Проект "О зимующих птицах"
В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру "О зимующих птицах" учащиеся 1 и 3 класса берутся за изучение видов птиц, которые остаются зимовать в их городе, а также определяют, какую посильную помощь они могут оказать пернатым в зимнее время.
Подробнее о проекте:
В индивидуальной детской исследовательской работе "О зимующих птицах" учащиеся школы получили представление о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, а также провели самостоятельное наблюдение за зимующими птицами, на основании которых составили план подкормки птиц и осуществили его.
В ученическом проекте по окружающему миру о зимующих птицах представлено описание работы учеников начальной школы по изучению теоретической информации о зимующих птицах, а также практической деятельности совместно с родителями, направленной на изготовление кормушек для птиц, их установку в местах, где обитает много птиц.
Оглавление
Введение
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Выводы
Введение
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших.
Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.
Вся эта работа воплотилась в проекте «Зимующие птицы»
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — И не страшна
Будет им зима. (А. Яшин)
Актуальность: большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу.
Форма работы: проектная деятельность.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Цель:
- Закрепить представления о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
- наблюдение за зимующими птицами, их подкормка.
Задачи проекта:
- Расширить представление о зимующих птицах.
- Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц.
- Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
- Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.
- Научить учащихся совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
- Научить детей правильно их подкармливать.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
- Смастерить кормушку и установить ее в удобном для птиц и для наблюдателя месте.
- Проводить регулярные наблюдения за кормушкой в течении всего периода.
- Оценить предпочтения разного типа корма птицами, прилетающими на кормушку.
- Помочь птицам пережить холода.
Ожидаемый результат: ученик, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать и делать выводы.
Родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.
Этапы проекта. Подготовительный
Создание необходимых условий для реализации проекта:
- обсуждение цели и задач с учащимися и родителями.
- подбор познавательной, художественной литературы.
- отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.
- проведение бесед по проекту.
- просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".
- совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
На первом этапе, в ходе которого мы во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.
Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с нами изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила наш кругозор. Так же мы отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.
Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки.
Материал, из которого изготавливают кормушки: дерево, пластик, картон.
Более удобны кормушки с дозатором. Корм в них расходуется постепенно и добавлять его приходиться реже. В качестве дозатора можно использовать пластиковую или стеклянную бутылку.
Чунихин Олег с папой сделали кормушку из дерева. В кормушке крыша, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, несоленое сало.
Основной этап
- В течение месяца ежедневное кормление птиц.
- Наблюдение за их поведением.
- Использование разных кормов.
- Учет количества птиц, их видов.
- Ежедневное заполнение дневника наблюдений.
Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. К нашим кормушкам стали прилетать синички стайками. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии».
Мы наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.
В беседах мы систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц мы узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред
Учащиеся 3 «А» класса взяли в библиотеке книги: «Школа юннатов» Анатолия Онегова и «Книга природы». Из них они узнали и нам рассказали, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: сорока, ворона, голубь, снегирь, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. Мы раньше думали, что сорока разбойница, воровка, всё тащит в гнездо. А оказалось она добрая мама, аккуратная и чистоплотная. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели.
Заключительный этап
В итоге проведённых наблюдений мы научились:
- делать кормушку;
- кормить птиц различным кормом;
- наблюдать и вести дневник наблюдений.
Мы узнали:
- какие виды птиц остаются зимовать, а какие прилетают к нам на зиму;
- как различить птиц по окраске;
- какие корма предпочитают птицы.
Сделали выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветренные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.
- Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке.
- Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.