Вклад ученых–химиков в победу над фашизмом

Тематика: 
Автор: 
Балабанов Евгений Михайлович
Руководитель: 
Аненко Денис Станиславович
Учреждение: 
МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов"
Класс: 
7

В индивидуальной исследовательской работе по химии "Вклад ученых–химиков в победу над фашизмом" автор рассказывает о таких учёных, как А.Е. Ферсман, А.Е. Арбузов, Н.Н. Семёнов, Н.Д. Зелинский, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Н.Н. Мельников и многих других, которые золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.

Подробнее о проекте:


В процессе работы над исследовательским проектом по химии о работе ученых-химиков в военный период автором были проанализированы исторические документы и справочная литература, на основании которых была написана работа, способная показать важность достижений ученых-химиков в Великой Отечественной войне, о которых и рассказал ученик.

Ученик 7 класса школы в рамках своего проекта на тему "Вклад ученых–химиков в победу над фашизмом" изучил, какие ученые-химики внесли свой вклад в развитие отечественной науки в период ВОв и как это взаимосвязано с победой нашего народа над фашизмом. Школьник считает, что помимо имен тех выдающихся людей, которые боролись за победу на передовой линии фронта, мы должны помнить и имена тех людей, кто делал свой вклад в поражение врага в тылу. Среди таких не мало ученых-химиков, о которых и пойдет речь далее в проекте.

Оглавление

Введение
1. Примеры учёных.
1.1 А.Т. Качугин.
1.2 Семен Исаакович Вольфкович.
1.3 Ю.Г. Мамедалиев.
1.4 Академик Петр Леонидович Капица.
1.5 Николай Дмитриевич Зелинский.
Заключение
Литература

Введение


В 1941 году на защиту Отечества встал весь народ. Это была ужасающая война. Ночью с 8 на 9 мая 1945 года Германия подписала акт о капитуляции, чем и ознаменовала окончание ВОВ . С той поры прошло много лет. И мне как юнармейцу стало интересно нужно ли новым поколениям 21 века знать о событиях минувших лет?

Я уверен, что забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о смерти миллионов. Это преступление. Помнить о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве солдат, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.

Актуальность темы: Все знают про людей совершивших подвиг: Подольские курсанты, 28 панфиловцев, Талалихин. Мы все их знаем. Но может ли хоть кто-нибудь назвать несколько учёных-химиков, которые трудились ради победы?

Гипотеза: Высокой ценой и большими усилиями были достигнуты результаты научной деятельности ученых-химиков в годы Великой Отечественной войны.

Цель работы: Рассказать о таких учёных, как А.Е. Ферсман, А.Е. Арбузов, Н.Н. Семёнов, Н.Д. Зелинский, С.И. Вольфкович, И.Л. Кнунянц, М.М. Дубинин, Н.Н. Мельников и многие другие, которые золотыми буквами вписаны не только в историю развития отечественной химии, но и в историю науки периода Великой Отечественной войны.

Задачи: Показать важность достижений ученых-химиков в Великой Отечественной войне, рассказать о великих ученых.

Победа в Великой Отечественной войне свершилась благодаря мужеству, героизму и большому труду нашего народа, в том числе и учёных-химиков. Помнить об этом – это не просто вопрос истории, а и дело нашей совести - ведь Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий.

В развивающемся научно-техническом прогрессе XX века это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с нашими воинами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и гражданские химики. В Великой Отечественной войне на защиту Родины встала вся страна, а свою работу в лабораториях учёные рассматривали как боевое задание фронта.

В чём заключалась работа ученых–химиков в ВОв?


Учёные и химики-технологи должны были создавать новые способы производства самых разных материалов, чаще всего на основе ещё не освоенных, нетрадиционных сырьевых источников. С самого начала войны требовались взрывчатые вещества большой взрывной силы, топливо для реактивных снарядов "Катюш", высокооктановые бензины, каучук, легирующие материалы для изготовления броневой стали и лёгкие сплавы для авиационной техники, лекарственные препараты для госпиталей. Не менее важными, чем в довоенный период, оказались задачи производства строительных материалов, волокон, удобрений, красителей, кислот и щелочей.

Значение химии определялось её применением в развитие следующих основных направлений, по которым проводились научно-исследовательские разработки для нужд фронта:

  • содействие развитию металлургической, машиностроительной и оборонной промышленности
  • в создании металлов и сплавов специального назначения, продуктов органического синтеза
  • спецназначения (прочная броня, пластмассы и др.);
  • создание боеприпасов и других составов специального назначения (зажигательные смеси, топливо для ракетных установок и т.п.).

Примеры учёных. А.Т. Качугин

в 1941 году спроектировал специально для партизан диверсионное зажигательное средство, которое заменило дефицитные и дорогие магнитные мины. Изготовленная им на основе соединений фосфора мастика внешне походила на мыло и выглядела очень безобидно.

Партизаны прикрепляли мастику к вагонам, а когда поезд набирал скорость, фосфор окислялся из-за трения о воздух и загорался, поджигая мастику, которая при горении развивала температуру более 1000°С. Установить, где, когда и отчего начался пожар, было невозможно.

Семен Исаакович Вольфкович

В июле 1941 году "Государственный комитет обороны" принял специальное постановление "О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)". Наиболее эффективными оказались бутылки с самовоспламеняющейся жидкостью "КС" или "БГС".

Эти жидкости представляли собой желто-зелёный или тёмно-бурый раствор, содержавший сероуглерод, фосфор и серу, имевший низкую температуру кипения, время горения – 2-3 мин, температуру горения – 800-1000°С, а обильный белый дым при горении давал ещё и ослепляющий эффект. Именно эти жидкости и получили широко известное прозвище "Коктейль Молотова". Создателем такого коктейля является Семен Исаакович Вольфкович.

Бутылки были привычным средством партизан. "Боевой счёт" бутылок впечатляет. Только по официальным данным советские бойцы с их помощью за годы войны уничтожили: 2429 танков, самоходных артиллерийских установок и бронемашин, 1189 долговременных огневых точек (дотов), деревоземельных огневых точек (дзотов), 2547 других укрепительных сооружений, 738 автомашин и 65 военных складов. "Коктейль Молотова" остался уникальным русским рецептом

Ю.Г. Мамедалиев


В годы войны в огромном количестве требовались взрывчатые вещества. Для их получения необходимы были такие вещества, как азотная кислота, толуол и другие ароматические углеводороды. Производство этих соединений было в экстренном порядке налажено на заводах Урала и Сибири. Так, уже в 1941 году для получения тротила академик выполнил работу по синтезу толуола.

Тротил со щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях, поэтому он оказался незаменим в производстве взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводных мин, торпед. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 миллиона тонн.

Академик Петр Леонидович Капица

Взрывчатка в большом количестве нужна была также и для горнодобывающей промышленности. Академик специально для этих нужд придумал устройство для получения в неограниченном количестве жидкого кислорода из воздуха. Для получения взрывчатки достаточно было пропитать им опилки или торф и поджечь. Такой взрывчаткой в 1941 году начиняли авиационные бомбы даже на аэродромах.

Поистине битвой в тылу можно назвать ту огромную работу, которую совершили металлурги и химики в годы войны, налаживая производство чугуна и стали, специальных сплавов и других композиционных материалов. В организации советского металлургического производства огромная роль принадлежит П.П. Бардину, А.А. Байкову, М.А. Павлову и другим учёным, усилиями которых была разработана теория металлургических процессов, создана новая металлургическая база на северо-западе нашей страны (Череповецкий металлургический завод на основе железорудных месторождений Кольского полуострова), а также Кузнецкий металлургический комбинат. Ново-Тагильскому заводу было поручено освоить производство высококачественных специальных сталей для брони и бронебойных снарядов. Их основа - феррохром и ферромарганец.

