героев.

Сергей Силин, Андрей Зеленин, Анатолий Касьянов и Александр Астафьев умело используют в своем творчестве мотивы известных фольклорных и литературных сказок, создавая новый текст, интересный современному читателю. Кроме того, в текстах сборника «Сказки» Андрея Зеленина мы тоже можем отметить региональные черты пермского пространства, которые проявляются в диалектных особенностях речи героев.

Таким образом, мы выяснили, что современная пермская литературная сказка – жанр синтетический, впитавший в себя как черты народного фольклора, так и элементы литературных жанров. Кроме того, для пермских сказочников ХХI века характерно преобладание региональных особенностей Прикамья, но многие писатели отстраняются от них, не выделяя свои тексты из российского пространства, но при этом создавая достойные произведения с новыми, оригинальными сюжетами.

Использованная литература

  1. Астафьев А. Пермь: Л. М. Теплоухова, 2019. 380 с.
  2. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР. Серия лит. и яз., 1997. Т. 36.   №3.   С. 227-229.
  3. Брудный А. Психологическая герменевтика.  М., 1998. 324 с.
  4. Зеленин А.  Сказки: Сборник; Худож. М. Васёва, Е. Субботин.  Екатеринбург: «Уральский рабочий», 2003. 160 с.
  5. Касьянов А.В. Волшебные сказки.  Пермь, 2007. 63 с.
  6. Куртог Н. Пермские сказки. М, 2010.  96с.
  7. Мелетинский Е.М., Нехлюдов С. Ю. и др. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам // Вып. 236.  Тарту, 1969. С.50-55.
  8. Силин С. Алик против Терминатора: сказки / худож. С. Лемехов.  М.: Дрофа, 2002. 78 с.
  9. Смирнов М. Волшебные мотивы в литературной сказке // Детская    литература.  М., 1977. 243 С.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет