Проект "Влияние погоды на настроение человека"
Готовый творческий проект "Влияние погоды на настроение человека" был создан учащейся 8 класса для того, чтобы выяснить зависимость настроения людей от действий факторов погоды.
Подробнее о проекте:
Готовый творческий проект по психологии "Влияние погоды на настроение человека" ставит перед собой такие задачи: изучение и анализ литературы на тему влияние погодных условий на настроение человека; проведение анкетирования детей и взрослых, дабы определить актуальность темы.
Индивидуальный проект на тему "Влияние погоды на настроение человека" содержит интересную информацию об особенностях человеческого сознания и реакции его на изменение погодных условий, а так же описание практических экспериментов, в рамках которых было изучено влияние погоды на настроение человека. Материалы проекта можно использовать на уроках окружающего мира в начальной школе, а также для самостоятельного изучения материалов по данному вопросу.
Оглавление
Введение
1. Теоретические обоснования учёных и психологов о влиянии погодных условий на настроение человека.
2. Анализ настроения учащихся 8 классов.
3. Анализ настроения учащихся 11 классов.
4. Анализ настроения учителей.
5. Выводы
Заключение
Приложения
Введение
Наши предки сравнивали эмоции человека с явлениями природы. И это неудивительно, ведь много тысячелетий назад человек составлял единое целое с ней. Древние люди проводили параллель между настроением человека и событиями, происходящими в окружающем мире. Кроме того, вся жизнь человека напрямую зависела от состояния погодных условий.
И сегодня, если у человека прекрасное настроение, а за окном все цветет и благоухает, то именно с этим погодным явлением связывают повышенный жизненный тонус. Эти совпадения запоминаются на уровне подкорки головного мозга. Но, согласитесь, испытывать положительные эмоции можно и в дождь.
Актуальность темы: Погодные условия меняются. Если вчера было солнечно, то сегодня весь день идёт снег. Если вчера было жарко , то сегодня стало холодно. А влияют ли погодные условия на настроение людей?
Я выбрала тему "Влияние погодных условию на настроение человека", потому что стала замечать, как моё настроение меняется при смене погодных условий. Если при ясной солнечной погоде моё настроение приподнято, я чувствую прилив энергии, то при пасмурной погоде всё с точностью наоборот. И мне стало интересно, как погодные условия влияют на настроение других людей. И это я хотела это выяснить.
Проблема: Настроение играет важную роль в нашей жизни. От него многое зависит. И согласитесь, зависеть от погодных условий не очень, то приятное занятие.
Моё настроение меняется в связи с изменением погодных условий. Мне стало интересно, сколько ещё людей зависят от факторов погодных условий.
Цель: выяснить зависимость настроения людей от действий факторов погоды.
Задачи:
- Изучить мнения учёных и психологов.
- Создать анкету для исследования.
- Провести анкетирование между тремя группами людей разных возрастов. Это ученики 8 класса, 11 класса и группой учителей.
- Проанализировать результаты опроса.
- Сравнить результаты исследований и сделать выводы.
Этапы:
- Изучение и анализ литературы по теме влияние погодных условий на настроение человека.
- Определение цели, задач, гипотезы исследования.
- Анализ, обработка, обобщение результатов исследований.
Объект исследования: действие факторов погоды.
Предмет исследования: настроение людей.
Методы исследования: анализ, сопоставление.
Гипотеза:
Погода влияет на настроение человека. С возрастом человека влияние на него погодных условий усиливается.
Погода — совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в данный момент времени в той или иной точке пространства. Обычные погодные явления на Земле — это ветер, облака, атмосферные осадки (дождь, снег и т. д.), туманы, грозы, пыльные бури и метели.
Погодные условия оказывают комплексное влияние на человека путем воздействия всех метеорологических и электрометеорологических факторов.
Метеозависимость – это реакция организма на изменение погодных условий. В этом случае человек зависим от внешних факторов, что неблагоприятно влияет на качество жизни – начиная от снижения работоспособности и заканчивая регулярно подавленным настроением.
Обоснования учёных и психологов о влиянии погоды на настроение человека
Психологи не подтверждают влияние погоды на настроение. Большинство людей считают, что солнечный день заряжает бодростью, дает позитивную энергию, а затянувшееся ненастье наводит на грустные мысли и вгоняет в депрессию.
Мы убеждены в прямой связи метеоусловий и настроения. Исследователи разных стран не единожды предпринимали попытки проверить расхождение мнений на практике. Они просили добровольцев несколько месяцев фиксировать в дневниках изменение эмоционального состояния в течение дня. Полученные данные сопоставлялись с метеосводками за тот же период. В итоге психологи не нашли никакой зависимости смены настроения от капризов природы. Профессор психологии Университета Айовы Дэвид Уотсон проанализировал два десятка крупнейших исследований в области зависимости настроения от погодных условий, которые велись с начала 80-х годов. Исследования не подтвердили интуитивной связи между настроением и погодой.
Ранее специалисты полагали, что солнце и тепло повышают настроение. Так, американские специалисты из штата Миннесота выяснили, что в солнечные дни посетители кофеен чаще оставляют щедрые чаевые.
Французский психолог Николя Геген установил, что в солнечную погоду женщины чаще бывают расположены к знакомству. Также было замечено, что чем выше температура отметки в 20 градусов, тем сильнее человек ощущает дискомфорт и плохое настроение.
Мнение учёных
Специалист Патрик Бейлис из американского университета Беркли выяснил, каким именно образом погода влияет на настроение людей. Исследование было проведено при помощи социальных сетей.
Пользователи заполнили анкету и ответили на вопросы относительно своего самочувствия и погоды. В результате Бейлис выяснил, что чаще всего плохое настроение у людей возникает в сильную жару или лютый холод. Ранее предполагалось, что настроение портится, когда температура опускается ниже 10 градусов. Ученый проанализировал до миллиарда сообщений в микроблогах и выяснил, что настроение людей ухудшается чаще при жаре, нежели при холодной погоде.
Мнения учёных и психологов очень неоднозначны, поэтому я решила самостоятельно разработать анкету определения основных характеристик настроения человека. (Приложение №1)
Анализ настроения и учащихся 8 классов.
● Сводная таблица результатов учеников 8 классов.
Таблица №1
Хорошее настроение | Плохое настроение | Нейтральное настроение | |
При солнечной погоде | 25 | 7 | 13 |
При пасмурной погоде | 11 | 13 | 21 |
При ветреной погоде | 10 | 9 | 36 |
При жаркой погоде | 25 | 6 | 14 |
При холодной погоде | 10 | 15 | 20 |
При дождливой погоде | 19 | 14 | 11 |
Да | Нет | |
Влияют погодные условия на настроение | 16 | 29 |
Считают себя метеозависимыми | 10 | 35 |
Вывод: В анкетировании приняло участие 45 человек в возрасте 13-14 лет. Хорошее настроение у учеников 8 класса в основном при жаркой и солнечной погоде.
Вывод: В анкетировании приняло участие 45 человек в возрасте 13-14 лет. Плохое настроение у учеников 8 класса в основном при холодной погоде.
Вывод: В анкетировании приняло участие 45 человек в возрасте 13-14 лет. Нейтральное настроение у учеников 8 класса в основном при ветреной погоде.
Вывод :В анкетировании приняло участие 45 человек в возрасте 13-14 лет. Погодные условия не влияют больше, чем на половину восьмиклассников. Большинство учеников не считает себя метеозависимыми.
Анализ настроения учащихся 11 классов.
Сводная таблица результатов по ученикам 11 классов.
Таблица №2
Хорошее настроение | Плохое настроение | Нейтральное настроение | |
При солнечной погоде | 10 | 4 | 12 |
При пасмурной погоде | 8 | 5 | 13 |
При ветреной погоде | 5 | 6 | 15 |
При жаркой погоде | 6 | 7 | 13 |
При холодной погоде | 5 | 7 | 14 |
При дождливой погоде | 8 | 6 | 12 |
Да | Нет | |
Влияют погодные условия на настроение | 11 | 15 |
Считают себя метеозависимыми | 8 | 18 |
Вывод: В анкетировании приняло участие 26 человек в возрасте 17-18 лет. Хорошее настроение у учеников 11 класса в основном при солнечной погоде.