Еще была разработана специальная защитная броня  для штурмовиков ИЛ-2 и ИЛ-10 во Всесоюзном институте авиационных материалов. Советские самолёты-штурмовики ИЛ-2 фашисты называли "чёрной смертью", наши - "летающими танками". "Летающий танк - ИЛ-2" и его модификации ИЛ-8, ИЛ-10 оказались самыми массовыми самолётами Великой Отечественной войны - их было выпущено 42 тысячи.

Броню для "летающих танков" создали академики С.Т. Кошкин и Н.М. Скляров. Плоские листы марганцево-кремне-никель-молибденового сплава, раскалённые до 880°С, опускали на 7 секунд в горячее масло, а потом уже прессованием придавали им нужную форму и выкладывали на землю. Это была самая прочная броня в мире.

А также, Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. На Северном Урале в начале войны под руководством академика Д.В. Наливкина было открыто месторождение бокситов. К 1943 году производство алюминия по сравнению с довоенным возросло в три раза.

Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е годы позволили разработать сплавы на основе алюминия. Некоторые из них подвергались термообработке и использовались при создании конструкций самолётов в конструкторских бюро С.А. Лавочкина, С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева. Таким сплавом являлся дюралюмин, который использовался в первых "Катюшах".

Aлюминий вообще в годы войны был одним из самых востребованных металлов, его использовали не только для создания авиатехники и взрывчатых веществ, но даже и для "активной защиты" самолетов. Так, при отражении налётов авиации на Гамбург, операторы немецких радиолокационных станций обнаруживали на экранах индикаторов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолётов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, сбрасываемыми самолётами союзников. При налётах на Германию было сброшено примерно 20000 тонн алюминиевой фольги.

Николай Дмитриевич Зелинский


замечательный ученый-химик и большой патриот своей Родины. В годы первой мировой войны он предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный противогаз Зелинского оказался намного лучше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз.

К тому же, Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем риформинга – ароматизации нефти. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом. Эти исследования оказали в годы Великой Отечественной войны неоценимую помощь нашей авиации. За работы по органической химии, в частности химии нефти и каталитических превращений углеводородов, академику Зелинскому в 1946 г. была присуждена Государственная премия.

А также ученые принимали посильное материальное участие в укреплении мощи Родины. Так, академики А.Е.Арбузов, С.С.Наметкин и А.Е.Порай-Кошиц внесли 200 тыс. рублей на приобретение вооружения для Красной Армии из Государственной премии, которой были удостоены в 1943 г.

Значительный вклад в разработку и производство зажигательных веществ во время Великой Отечественной войны внесли преподаватели кафедры химии Ярославского пединститута - доценты О.А. Косякина, А.С. Шевалёва и другие сотрудники.

9 мая 1945 г. в 21.00 из тысяч репродукторов, установленных по всей Москве, раздался голос диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, зачитавшего последний приказ войны: «Приказ № 369... произвести салют... тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий...»

В 22 ч. пурпурная заря встала над Москвой.

Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на земле жизнь, и поэтому память о сорок пятом вечна, как сама жизнь!

Заключение

Благодаря этой работе я узнал о достойном вкладе ученых - химиков СССР в Победу народа во время Великой Отечественной войны.

Литература

  1. Вольфкович С.И. Современная химия и война: Доклад во всесоюзном химическом обществе им.Д.И. Менделеева. Октябрь 1942.
  2. Баранов Ж.Г. и др. // Химия в школе. 2008- №1. С. 6-10.
  3. Омаров Ш.М. // Химия в школе. 2005. №2. С. 11-14.
  4. Казарян П.Е. // Химия в школе. 2011. №4. С. 5-9.
  5. Левина Л.С. // Химия в школе. 2010. №2. С. 2-5
  6. Интернет ресурсы


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет