Развитие мелкой моторики рук у детей

Упражнения на развитие мелкой моторики взаимосвязаны с формированием у ребенка речевых навыков и памяти. Исследователями подтверждено, что во время тонкой работы пальцев развиваются важные участки головного мозга, отвечающие за мыслительные процессы.


Развивать мелкую моторику рук у детей необходимо уже во время периода грудного вскармливания. Такие упражнения направлены на стабилизацию работы головного мозга младенца, а также на приобретение грудничком новых способностей и умений.

В зависимости от возраста ребенка упражнения для развития мелкой моторики рук изменяются, но все они направлены на достижение им хорошего развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, которая, в том числе, оказывает благоприятное влияние на развитие речи и подготавливает ребёнка к занятию рисованием, а в дальнейшем и к письму.  

При регулярном и правильном выполнении упражнений по развитию мелкой моторики кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а также улучшаются мыслительные процессы ребенка, развивается его координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память.

На этой странице собрана интересная информация о развитии мелкой моторики у детей и предложены упражнения для моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для удобства упражнения по развитию мелкой моторики поделены на возрастные категории и подойдут для проведения занятий с детьми 1 года, 2 лет, 3 лет, 4 лет, 5 лет, 6 лет, 7 лет, 8 лет, 9 лет и 10 лет.

Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных организаций (детских садов), учителей начальных классов, а так же для родителей дошкольников и младших школьников.

Видео с упражнениями на развитие мелкой моторики у детей


До года мелкая моторика у детей развивается с помощью выполнения простых упражнений по разжиманию пальчиков, массажу подушечек пальцев младенца круговыми движениями и игр с погремушками.

Развитие мелкой моторики рук у детей 1 года


В год ребенок уже владеет базовыми навыками: берет в руки предметы, открывает крышки коробок или банок. Чтобы усовершенствовать такие умения ребенка, нужно предоставить ему для изучения предметы, разные по форме, фактуре материала поверхности.

Для этого отлично подойдут всевозможные флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. п. Главное, чтоб такие игры ребенка проводились под тщательным присмотром взрослых.

Методика массажа рук О. Приходько для самых маленьких

  • Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть – восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
  • Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика (2-4 раза на каждой ручке).
  • Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку — ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два – четыре раза на каждой ладошке.
  • Упражнение «Мы шагаем топ-топ»— точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
  • Упражнение с большим пальчиком.Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад, вбок – вернулись в исходного положение, по кругу.
  • Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять – шесть раз.

Пальчиковая гимнастика для детей от 6 месяцев до 1,5 лет

  • Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
  • Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока-ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
  • Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
  • Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
  • Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.
  • Прятки (ладошками закрывать глазки).
  • Зайчик (шевелить пальчиками-ушками).
  • Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).

Игрушки для развития мелкой моторики у детей 1 года

  • Конструкторы и кубики. Малыши сначала изучают формы и размеры деталей на ощупь и зуб. После учатся строить башни и замки.
  • Вкладыши и рамки. Матрешка, сортеры, стаканчики, логические кубы  и т.д Они бывают разных размеров и форм. Для начала достаточно будет 2-3 элементов, постепенно с возрастом задачу следует усложнять.
  • Магнитные фигурки. С их помощью можно собрать на холодильнике коллекцию букв, геометрических фигур, картинки любимых героев мультиков. Детям очень нравится расставлять фигурки и менять их местами на поверхности.
  • Пазлы. Размер пазлов и количество деталей также должны соответствовать возрасту ребенка и изменяться по мере его взросления.
  • Шнуровки.
  • Мозаика.
  • Пальчиковые куклы.

Упражнения для развития моторики рук у детей 1 год


1. Чистить вареное яйцо

Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча.

Для этого занятия нужно приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

В обычную фольгу заворачивается какая-то небольшая игрушка, после чего ребенка можно попросить посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. Чтобы ребенку было проще начать упражнение, оставьте торчать небольшой кусочек фольги, за который можно ухватиться и начать разворачивать сверток.

4. Проталкивать монеты в копилку
Проталкивание небольших монеток в узкую прорезь как нельзя лучше тренирует моторные навыки.

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

6. Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

7. Перелистывать страницы книги по одной

Страницы первой книги должны быть плотными. Покажите малышу книгу, а на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку.

Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей  1 года в стихах

«Шалун»
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

«Детки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

«По грибы»
(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.

«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики)

«Пастушок»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду.
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
(хлопки в ладоши)
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток (можно произносить имя вашего малыша)
Кашей кормить.
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

Развитие мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет

Среди самых распространенных занятий на развитие мелкой моторики у детей 2 – 3 лет преобладает игра с бусами и лепка шаров из теста или пластилина. Также можно предложить ребенку перелить воду из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком или достать разные предметы из емкости с крупами (горох, фасоль). Такое упражнение, помимо развития мелкой моторики и массажа рук, также плодотворно воздействует на тактильные ощущения ребенка. Для развития координации ребенок может пересыпать крупу из одной чашки в другую с помощью ложки или совочка.

Детям от 1,5 до 3 лет дают выполнять такие задания, как застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов.

В возрасте 2-3 лет дети очень любознательны. Они с удовольствием работают с природным материалом, крупами, пальчиковыми красками и цветной бумагой. Для развития мелкой моторики у детей этого возраста хорошо подойдут такие упражнения, как собирание пазла, рисунки на песке, игры с крупами и др. В этом возрасте с детьми уже можно разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики не должны быть длительными и утомлять ребенка. Занятия в игровой форме увлекают ребенка, поэтому упражнения на мелкую моторику лучше проводить в виде моделирования разных игровых ситуаций. Все занятия по развитию мелкой моторики у детей должны проводиться в присутствии взрослого и при его тщательном контроле.

Упражнения для развития моторики рук у детей 2 – 3 лет


Упражнение "Горошинка"
Для выполнения упражнения потребуется банка со снимающейся крышкой. Необходимо показать ребенку, что сначала нужно открыть крышку, потом взять горошину, поместить ее с банку и закрыть крышку.

Для того чтобы ребенок понял, что нужно делать, все действия надо выполнять в медленном темпе. С первого раза может не получиться. Но зато следующие попытки будут успешными.

Раскрась-ка!
Малышу предлагается любой несложный пунктирный рисунок. Это может быть домик или солнышко. Ребенок должен правильно провести линии и раскрасить то, что получилось. Лучше всего выполнять это упражнение на доске или стене.

Собери паззл
Малышу предлагается самостоятельно собрать картинку. Не будет лишним сначала познакомить его с животным или другим объектом, части которого он собирает. Можно прочитать ему соответствующую сказку или стихотворение. Главное условие — паззлы должны быть крупными.

Рисунок на песке
На поднос насыпается небольшое количество песка. Затем надо пальчиком малыша изобразить несколько простых фигур. Сначала чертится линия, затем — круг, потом — прямоугольник. После этого можно предложить нарисовать домик.

Игры с крупами
В глубокую тару всыпается пшено, гречку или рис. Затем необходимо пригласить малыша потрогать крупу, показать ему, как она просыпается сквозь пальцы. Также можно использовать горох или фасоль. После того, как малыш познакомится с новым материалом, ему предлагается выложить из горошин или фасолинок простой рисунок — солнышко или домик.

«Рыбак»
Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

«Дорожка»
Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

«Волшебная ложечка»
Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

«Сладкий чай»
Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

«Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

«Сделай комочек»
Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

«Подзорная труба»
Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

«Собери палочки»
Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Резиновая груша
Выберите маленькую грушу (продается в аптеке). Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота.

Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.

Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

Упражнения с бумагой

  1. мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
  2. рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки).

 Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание.

Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки.  

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

Прокатывание шариков. 

Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.

Упражнения для развития моторики рук у детей 2 – 3 лет в стихах

«Очки»

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

«Стул»
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

«Стол»
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.

«Лодка»
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.

«Пароход»
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.

«Коза»
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога,
Может забодать она.

«Жук»
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.

Развитие мелкой моторики рук у детей 4 – 5 лет


Поскольку упражнения, развивающие мелкую моторику, плодотворно влияют на развитие головного мозга, то такие занятия должны проводиться с ребенком на регулярной основе. В возрасте 4 – 5 лет начинается общая подготовка ребенка к школе. В этот период дети способны закрашивать раскраски и полноценно рисовать карандашами. Большим интересом пользуются упражнения на складывание фигурок из бумаги, рисование и вырезание из бумаги различных фигурок.

К пяти годам дети начинают копировать буквы и цифры, шнуруют ботинки и ловят мяч двумя руками. В этом возрасте у детей также должен сформироваться навык определять на ощупь мелкие предметы, рисовать красками, лепить фигуры из теста и пластилина, завязывать узлы и т.д. Также им можно предлагать простые интеллектуальные игры на развитие воображения. Одним из современных материалов для развития мелкой моторики рук посредством изобразительной деятельности являются пальчиковые краски.

Упражнения для развития моторики рук у детей 4 – 5 лет

Лепка
Для лепки можно использовать пластилин, специальную глину или тесто. Сначала нужно предложить ребенку самостоятельно размять материал. Также надо показать, как его можно разогреть. Затем следует предложить малышу скатать колбаску, потом шар. После этого можно давать более сложные задания. Мягкий пластилин можно использовать и для рисования на альбомных листах.

Вырезание
Сначала надо научить ребенка работать с цветной бумагой, потом — с картоном. На бумаге чертится несколько кругов, треугольников квадратов. Затем педагог предлагает ребенку их вырезать. На следующем занятии задание усложняется. Педагог должен попросить маленького ученика вырезать елочку или домик.

Игра с пуговицами
Необходимо подобрать пуговицы разного размера и оттенка. Сначала педагог выкладывает рисунок сам, затем просит малыша повторить. Когда ребенок усвоит материал, педагог просит его придумать свой рисунок.

Ловкие ручонки
Игра развивает чувствительность пальцев, мелкую моторику.
Необходимый инвентарь: прищепки, карандаши, фасоль, горох, пуговицы и другие мелкие предметы.
Как играем: познакомьте ребенка со своими пальцами — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Поиграйте с ними: каждый пальчик на одной руке здоровается со своим «тезкой» на другой — большой с большим, указательный с указательным и т. д. (прикасаясь подушечками пальцев). Затем каждый палец одной руки знакомится с каждым по очереди на другой.
А теперь пусть малыш сложит ладошки и потрет подушечки пальцев друг о друга.
У вас дома наверняка найдутся прищепки. Тогда можно поиграть в такую игру. Прочитайте стихотворение:

Кусается больно котенок-малыш,
Он думает — это не пальчик, а мышь.
Ведь я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться, скажу тебе: "Брысь".
На каждое произнесенное слово слегка «покусывайте» каждый пальчик прищепкой.

Перебирая пальцами, покрутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок. Сначала используйте все пальцы, затем по два.

Откручивать и закручивать пробки на флаконах, бутылках — полезное и интересное занятие для малышей. Пусть ребенок катает каждым пальцем карандаш, фасоль и т. д. Перебирает пуговицы, поднимает с поверхности стола фасоль по одной штучке — всего не перечислишь.

Закрепляем: весьма полезно для развития тактильной чувствительности трогать пальцами наждачную бумагу, ребристую поверхность, катать мелкие шары и др.

Шнурочки
Необходимый инвентарь: шнурки.
Как играем: ваш ребенок плохо шнурует свои ботинки? Научите его это делать — это отличное упражнение для пальцев. Не огорчайтесь, если получится не сразу, помогайте ему. В магазине продаются цветные шнурки, ими можно сделать шнуровку на картонном «башмачке» (отверстия проколоть дыроколом).
Закрепляем: можно придумать и смастерить «шнурованные» игрушки. Например: нарисуйте кораблик, проколите отверстия для волн-шнурков. Подберите шнурки разных оттенков голубого и синего — если их продеть в дырочки, получится красивая картинка. А чтобы было веселей — соревнуйтесь с ребенком. Кто не пропустит ни одного отверстия, тот и победил. Скорость здесь не главное.

Пуговичная поляна
Необходимый инвентарь: пальто с пуговицами.
Как играем: вы собираетесь на прогулку? Поиграем. Кто не пропустит ни одной петельки и застегнет пальто, тот и победил. Не торопите ребенка — это не главное.
Закрепляем: если у вас есть старое одеяло — нашейте на него пуговицы любого размера, вырежьте из кусочков кожи, фетра, фланели цветы, грибочки, бабочки. Сделайте в них небольшие прорези для пристегивания пуговиц. Пуговочная поляна готова — а украсит ее ребенок, пристегнув к пуговицам ее обитателей.

Пальчиковые рисунки
Игра развивает, творческое воображение
Необходимый инвентарь: гуашь, бумага.
Как играем: сколько удовольствия приносит ребенку рисование пальцами! Ими можно нарисовать что угодно: цветы, листья, дорожки, пушистых животных и т. д.

Рваные рисунки
Игра развивает мелкую моторику, творческое воображение и целостное восприятие.
Как играем: предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить кусочки внутри контура предмета. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Клеить можно несколько дней, ведь это занятие кропотливое. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга. Используйте клеящий карандаш. Творение ребенка повесьте на стену — будет очень красиво.
Закрепляем: вы хотите выбросить старые книги, журналы? Дайте их ребенку, пусть он порвет страницы на относительно ровные полоски. Наклейте их концами на палочку — получится палочка-шуршалочка. Возьмите ее на улицу и шуршите на здоровье.

«На нашей елке как всегда…»
Как играем: вы наряжаете елку? Украсьте ее детскими поделками. Чтобы сделать флажки, сложите лист цветной бумаги пополам и повесьте на прочную нитку. А бусы — склейте тонкие полоски бумаги в колечки, продевая их друг в друга. Это работа кропотливая, она требует усидчивости. А праздничные колпачки для членов семьи? А волшебные палочки? Нечего не забыли? Это радость творчества!
Закрепляем: вы нечаянно рассыпали конфетти и его надо поднять с пола? Это же превосходное упражнение на развитие мелкой моторики!

Оригами
Необходимый инвентарь: цветная бумага, клей, ножницы, картон.
Как играем: всем известно, что дети любят играть игрушками, сделанными своими руками. Из бумаги несложно сделать лодочку, колпачок, лягушку, трубочку и многое другое. Поделки можно украсить, нарисовав на самолетике окна, приклеив к лодочке флаг и т. д. Обязательно обыгрывайте получившиеся игрушки.
Закрепляем: из бумаги можно смастерить множество разнообразных вещей, в дождливую погоду это полезное занятие. Если вы не умеете делать сложные поделки, сделайте колпачки, трубочки, лодочки.

Королевские подарки
Необходимый инвентарь: цветная бумага.
Как играем: скоро 8 марта или день рождения? В подарок смастерите веер из цветной бумаги. Украсьте его аппликацией. Скотчем приклейте петельку, чтобы можно было повесить веер на руку. А если на ниточку нанизывать несколько бусинок или пуговиц на ножке — получится целое произведение искусства.

Мышка – в норке, лиса – в норке
Необходимый инвентарь: рисунок мышки в норке и кошки рядом с норкой и т. п.
Как играем: скажите, что кошка хочет поймать мышку. Как ей помочь? Надо так заштриховать мышку в норке, чтобы кошка там ее не заметила.
А если заштриховать две норки с мышками? Или помочь лисе спрятаться от волка, зайцу от лисы? Фантазируйте вместе с ребенком. Главное при этом — не выходить за контур норы. Ваш ребенок будет совсем молодец, если его штрихи будут ровные и на одинаковом расстоянии друг от друга.
Закрепляем: штриховать можно все что угодно — цветы, домики, вазы, машинки и т. д.

Облака
Игра учит штриховать делая нужный нажим на карандаш.
Необходимый инвентарь: картинка — два нарисованных самолета, вокруг них темное и светлое облако; мягкий карандаш.
Как играем: вспомните о том, как наблюдали за облаками на улице. Есть светлые облака, воздушные, есть темные — дождевые. Из-за темного облака самолета почти не видно, из-за светлого видно хорошо. Другие темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок нарисует сам.
Закрепляем: «По водичке я плыву и ребяток я зову». Можно подрисовывать волны к уточке, к лодке и т. д. Важно, чтобы ребенок при этом старался делать разный нажим на карандаш (в море шторм — волны темные).
Обыгрывайте рисунки, дорисовывайте детали: солнце, утят, песок и т. д.

Извилистые дорожки
Игра развивает точность движении
Необходимый инвентарь: нарисованные дома и машины, между ними на расстоянии несложные извилистые дорожки (извилистые, ломанные кривые).
Как играем: скажите ребенку, что он водитель и ему нужно провести машину к дому. На дороге быть осторожным — не вылезать за пределы дорожки и не отрывать карандаш от бумаги, ведя машину по изгибам дорог.
Закрепляем: ребенок научился водить карандаш по таким изгибам — сужайте дорожки или меняйте сложность изгибов.

Пластилиновые рисунки
Учим делать пластилиновый фон, развиваем мелкую моторику, творческое воображение
Необходимый инвентарь: пластилин, горох, рис, пшено, гречка, картон.
Как играем: предложите ребенку нанести ровным слоем пластилин на картон, или на контур рисунка (ваза, птица, дерево и т. п.), или на настоящий предмет. Затем путем вдавливания украсьте поделку горохом, рисом и др. А что это будет — решать вам. Или елочка в снегу из риса, или волшебная птица с перьями из гороха и фасоли, или камни на песке — пшено и гречка на желтом пластилине.
Закрепляем: а если облепить пластилином старую вазу и украсить ее пуговицами? Решать вам.

Не замочи ноги
Игра развивает точность движений
Необходимый инвентарь: нарисованные кружочки-кочки. Они должны быть нарисованы извилистой кривой близко друг к другу.
Как играем: «По кочкам, по кочкам, в ямку — бух». Ребенку нужно пройти по кочкам, не замочив ноги — не выходя карандашом за контуры кочек, иначе замочишь ноги или попадешь в болото. Напомните ему, что нельзя отрывать карандаш от бумаги.
Закрепляем: а может, нужно провести волка по длинной дороге, а зайца по короткой, чтобы он быстрее добрался до своего дома? Фантазируйте вместе с ребенком.

Бумажный лес
Игра развивает точность движений, творческое воображение.
Необходимый инвентарь: ватман, цветные карандаши, фигурки животных, птиц.
Как играем: на листе ватмана вместе с ребенком нарисуйте или наклейте деревья, животных, птиц — это лес. Предложите ребенку через весь лес провести тропинки от домиков животных друг к другу. Заштрихуйте муравейник, нору лисы и т. д. Фантазируйте!
Закрепляем: эта игра увлекает ребенка, в нее можно играть несколько дней, пока не заполните весь лес его жителями. На елках пусть растут шишки, которые ребенок может нарисовать самостоятельно. А может, в лесу будет расти яблоня с волшебными яблоками, нарисованными детьми? Ведь в волшебном лесу чего только не бывает. Придумайте сказку про лес, запишите. Это произведение повесьте на стену, пусть на него посмотрят все домочадцы. А может, добавят что-нибудь свое.

Полезные стихи
Этот пальчик папа.
Этот пальчик мама.
Этот пальчик деда.
Это пальчик баба.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(Начинаем считать с большого пальца)
Этот братец гриб нашел.
Это братец резать стал.
Это братец жарить стал.
Ну, а этот только ел,
Оттого и потолстел.
(Начинаем считать с безымянного пальца)
Этот пальчик лег в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Ну, а младшенький не спит,
На братишек он глядит.
(Начинаем считать с указательного пальца)

Обведи по контуру
Обведение линий по контуру является одним из ключевых заданий, тренирующих детские пальчики. Пунктирные линии служат хорошим помощником для ребенка и координируют его действия. Ведя по пунктирным линиям карандашом можно изменять скорость рисования и силу нажатия. Таким образом занятие не будет монотонным и внимание ребенка сохранится до конца его выполнения.

моторика 1моторика 2



Развитие мелкой моторики рук у детей 6 – 7 лет


В возрасте 6 - 7 лет ребенок осваивает новый для себя и очень важный для его дальнейшего обучения и жизни, в целом, навык письма. Для того чтобы этот период в жизни ребенка не был сопровожден стрессом и тревожным состоянием, работа по подготовке детей к письму начинается заблаговременно и тесно связана с выполнением упражнений на развитие мелкой моторики рук.

Задания по развитию моторики рук у детей 6 – 7 лет способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка. Учащиеся с интересом выполняют задания на развитие мелкой моторики рук, представленные в игровой форме или предполагающие творческую деятельность.

Детям этого возраста психологи рекомендуют игры, развивающие речь и воображение. Очень полезны интеллектуальные упражнения, развивающие внимание.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Коврик для куклы
Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.
Варианты заданий:

  • составить узор самостоятельно
  • раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

Самолеты за облаками
Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.
Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).
Варианты заданий:
- вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

Тир
Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер
Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия , изображающая полет пули , обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

Узнай, кто я?
Игра развивает амплитуду движения, точность
Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

Волшебный лес
Игра развивает воображение, речь
Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.
Варианты заданий:
- изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

Вниз по реке
Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер
Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

  • дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик
  • самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Машины на дороге
Эта игра учит малыша правильно пользоваться карандашом и делать нажим. Задание выполняется на подготовленных карточках. Ребенок должен заштриховать машинки так, чтобы одна была светлой (на дороге туман), а вторая — темной, потому что на дворе солнечная погода.

Волшебное море
Ученику вручается карточка, на которой выполнено незаконченное изображение. Педагог предлагает ему дорисовать и придумать интересную историю. Это упражнение хорошо развивает не только мелкую моторику, но и воображение, а также речь.

«Кулачки-ладошки» (пальцы обеих рук с силой сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз)

Упражнение «Домик»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять. (поочерёдное разгибание пальцев из кулака, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак, начиная с мизинца).
Упражнение «Семья». (Прикасание каждого пальца по очереди к большому пальцу).
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт в моей квартире?
Папа, мама, брат, сестра Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, щегол и я.
Вот и вся моя семья!

Упражнение «Наперегонки»
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки. (шагающие движения кончиками указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)

"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Листья
Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать.
Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, (загибают большой палец).
Листья рябины, (загибают указательный палец).
Листики тополя, (загибают средний палец).
Листья осины, (загибают безымянный палец).
Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец).
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки).

Графический диктант
Предлагаем вам занимательные упражнения, которые также отлично развивают графические навыки будущего первоклассника. Выполняя задания, описанные в этом разделе, ребёнок совершенствует внимание и усидчивость, воображение и сообразительность.

На каждом листе – стихотворение о задуманном предмете, сам графический диктант и изображение того, что должно получиться в итоге. Это задание можно выполнять в двух вариантах: предложить дошкольнику повторить графическое изображение по образцу или дать выполнить работу на слух – взрослый диктует по порядку количество клеточек и их направления, ребёнок изображает это на листе бумаги.

моторика 4моторика 5


Наряду с подобными играми можно использовать разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

  • кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  • то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  • те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

Самомассаж кистей и пальцев рук (выполняем после пальчиковой гимнастики 2-3 упражнения).

  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  • Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Мелкая моторика у детей 8 лет, 9 лет, 10 лет

-

В период обучения ребенка в начальной школе необходимо продолжать с ним занятия по развитию мелкой моторики. За основу берутся все ранее изученные методики и упражнения, но только немного усложняются в соответствии с возрастной категорией ребенка.

Положительное влияние на мелкую моторику рук у детей оказывает рисование, вырезание, игра на музыкальных инструментах. В качестве увлекательного занятия на мелкую моторику подойдет любой вид рукоделия: вышивание, вязание, выжигание, бисероплетение и т.п.

У младших школьников уже должны быть обязанности по дому. Они могут и должны помогать вам наводить в комнатах порядок и накрывать на стол. Также дети в этом возрасте должны самостоятельно одеваться, готовить своё рабочее место для занятий, выполнять гигиенические процедуры.

Привлечение ребенка к бытовым делам формирует в нем трудолюбие и самостоятельность, и в том числе создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики.

Вот перечень некоторых бытовых дел, которые благотворно влияют на работу кистей рук и пальцев:

  • Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и приготовленный в мундире картофель.
  • Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.
  • Перебирать крупу для каши.
  • Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.
  • Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки, бусины, пуговицы, соринки).
  • Открывать дверные замки ключом.
  • Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шнурки.
  • Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать прищепки по их прямому назначению.
  • Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать и отклеивать наклейки и этикетки.
  • Затачивать карандаши, используя точилку.

Также можно предложить ребенку изготовить объемные аппликации из цветной бумаги и картона или сложить фигурки оригами.

Особой популярностью среди младших школьников пользуется пальчиковый театр и театр теней. Также не забывайте о лепке из пластилина или теста и играх с конструктором.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: