Проект "Поэзия, как и любовь, - либо есть, либо нет!"
В ученическом проекте по литературе на тему «Поэзия, как и любовь, - либо есть, либо нет» изучается биографическая информация о поэте Тарасе Тангановиче Манданове, который написал много прекрасных стихотворений на самые душетрепещущие темы, которые актуальны во все времена.
Подробнее о проекте:
В учебной исследовательской работе по литературе на тему «Поэзия, как и любовь, - либо есть, либо нет» автор объясняет, в чем состоит феномен поэтического дара, и какое влияние поэзия оказывает на социальную и духовную жизнь народа, а также определяет роль поэта и поэзии в современном обществе. На примере биографии поэта Манданова определяет, в чем проявляется поэтический дар и как его заметить и не упустить.
В детском проекте на тему «Поэзия, как и любовь, - либо есть, либо нет» учащаяся школы приводит отрывки из интервью с поэтом Тарасом Мандановым, в котором тот делится своими мыслями в отношении поэзии и поэтического таланта, а также рассказывает о самоощущении поэта в современных реалиях. В конце работы приведены строки стихотворения Манданова о красоте, которые ярко демонстрируют поэтическое мировосприятие автора.
Оглавление
1. Тарас Танганович Манданов.
2. Интервью с Тарасом Мандановым.
Литература
Тарас Танганович Манданов
В июне 2008 года вышла книга стихов "Обретения и потери" - так называется первая книга Тараса Тангановича Манданова, поэта из Баяндаевского района Иркутской области. В сборнике можно найти стихотворения на русском и бурятском языках, которые автор сочинял на протяжении всей жизни. Сейчас поэт занялся редким для наших дней видом творчества - сочинительством улигеров. В сборник вошло первое произведение этого жанра - "Утро настоящей женщины". Тарас Манданов - настоящий сельский поэт. Всю жизнь он прожил в родном Хандагае Баяндаевского района.
- Я не хочу жить в большом городе, - говорит Тарас Манданов. - Для того чтобы чувствовать себя счастливым, мне нужна моя малая родина. В молодости был период, когда я пытался жить в Иркутске. Потом пришло понимание того, что мне лучше в родном селе.
В Иркутске Тарас Манданов познакомился с поэтом Анатолием Горбуновым. Он-то и убедил начинающего поэта заняться литературой всерьез. В своей рецензии «Родник света и добра» на поэтический сборник Т.Манданова «Обретения и потери», вышедшего в Иркутске в 2008 году, А.Горбунов пишет: «Деревенька Хандагай, где родился и рос Тарас Манданов, по утрам залита парным молоком туманов, днем – обласкана щедрым солнцем, а ночью осыпана голубыми звездами. Певец труда и природы, Тарас Манданов особенный человек!
Стихи его пахнут первыми клейкими берёзовыми листочками, полны загадочных шорохов дружно колосящейся пшеницы, светятся житейской радостью сметанных в стога лугов… О чём бы он ни писал – всё о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о месте своём на земле, о смысле существования. Эта талантливая книга должна была выйти в свет давным-давно, да стеснительный поэт с детства не приучен родителями ходить с протянутой рукой, собирать с миру по нитке – голому на рубашку. Глаза тянутся к тяжёлому крестьянскому труду, а сердце – к высокой поэзии. Удивительная образность языка, родниковая нравственность художественных произведений ставят нашего земляка в ряд лучших современных поэтов Сибири».
Первое стихотворение бурятского автора было опубликовано в газете "Советская молодежь" в 1978 году. Тарас Манданов регулярно печатался в газетах и альманахах, стал лауреатом областной конференции "Молодость. Творчество. Современность".
- Я увлекся литературой с ранних лет, - говорит Тарас Манданов. - Моими любимыми поэтами были и остаются Николай Рубцов, Александр Твардовский, Роберт Рождественский. Каждые пять лет я перечитываю Льва Толстого - делаю пометки на полях, иногда спорю с великим писателем. Мне бы хотелось, чтобы стихи из книги "Обретение и потери" нашли отклик в сердцах моих земляков. Вся моя работа посвящена их нелегкой жизни.
В сборник вошли стихотворения, над которыми Тарас Манданов работал всю жизнь. Раньше он писал на русском языке. Теперь чаще сочиняет на бурятском. По его признанию, на родном языке легче выразить мысли, которые начали посещать поэта в зрелом возрасте.
Сейчас Тарас Манданов занят работой над лирическим циклом "Родственники". На данный момент готова первая часть цикла - улигер "Утро настоящей женщины". Оригинальность этого эпического произведения в том, что оно написано на современную тему и прославляет не мифических героев прошлого, а бурятскую женщину.
По словам автора, всю жизнь его окружали настоящие женщины: бабушка, мама, дочери, жена. Не случайно свое первое в жизни стихотворение, написанное к 8 Марта еще в начальных классах, поэт посвятил своей матери. В современном улигере подняты темы преемственности поколений и культурного уровня современной молодежи. Центральным героем становится беременная женщина. Произведение приняло участие в конкурсе бурятской поэзии на международном фестивале "Алтаргана" в июле 2016 года, и автор стал лауреатом.
- Мы много ругаем молодежь, - говорит Тарас Манданов. - Но задумываемся ли мы, какой пример подаем нашим детям. На моих глазах подрастают четверо внуков. Недавно я застал старшего в своем кабинете. Он искал журналы, где когда-то были напечатаны мои стихотворения. Значит, я стараюсь не зря, мой опыт передастся потомкам. Я никогда не настаивал, чтобы дети шли по моим стопам. Главное, чтобы они стали хорошими людьми. А недавно случайно узнал, что старший внук, ему 20 лет, пытается писать стихи. Мне не показывает, боится, что раскритикую. Жалко, что нет у меня учеников. Научил бы своим секретам, которые сам разгадал. Ведь это так интересно – нанизывать слова, как жемчуга на нитку!
Сборник "Обретение и потери" вышел в свет тиражом 500 экземпляров при финансовой поддержке администрации муниципального образования "Баяндаевский район" и Иркутского областного государственного учреждения "Центр сохранения и развития бурятского этноса". После издания книга поступила во все библиотеки Усть-Ордынского округа.
Поэту, члену союза писателей России Тарасу Тангановичу Манданову в этом году исполнилось 70 лет. Познакомимся с его биографией.
Тарас Танганович Манданов родился 2 мая 1950 года, в деревне Хандагай Баяндаевского района. В 15 лет он написал своё первое стихотворение «Песнь о Матери». В 1966 году окончил Хоготовскую среднюю школу и уехал учиться.
Учился в г. Улан-Удэ в Восточно-Сибирском технологическом институте, на филологическом факультете Иркутского государственного университета имени Жданова, после стал студентом Иркутского училища искусств. До сих пор сожалеет, что не удалось поступить в литературный институт. Возможности семьи, где кроме него росли ещё четверо братьев и сестёр, не позволили осуществить мечту.
Судьба направляла его в разные сферы: торговлю, культуру, на завод карданных валов, в редакцию районной газеты, но он никогда не прекращал писать стихов. Про этот отрезок жизни в своей автобиографии Тарас Танганович скажет так: «…начались поиски себя, проще говоря, метания из одной крайности в другую». В 1975 году познакомился с поэтом Анатолием Горбуновым, который убедил Манданова всерьёз заняться литературой.
До 1979 года Тарас Танганович жил в городе Иркутске, регулярно посещал мероприятия Иркутской писательской организации. Первая публикация – стихотворение «Весна» в газете «Советская молодёжь» в 1978 г. В 1987 г. Манданов становится лауреатом областной конференции «Молодость. Творчество. Современность». Печатался в газетах «Советская молодёжь», «Заря», «Панорама округа», альманахе «Сибирь».
Основная тема его творчества – тема семьи, родственных отношений, преемственности поколений. Тарас Манданов пишет стихи, как на русском, так и на бурятском языке. Много времени Тарас Танганович отдаёт изучению, возрождению, пропаганде родного языка. На определённом этапе своей работы он взялся за сочинение улигеров. Особенность его улигеров в том, что они написаны на современную тему и прославляют не мифических героев прошлого, а наших современников. В частности, в улигере «Утро настоящей женщины», автор пишет о бурятской женщине.
Тарас Танганович – автор трех сборников стихов. Первый сборник вышел в 2008 году под названием «Обретения и потери». В него вошли стихотворения, написанные им на протяжении всей жизни. Его лирические стихотворения, проникнуты любовью и состраданием к родной земле, судьбе земляков, родных и близких. В 2009 г. Тарас Танганович Манданов принят в Союз писателей России. Тарас Манданов - неоднократный участник и лауреат Международного бурятского национального фестиваля «Алтаргана». Живёт в селе Хандагай Баяндаевского района Иркутской области.
- Первые детские воспоминания – тепло родных и близких, особенно деда, видевшего во мне наследника, продолжателя семейных, родовых традиций. Отсюда, возможно, корни моего мироощущения и основная тема моего творчества – тема семьи и родственности. Именно в семье, как в капле воды, закладываются и развиваются в дальнейшем начал почти всех человеческих отношений, - делится автор.
В личной встрече с нами на открытом уроке Тарас Танганович признался, что любит писать ранним утром: «В неспешной суете деревенских дел, между заготовкой сена, дров, поением и кормлением коров возникают в голове строки будущих стихов. Мысли приходят чаще всего весной, чем в другие времена года».
В последнее время занимается переводами с русского языка на бурятский язык. Одна из последних работ – это перевод стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил».
Жена, четверо детей, девять внуков с уважением относятся к его творчеству, бережно хранят стихи.
Интервью с Тарасом Мандановым
В заключение своей работы приведу интервью, которое дал в связи с юбилеем наш знаменитый поэт районной газете «Заря», и самые любимые стихотворения поэта.
– Тарас Танганович, в каком возрасте написано Ваше первое произведение?
– В 15 лет. «Песнь о матери». Это была первая попытка необычно поздравить с весенним праздником любимых женщин – мать, тёток. Неожиданно для себя открыл, что существует рифмованная форма самовыражения и что я тоже могу этим пользоваться. Удачная попытка долгое время держала в шоковом состоянии: впервые ощутил радость и страх перед белым листом бумаги.
До сих пор не преодолел этого трепетного волнения, предвкушения, нетерпения, связанных с погружением в замысел, и… полного опустошения, сожаления, даже скепсиса, когда воочию видишь итог, результат. Поистине, гора родила мышь!
Тем не менее, нет ничего интереснее, увлекательнее, радостнее, чем сам творческий процесс. В раскалённый кратер души летят, падают впечатления, вызывают ощущения, переживания, воображение размешивает, добавляет нужные ингредиенты, всё это переплавляется в единую, однородную массу, которая под определённым давлением вытекает, выбрасывается, вылетает сквозь жерло идей, мыслей, образов в те или иные формы.
После того, как всё это остывает, отвердевает, обретает плоть и кровь, начинается осматривание, прощупывание, подгонка, шлифовка – бесконечный процесс совершенствования. Как и «творчество» родителей, вечно «сующих нос» в жизнь детей.
– Что Вас вдохновляет?
– Позывы к писанию – желание поделиться радостью и болью, тревогами и переживаниями, сомнениями и страхами. Это и удивление перед тайной жизни, и преклонение перед величием восходящего солнца, это и грусть от непонятной скрытности, холодности, невозмутимого безразличия мерцающих звезд.
Уважение к женщине, восхищение её красотой, красотой её предназначения, её мужественных поступков, величественных движений её сердца, красотой вечно ищущей человеческой души со вздохами и придыханиями, жестами и взглядами, возможно, несносными для глаз и ушей человека постороннего, холодного, да и другие проявления мятущегося сердца не могут не побуждать к творческому осмыслению, проникновению, выражению.
Во все времена творчество главным образом помогало разобраться в собственной душе, проникая в её святая святых, в её преисподнюю. Сублимируя разнообразные проявления жизни, творчество даёт нам возможность освобождаться, избавляться, излечиваться от душевных противоречий, сердечных ран, болей, страданий. Негативное в жизни – часто самая привлекательная, заразительная, поучительная составляющая всей питательной среды, действенная плётка, побудительный толчок к размышлениям, к творчеству. Счастливых поэтов не бывает.
– Какое место занимает творчество в Вашей жизни?
– В молодости под творчеством подразумевается что-то приятное, будто приподнимающее над рутиной повседневности, но оно быстро превращается в маловразумительное занятие с непонятными, неосязаемыми целями, задачами, результатами. Появляются другие интересы и заботы – заботы человека, осознавшего, что он не получил того образования, которого хотел, но не получил… в силу многих обстоятельств, в том числе из-за отсутствия того заведения, где можно было учиться всему тому, чему надлежало для того, чтобы заниматься Поэзией! Заниматься Любовью!
По меньшей мере, странные словосочетания… Поэзия, как и Любовь, они в нас есть – или их нет. Третьего не дано. Можно обещать любить, пытаться сохранить в себе это чувство, даже требовать ответного… Но вряд ли возможно научить кого-то стихотворству, заставить писать картины, привить музыкальный слух тем, у кого его нет. Разве что вариться в собственном соку – а это занятие неблагодарное, тяжкое, долгое.
Огромную часть жизни провёл в исканиях. Попадал в тупик. Терял всякую надежду найти выход, спасало стремление к творчеству, к красоте, к совершенству. Столько уничтоженных страниц, строф, стихов! Подтверждающих мою безграмотность, неосведомлённость, бессистемность.
С годами требовательность, недовольство только усиливаются. Опубликовано мною совсем немного. Сказались и долгие мучительные полосы жизни без самовыражения, да и, что таить, резкое падение востребованности поэзии, культуры в целом в тотальной погоне за насущным и осязаемым. Не рассчитывая быть понятым многими, я всегда уважал, ценил тех немногих любителей, приверженцев этого мира – мира Поэзии.
Как ни странно, трудности и помогают нам. Очень многие вещи в жизни происходят не только благодаря чему-то, кому-то, а – вопреки обстоятельствам, назло любимой, соседу, врагу.
Наконец-то появилась возможность самому распоряжаться своим временем, каждое утро сидеть у себя дома за письменным столом, обдумывать каждую мысль, оттачивать каждое слово, каждую строчку. Оказалось, что если раньше я почти не замечал вездесущей суеты, спешки, неразберихи, так как жил в них, то теперь… впервые ощутил настойчивую потребность в тишине, в покое, в абсолютной изолированности, чтобы целиком и полностью погружаться в то, о чём думается в данный момент.
Незаменимая вещь – воспоминания. Не для восстановления прошлого, не как попытка преобразовывать его, а как уникальная возможность из огромной груды нагромождённого, нажитого, надуманного золотой тросточкой мудрости выцарапывать крупинки истинного и вечного.
– Какова особенность написания стихов на бурятском языке?
– С малых лет я наслаждался речитативом молитвенных текстов деда-шамана, которого сопровождал повсюду. Рифмы начальные, внутристрочные, конечные, богатые упрощали восприятие, легче проникали в душу. Ни лишнего, пустопорожнего слова, ни звука, который можно было бы заменить другим, более весомым, точным. Всё на своём месте, отточено, отшлифовано. Местами тексты доходили до афористической законченности, до эстетического совершенства. Было впечатление самородности, потому и, вероятно, гипнотически действовало на слух, на душу человека.
Теперь я понимаю, почему я их знал назубок, даже не до конца понимая смыслы текстов. Вполне возможно, что и оттуда идёт любовь к красоте слова, слух к ритмам, тяга к образному мышлению, мировосприятию.
Русский язык дал нам возможность приобщиться к великой русской литературе, к западноевропейской культуре, к современной цивилизации.
Словарь русского языка велик, богат, разнообразен. Да и поэтический инструментарий огромен, развит. Но мы просто обязаны сохранить наследие предков, вносить свой вклад в развитие материнского языка. Пусть и у потомков останется возможность напрямую общаться с далёкими предками, будет ощущение, что разговариваешь с самым близким человеком о самом насущном и вечном.
– Любимый поэт?
– Вряд ли возможно пройти мимо Данте, Шекспира, Гёте, Шиллера и так далее. Но, знакомясь с достижениями мировой литературы, всегда ощущаешь духовную, мировоззренческую близость тех или иных авторов. Именно творчество Байрона максимально отвечало моим запросам. Особенно в молодости, когда я бредил его стихами. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Твардовский, Ю. Кузнецов, Н. Рубцов, Р. Рождественский, Ю. Поликарпов, Намжил Нимбуев, Арсалан Жамбалон и другие были в зоне моих предпочтений.
– А каким было Ваше детство?
Я родился не в гнёздышке тёплом, не в листьях капустных –
В колыбели отцов, до пылинки родной стороне,
Представителем древнего рода, земель захолустных,
В истощённой войной и разрухой огромной стране.
Я не помню, что было надето на мне, но осталось ощущение тепла, даже излишнего, великоватости верхней одежды, покупаемой часто на «вырост».