Вывод: В анкетировании приняло участие 26 человек в возрасте 17-18 лет. Плохое настроение у учеников 11 класса наблюдается при жаркой и холодной погоде. Вывод: В анкетировании приняло участие 26 человек в возрасте 17-18 лет. Нейтральное настроение у учеников 11 класса при ветреной погоде.
Вывод: В анкетировании приняло участие 26 человек в возрасте 17-18 лет. Погодные условия не влияют больше, чем наполовину выпускников школы. Большинство не считает себя метеозависимым.
Анализ настроения учителей МБОУ СОШ №2.
● Сводная таблица результатов учителей.
Таблица №3
Хорошее настроение | Плохое настроение | Нейтральное настроение | |
При солнечной погоде | 16 | 0 | 4 |
При пасмурной погоде | 4 | 5 | 11 |
При ветреной погоде | 1 | 6 | 13 |
При жаркой погоде | 10 | 5 | 5 |
При холодной погоде | 4 | 8 | 8 |
При дождливой погоде | 8 | 5 | 7 |
Да | Нет | |
Влияют погодные условия на настроение | 15 | 5 |
Считают себя метеозависимыми | 13 | 7 |
Вывод: В анкетировании приняло участие 20 человек в разных возрастных категориях. Хорошее настроение у учителей в основном наблюдается при солнечной погоде.
Вывод: В анкетировании приняло участие 20 человек в разных возрастных категориях. Плохое настроение у учителей наблюдается при холодной погоде.
Вывод: В анкетировании приняло участие 20 человек в разных возрастных категориях. Нейтральное настроение у учителей наблюдается при ветреной погоде.
Вывод: В анкетировании приняло участие 20 человек в разных возрастных категориях. Большинство учителей считают себя метеозависимыми, и погодные условия влияют на их настроение.
Погрешность исследований.
Несомненно, результаты анкетирования имеют погрешность. Потому что у всех групп разных возрастов есть различные факторы, которые также влияют на настроение. Хочется отметить, что настроение учеников зависит не только от погоды, а от конкретной ситуации, в том числе и от полученных оценок.
Заключение
● С возрастом погодные условия больше влияют на настроение человека и у него появляются признаки метеозависимости.
● По результатам исследований у респондентов всех групп хорошее настроение фиксируется при солнечной погоде. Плохое настроение - при холодной погоде. А ветреная погода не влияет на настроение.
● Моя гипотеза подтвердилась.
Перспективы работы.
Я вижу перспективу в своей работе. Сейчас я взяла узкое направление и рассмотрела, как влияют погодные условия на настроение. Также в дальнейшем я бы хотела проанализировать , как погодные условия влияют на здоровье, так как я стала замечать, как некоторые люди жалуются на изменение самочувствия при смене атмосферного давления и температуры воздуха.
Приложение.
Рекомендации по улучшению настроения при разных погодных условиях:
- Регулярно выполнять несложные физические упражнения, особенно такие, как ходьба, легкий бег, плавание, прогулки на лыжах или на велосипеде.
- Нельзя перегружать организм, период его бодрствования, активности должен быть меньше, чем период отдыха, иначе организм не будет справляться с восстановлением самого себя. Увеличьте продолжительность ночного сна, выделите время для дневного отдыха.
- Избегать конфликтных ситуаций, не вступать в споры.
- При метеозависимости хорошо помогает «Метеочай» из плодов боярышника, шиповника, мяты, ромашки, а также настойки пустырника, валерианы и другие успокаивающие средства.
- Исключить из рациона жирные, жареные, острые блюда, меньше есть сладостей и мучных изделий, отдавая предпочтение кисломолочным продуктам, рыбе, овощам и фруктам.
- Правильное питание, здоровый сон, общение с природой помогут справиться с проблемой метеозависимости.
Учтите, что эти упражнения должны быть достаточно продолжительны, но отвечать вашим возможностям – не надо действовать «через силу», легкие физические упражнения должны приносить радость. Важны закаливающие процедуры – обтирание или обливание, активирующие биоритмы.