Проект "Нетрадиционные техники рисования. Гётаку"

Рейтинг: 11

Нетрадиционные техники рисования. Гётаку
Тематика: 
Автор: 
Ситникова Олимпия Андреевна
Руководитель: 
Табачная Любовь Петровна
Учреждение: 
МБОУ СОШ № 8 МО город-курорт Анапа имени Героя Советского Союза Василия Ильича Хряева
Класс: 
9

В готовом творческом проекте по ИЗО на тему "Нетрадиционные техники рисования. Гётаку" автор рассматривает понятие "гётаку" и на основе изученных способов нетрадиционного рисования создает картину для интерьера в древней японской технике «Гётаку».

Подробнее о проекте:


В индивидуальном творческом проекте по технологии (ИЗО) "Нетрадиционные техники рисования. Гётаку" автор рассказывает историю избретения такой нетрадиционной техники рисования "гётаку" и особенностях ее применения в создании картин, а также перечисляет и дает развернутую характеристику другим нетрадиционным техникам рисования, которые являются наиболее распространенными.

Автор ученического творческого проекта по рисованию (ИЗО) на тему "Нетрадиционные техники рисования. Гётаку" в своей работе подробно описал последовательность изготовления картины для интерьера кухни в технике "гётаку", а также проиллюстрировал каждый этап этого процесса фотографиями. Материалы данного проекта можно использовать при самостоятельном изучении нетрадиционных техник рисования, а также на уроках ИЗО, поскольку использование нетрадиционных методов рисования будет способствовать развитию творческого воображения обучающихся и повышать интерес детей к изобразительной деятельности.

Оглавление

Введение
1. Нетрадиционная техника - «Гётаку».
1.1. Нетрадиционные техники рисования.
1.2. История техники - «Гётаку».
2. Создание картины в технике - «Гётаку».
2.1. Технология изготовления картины для интерьера.
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение


Актуальность. Дети очень любят рисовать, причем в любом возрасте даже самые крошечные малыши, проводя яркие линии фломастерами, карандашами или ставя отпечатки пальчиками, особо не осознавая, что они рисуют, приходят в восторг от этого процесса. Детям нравится рисовать везде и всем: красками и ручками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте.

Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия рисованием способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности в рисовании. Пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов. Как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает его творческие способности.

Цель проекта: На основе изученных способах нетрадиционного рисования создать картину для интерьера в древней японской технике «Гётаку».

Задачи проекта:

  1. Изучить японскую технику «Гётаку»;
  2. Изготовить картину для кухонного интерьера;
  3. Совершенствовать навыки и приемы работы.

Вид проекта: творческий.

Гипотеза: Я предполагаем, что использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию творческого воображения обучающихся и повышает интерес детей к изобразительной деятельности.

Материалы, необходимые для создания Гётаку: - Рыба - Бумага - Тушь или краска - Кисти. В прошлом использовали свежевыловленную рыбу, но сегодня применяют и резиновые копии.

Нетрадиционные техники рисования


Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нетрадиционные способы изображения.…Сколько их? Считать их бесполезно. Новые или забытые нетрадиционные способы все появляются и появляются. Я предлагаю познакомиться с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.

Рисование линией Материалы: карандаш, фломастер, бумага Ход работы: Попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение! А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это. Монотипия Материалы: краска, кисточка, бумага Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен.

Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка! Набрызг Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты. Ход работы: На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют.

А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой. Рисование мыльной пеной Материалы: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. Ход работы: 1-ый способ. Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур.

На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ. В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

Но больше всего меня заитрересовал нетрадиционный стиль рисования «Гётаку». История техники «Гётаку» Япония — страна с уникальным колоритом и вековыми традициями, которые передаются из поколения в поколение. Эта страна может идти в ногу со временем, но при этом не теряет своей самобытности. Иногда кажется, что японцев привезли с другой планеты или они прибыли на Землю из будущего. Их подход к обыденным вещам заставляет поражаться и восхищаться одновременно.

Рыба является доступным сырьем как для питания, так и повышения личного финансового дохода. Один из пригородов в префектуре Сайтама завоевал неожиданную популярность среди туристов, интересующихся «Гётаку»– отпечатками на бумаге выловленной рыбы. «Гётаку» уникальное японское искусство. Gyotaku, («gyo» по-японски означает «рыба», а «taku» - «протирание», «впечатывание»), по официальной версии был изобретён более чем столетие назад рыбаками в Японии. Такой приём начали использовать японские рыбаки, чтобы зафиксировать размер и вид пойманных рыб.

Это был единственный способ поведать друзьям и знакомым о своих рекордных уловах, а жёнам и подругам показать, чем же они таким занимались в прошедшие выходные на рыбалке. Да, что ни говори, а это действительно было революционной идеей показывать всем не саму рыбу, а лишь её отпечаток на рисовой бумаге или ткани.

гётаку 1

Дело в том, что ещё в 18 веке, японские аборигены были пленены изящным и красивым обычаем русских моряков, сервировать свой стол особым манером - или на чистой тряпице или, что безграмотным крестьянам представлялось и вовсе божественным ритуалом - на бумаге, расписанной священными непонятными им иероглифами, которую русские пришельцы называли – «Gazeta nah…».

Зная наших моряков, как наиболее образованных и ярких представителей русской интеллигенции, представляется совершенно естественным, что пораженные в самое сердце размахом гуляний северных богов, бедные «джапанизе» стремились сохранить у себя материальные следы пребывания Белых людей на своей земле… Все что оставалось от пикников, они тащили к себе домой и делали предметами поклонения и подражания…

В общем, так или примерно так, обычный отпечаток селёдки на газете, много лет назад послужил истоком для совершенно замечательного и в прямом смысле слова «прикладного» искусства… Когда-то «Гётаку» были обычными трофеями, выполнявшимися с помощью чернил и подтверждавшими победу над «великим врагом», но сейчас эти отпечатки приобретают репутацию произведений искусства. Группа иностранцев прибыла в Хигасимацуяму, город в префектуре Сайтама, находящейся к северу от Токио. Туристы редко посещают это место, целью их поездки было типичное семейное жилище.

Стоило им переступить порог дома, как их лица озарились и они в один голос воскликнули: «Ничего себе!». Помещение было заполнено именно тем, за чем они ехали сюда – изображениями рыб. Однако это была не живопись, а стиль «Гётаку». Среди них есть и цветной отпечаток гигантского кальмара, созданный с помощью настоящего головоногого моллюска длиной более 10 м при содействии Национального музея природы и науки Японии.

На создание этого монументального произведения понадобился месяц работы. «<Гётаку» гигантского кальмара впечатляет не только своими размерами, но и удивительной реалистичностью. На ценнике цветного отпечатка двухметровой рыбы-меч с величественным спинным плавником красуется цифра 900 000 йен. Ведущим представителем искусства цветных гётаку является Ямамото Рюка.

Будучи бизнесменом, он объездил весь мир, пока не решил оставить погоню за богатством и не посвятить себя искусству. На сегодняшний день японское искусство «Гётаку»признано во всем мире. Например, у актера Роберта Де Ниро есть подлинник Ямамото – изображение молодого лосося. Многие работы Ямамото выставлены в его студии в Сайтаме. На некоторых висят ярлыки с высокими ценами: изображение косатки продается за 1 миллион йен, двухметровая рыба-меч – 900 000 йен, голубой тунец – 300 000 йен.

Один известный дворянин — лорд Сакаи, увлекался рыбалкой, и когда улов бывал особенно удачным, он захотел увековечить память о большом и прекрасном красном морском леще. Для этого он нанял рыбака, чтобы тот отпечатал знаменитую рыбу. После этого многие рыбаки приносили господину Сакаи свои отпечатки, и если ему нравились их работы, он нанимал их для того, чтобы печатать свой улов. Множество отпечатков украшало его двоерц в период Эдо, позже данное искусство стало уже не столь популярным и стало угасать.


В наши дни интерес к нему возродился. Современное искусство гётаку сильно отличается от старинного. Большинство художников учатся методом проб и ошибок, поскольку традиционных школ по всему миру нет. Кстати, помните, как некоторые в детстве рисовали карандашом на бумаге с подложенной под неё монеткой? Это практически тот же самый метод, который используется для первого вида гётаку.

А изобретен он был еще задолго до «рыбопечатания». В соседнем Китае создавались копии записей важных документов еще в 7 веке н.э. При использовании бумаги и чернил, китайцы смогли точно и легко сделать несколько копий старых записей. Также известно, что первая запись такого типа найдена среди сирийских рукописей начала 12 века н.э. Кстати, если сравнивать творчество японцев и китайцев, следует отметить, что японцы более ориентированы на природу — у них преобладают растения и животные, а китайцы чаще обращаются к рукотворному и человеческому — текстам, рельефам, скульптуре. Копия надписи с каменной стелы с Буддой, содержащая стихотворение. 8 в. н.э. Храм Yakushiji, Нара, Япония.

В наши дни одним из самых популярных авторов картин гётаку можно назвать Наоки. Он живет на Гавайях, печатает картины и помогает своему другу Тому оформлять его ресторан морепродуктов. Наоки использует как прямые, так и косвенные методы. Он самостоятельно дошел до создания ярких и красочных картин. Да и сами тропические рыбы и теплые моря располагают к созданию живописных творений. «Если бы я просто добавил черную краску и печатал все как есть, то это были бы просто черные кляксы», — объясняет он.

«Таким образом, чтобы показать детали и масштаб каждой рыбы, приходится удалить большую часть чернил.» Он использует специальный тип рисовой бумаги, которая по его словам, отлично подходит для работы. После того, как черновая печать готова, он использует цвета для её украшения. Окончательная версия рисунка изображает практически живую настоящую рыбу в воде. Хизер Фортнер — другой художник гётаку на Гавайях, возвел это искусство на совершенно новый уровень.

Она печатает несколько рыб на одном листе бумаги и добавляет детали морской флоры. В отличие от других художников, Фортнер не ловит рыбу, она использует только тех особей, которые уже мертвы и выброшены волнами на берег. Она печатает рыбу несколько раз и потом хоронит её. Ее цель и цель ее искусства в том, чтобы показать людям, что рыба является истощимым ресурсом, Что природа хрупка и ничего нельзя использовать в угоду личным желаниям, в том числе ради своего творчества. Искусство — не повод отнимать жизнь.

Первое знакомство Наоки Хаяси с гиотаку — традиционным японским искусством оттиска рыбных тушек — произошло при забавных обстоятельствах. Дело было в начале 70-х, тогда он ещё учился в начальной школе. Его семья отправилась на один из пляжей Оаху (Гавайи), чтобы отдохнуть и порыбачить. Маленькому Хаяси поручили очищать рыбу от чешуи и потрохов. День подходил к концу; взрослые собрались, что отпраздновать удачный улов; лилось пиво, саке и соджу.

Хаяси возился с очередной тушкой гавайской рыбы-солдата, как вдруг один из пожилых родственников выхватил её, погрузил в ржавое ведро, наполненное красной краской, а затем ударил рыбиной по грудной клетке мальчика. «Это называется гётаку», — рассмеялся дедуля, указав на оставшийся отпечаток.

Хаяси родился в семье эмигрантов из небольшой японской рыбацкой деревни. Свой первый оттиск рыбы он сделал в 11 лет и с тех пор занимается гётаку всю свою жизнь, не считая недолгого изучения биохимии в колледже. И хотя сперва гётаку использовали для замера размеров и формы рыбы, то теперь его применяет в научной иллюстрации и в образовательных целях. Рыбный оттиск также стал своего рода разновидностью современного искусства. По словам Хаяси, традиционное гётаку построено на трёх ключевых шагах: поймать рыбу, сделать оттиск и съесть. Однако не всё так просто.

гётаку 3

Создание картины в технике «Гётаку»


Технология изготовления

Первым делом вам понадобится рыба. Если вы не разбираетесь в древних традициях подводной охоты или у вас нет удочки, отправляйтесь на рынок, где вам с радостью продадут свежий образец. Ищите крупную рыбу относительно плоской формы: окунь, тилапия или камбала. Если вы хотите удостовериться, что она свежая, изучите жабры (должны быть ярко-красными), глаза (должны быть чистыми) и понюхайте тушку.

Всё, что слишком крупное или круглое, например, тунец или лосось, не годится для оттиска. Затем используйте соль для очистки слизи или влаги и чутка подсушите рыбу. Для отпечатка применяли нетоксичную тушь, состоящую из сажи и животного клея.

Хотя в прошлом отпечатки рыб делали чёрно-белыми с практической целью, позже Гётаку превратился в традиционный вид искусства, где изображения впоследствии уточнялись. Вы можете использовать любые водорастворимые чернила, большинство из них можно найти в магазине для художников. Подойдёт любой цвет, но рекомендуют начинать с чёрного. Есть два способа снимать отпечатки с рыб.

Косвенный метод

Первый — косвенный (kansetsu-хо) — покрыть рыбу влажной тканью или бумагой, используя рисовую пасту и закрепите каждый плавник. Затем художник использует вату, обернутую шелком. Этим тампоном он наносит тушь на поверхность бумаги. Этот способ довольно сложен и требует большого опыта. Бумагу с рыбы следует снимать очень осторожно.

Прямой метод

Второй метод — прямой (chokusetsu-хо), краска наносится прямо на рыбу. Бумага или ткань кладется сверху и прижимается. При обоих методах не получается двух одинаковых отпечатка, но изображения рыб впечатляют! По традиции в завершении работы на бумагу наносится печать или подпись автора.

Практическая работа

Вроде бы все просто. Приступим. Перед тем, как я начала, нужно подготовить материалы.

Материалы, необходимые для создания Гётаку: - Рыба - Бумага - Тушь или краска - Кисти.

гётаку 4

Все делают по-разному. Я выбрала прямой метод. Во всех источниках говорится выбирать рисовую бумагу, но я не нашла и сделала рисунок на обычной офисной бумаге размером А-4. Затем, нужно тщательно промыть рыбу, положить на поверхность и закрепить плавники.

Далее я беру чернила и наношу краски на рыбу, особое внимание уделить плавникам и голове рыбы.

гётаку 5

После этого я беру бумагу и прижимаю её к рыбе, потом убираю бумагу и отпускаю рыбу обратно.

гётаку 6

Рисунок, который получился, дорисовываю и ставлю печать.

гётаку 7

гётаку 8

Заключение

Я задала себе вопрос: довольна ли я результатами своей работы? Нравится ли мне мое изделие, и стану ли я его использовать? Я осталась довольна своей работой, при этом рисунок может служить украшением интерьера.

Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью.

В заключении хочу отметить, что полученные навыки пригодятся мне в дальнейшем творческом развитии. Можно придумывать рисунки самой, обращаясь к природе, фантазировать. Картину я создавала увлечённо, с интересом. Мне понравился японский стиль «Гётаку», работа в этой технике вдохновила меня на дальнейшие творческие работы. Я не думала, что из таких доступных, обычных и недорогих материалов можно создавать красивые композиции. Этим меня покорила и вдохновила техника «Гётаку».

В результате проекта мной было выявлено, что нетрадиционная техника подтвердилась, что ознакомление рисования позволяет повысить интерес к изобразительной деятельности, способствует развитию творческого воображения. Приобретенные навыки позволят мне продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей. С помощью стиля «Гётаку», я могу показать разные и необычные виды животных, насекомых, растений, при этом не губя их. Использование нетрадиционных техник изображения позволяет разнообразить способности в рисовании!

Список литературы

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования /Г.Н. Давыдова.-М. Скрипторий, 2017г.
  2. Комаова Т. С. Детское художественное творчество/Т.С. Комарова.-М. :Мозаика-Синтез, 2019г.
  3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей. Пособие для школ. -М. : Владос, 2019г.
  4. Никольская О. Волшебные краски» книга для детей и родителей /О.Никольская.- М. «АСТ- ПРЕСС>», 2017г.
  5. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования М.:«Каро», 2017.
  6. Субботина Л. «Развитие воображения у детей». - Ярославль, 2018.
  7. Шилина К. «Необычное рисование. Волшебные краски», Н. Новгород, «Газетный мир», 2019г.

Приложение. Картина - «Карп» для кухонного интерьера

гётаку 9


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: