Проект «Русская изба»

Русская изба
Тематика: 
Автор: 
Пасичник Полина
Руководитель: 
Афанасьева Мария Петровна
Учреждение: 
МАОУ Средняя общеобразовательная школа №16 г. Томск
Класс: 
3

В учебном исследовательском проекте по истории на тему "Русская изба" автором была рассмотрена история появления в России изб и особенностей их возведения и благоустройства. В своей работе учащаяся объясняет, что такое изба и какие отличительные признаки ее характеризуют.

Подробнее о проекте:


Детская исследовательская работа по истории на тему "Русская изба" изучает традиции русской культуры, знакомит с устройством и бытом русской избы, традициями русского народа. В работе дается определение и описывается предназначение в русской избе печного угла, женского угла, мужского угла и красного угла, а также расположение стола в русской избе и особенности разной утвари. В работе представлены фотографии каждого из перечисленных углов в избе.

В данном творческом исследовательском проекте на тему "Русская изба" описаны традиции русской культуры, связанные с избой, а также приводится характеристика предметов русского народного быта, которые традиционно располагались в избах. Настоящий проект в начальной школе направлен на воспитание любви к прекрасному, творчеству, развитие познавательных способностей творческого мышления и освоение и овладение навыками поисковой и исследовательской деятельности.

Оглавление

Введение  
1. Что такое изба?
2. Печной угол.
3. Женский угол.
4. Мужской угол.
5. Красный угол.
6. Стол в избе.
7. Утварь.
Заключение
Список литературы

Введение


Цель проекта: Пробуждение интереса к изучению традиций русской культуры, ознакомление с устройством и бытом русской избы, традициями русского народа, расширить кругозор. Воспитание любви к прекрасному, творчеству. Развитие познавательных способностей творческого мышления. Освоение и овладение навыками поисковой и исследовательской деятельности.

Предполагаемые результаты:

  1. Сбор информации по истории русской избы.
  2. Изучение традиций русской культуры.
  3. Ознакомление с предметами русского народного быта.
  4. Ознакомление с особенностями обустройства русской избы.
  5. Создание презентации на тему «Мир русской избы».
  6. Ознакомить одноклассников с особенностями русской избы.

Деятельность по проекту:

  • Работа с книгами, с информативными технологиями (интернет, газеты, журналы).
  • Посещение музеев, выставок с целью ознакомления с традициями русской культуры.
  • Фотосессия.
  • Разработка плана работы над проектом.
  • Подбор стихотворений.
  • Поисковая деятельность.
  • Создание презентации.

Постановка проблемы: «Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец И был абсолютно прав Не важно избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой родной избы У милого очага Сил набирались наши деды, Когда шли в бой на врага! Великая, славная, матушка — Русь, Ты выжила в жёсткой борьбе, Я Родиной милой с детства горжусь И кланяюсь низко тебе!

Изба — колыбель наших предков, отцов, Обитель добра и тепла, Без русской печи и её пирогов представить Россию нельзя! Всегда приютит, успокоит, поймёт Накормит, согреет теплом, И где бы мы ни были, стойко нас ждёт Отеческий преданный дом. Изба, ты проста, самобытна, щедра, Загадочна, словно цветок, И сердцу так люба твоя простота, Так дорог родной уголок!

Прочитав это стихотворение, невольно задумываешься: может ли крестьянская изба является символом русской культуры? Для начала давайте разберемся, что же обозначает слово «символ». В толковом словаре Ожегова: символ - это, то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи. Пример: Голубь - с. мира. Якорь - с. надежды. Этот подарок - с. верности.

Что такое изба?


Ну а что же такое изба? Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб.

Славяне на Руси до крещения поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества. Но христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий.

Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. Князь Владимир согласился послать свои войска в помощь Византии и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру Анну.

Он принял христианство и получил в супружество царевну. Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. А как же выглядело жилище людей?

изба 2

А не завернуть ли нам на огонёк в деревенский-то домок? Я приглашаю вас в русскую избу, познакомиться с её убранством и с предметами обихода.

Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы знать мы все могли
О делах родной земли!

изба 3

Нет дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Изба чаще всего состояла из одной комнаты. Позже стали строить так называемые пятистенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части. Славянское жилище - изба – рукотворное чудо, устроенное по определённым правилам, в соответствии с представлениями древних людей.

Эти правила передавались из поколения в поколение. Но развитие хозяйства вносило свои коррективы в устройство жилища. Старались не строить дома на болотах или рядом с ними, эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. А вот речка или озеро рядом с домом – это всегда хорошо.

изба 4

Изба условно делилась на несколько зон.

Как говорится «Во всякой избушке свои погремушки». Вот ив русской избе различались четыре угла: печной, бабий угол, красный угол, задний угол (у входа под полатями). Каждый угол имел своё традиционное назначение. А вся изба в соответствии с углами делилась на женскую и мужскую половину.

Из различных источников можно узнать, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. И оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

А вот центральное место в избе занимает печь. От ее расположения зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Печной угол


Печка в доме – мать родная. Без неё – хоть помирай.

Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Она была символом домашнего очага. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды.

А в подпечке даже зимой могли содержать кур. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненное пространство избы, превращая его многомерное, разновысотное. Печной угол, считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом.

Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи!

На печи спало все семейство, а под потолком между печью и стеной избы устраивались полати- дощатые нары, используемые для сна или хранения вещей.

изба 5изба 6


«Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди. С печью были связаны многие народные лечебные практики и приметы. Например, нельзя в печь плеваться. И нельзя было ругаться, когда горел в печи огонь.

Женский угол середа

 Один из углов женской половины дома – это бабий кут. Женский угол находился справа от входа. Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

изба 7изба 8


Женская половина избы проходит от устья печи (выходное отверстие печи) до передней стены дома. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова. «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской.

Чугунки и плошки, утюги и ложки.
Все нашли себе местечко
В «бабьем куте», возле печки.
Бабий кут – у печки место,
Где хозяйка ставит тесто.
В строгом все у ней порядке –
Миски, чугунки и кадки.
Там она почти царица,
На все руки мастерица.

Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным. Долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики, шили из домотканого полотна одежду, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками.

изба 9изба 10



Мужской угол

Он находился у очага. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы. Здесь хранились различные инструменты, пилы, рубанки. Хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал. По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома».

Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

изба 10

Красный угол

Красный угол в избе между окон,
Здесь иконка и рядом свеча.

Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой». Он освещен солнцем лучше всех других углов в доме, всё в доме ориентировано по отношению к нему.

В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

изба 12

Здесь находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки березы в Троицу, вересом (можжевельником) – в Великий четверг.

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

изба 13

Красному углу особо поклонялись. Здесь во время поминок ставили лишний прибор для ушедшей в мир иной души.

Именно в Красном углу подвешивали щепных птиц счастья, традиционных для Русского Севера.

В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены.

изба 14 

«Красный угол» ещё называли Святым. Это самое почётное место в доме. Тут же висела люлька- кроватка для младенца. Для младенцев устраивали подвесные люльки, украшенные резьбой и яркой росписью.
изба 15

Иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах. В настоящее время, место иконы в доме занял телевизор. Но даже в современном мире во многих домах сохранилась эта традиция: держать иконы дома. У моей бабушки есть икона Божья Матерь «Скоропослушница». На ней изображена Дева Мария с младенцем в левой руке. А как появилась эта икона?

Давно в монастыре на горе Афон жил монах Нил. Ежедневно заходя в трапезную, он по невнимательности коптил своей лучиной образ Божией Матери, который находится возле входа. В один день, проходя мимо лика, он услышал голос, который приказал больше не обжигать икону. Нил не обратил на это никакого внимания и продолжал повторять свои привычные действия. Спустя некоторое время голос снова обратился к монаху и сказал, что тот ведет себя недостойно и поэтому его лишают зрения. Нил очень испугался и начал каяться.

Ежедневно он плакал и просил у Божьей Матери прощения, желая вернуть себе зрение. Через какое-то время молитва была услышана, и голос снова обратился к монаху. Он сказал, что Нил вымолил прощение, и зрение ему будет возвращено. Еще голос приказал с этого времени называть икону «Скоропослушница», поскольку она будет скоро выполнять все просьбы людей.

Произошло это в 1664 году 9 ноября.

Божница в красном углу как алтарь православного храма и осмыслялась как присутствие Бога в доме. Стол в красном углу – церковный престол. В красном углу молились на образа.

изба 16

За столом проходили все трапезы и главные события в жизни семьи: рождение, свадьба, похороны, проводы в армию.

Стол в избе


Места за столом в красном углу были жестко закреплены традицией, причем не только во время праздников, но и во время обычных приемов пищи. Трапеза объединяла род и семью.

Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета.

Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка». Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома.

А на "нижнем" конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины и дети.

Хозяйка дома размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед.

Во время свадьбы новобрачные также сидели под образами в красном углу.

Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна.

Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных отношений внутри русской семьи.

Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!

Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь!». Всегда на столе должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!». Хлеб – символ достатка, изобилия, материального благополучия. Поэтому он всегда и должен был быть на столе – Божьей ладони.

Стол устанавливался обязательно вдоль половиц, т.е. узкая сторона стола была направлена к западной стене избы. Это очень важно, т.к. направлению «продольное – поперечное» в русской культуре придавался особый смысл. Продольное имело «положительный» заряд, а поперечное – «отрицательный». Поэтому все предметы в доме старались уложить в продольном направлении. Также поэтому именно вдоль половиц садились при обрядах (сватовства, как пример) – чтобы всё удачно прошло.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой».

Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. На свадебный пир скатерть брали особую и стелили ее изнанкой вверх (от порчи). Скатерть могли расстилать на земле во время поминок, ведь скатерть – это «дорога», связь между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью – дорога».

За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву. Ели чинно, вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина- начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая.

Утварь

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горнице, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

изба 17изба 18


Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

изба 19изба 20


Чай пили из самовара.

изба 21изба 22


Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь, и другие вещи хранили не в избе.

Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках. Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Заключение

«Мой дом моя крепость».  Дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с ним связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начинается жизнь человека, он приобщается к дому, домом жизнь и заканчивается, когда он навсегда прощается с родным жилищем.

В русской избе всегда чувствуется теплота рук, любовь человека к своему жилищу. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома –это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.

Мы стараемся сохранять и соблюдать обряды наших предков, которым насчитывается уже много веков, именно поэтому считается, что крестьянская изба является символом русской культуры.

Список используемой литературы

  1. Беловинский Л. В. «Изба и хоромы: из истории русской повседневности». Профиздат, 2002;
  2. Забелин И. «Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетии: В 2 т.» М., 1862—1869;
  3. Мир русской избы.
  4. Русская изба.
  5. Устройство русской избы.
  6. Русская изба: мудрость предков.
  7. Русская изба: внутреннее убранство.
  8. Изба. Уклад.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: