Проект "Как пьют цветы?"
Ученицей 3 класса в ходе исследовательского творческого проекта по окружающему миру «Как пьют цветы?» была поставлена цель исследовать, как растения в горшках «пьют» воду и как это делают срезанные цветы, сравнить, какие из них поглощают больше воды и с чем это связано.
Подробнее о проекте:
Автор индивидуальной проектной работы по окружающему миру «Как пьют цветы?» в рамках исследовательской деятельности описывает, каким образом растения пьют воду, а также объясняет, как поглощают жидкость срезанные цветы. В процессе работы над своим проектом, ученица выяснила, какое влияние оказывает вода на срезанные цветы и способны ли они расти.
Готовый проект по начальной школе «Как пьют цветы?» представляет собой подробное описание эксперимента, который провела учащаяся 3 класса начальной школы. Изучив особенности поглощения воды комнатными растениями в горшках и срезанными цветами, ученица 3 класса сделала выводы о том, как сохранить красоту и зелень домашних растений и срезанных цветов, а также объяснила, почему срезанные цветы, не имеющие корня, способны "пить" воду.
Оглавление
Введение
1. Как пьют растения?
2. Могут ли пить срезанные растения?
3. Практическая часть.
3.1. Эксперимент.
3.2. Пьют ли воду цветы из бумаги?
3.3. Движение воды и окрашивание лепестков
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Моя мама очень любит цветы, особенно розы. Когда папа дарит ей розы, мама сразу становится доброй и веселой. А еще она любит цветы в горшках, которые растут у нас на окне. Не так давно она пересаживала цветы и показывала мне, как устроена корневая система цветов. Рассказывала, что цветок «пьет» воду, вытягивая ее из почвы вместе с питательными веществами с помощью корней.
Мама рассказала, что даже срезанные розы, которые ей дарит папа, «пьют» воду и поэтому цветок не вянет сразу, а еще какое - то время радует нас своей красотой.
Мне стало очень интересно, как цветок пьет воду? Если с помощью корней, то, как тогда вода попадает в цветок, когда он срезан? Мы с мамой решили поподробнее узнать об этом.
Гипотеза: Предположим, что цветы «пьют» воду. За счет этого они могут расти в горшках дома и даже тогда, когда их срезают.
Актуальность проблемы: Цветы украшают нашу жизнь, приносят уют в дом, очищают воздух и приносят радость. Как сохранить красоту и зелень домашних растений и срезанных цветов? Эта тема всегда актуальна, потому, что цветы любят и выращивают очень многие люди.
Цель исследовательской работы: Исследовать, как растения в горшках «пьют» воду и как это делают срезанные цветы.
Задачи исследовательской работы:
- Изучить информацию, каким образом растения поглощают воду.
- Провести и описать опыты по движению воды в растениях.
- Сделать выводы по результатам опытов.
Как пьют растения?
Я прочитала, что вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля, поднимается от корней к листьям. Это возможно благодаря испарению воды растением с помощью листьев. В результате потери воды в клетках листьев возрастает сосущая сила, которая обеспечивает непрерывный ток воды из корня к надземным органам (листьям, цветкам, плодам).
У растений есть два типа сосудов: сосуды-трубочки, которые передают воду и питательные вещества снизу вверх от корней к листьям и другие, которые несут питательные вещества сверху вниз к корням.
На листьях растений мы часто видим жилки. По листу вода двигается по жилкам, они имеют ветвистую систему. Чем больше жилок имеется на листе, тем легче вода двигается по направлению к клеткам растения.
Сосущая сила позволяет передвигаться воде от одной клетки к другой. Устройство этой системы одинаково у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Таким образом, вода в живом, несрезанном и несорванном растении, движется под силой корневого давления.
Могут ли пить срезанные растения?
Но как же, тогда пьют воду срезанные цветы? Ведь у них уже нет корня, жилки тоже ранены из - за среза цветка. Получается, что вода не может поступать в растение. Но это вовсе не так. У растений есть необычное свойство. Даже если у цветка нет корня, то в его стебельках остаются трубочки – сосуды, о которых мы говорили ранее. Так вот эти трубочки - сосуды начинают сосать воду как насос вверх и продолжают её как бы «толкать» по жилкам листьев и срезанным стебелькам. Это спасает растение от перегрева и засухи, а растение продолжает «пить» воду.
Благодаря этой способности растений, цветок, поставленный в воду, живёт и еще какое-то время радует нас своей красотой.
Эксперимент, обладает ли комнатный цветок сосущей силой
Чтобы понять, пьют ли растения воду, я провела опыт. Взяла льняную веревку, пропустила ее через пластиковую трубку, чтобы вода не испарялась. Поместила один конец верёвки в банку с водой, а другой в землю с комнатным цветком. Отметила уровень воды в бутылке маркером.
Через несколько дней количество воды в бутылке заметно уменьшилось.
Вывод: опыт показал, что растения действительно обладают сосущей силой и пьют воду.
Пьют ли воду цветы из бумаги?
Если учесть, что бумага сделана из дерева, а дерево, это растение, можно предположить, что бумажные цветы тоже обладают сосущей силой. Проведем опыт. Я сделала несколько бумажных цветков и загнула им лепестки, как будто цветок в бутоне. Затем опустила все цветы в воду. Удивительно, что цветы начали впитывать воду и медленно раскрываться.
Почему так происходит? Вода проникает через поры бумаги. Заполнив дно бумажного цветка, вода поднимается, давит на сгибы и заставляет лепестки открыться.
Вывод: бумага сделана из дерева, дерево-это растение, бумажные цветы могут "пить" воду, за счет этого они ведут себя, как живые, раскрывают бутоны, напитавшись водой.
Движение воды по срезанному цветку и окрашивание его лепестков
Чтобы наглядно убедиться, что цветок «пьет» воду даже после того, как его срезали, я провела опыт с цветной водой.
Для этого я наполнила стакан водой, добавила пищевой краситель синего цвета, поставила туда срезанный белый тюльпан и стала ждать.
Через некоторое время окрашенная вода поднялась по стеблю растения вверх и окрасила его лепестки голубым цветом, через 2 дня цветок окрасился интенсивнее.
Внимательно рассмотрев цветок, видно, как двигалась вода по растению, окрасились жилки.
Я решила посмотреть под микроскопом окрашенный лепесток. При увеличении четко видны синие жилки, а значит, цветок действительно впитал воду через сосуды-трубочки.
На основании изученной информации и проведенных экспериментов я сделала следующие выводы:
- жизнь цветов без воды невозможна;
- все растения имеют специальное строение для лучшего поглощения воды;
- бумажные цветы "пьют" воду и ведут себя, как живые;
- способность поглощать воду сохраняется даже у срезанных цветов;
- цветы имеют способность менять свою окраску при поглощении окрашенной воды.
Заключение
В результате проведенного исследования, гипотеза подтвердилась, действительно, комнатные цветы в горшках и срезанные цветы умеют "пить" воду.
Используя это свойство, можно окрасить белые цветы в любой другой цвет и даже в несколько цветов сразу!
Свой необычный цветок я подарила маме, она очень удивилась и обрадовалась.
Так как вода движется по сосудам растений, повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
Это очень интересный опыт, доказывающий, что растения не могут жить без воды, как и мы.
Домашние цветы теперь буду поливать сама, а деревья и растения на улице-беречь.
Список литературы
- Большая детская энциклопедия. Растения - М.; 2009г.
- Детская энциклопедия «Хочу всё знать»- М.; 1999г.
- Занимательные опыты и эксперименты /(Ф.Ола и др.) – М.;2007г.
- «Сделай сам! Сто самых интересных самостоятельных научных проектов» / Глен Веччионе - М.; 2010 г.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4