Проект на тему «Календарь» 4 класс

Рейтинг: 2

Календарь
Автор: 
Кусова Арина
Руководитель: 
Кусова Людмила Анатольевна
Учреждение: 
МБОУ «Октябрьская СОШ №1»
Класс: 
4

В ученическом проекте по начальной школе на тему «Календарь» автор ставит перед собой цель, создать семейный календарь. Для этого ею были рассмотрены все возможные варианты дизайна и оформления календарей, а также все принципы летоисчисления, дана подробная историческая справка по каждому из них.

Подробнее о проекте:


В готовой исследовательской работе по окружающему миру на тему «Календарь» ученица 4 класса начальной школы изучила историю появления календаря, исследовала различные календари по виду и принципу действия, а также рассмотрела разнообразие календарей и их использование в реальной жизни. В рамках исследовательского проекта школьница провела опрос и выяснила, знают ли учащиеся родной школы о календарях и используют ли они их в жизни.

В исследовательской работе (проекте) в 4 классе начальной школы на тему «Календарь» автор выяснила, по какому календарю живет современное общество, а также дала определение понятия "вечный календарь" и объяснила принцип его использования, рассказала, как запомнить количество дней в месяцах по косточкам на кистях рук, изложила историю названия месяцев и создала семейный календарь, в котором кратко подала информацию о всех торжественных и важных датах в своей семье.

Оглавление

Введение
1. История появления календаря.
2. Виды календарей и их значение в нашей жизни.
3. Исследовательская работа.
4. Создание семейного календаря.
Заключение
Список источников информации
Приложения

Введение

Мы привыкли жить по календарю, но ведь так было не всегда. Ещё в древние времена человек столкнулся с проблемой, как определять время, узнавать какой сейчас день, месяц, год.

Проблема состоит в том, что мы не знаем историю возникновения календаря.

Мне захотелось узнать: когда и как возник календарь, откуда он пришёл в нашу жизнь. Поэтому свою работу я посвятила изучению возникновения, и созданию собственного календаря.

Цель работы: создание семейного  календаря.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить историю появления календаря;
  2. исследовать различные календари;
  3. исследовать разнообразие календарей и их использование в реальной жизни;
  4. выяснить, знают ли учащиеся нашей школы о календарях и используют ли они их в жизни;
  5. проанализировать собранный материал и создать семейный календарь.

История появления календаря


Для проведения исследования по данной теме я обратилась к энциклопедической литературе, сайтам Интернета, обратились за поддержкой к учителю и маме.

Из словаря С. И. Ожегова я узнала, что календарь - это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы.

Сейчас все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян.   

«Календарь» в переводе означает первый день месяца. В этот день необходимо было отдавать долги, которые записывались в специальные книги - календариумы. От них и произошло название всем известного календаря.

Римский календарь

В Риме долгое время пользовались лунным календарём. Когда по природным приметам наступала весна – дожидались первого весеннего полнолуния и в этот день объявляли о начале нового года. Год состоял из 10 месяцев

Вывод: Римский календарь создавался на основе природных примет весны. Использование такого календаря было удобно представителям власти.

Юлианский календарь

Юлианский календарь со временем распространился по всей Европе и просуществовал более 1600 лет. В юлианском календаре сутки приняты за 24 часа, а год равняется 365,25 суткам. Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов — Солнца, Луны и звезд.

Юлианский календарь стал отставать примерно на 1 сутки каждые 128 лет, что дало повод для введения нового календаря — григорианского.

Вывод: Юлианский календарь составлен с учетом трех основных астрономических объектов — Солнца, Луны и звезд. По этому календарю терялись одни сутки каждые 128 лет.

Григорианский календарь

В октябре 1582 года в ряде стран Европы появился григорианский календарь. Данный календарь был введён в Италии, Испании, Португалии, Дании, Бельгии, Франции. В этих странах после 4 октября сразу наступало 15 октября, поскольку в то время юлианский календарь отставал от григорианского на 10 суток.

На сегодня юлианский календарь отстаёт от григорианского на 13 суток; эта разница сохранится до 2100 года, после чего достигнет 14 суток.

Вывод: В отличие, от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект — Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским). С целью выравнивания 6 часового отставания за год был введен високосный год.

Славянский календарь

Мы сейчас живем по Григорианскому календарю. Но когда-то вся Русь жила своим летоисчислением, своим календарем.

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление, применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя.

Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней.

Сейчас григорианский календарь стал международным.

Само слово «календарь» в русском языке известно с конца 17 века. До этого его называли «месяцесловом».

Современные и славянские названия месяцев

Современные названия месяцев берут своё начало от древних римлян. Первоначально римский год начинался весной и состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами. Позже некоторые месяцы были переименованы.

1. Январь. Первый месяц нового года получил свое название в честь древнеримского бога Януса — бога времени, дверей и ворот. Символически это можно расшифровать как «Дверь в новый год».

2. Февраль. Февраль всегда считался самым холодным месяцем в году. Не зря во времена славян он назывался лютень («лютый мороз»). Но сам месяц февраль назван в честь этрусского бога Фебрууса- бога подземного царства.

3. Март. Первый весенний месяц был назван в честь древнеримского бога войны Марса, отца Ромула. Но причем тут весна и бог войны? а при том, что Марс был не только богом войны, а еще и богом землепашцев и сельских тружеников. Древние славяне называли этот месяц «протальник» из-за того, что начинал сходить снег и появлялись первые проталины.

4. Апрель. Этот месяц опять же был назван в честь древнего бога, а точнее древнегреческой богини Афродиты. В этот месяц все цветет, появляется весеннее настроение, поэтому и у славян этот месяц назывался цветень и березол.

5. Май. Самый теплый весенний месяц был опять же назван в честь богини, а точнее древнеримской богини Майи, которая олицетворяла плодороную землю и расцветающую природу. Славяне называли этот месяц «Травень».

6. Июнь. Первый летний месяц был назван в честь известной древнеримской богини Юноны, которая являлась супругой Юпитера, была богиней плодородия, повелительницей дождя и хранительницей брака. Славяне называли этот месяц изок («кузнечик») или червень.

7. Июль. Самый жаркий летний месяц был назван, в честь всем известного Римского императора Гая Юлия Цезаря.

8. Август. Название этого месяца также пошло от знаменитого Римского императора Октавиана Августа. Славяне называли этот месяц «Серпень», т.е. время косить траву.

9. Сентябрь. Название пошло просто напросто от слова «Семь» (Septem — September). Наши предки называли этот месяц «Хмурень» из-за того, что в этот месяц небо начинало хмуриться.

10. Октябрь. Число «Восемь» по латыни произносилось как «Octo», отсюда и October (Октябрь), т.е. восьмой месяц. Славяне тоже называли месят незамысловато — Листопад.

11. Ноябрь. Novem переводилось как «Девять», т.е. девятый месяц (November).

12. Декабрь. Первый зимний месяц и последний месяц уходящего года! Но назван он был тоже в честь своего порядкового номера «Десятый» (Decem — December).

И что мы видим? Первые 6 месяцев были названы в честь древний Богов и Богинь, два летних месяца — в честь древнеримских императоров, а последним четырем не придумали названия, поэтому они носят порядковые номера. Но тем не менее я теперь знаю происхождение названий всех месяцев.

Сегодня в русском календаре, как и во многих календарях мира, год делится на четыре времени года. Далее каждое время года делится на три месяца. Всего в результате такого деления получается 12 месяцев.

Ох, как трудно запомнить, сколько дней в каждом месяце? Но умные люди придумали, как легко их запомнить.

календарь 3

Календарь - это вся наша жизнь, только застывшая в цифрах на бумаге. Всего лишь несколькими движениями печатной машины можно создать историю – и украсить ее в соответствии с вашими представлениями.

Вывод: так что же такое календарь? Незатейливое изобретение, без которого сложно было бы представить нашу жизнь. Функциональность календаря не ставится под сомнение, равно как и гениальность этого предмета.

Виды календарей и их значение в нашей жизни


Какая всё-таки великая вещь – календарь! Он есть в каждом доме. Он висит на стене, лежит на столе. Календарём мы пользуемся каждый день, он наш верный помощник.

Календари можно увидеть повсюду: в магазине, на почте, в аптеке, в школе, в библиотеке, в парикмахерской, в поликлинике. Они есть в телефонах, в наручных часах. Каждый календарь имеет своё назначение.

Я предложила одноклассникам принести свои календари, и все охотно откликнулись на эту просьбу. Наши календари были разной формы и разные по теме: «Православный календарь», «Кулинарный календарь», «Лунный календарь» и другие. (Приложение 1)

Мама  показала мне «Календарь учителя», в котором отмечены учебные триместры и каникулы.

У бабушки я видела календарь-огородника, из которого она узнаёт дни посева овощей и цветов.

Существует даже вечный календарь, который я нашла в Интернете

календарь 4

календарь 5

Как пользоваться Вечным календарем?

Для того чтобы узнать день недели конкретного дня, требуется:

  • Найти в первой таблице цифру, соответствующую указанному году и месяцу;
  • Сложить эту цифру с номером дня;
  • Найти во второй таблице получившееся число и посмотреть, какому дню недели оно соответствует.
  • Пример: требуется определить, каким днём недели было 22 февраля 2007 года.
  • Цифра, соответствующая февралю (ф) 2007 в таблице 1, равна 3.
  • 22+3=25.
  • Числу 25 в таблице 2 соответствует четверг — это и есть искомый день недели.

Классификация видов современных календарей


Чтобы календари были удобны в использовании, производители придумали различные виды календарей.

Классификация календарей по размеру:

  • карманные;
  • настольные;
  • настенные;
  • перекидные;
  • плакатные.

Классификация календарей по содержанию информации:

  • профессиональные (учительские, бухгалтерские,  медицинские)
  • исторические;
  • производственные;
  • календари знаменательных дат;
  • православные;
  • календари рыболова;
  • рекламные;
  • календари народных примет и обычаев.

Исследовательская работа «Роль календарей в нашей жизни»

Мною был проведён опрос в начальных классах нашей школы (45 человек) по теме «Календарь».

Были заданы следующие вопросы:

  1. Что такое календарь?
  2. Умеете ли вы  пользоваться календарем?

Исходя из анкетирования можно сказать, что учащиеся 1-4 классов имеют представление, что такое календарь, но не могут грамотно это объяснить.

Результаты ответов на второй вопрос мы видим на диаграмме.

календарь 6

Следующим экспериментом стала практическая работа, где я проверила умение пользоваться календарем.

Сначала я раздала календари за 2018 год в 1 классе и попросила написать -   какой день недели будет 8 марта и 23 февраля. Результаты видны на диаграмме.

календарь 7

Вывод: почти половина первоклассников не умеет пользоваться календарем.

Затем ту же работу я проделала в 3 классе.

календарь 8

Вывод: в сравнении с первоклассниками, третьеклассники справились все.

Следующим моим этапом стало посещение магазина «Глобус», побеседовав с продавцом, я выяснила, что настенные и карманные  календари пользуются спросом в предновогодние праздники, а перекидные очень часто берут на подарки, особенно – православные. Ближе к весне начинают спрашивать лунные календари.

Пройдя по кабинетам в школе, у каждого учителя я увидела календари разных видов. Мне стало интересно, какими календарями пользуются педагоги  нашей школы.

Я провела опрос педагогов и выяснила, что:

3 человека пользуются настольными, 3 настенными, 2 плакатными и 11 карманными календарями, 3 календарями в телефоне.

Очень интересной оказалась  беседа педагогом нашей школы -  Васильевой Ольгой Евгеньевной, я узнала, что она коллекционировала календари. Мы долго рассматривали их, а Ольга Евгеньевна увлекательно рассказывала истории появления. Всю свою коллекцию она мне дала домой, что бы подробнее изучить, и я решила её классифицировать.

Классификация календарей


В коллекции – 388 календариков. Самый старый календарь – 1971 года!

С  70-х по 80 - е гг.  выпускались календари с изображением Юрия Гагарина, с символикой строящихся гидроэлектростанций, заводов.

Так же большой  популярностью пользовались календари с фрагментами из известных советских мультфильмов «Ну погоди», «Кот Леопольд», «Домовенок Кузя»  и другие.

В 1980-е годы в преддверии Олимпийских игр в Москве стали разрабатываться целые «серии тем», посвященные определенным спортивным событиям.

   В начале 90-х годовпечаталось большое количество рекламных календарей. Появились предвыборные календари, рекламирующие политических деятелей, партии и  предвыборные блоки.

    В настоящее время количество выпускаемых карманных календарей растет с каждым годом.

Я  увидела, как отражались в календарях исторические моменты нашей страны. Самый обычный календарь может нести  в себе информацию о том  времени, когда он был выпущен.  По календарю можно изучать историю.

Можно сделать общий вывод, что календари в жизни каждого важны и нужны, что время и события  непосредственно влияют на изображение календарей. По изображению на календаре можно изучать исторические события разных периодов времени нашей страны.

Создание семейного календаря

«Вконтакте» я увидела рекламу изготовления календарей, мне стало интересно, стоимость готового изделия. Я посетила «МАСТЕР ПРИНТ» в ТЦ «Витязь» и «Антанетта» в магазине  «Глобус»

Цена А4
1 «МАСТЕР ПРИНТ» 150 рублей
2 «Антанетта» 150-200 рублей
3 Сервис быстрой печати"Фото мир" 0т 100 рублей

В интернете мама нашла онлайн - программу создания календарей и я изготовила несколько моделей. Это оказалось просто и легко, а затраты только на бумагу и краску.

Дома на настенном календаре я увидела, что некоторые даты обведены в кружок, спросив, что это – получила ответ от мамы: «Я обвожу значимые для меня даты: дни рождения или какое-то большое мероприятие, чтобы не забыть». И тогда у меня возникла идея создать СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Но мне захотелось создать календарь необычной формы и, который был бы полезен.

В последнее время из-за занятости и суеты мы стали забывать о самом важном в нашей жизни – семье. Так давайте же чаще устраивать праздники со своей семьей. Думаете, что нет повода? Тогда посмотрим на семейный  календарь, который я создала.

Создание календаря проходило в несколько этапов: (Приложение 2)

1) Определение темы календаря.

В мире много разных календарей, но мне захотелось создать свой календарь. Передо мной встал вопрос: каким будет мой календарь? И я решила сделать необычный календарь, в котором будут отмечены дни рождения членов моей семьи по временам года.

Семейные  праздники:

  • 15 мая - Международный день семьи
  • 1 июня - Международный день защиты детей
  • 8 июля - День семьи, любви и верности
  • 1 сентября - День знаний
  • 1 октября - Международный день пожилых людей
  • 1 ноября - Всемирный мужской день
  • 30 ноября - День матери

Дни Рождения:

  • Мама – 12 сентября
  • Прабабушка Тома – 4 ноября
  • Бабушка Маша – 13 октября
  • Дедушка Толя – 4 января
  • Тома – 3 сентября
  • Тетя Наташа – 17 января
  • Тетя Таня – 14 ноября
  • Дядя Алеша – 29 сентября
  • Тетя Валя  -  16 апреля
  • Настя – 4 мая
  • Вика – 5 февраля
  • Диана – 27 января
  • Игорь – 9 мая
  • Роман – 26 апреля

2) Выбор макета.

1) Подбор материала(картинок) из интернета.

2)Оформление картинок для календаря.

3) Изготовление  календаря.

1.Разбила дни рождения на сезоны

Для осенних именинников в семье выбрала – листик, для зимних – снежинку, для весенних – птичку и для летних – цветок.

После того как я презентовала свою работу в классе, дети очень заинтересовались и мой календарь им понравился. Тогда я решила создать ещё один календарь для именниников класса. В классном календаре отмечены:

- дни рождения учащихся.

Для именинников в классе выбор пал на цветочки разных цветов: для зимних – синий, для весенних – розовый, для летних – белый и осенних – желтый цветочек.

Интересно то, что и в семье и в классе осенних именинников больше.

календарь 9

календарь 10

2.На каждом изображении написала имя и дату рождения.

3.Изготовила основу и присоединив 4 ленты (4 времени года) наклеила на них изображения с датами рождения.

4) Оформление календаря.

Заключение

В результате работы я выяснила, что все мои сверстники и взрослые идут в ногу со временем. Практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самым, беречь своё время. Календарь заметно вошел в нашу жизнь, и обратно уже хода нет. Вот, казалось бы, маленькая вещь, а без нее нам невозможно прожить и несколько дней.

Проект вызвал интерес, потому, что:

  • в ходе исследования я узнала, что пользоваться календарями люди начали много тысяч лет назад.
  • первые календари очень отличались от современных календарей по дизайну, по содержанию. Но все календари отражали интересы людей своего времени.
  • в них обязательно присутствует определённая система счёта продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Работая над проектом, я изучила историю календарей, рассмотрела разнообразие календарей, проанализировала несколько видов календарей. И в  результате создала собственный семейный календарь и календарь именинников класса.

Список источников информации

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИЯ», 2003.
  2. Тарабарина Т. И. Детям о времени : Попул. пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. - Ярославль : Акад. развития, 1996.
  3. Интернет.

Приложение 1. Практическая работа в 3 Д классе

календарь 11

Приложение 2

Технология изготовления календаря

календарь 12

календарь 13

календарь 14


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: