Проект "Взаимосвязь музыки и здоровья"
Предложенная индивидуальная творческая работа по музыке на тему "Взаимосвязь музыки и здоровья" представляет сравнительные характеристики влияния классической и рок-музыки на организм человека, а именно на его эмоциональное состояние и умственную деятельность. В работе раскрыто понятие "музыкотерапия".
Подробнее о проекте:
В ученическом творческом проекте по музыке на тему "Взаимосвязь музыки и здоровья" ученики 6 класса выясняют, как влияет музыка, которую слушает человек, на его умственную деятельность и эмоциональное состояние. В частности в рамках проекта был проведен эксперимент, где исследовалось эмоциональное состояние и умственные способности третьеклассников после прослушивания музыкальных композиций разных стилей.
Готовый творческий проект по музыке на тему "Взаимосвязь музыки и здоровья" содержит определение понятия "музыкотерапия", доказывает, что музыка оказывает влияние на умственную деятельность и эмоциональное состояние учащихся. В работе представлено обоснование того, какую роль играет музыка в жизни человека.
Оглавление
Введение
1. История музыкотерапии.
2. Музыка и здоровье.
Заключение
Литература
Введение
Музыка одно из самых удивительных чудес на земле. Она играет огромную роль в жизни каждого человека, независимо от времени и возраста. Замечательный педагог и воспитатель Надежда Константиновна Крупская очень мудро и точно объяснила, для чего человеку нужна музыка. Музыка, сказала она, учит нас «яснее мыслить и глубже чувствовать».
Сейчас, где бы мы не были, повсюду сталкиваемся с различными мелодиями. Это могут быть такие места как: магазин, автобус, уличная площадь, клуб. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Мы считаем тему нашей работы актуальной, ведь музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
У каждого человека свои музыкальные предпочтения. Кто-то любит классическую музыку, кто-то рок-музыку, кто-то попсу и т.д. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение.
В своей исследовательской работе мы попытались в этом разобраться и объяснить особенности реакции человеческого организма на определённые звуковые раздражители, а точнее - от прослушивания музыки.
Тема нашей исследовательской работы «Музыка и здоровье».
Так как в музыке существует множество жанров, мы решили ограничиться двумя: классический и рок- музыка. Поэтому цель нашей работы: изучить, как классическая и рок-музыка влияют на организм человека, а именно на эмоциональное состояние и умственную деятельность.
Объект: музыка.
Предмет: влияние музыкальных стилей на умственную деятельность и эмоциональное состояние школьников шестого класса.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научно-популярную литературу по проблеме исследования, на основе изучения дать характеристику двум жанрам: классический и рок.
- Определить какую музыку предпочитают слушать учителя и ученики нашей школы.
- Ввести понятие «Музыкотерапия».
- Доказать влияние музыки на умственную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.
- Провести классный час «Влияние музыки на организм человека».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- поисковый,
- метод наблюдения,
- метод анализа и синтеза,
- метод беседы и опроса,
- интервью,
- метод обобщения.
Материалы данной исследовательской работы могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами музыки.
История музыкотерапии
Вопрос влияния музыки на организм человека актуален с древних времен. Уже тогда было известно, что при помощи музыки можно вызвать радость, снять боль и даже излечить от серьезных болезней.
В Древнем Египте бессонницу лечили хоровым пением. Врачи древнего Китая выписывали музыкальные мелодии в качестве рецепта, пологая, что музыка способна излечить любую болезнь.
Великий математик и ученый Пифагор предложил использовать музыку против гнева, ярости, заблуждений и пассивности души, а также применять ее для развития интеллекта. В I веке до нашей эры в Парфии музыкой лечили от душевных переживаний и тоски. Для этого был специально построен музыкально-медицинский центр.
На Руси для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза использовали мелодию колокольного звона. В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла солдат, придавала бойцам силу и бодрость, помогала легче переносить разлуку с близкими, вселяла веру в победу.
Известный pyсский хиpypг академик Борис Васильевич Петровский использовал мyзыкy во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
В настоящее время в Китае, в аптеках можно обнаружить музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.
Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее, что еще с древних времен люди пользовались музыкой как средством лечения душевных ран. Музыка это универсальное незаменимое воздействие на человека. Это воздействие постепенно дошло и до наших дней.
Музыка и здоровье
Проблема современной школы — это и физическое, и психическое здоровье детей, и урок музыки — один из помощников в её решении. Сейчас подростки повально увлечены рок - и реп - музыкой.
Она звучат через стены квартир, у подъездов домов, ее пытаются петь, танцевать, под эту же музыку едят и делают уроки. В школе на перемене ребята «скачивают» друг у друга рок-музыку со своих мобильных телефонов.
Что происходит с психикой, здоровьем в то время, когда мы слушаем музыку?
В ходе дискуссии, на уроке музыке в 5 классе нашей школы, сформировался основополагающий вопрос: «Влияет ли музыка на здоровье?» и проблемный вопрос: «Как классическая и рок- музыка воздействуют на человека?».
К сожалению, на «роке» и «репе» ограничиваются знания большинства школьников о стилях современной музыки.
Как привлечь сверстников к познанию, пониманию другой, «высокой музыки»? Как научиться слушать и разбираться в разных музыкальных жанрах, стилях? По известной формуле: от «простого» — к «сложному»! Иначе: от «лёгкой» музыки — к «серьезной», классической.
Разные источники дают очень интересную информацию о влиянии музыки на живые организмы.
Один голландский ученый сделал эксперимент: три разных поля засеял десятью наименованиями одинаковых растений. После того, как растения взошли и подросли, одно поле ученый стал озвучивать рок - музыкой, второе - классической, третье - народной.
Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть - поникла. А на втором и третьем полях растения развивались нормально.
Ученый сделал вывод: рок-музыка убивает живую клетку, в первую очередь - клетку мозга.
Рок-музыка чаще всего раздражает. Нередко - это тяжелая экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков и очень большой громкостью исполнения. На психику слушателя давит и максимальное количество децибелов. Для усиления эффекта звучания исполнение нередко дополняется очень частым миганием света. От такой музыки у нормального человека начинает болеть голова. Ритм, частота чередования света и тени, нагромождение звуков - все направлено на разрушение человеческого существа.
Влиянием музыки на состояние здоровья человека люди интересовались с древних времен. Музыка, как часть окружающей среды, играет не последнюю роль в здоровье человека. С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная. Самая сильная в этом отношении - церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии.
Поистине музыка лечит! Многие специалисты подтверждают это. Да и мы сами ощущаем, что музыка может сильно воздействовать на живой организм. Праздничное, приподнятое настроение создает творчество Иоганна Штрауса, произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского “Рассвет на Москве-реке” успокаивает, благотворно влияет на человека.
Большое значение маршевой музыке придавали русские полководцы А.В.Суворов и М.Д.Скобелев. “Музыка удваивает, утраивает армии”, - говорил Суворов. Марши помогают совершать длительные трудные переходы.
А если послушать “Времена года” П.И. Чайковского! Одна из самых популярных пьес этого альбома - “Баркарола” (песня лодочника). Композитор вложил в нее свои личные переживания, и нас, слушателей, мелодия завораживает. Или из этого же альбома - “Апрель. Подснежник”. Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий. Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.
Медики давно обратили внимание на то, что музыка Шопена, да и не только его, помогает лечить болезни и души людей. В одних произведениях - бравурность и блеск, которые поднимают настроение, в других - нежность, поэтичность, мелодичность. Такая музыка успокаивает, умиротворяет, приводит в гармонию чувства.
Врач-кардиореаниматолог Сергей Ваганович Шушарджан заметил благоприятное влияние музыки, пения на здоровье. Лечебно-профилактический метод, названный вокалотерапией, состоит прежде всего, в правильном певческом дыхании. Это своеобразный мягкий, эластичный массаж внутренних органов. Пение расслабляет нервную систему, что особенно необходимо в наш «нервный» век.
Метод воздействия звуковых вибраций, которые гармонируют с внутренними процессами в организме человека, с древних времен практикуется целителями Востока. Они говорят: пойте, чтобы быть здоровыми; лечить можно не только словом, но и музыкой и пением.
Учёные пришли к выводу, что после уроков музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 процентов.
Таким образом, урок музыки — это своеобразный сеанс психотерапии, на котором учащиеся способны анализировать свои действия, управлять своими возможностями, умениями, способностями и реализовать их. Он, как чистый родник, наполняет ребят новыми силами.
Классическая музыка (от лат.classicus – «образцовый»). Мастера этого стиля стремятся к ясным и строгим формам, гармоничным образам, воплощению высоких нравственных идеалов.
Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Й. Гайдна, В.А.Моцарта, и Л.Бетховена – венских композиторов, образовавших направление в музыкальной культуре второй половины 18 – начала 19 столетия – венскую классическую школу. Эта система сохраняет свое значение до сих пор.
Рок-музыка - область современной поп-музыки, сформировалась - в Великобритании и США на рубеже 50-60-х гг. 20 века. Большое значение для ее развития имело творчество таких ансамблей как «Битлз», «Роллинг стоунз», «Лед Зеппелин», «Пинк флойд»и др.
Важное значение для рок-культуры имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, стиль одежды, оформление шоу и возникновение новых стилей.
Вооружившись багажом любопытных сведений, теоретических знаний и подкрепив их прослушиванием нескольких произведений классической и рок-музыки, ученики 6 класса нашей школы составили анкету и провели опрос и эксперимент в своих семьях и среди знакомых (испытуемых разного возраста, т.е. дошкольники, школьники, родители и пожилые люди).
В анкете был размещен и психологический тест на соответствие цветовых ассоциаций прослушанным произведениям.
Таким образом, результаты анкетирования показали:
До прослушивания музыки у опрошенных пульс был в пределах нормы у 100%.
После прослушивания рок-музыки он несколько участился у 100% анкетируемых. А стал спокойнее у 64% и не изменился у 36% слушателей (от начального) после классического произведения Э.Грига «Утро».
На вопрос «Понравилось ли вам рок-композиция?» положительно ответили 28%, отрицательно – 52% и не смогли дать определенный ответ – 20%; а музыка Э.Грига понравилась 78% и воздержались от ответа 22%.
Дискомфорт и отрицательные ощущения испытали от рок-музыки 68%, не смогли объяснить своего состояния 32%. Зато комфортно и хорошо было слушающим «Утро» Грига – 82% и только 18% не поняли своих ощущений.
Цветовые восприятия выразились следующим образом. Прослушав «рок», активные цвет (красный) выбрали 22%, тревожные (фиолетовый и коричневый) – 44%, инертный (серый) – 18%, негативный (черный) – 16%.
Музыка Э.Грига ассоциировалась у слушателей со спокойными цветами (желтый, зеленый, голубой, синий) у 82%, и с радостным (оранжевый) – 18%.
Любимые песни исполнили все анкетируемые и получили от этого только хорошее (62%) и радостное (38%) настроение и ощущение.
Заключение
Выполняя проект, ребята провели следующую работу: отобрали произведения классической, рок-музыки, нашли статьи в интернете, музыкальных энциклопедиях, составили анкету для опроса. В своих семьях провели исследовательскую работу, анкетирование. Обработали полученные данные, подвели итоги и сделали вывод: классическая музыка повышает тонус, настроение, улучшает здоровье.
Наш совет: живите в творчестве и здравии! Вместо таблеток и пилюль, слушайте музыку Моцарта, Шопена, Чайковского.
На основе проекта «Музыка и здоровье» ученики создали буклет «Влияет ли классическая музыка на здоровье?» и макет веб-сайта «Влияет ли музыка на здоровье?», распространение чего послужит серьезным призывом слушать классическую музыку, которая лечит и восстанавливает силы.
Так пусть дети и взрослые поют и слушают «полезную» музыку, пусть будут здоровы душой и телом!
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.