Проект "Дед Мороз" 2 класс
В учебном исследовательском проекте по истории на тему "Дед Мороз" автором было проведено изучение теоретического материала о культуре празднования Нового года и особенностях образа ключевого персонажа этого праздника - Деда Мороза - в разных государствах и культурах.
Подробнее о проекте:
Детская исследовательская работа по истории на тему "Дед Мороз" изучает историю возникновения образа Деда Мороза и его интерпретацию в разных культурах. В работе рассмотрены присказки, поговорки и песенки, которыми сопровождались празднования Нового года и общение с Дедом Морозом. Автор также выяснил, откуда появился дед мороз, где он жил раньше и где живет сейчас.
В данном творческом исследовательском проекте на тему "Дед Мороз" представлены интересные справочные сведения об образе Деда Мороза в России, его внешнем виде, членах семьи и "свите", а также приведены подробные характеристики внешнего образа и особенностей поведения Деда Мороза в Беларуссии и других странах.
Оглавление
Введение
1. История возникновения.
2. Дед Мороз в России.
3. Дед Мороз в Белоруссии.
4. Родственники Деда Мороза в других странах.
5.Анкетирование.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В нашей жизни всегда есть место для сказки. Именно зимой наступает время чудес. И взрослые, и дети в полночь 31 декабря загадывают желания и верят в то, что чудо произойдёт и их желания исполнятся. А кто же главный волшебник в эту ночь? Ну, конечно, Дед Мороз!!!
Цель: Узнать о том, кто такой Дед Мороз, многие ли в него верят.
Задачи:
- Изучить информацию про Дедушку Мороза.
- Узнать, откуда он появился, где он жил раньше и где живёт сейчас.
- Узнать, кто помогает Деду Морозу.
- Узнать о том, какие Деды Морозы живут в соседних с Россией странах.
- Провести анкетирование : «Верю ли я в Деда Мороза?»
Гипотеза: Я предполагаю, что многие люди верят в существование Деда Мороза.
Практическая значимость: современному человеку необходимо верить в чудо.
История возникновения
В современном виде Дед Мороз появился в Советском Союзе в конце 30-х годов прошлого века. Именно тогда в стране появились снова новогодние ёлки, на которые и приходил Дед Мороз с поздравлениями.
Изначально его звали Дед Студенец или Дед Трескун. Он был могучим языческим богом, персонажем русских легенд и сказок, повелителем зимней стужи, снега, ветра, замёрзших рек и сугробов. Долгое время деда Мороза представляли злым стариком со сварливым характером.
Для того, чтобы его задобрить, проводили специальный обряд – «Кликанье Мороза». Кликанье Мороза – это обряд зазывания Мороза на трапезу и угощение его ритуальной едой. Проводился этот обряд обычно на святках. Во время обряда ритуальную пищу выносили в определённое время и место (например, в полночь перед сочельником), при этом произносили специальную песню. Обряд исполнял либо старший по возрасту в доме, либо по статусу – хозяин или хозяйка. Наиболее распространено было кормление овсяным киселём. Однако в Псковской и Смоленской губерниях Мороз зазывали, как и в Белоруссии, на кутью.
Пример обрядовой песни:
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй!»
Зазывали Мороза в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород [5].
Впервые Дед Мороз становится добрым в сказке В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», которая была опубликована в 1841 г. В этой сказке Мороз Иванович ещё не очень похож на современного Деда Мороза. Он не приходит на Новый год, живёт в колодце. Дети сами приходят к нему, а его подарки – это плата за службу.
В то же время, В.Ф.Одоевский описывает Деда Мороза как «седого-седого старика», который «как тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт – валит густой пар». Это уже добрый Дед Мороз: Ленивицу он не замораживает, заботится о природе, думает людях, когда стучит в их окошки, чтобы они не забывали печи топить и трубы закрывать [1].
Одновременно с появлением доброго Деда Мороза в литературе, в городах появляется мифологический персонаж, который отвечает за новогоднюю ёлку. Обычай устраивать ёлку очень быстро распространяется по всей стране из столицы в маленькие города. Сначала новогодняя ёлка была семейным праздником, но постепенно на ёлку начинают приглашать детей родственников, друзей и сослуживцев. А потом ёлки появились и в учебных заведениях.
Ёлка в то время украшалась игрушками, которые напоминали о лесе: шишки, грибочки, разные звери и другие лесные атрибуты. Одной из игрушек стал старик в шубе и с мешком в руках. Вскоре, увеличившись в размерах, он был поставлен под ёлку. А потом уже на ёлку стал приходить и живой Дед Мороз. После революции 1917 года Дед Мороз был забыт как вредный и устаревший персонаж. И только в 1935 году в стране опять появились новогодние ёлки и на них стал приходить Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой.
Дед Мороз в России
Дед Мороз – это старик с длинной белой бородой, в длиннополой цветной шубе – синей, белой или красной, в валенках и с посохом в руках. Обязательный атрибут Деда Мороза – бездонный мешок с подарками. Передвигается Дед Мороз на тройке белых лошадей, которых зовут Декабрь, Январь и Февраль. Перемещается мгновенно таинственным образом. А ещё Дед Мороз очень любит кататься на лыжах.
В России у Деда Мороза есть своя резиденция, которая расположена в Вологодской области в городе Великий Устюг. В его вотчине много всего интересного: Дом Деда Мороза, Тропа Сказок, зимний сад Деда Мороза, Зоосад Деда Мороза, Пасека, Ледник, Кузница. А в самом Великом Устюге действует Почта Деда Мороза и Дом Моды Деда Мороза[3].
В гости к Дедушке Морозу круглый год едут гости. Он рад им и зимой и летом.
А ещё Деду Морозу можно написать письмо. Его почтовый адрес: 162340, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, дом Деда Мороза [2].
А поскольку Дед Мороз – волшебник. То жить он может одновременно в нескольких местах. И вторым местом жительства Деда Мороза является Чунозерская усадьба в Лапландском заповеднике, который расположен в Мурманской области.
День рождения у деда Мороза – 18 ноября. Именно в этот день в Великом Устюге в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.
Дед Мороз, конечно, волшебник, но и у него есть помощники:
- внучка Снегурочка;
- бабушка Аушка – помогает заблудившимся в лесу людям и зверям выйти на дорогу;
- баба Жара – готовит так, что пальчики оближешь;
- Шуршик – странное существо, подобранное Дедом Морозом в лесу; очень любит пошуршать; веселит Деда Мороза, а ещё помогает поддерживать порядок в лесу, т.к. знает обо всём, что в нём происходит;
- заячья семья – развлекает гостей;
- Мудрая Сова – главный советник Деда Мороза;
- жена Деда Мороза Зима и его дочь Вьюга;
- Снеговики;
- лесные зверюшки [6].
Дед Мороз в Белоруссии
У белорусского Деда Мороза (белор. – Дзед Мароз) тоже есть своё поместье. Оно расположено в Беловежской пуще и занимает огромную территорию в 15 га. При входе на территорию поместья гостей встречают два деревянных рыцаря – Дуб-Дубович и Вяз-Вязович. Чтобы попасть во владения Деда Мороза, надо обязательно поверить в чудеса и обратиться к волшебным рыцарям с просьбой пропустить на территорию сказочного поместья.
Сразу за воротами гостей встречают резные фигуры сказочных персонажей. На территории есть дом Деда Мороза, домик Снегурочки, Скарбница, где хранятся рисунки, письма и поделки детей, полученные Дедом Морозом. В поместье можно загадать заветное желание возле огромной (высотой более 42 м) живой ели.
Приезжать в гости к белорусскому Деду Морозу можно круглый год, но только зимой он встречает гостей со Снегурочкой [4].
Родственники Деда Мороза в других странах
У нашего Деда Мороза много родственников по всему миру. Я хочу рассказать о нескольких из них – тех, кто живёт в соседних с Россией странах.
В Финляндии Деда Мороза зовут Йоулупукки, что в переводе с финского значит «рождественский козёл». Раньше он гулял по улице в тулупе мехом наружу и с козлиными рогами. И все дети его боялись. Но недавно Йоулупукки переоделся в красную шубу, подобрел и стал приносить подарки.
Живёт Йоулупукки в Лапландии на горе Корватунтури, что значит «Сопка-уши». Находится она на границе с Россией и похожа на заячьи уши. Благодаря им Йоулупукки слышит мечты всех детей.
Йоулупукки живёт со старухой Муори. Она занимается тем, что делает из еловых шишек гномов. Муори собирает шишки в лесу, на ночь складывает их в котёл и укрывает пледом. К утру гномы готовы.
В кабинете Йоулупукки на полках стоят волшебные книги, в которых написано о каждом ребёнке всё-всё-всё. Заполняют эти книги гномы – они ходят в Пещеру Эха и слушают там, как дети себя ведут.
Гномы сообщают Йоулупукки о тех, кто перестал в него верить. В это время над горой идёт звёздный дождь, а страница с рассказом о повзрослевшем ребёнке становится чистой. Но Йоулупукки знает: когда-нибудь взрослые одумаются и снова в него поверят. Тогда на белых страницах появятся их имена.
В Норвегии нет Деда Мороза, но зато в этой стране живут ниссе – бородатые гномики. Они носят красные вязаные шапки с кисточкой, серые шерстяные носки и куртки. Самый главный из гномов – Рождественский ниссе. Много лет он оставался холостяком, но наконец в 1858 году женился.
Ниссе живут на сеновале, в хлеву или на конюшне. Случается, что ниссе забирает сено у одной лошади и отдаёт другой. Его любимички всегда выгдядят холёными и красивыми.
Рождественский ниссе помогает людям выбрать ёлку. Он забирается на макушку самого красивого дерева и качается на ней до тех пор, пока люди не обратят на ёлку внимание.
Если вы хотите подружиться с ниссе, не забывайте его кормить. Больше всего он любит овсяную кашу с куском масла, и печенье. Если вы понравитесь ниссе, то он покатает вас на санках или попрыгает с вами через забор [2].
Анкетирование
Нами была составлена анкета.
- Ждёте ли вы праздник Новый год?
- Кто является символами этого праздника в России?
- Верите ли вы в существование Деда Мороза?
Из 30 опрошенных на первый вопрос положительно ответили 100%, на второй - 91%, на третий – 86%.
Заключение
В своей работе я рассказала о том, как появился Дед Мороз в нашей жизни.
Гипотеза о том, что многие верят в существование Деда Мороза, подтвердилась.
Я надеюсь, что этот добрый волшебник будет меня сопровождать всю жизнь. И даже тогда, когда я вырасту, со мной останется вера в чудеса.
Список использованной литературы
- Душечкина Е.В. «Дед Мороз – этапы большого пути». – журнал "НЛО", 2001 год, №47.
- Никольская А. «Кругосветный Дед Мороз». – СПб.; М.: Речь, 2016.
- Официальный портал Правительства Вологодской области.
- Официальный сайт Брестской области.
- Официальный сайт Российского этнографического музея.
- Православный блог "Наследие прп. Паисия Святогорца".