Что касается стола, я всегда знал, что мне достанется самое полезное и вкусное, чем располагала семья в тот или иной момент. Дед, бывший для меня всем, не приступал к еде, пока я не наемся. Он был доволен, если я ел с аппетитом.
Если говорить о наличии игрушек в детстве, то сразу всплывают в памяти костяшки, сатиновые широкие штанишки на резинках, набитые выигранными костяшками иногда до такой степени, что передвигаться приходилось, как космонавту в скафандре. Трудности детства легко забываются, а ошибки и заблуждения, беды и горести – и они, в том числе, сделали нас такими, какие мы есть.
Есть период в жизни, когда энергия прёт из тебя, как пар из кипящего чайника, когда искры летят из глаз, ноздри раздуваются, пелена застилает обозримое, хочется настоящего, созидающего дела, за неимением которого всё и вся отрицаем, рубим сучья, по которым передвигаемся, дерево, которое всё ещё плодоносит, кормит тебя…
Приходит момент, когда хочется латать и штопать, абсолютизировать прошлое только потому, что оно наше прошлое.
– Что бы Вы пожелали читателям?
«Нам кажется порою, что к поэту
Сама пришла заветная строка.
А он искал полжизни строчку эту
В таинственных глубинах языка».
Самое лучшее, что было в авторе, оседает в книгах. Единственное удовольствие, за которое не надо расплачиваться. Берите, пользуйтесь, наслаждайтесь!
Если есть у человека тяга, призвание к творчеству, она всегда проявляется, особенно в периоды духовного подъёма. Наши ощущения, предположения, фантазии всегда на чём-то основаны. На пустом месте, беспричинно ничего не возникает. Важно вовремя разглядеть, почувствовать в себе эти нежные, робкие, хрупкие, беззащитные ростки чистого, светлого, прекрасного.
Есть красота, взрывающая нравы.
Ошеломлённых глаз не оторвать.
На шум в толпе поднявшегося: «Браво!» –
Искателей красот сбежалась рать.
И знатоки, и судьи, и ценители,
жующие, разинутые рты,
фанаты, торгаши и потребители,
заложники и жертвы Красоты.
Могучий торс сгибается упруго,
Играют «крылья», мышцы живота…
На фоне их – обрюзглый вид супруга…
На фоне их и я… И я – не та.
Неумолимо выползли изъяны…
Неудержим реальности каток,
Сминающий намеченные планы,
Втирающий сомнения в итог.
Что мы хотим? – вопрос первостепенный.
Как голуби, свjй век проворковать?
Страшась, как черепаха, жизни бренной,
Под панцирной защитой вековать?
Взлетать, как стрекоза, над серой жизнью,
Нырять в воздушно-дымную струю?
Тревожить мир ползучей укоризной,
Как кобра, лишь меняя чешую?!
Как петухи, поджаристых наседок
По околотку пылко догонять,
Чтоб позже их в возвышенных беседах
И в пакостных мотивах обвинять?!
Иль ястребом парить над миром птичьим,
Найти убогий двор, сулить калач,
Да пожирнее закогтить добычу,
Да указать, кто – жертва, кто – палач?
…И в фокусе улыбок лучезарных,
И в сонмище крылатых богачей
Несложно стать ни жертвою сакральной,
Ни путеводной ниточкой потерь.
Есть Красота, смягчающая нравы.
Рождающая в сердце миражи.
Владеющая сокровенным правом
Светить с недосягаемых вершин.
Без Красоты нет ни семьи, ни дома.
Всё без неё – сумятица и тлен.
Мы в честь Её склоняем очи долу.
Во имя Красоты встаём с колен.
Звезд холодный след,
Пепел, пыль веков.
Груз ошибок, бед,
Прожитого ком.
Вера в провидение.
Теплый свет в окне.
Внука пробуждение…
То, что нужно мне.
Список использованной литературы
- Манданов Т.Т. Обретения и потери. – Иркутск: Издательство «Мегепринт», 2008.- 226 с.
- Областная газета OGIRK.RU.
- Районная газета «Заря».
- Окружная газета «Панорама округа».
- Беседа с Т.Мандановым во время открытого урока внеклассного чтения.
- Бремя выбора: сборник стихов и поэм /Т. Манданов. – Иркутск: [б.и.], 2016 (Тип. «Мегапринт»). – 107 с.