Проект "Помощь друзьям пернатым"

Тематика: 
Автор: 
Богомолова Екатерина Николаевна
Руководитель: 
Овсянникова Раиса Евгеньевна
Учреждение: 
МДОУ Детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
Класс: 
1

В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру "Помощь друзьям пернатым" воспитательница детского сада дала ответ на вопрос "Как прокормиться зимующим птицам в холодное время года?", а также определила, что задача взрослых - прививать детям интерес к друзьям нашим меньшим - птицам.

Подробнее о проекте:


В индивидуальной исследовательской работе "Помощь друзьям пернатым" воспитательницей детского сада выдвинута гипотеза о том, что в холодное время года перед птицами встаёт жизненно важный вопрос: как прокормиться? В ходе работы авторка определила меры, которых должны придерживаться взрослые и дети, чтобы сократить вымирание птиц в период зимования.

Введение

Актуальность проекта:

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Цель проекта:
Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.

Проблемы: Недостаток знаний детей о зимующих птицах. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
  • Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
  • Научить детей правильно подкармливать птиц.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. •Укреплять детско-родительские отношения.

Механизм реализации проекта:

  • Подготовительный этап

Определения уровня знаний детей о птицах. Подбор необходимой литературы, материалов для реализации проекта. Создание интереса у участников проекта. Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.

  • Практический этап

Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми. Проведение наблюдений, бесед, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций.

  • Заключительный этап

Размещение кормушек на территории города «Рябиновая роща». Подкормка птиц в течение зимнего периода.

Предполагаемый результат проекта:

Дети знают, что надо подкармливать птиц зимой. Дети знают для чего нужны кормушки. Умеют правильно подкармливать птиц. Узнают и называют зимующих птиц (воробей, ворона, синица, снегирь). Дети проявляют заботу о пернатых друзьях.

План мероприятий по реализации проекта:


Рассматривание птиц (иллюстрации): воробей, снегирь. Рассматривание альбома «Птицы».
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Дидактические и подвижные игры: «Собака и вороны»,«Воробышки и кот», «Птичка раз! Птичка два!» «Птички в гнездышках»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Чтение художественной литературы: В. Звягина «Воробушки», стихотворение Александр Яшин «Покормите птиц» Рубцова «Воробей», В.Бианки “Холодно, в лесу голодно”. Художественное творчество «Раскрашивание силуэтов птиц» - развивать творчество, умение воплощать свой замысел в рисунке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Кисть рябины» - учить рисовать кисть рябины пальчиком. ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Опыт: «Исследование птичьего пера».ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Пальчиковая гимнастика «Полет птиц» - развиваем моторику рук. ПРИЛОЖЕНИЕ №6 Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
Работа с родителями.

Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Рекомендовать родителям почитать дома с детьми стихотворение А. Барто «Снегирь».

Оформление информационного уголка «Как помочь птицам пережить зиму». ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению кормушек. ПРИЛОЖЕНИЕ №9

Итоги:

В проекте принимали участие 10 детей, 2 педагога, 4 родителей.

Размещение кормушек на территории «На территории детского сада».

Подкормка птиц в течение зимнего периода.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Конспект занятия по развитию речи на тему:

«Дети кормят птиц зимой»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (развитие речи), «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Цель: упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи предложения.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Формировать умение детей понимать изображенное на картине;
  2. Отвечать на вопросы воспитателя;
  3. Формировать интерес к явлениям природы.
  • Развивающие:
  1. Развивать слуховое восприятие, внимание;
  2. Обогащать и активизировать словарь детей (Зима, кормушка).
  • Воспитательные:
  1. Учить детей рассматривать сюжетную картину;
  2. Учить слушать рассказ воспитателя по картине;
  3. Упражнять в умении отвечать на вопросы воспитателя, используя в речи предложения.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

Умеют отвечать на вопросы воспитателя. Умеют рассматривать картину, альбом. Умеют слушать рассказ.

Оборудование: картина «Дети кормят птиц зимой».

Ход работы:

Воспитатель предлагает детям подойти к книжному уголку и посмотреть там за картина стоит.

Воспитатель: Дети, посмотрите на картину. Как вы думаете, какое время года изображено на ней?

Ответы детей.

А почему вы так решили? (снег, зимняя одежда).

Ответы детей.

Правильно, молодцы. Это кто? (девочка).

Ответы детей.

Что она делает? (кормит птиц).

Ответы детей.

Чем кормит? (зернышками).

Ответы детей.

А мальчик что делает? Как называется этот домик для птиц? (кормушка).

Слово «кормушка» дети повторяют хором и индивидуально.

Воспитатель: Зачем нужна кормушка?

Ответы детей.

Физкультминутка.

«Птички».

Птички прыгают, летают. Машут руками и подпрыгивают. Птички крошки собирают. "Клюют". Перышки почистили. Клювики почистили. Погладить руки, носики. Птички летают, поют, Машут руками. Зернышки клюют. "Клюют".

Воспитатель: Дети, послушайте рассказ по картине: Наступила зима. Выпало много снега. Мальчик с девочкой пошли гулять на улицу. Девочка и мальчик увидели кормушку, которая висела на дереве. Девочка с мальчиком подошли к кормушке и стали кормить птиц зернышками.

Рефлексия.

Воспитатель: Дети, вам понравился рассказ? А что понравилось? А вы хотели бы помогать птицам зимой? Когда мы с вами пойдем на прогулку, то возьмем с собой хлебных крошек и зернышек и покормим птиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Подвижные игры.

«ВОРОБЫШКИ И КОТ»

Цель: развивать умение спрыгивать с высоты и подниматься на гимнастическую скамейку без помощи рук.

Содержание: Дети стоят на 1 стороне площадки на высоте (кубы, скамейки) – это воробышки в гнездышках. В стороне сидит кошка, роль исполняет ребенок. «Воробышки полетели». Дети спрыгивают со скамейки и бегают врассыпную. Кошка просыпается и бегает за воробышками. Они должны быстро улететь в гнезда.

«Ворона и собачка»

Цели: учить подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Содержание: Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны:

«Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала:

«Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» разбегаются в разные стороны.

«Птички, раз! Птички, два!»

Цели: упражнять детей в выполнении движений; учить счету.

Содержание: В. говорит: «Сейчас будем играть. Сколько у птички лапок? А глазок, крылышек?»

Птички, раз!

Птички, два!

Скок-скок-скок!

Птички, раз!

Птички, два!

Хлоп! Хлоп! Хлоп!

Птички, раз!

Птички, два!

«Птички» открывают глаза и бегают, машут «крылышками», чирикают, пищат.

Воспитатель: «Все летели!»

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДАХ»

Цель: совершенствовать умение перешагивать через препятствия прямо и боком.

Содержание: В разных углах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются, постукивая концами пальцев по коленям. Затем вновь бегают по сигналу «птички в гнезда» убегают в гнезда.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Конспект занятия по развитию речи и рисованию (нетрадиционная техника: рисование пальчиками) на тему:

«Ветка рябины»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (развитие речи), «Художественное развитие» (рисование).

ЦЕЛЬ:

Знакомить детей с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная.

Цель:

Обогащать словарный запас.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. Обогащать словарный запас;
  2. Закреплять умение рисовать пальцами, руками.
  • Развивающие:
  1. Развивать мелкую моторику рук;
  2. Развивать умения различать цвета.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать чувство сострадания, доброты и желание помочь к живой природе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

Умеют рисовать пальцами. Различают цвета. Проявляют желание помогать живой природе.

Материал: Лист А4, гуашь разных цветов, салфетки влажные и бумажные. Птичка-игрушка.

Ход работы:

Вносится птичка-игрушка и чирикает:

Помогите мне ребята,

Снова на дворе зима,

Опустели все деревья,

Есть нам нечего с утра.

Птичка: «Здравствуйте, ребята. Вы мне поможете?»

Дети здороваются.

Птичка: «Мне друзья сказали, что вы можете мне помочь»

Воспитатель: «Конечно, птичка мы тебе с ребятами поможем. Что нам нужно для этого сделать?»

Ответы детей.

Птичка: «У меня рядом с гнездом, растет красивое дерево рябины. Но на этом дереве не осталось ни одной ягодки, все склевали птички. Вот здесь и нужна ваша помощь, нарисуйте мне, пожалуйста, ягодки рябины»

Воспитатель:

-Давайте подготовим ваши ручки к работе, сделаем небольшую разминку.

Разминка для пальцев рук:

Улетела птица – мать

Малышам жуков искать.

Ждут малютки – птицы,

Мамины гостинцы.

Воспитатель:

-Ребята, размяли свои пальчики, можем приступать к рисованию ягоды рябины для нашего гостя.

Воспитатель показывает и рассказывает детям этап работы.

Перед детьми лежит лист белой бумаги, и стоят баночки с краской. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов.

Дети рисуют веточку кисточками.

Дальше дети рисуют красной краской гроздь рябины пучками пальчиков.

Дети вытирают руки влажными салфетками.

Воспитатель:

-Давайте с вами поиграем:

Физкультминутка

Игра «Птицы и птенчики»

Цель игры:

Упражнять детей в перепрыгивании через обруч.

Упражнять в беге, развивать подражательность птицам.

В центре большое гнездо (обруч).

Воспитатель: «Я буду птицей, а вы - мои птенчики. Вот какое у птицы гнездо! Залетайте в него!»

Птенчики залетают в гнездо и присаживаются на корточки

По сигналу воспитателя: «Птенчики полетели за кормом!»

Дети выбегают из обруча, двигаются по группе.

По сигналу: «Птенчики, полетели домой» дети возвращаются в обруч.

Птичка: «Ребята, какие вы молодцы, помогли мне, я отнесу ваши ягодки своим друзьям, чтобы они тоже попробовали их. Спасибо вам. Мне у вас очень понравилось, но пора улетать домой. До свидания ребята»

Воспитатель:

-Ребята, как мы можем помочь птичкам зимой?

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, какие вы молодцы помогли птички теперь есть что кушать.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4


Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

«Снегири»

Интеграция образовательных областей:

« Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественное творчество», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, чернокрылый);

уточнять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить отвечать на вопросы;
  2. Активизировать в речи детей прилагательные (красногрудый, длинноногий, чернокрылый);
  3. Учить детей закрашивать по контуру снегиря.

Развивающие:

  1. Развивать пространственную ориентировку (умение ориентироваться на плоскости листа);
  2. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
  2. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботится о птицах.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

Умеют отвечать на вопросы. Умеют закрашивать по контуру. Самостоятельно работают. Доводят начатое дело до конца.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц,альбомные листы, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Скажите, ребята, какое сейчас время года?

Ответы детей.

Воспитатель: А каких птиц зимой на улице мы можем увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель:

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери,

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…?

(снегири)

Воспитатель:Молодцы! Знакомьтесь - это снегирь. Показ иллюстраций. Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом, и живет всю зиму. Снегирь - красивая, спокойная птица. Посмотрите внимательно, и запомните, как он выглядит. Верхняя часть головы, крылья и хвост у него черные. А грудка, брюшко и щеки красные. Клюв у снегиря короткий, толстый.

Физкультминутка

«Снегири»

Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири. (Показывают грудки)

Распустили перышки (Руки слегка в стороны)

Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели!

Воспитатель приглашает детей пройти за столы.

Посмотрите на снегиря. Какая цветом у него грудка?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами сделаем красные грудки и нашим снегирям?

Ответы детей.

Дети начинают закрашивать грудку снегиря красным цветом.

Рефлексия:

- Ребята, а как называется эта птица? (Снегирь)

- Какого цвета перышки у снегиря? (Красные и черные)

- Какого цвета грудка? (Красная)

Вы сегодня хорошо справились с заданием, молодцы. Сейчас мы возьмём хлебные крошки и пойдём на улицу кормить птиц.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Конспект занятия по развитию речи и экспериментированию на тему:

«Исследование птичьего пира»

Интеграция образовательныхобластей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Задачи:

Образовательные:

Формировать любознательные действия, представления об окружающем мире.

Развивающие:

Развивать у детей любознательность.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к пернатым друзьям.

Желание заботиться о птицах.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника.

Владеют навыками общения со взрослым детьми. Проявляют желания заботиться о птицах.

Материал и оборудование:

Картинка с изображением птиц, кормушка, камешки, таз, стакан с водой перышки, магнитофон и запись голос птиц.

Ход:

Воспитатель предлагает детям послушать аудиозапись и узнать, чьи голоса они слышат, затем рассмотреть птичек, которые «прилетели на кормушку».

Воспитатель:

Какие птички? Какие звуки произносят?

Ответы детей:

Воспитатель предлагает детям рассматривает строение тела птицы. Делают вывод, что у птиц есть голова, клюв, туловище, хвост, крылья, лапы.

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Воспитатель:

дети, скажите, для чего нужны перья птицам?

Ответы детей:

Воспитатель: РА-РА-РА, начинается игра, РО-РО-РО, у меня в руке перо.

Воспитатель задает детям вопросы, и все вместе рассматривают яф-перо птицы (из чего состоит, как выглядит), проводят эксперименты и делают вывод, что перышко легкое, не мокнет в воде.

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, почему говорят, что птицы - наши друзья, что делают птички? (Ответы детей). Как мы помогаем нашим пернатым друзьям? (Ответы детей). Что кушают птички?

Опыт:

«Лёгкое пёрышко и тяжелый камень». - Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду. Утонуло оно? Почему? - А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему? Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул? Почему? (Высказывания детей).

ПРИЛОЖЕНИЕ №6. «Пальчиковая гимнастика»

«Полёт птицы»

Руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные пальцы растопырить и махать ими.

«Подуй на перышко»

ПРИЛОЖЕНИЕ №7. Работа с родителями.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: «Кормушки для птиц своими руками». Гуляя в парке по утру и песню напевал. Вдруг у разлапистой сосны кормушку увидал. Синички клювами стуча, мечтали о весне И подпускали ребятню к разлапистой сосне. И удивлялись малыши подобным чудесам, И благодарность малышей читалась по глазам. Какой же добрый человек кормушку смастерил И аппетита пожелал, и птичек накормил. Кому-то слезы иссушил, кого-то подбодрил, А с кем-то лучик доброты по-братски разделил.

«Из чего можно сделать кормушку»

Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.

Для синичек:

Синички - единственные птички, которые способны кушать на лету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке - а вороны и голуби не смогут его съесть.Классическая кормушка. Для изготовления самой популярной "модели" кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или до сточки. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть), чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево.

Из пластиковой бутылки:

Можно изготовить из пластиковой бутылка и простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать, вам нужно будет только время от времени наполнять кормушку.

Самая простая кормушка—из молочного пакета. Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.

Сложные конструкции. Рассмотрите и более сложные модели кормушек, которые могут стать настоящим украшением любого двора или сада. На столбах укрепляются стационарные кормушки для птичек. Их кормовые столики и крыши можно изготавливать из тонкой фанеры или древесно-стружечных плит. Можно сделать и двухэтажную кормушку, использовав для невысокого первого этажа жестяную чашу с бортиками, а второй этаж делая деревянным. Крышки и боковые стенки позволяют сделать так, чтобы корм был недоступен для голубей, а синицы любят заскакивать в укрытия и быстро освоятся в своей новой столовой.

Помочь пернатым друзьям, своевременно развесить кормушки стало доброй традицией в нашем детском саду.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! "

Об этом нужно помнить!

Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц - не холод, потому что у них вырастает подпушек под перышками. А самое ужасное – голод!

Мало корма находят птицы зимой, т. к. насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав 0 под снегом. Если им не помочь, они могут погибнуть. Кто же поможет птицам? Конечно же мы, люди.

Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом, который они любят. Надо спешить! Дорог каждый час!

Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!

Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой строительной маски тоже можно сделать превосходную кормушку. Но важно помнить несколько основных правил:

  1. У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход, чтобы птица не боялась залетать в кормушку.
  2. Отверстия должны быть широкими, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
  3. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом.
  4. У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался.
  5. Не забудьте прикрепить шнурок, на котором будет висеть наша кормушка.

Запомни несколько правил, которые необходимо соблюдать, когда кормишь птиц:

  1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
  2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени.
  3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
  4. Корма надо класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет