Суворовцы, поступившие в Суворовские военные училища с 1943 по 1945гг. Участники ВОв

Тематика: 
Автор: 
Васильченко Максим
Руководитель: 
Твердохлебова Галина Александровна
Учреждение: 
ГБОУ Ростовской области «Донской Императора Александра III казачий кадетский корпус»
Класс: 
11

В своей научно-исследовательской работе по истории на тему "Суворовцы, поступившие в Суворовские военные училища с 1943 по 1945гг. Участники ВОв" учащийся СВУ рассматривает теоретические сведения из истории первых суворовских военных училищ и их эволюции, дает обобщенную характеристику контингента первых суворовских военных училищ.

Подробнее о проекте:


В научно-исследовательском проекте по истории на тему "Суворовцы, поступившие в Суворовские военные училища с 1943 по 1945гг. Участники ВОв" обучающийся училища провел комплексное изучении судьбы, опыта некоторых выпускников СВУ, их роли в ВОВ. Среди них: Константин Кононович Кравчук, Николай Николаевич Мищенко. Иван Петрович Сергиенко, Борис Григорьевич Зенцев, Иван Васильевич Шамшура, Анатолий Григорьевич Макаров, Николай Александрович Химичев.

В предложенном школьном исследовательском проекте по истории о суворовцах раскрыта организационная структура СВУ, а также проанализированы основные направления и особенности учебно-воспитательного процесса СВУ. В ходе проведения иследования автор проекта обобщил основные результаты деятельности СВУ в подготовке военных кадров и определил роль СВУ в решении проблемы беспризорности советского общества военного и послевоенного периода.

Оглавление

Введение
1. Историография первых суворовских военных училищ.
1.1 Эволюция суворовских военных училищ.
1.2 Контингент первых суворовских военных училищ.
2. Судьбы суворовцев – участников Великой Отечественной войны.
2.1 Константин Кононович Кравчук.
2.2 Николай Николаевич Мищенко.
2.3 Иван Петрович Сергиенко .
2.4 Борис Григорьевич Зенцев.
2.5 Иван Васильевич Шамшура.
2.6 Анатолий Григорьевич Макаров.
2.7 Николай Александрович Химичев.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение


Актуальность исследования. Многовековая история свидетельствует о том, что могущество и безопасность Российского государства определяются крепостью его армии и флота. Победы русских в крупнейших войнах убедительно доказали, что одним из главных факторов в достижении побед был высокий уровень профессионализма командного состава отечественной армии. Этому в значительной степени способствовала система военного образования, которая в нашей стране на протяжении столетий являлась приоритетным направлением государственной политики. Она рассматривалась как стратегический фактор развития и основа национальной безопасности.

Важнейшее место в подготовке профессиональных военных кадров в царской России занимали кадетские корпуса, а в СССР их правопреемники – суворовские военные училища (далее СВУ). Последние явились своеобразным, при чем весьма целесообразным, методом решения важнейшей проблемы советского социума военного и послевоенного периода, связанной с детской беспризорностью, - дети воинов, оставшиеся без родителей, принимались в СВУ в обязательном порядке.

Более того, открытие в 1943 году СВУ позволило восстановить систему военного образования, функционировавшую в дореволюционный период и включавшую в себя три самостоятельные ступени подготовки кадрового офицера: начальная (подготовительные военные училища), основная (военные училища) и высшая (академия).

Уникальный опыт национальной суворовской школы востребован и сегодня. В условиях непрекращающейся реформы Вооруженных Сил страны, постоянного изменения военно-научной доктрины, новых геополитических вызовов нельзя недопустимо ослабление системы подготовки военных кадров.

Представленное научное исследование позволяет глубоко осмыслить место и роль выпускников СВУ времён Великой Отечественной войны (далее ВОВ) в отечественной истории, творчески использовать реализованный ими опыт в современных военных учебных заведениях, в деле улучшения подготовки будущих офицеров.

Проблема исследования. Приходится констатировать, хотя и не без сожаления, что к настоящему времени так и не выработана единая комплексная программа обучения и воспитания в учреждениях военного типа. Большинство выпускников СВУ, принимающих деятельное участие в дискуссиях по поводу создания национально-государственной доктрины России, считают, что судьба суворовской школы неразрывно связана с историей страны и армии.

Важно сохранить и преумножить лучшие традиции СВУ, воспитывавших высокий профессионализм, широту кругозора, готовивших к бескорыстному служению Родине. Следует восстановить семилетний курс обучения и воспитания в современных СВУ, а также сблизить системы воспитания и обучения в СВУ.

Цель работы заключается в историографии, в комплексном изучении судьбы, опыта некоторых выпускников СВУ, их роли в ВОВ.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • раскрыть организационную структуру СВУ;
  • проанализировать основные направления и особенности учебно-воспитательного процесса СВУ;
  • обобщить основные результаты деятельности СВУ в подготовке военных кадров;
  • определить роль СВУ в решении проблемы беспризорности советского общества военного и послевоенного периода.

Объектом исследования являются СВУ в контексте Великой Отечественной войны.

Предметом – личности суворовцев, поступивших в СВУ в 1943 – 1945гг.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания исторического процесса, включающий научные принципы историзма, объективности и системности в изучении проблемы. В процессе исследования автором применялись следующие методы: системно-структурный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, статистический, логический.

Практическая значимость исследования. Материалы настоящего исследования могут быть использованы для дальнейшей научной разработки рассмотренной проблемы, учтены при планировании общих и конкретных исследований по истории СВУ, в преподавании отечественной истории и педагогики в гражданских и военных ВУЗах, а также организации учебно-воспитательной работы командным и профессорско-преподавательским составом современных СВУ.

Отдельные положения исследования могут найти применение в деятельности общественных организации и государственных ведомств по военно-патриотическому воспитанию школьников и студентов.

Новизна исследования сводится к следующему: на основе привлечения опубликованных материалов и документов, статистических данных, автором предпринята попытка целостного и детального рассмотрения феномена учеников-суворовцев образца 1943-1945гг., их значения и роли в событиях ВОВ.

Литературный обзор исследовательской работы. В контексте исследуемой проблемы интерес вызывает совместный труд А.А. Попова и A.M. Плеханова. В своей работе они рассматривают преемственность системы военного воспитания, выявляя важность опыта деятельности кадетских корпусов для СВУ.

Воспоминаниям выпускников СВУ первого набора посвящен юбилейный сборник под редакцией Г.П. Толоколышкова. В данном издании рассматривается деятельность всех СВУ, сформированных в 1943-1944гг., приводятся сведения о наиболее отличившихся воспитанниках.

В целом деятельности отдельных суворовских военных училищ посвящено незначительное количество трудов. Они носят локальный характер и, как правило, приурочены к юбилейным датам СВУ и не содержат ссылок на архивные документы, что снижает их научную значимость. Данное обстоятельство объясняется тем, что дела суворовских училищ находились в секретных фондах ЦАМОРФ и ФЦАМОРФ. Только в последние годы начался процесс рассекречивания части дел из этих фондов, но, несмотря на этот факт, получить возможность работать с этими материалами по-прежнему весьма сложно.

Эволюция суворовских военных училищ


Впервые суворовские военные училища были образованы в Советском Союзе в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» от 21 августа 1943 г.

Документ предусматривал формирование девяти суворовских военных училищ «типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом» для подготовки молодежи к обучению в высших военных училищах. Свое название СВУ получили в честь русского полководца Александра Суворова (1730-1800).

В СВУ принимались мальчики с десятилетнего возраста, срок обучения составлял семь лет. Кроме того, существовали подготовительные классы для детей 8-10 лет.

Помимо подготовки к военной службе и обучению в военных училищах, СВУ давали общее среднее образование. Среди первых суворовцев были и участники боевых действий, некоторые из них имели правительственные награды. Воспитанники СВУ проживали при училищах и находились на полном пансионе за счет государства. В частности, им выдавалась специальная форма одежды военного образца - черного цвета, с алыми погонами, напоминавшими погоны царских кадетских корпусов.

В первый год было открыто 11 СВУ, из них девять - при Наркомате обороны (Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Калининградское, Орловское, Ставропольское). В них принимали детей военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии и партизан, а также сирот, родители которых погибли во время войны.

Контингент первых военных училищ

Контингент воспитанников СВУ первого набора 1943/44 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбёжки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья, бывшие беспризорники и детдомовцы. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.

В СВУ направлялись также и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.

Так в Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награждённый орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамён. В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.

С медалью «За оборону Сталинграда» пришёл во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В этом городе погибли его родители, сам он по мере сил помогал защитникам Сталинграда, был ранен.

Другой защитник Сталинграда Ваня Глухов, сын старшего лейтенанта, поступил в Новочеркасское СВУ. На его груди рядом с медалью за оборону этого города поблескивала медаль «За боевые заслуги». Одиннадцатилетний Коля Мищенко стал учиться в Калининском СВУ. Его родителей немцы расстреляли в 1941 году, а Коля ушёл в отряд белорусских партизан, вместе с которым перешёл линию фронта. Провёл в тыл врага нашу разведгруппу, за что получил медаль «За боевые заслуги».

С правительственной наградой поступил в это училище и Володя Хивзер, который, сражаясь в партизанском отряде, 13 раз ходил в разведку в тыл врага. Впервые сел за парту в младшем приготовительном классе Калининского СВУ Боря Меркушев. В начале войны он жил у бабушки под Ржевом, оказался в оккупации. Отец погиб, защищая Ленинград, а мать погибла при бомбёжке в этом же городе.

Вскоре после освобождения нашими войсками деревни, где жил мальчик, умерла его бабушка. Борю подобрали и усыновили бойцы 4-й отдельной штурмовой инженерно-саперной бригады в 1942 году. Так и шёл он боевыми дорогами с сапёрами, пока не отправили его в ноябре 1943 года в суворовское училище. До сих пор вспоминает полковник запаса Меркушев Борис Иванович, как 19 февраля 1946 года начальник училища генерал-майор Еремин перед строем товарищей вручил ему от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль «За победу над Германией».

Константин Кононович Кравчук


В данной главе остановимся немного более обстоятельно на жизнеописании некоторых из славных сынов полка.

Константин Кононович Кравчук родился в 1931 году — советский школьник, пионер - известен тем, что, рискуя своей жизнью и жизнями своих близких, спас и сохранил во время фашистской оккупации знамёна 968 и 970 стрелковых полков 255-й стрелковой дивизии (Приложение 1). Самый юный кавалер ордена Красного Знамени. 20 сентября 1941 года во время боёв, в результате которых Киев был оккупирован фашистскими войсками, Костя, как и другие мирные жители, укрывался в подвалах и траншеях.

В какой-то момент наступило затишье, и Костя выглянул из подвала. На улице были два красноармейца, к которым Костя решил подбежать. У одного из красноармейцев был свёрток. После того, как он удостоверился, что Костя пионер, красноармеец передал свёрток Косте и сказал, чтобы тот сохранил его. В свёртке Костя обнаружил полковые знамёна, которые он своевременно спрятал в ближайшем саду, закопав их в землю.

С началом дождей Костя вынужден был перепрятать их, что осложнялось постоянным патрулированием улиц со стороны немцев. Тем не менее, Костя смог перепрятать знамёна. Он сложил их в холщовый мешок, просмолил его и опустил в заброшенный колодец. Регулярно проверяя сохранность знамён, Костя попал во внимание немецкого патруля, который задержал мальчика, а после Костю принудительно отправили в Германию.

Через некоторое время Костя сбежал и перешёл линию фронта. Киев к тому времени освободили, поэтому уже на следующий день после возвращения домой Костя достал из тайника знамёна, которые уже считали утерянными, и вернул их коменданту города. Позже много добровольцев вступило в восстановленные под этими знамёнами полки.

1 июня 1944 года Костя Кравчук был награждён орденом Красного Знамени.

Николай Николаевич Мищенко

Николай Мищенко – родился в 1931 году (Приложение 2). Коля Мищенко два года воевал с немцами. Его отца и мать расстреляли фашисты в 1941 году. Коля ушел в отряд белорусских партизан. Потом он вместе с партизанами перебрался через линию фронта. Здесь он вызвался провести группу наших разведчиков во вражеский тыл. Это можно было сделать только в одном месте, где через болото шла тайная тропа.

Знакомым путем юный партизан благополучно провел в тыл врага своих старших боевых товарищей. Он был награжден медалью «За боевые заслуги». Узнав об этом подвиге, командир дивизии генерал-майор Мищенко усыновил Колю. После войны Николай Николаевич Мищенко служил и работал в г. Житомир, был преподавателем Житомирского военного училища.

В 1968 году оно было переименовано в Житомирское высшее ракетное командное Краснознаменное училище ПВО. В том же году училище снова поменяло профиль подготовки кадров и получило название Житомирского высшего зенитно-ракетного командного Краснознаменного училища ПВО. В мае 1973 года училище переименовывается в Житомирское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО имени Ленинского комсомола.

С 1994 года Житомирский военный институт радиоэлектроники им С.П. Королева (99 г.). Мищенко Н.Н. получил звание подполковника. В 70-80-е годы Николай Николаевич поддерживал тесные связи с ветеранами 334-й стрелковой Витебской ордена Суворова дивизии, сыном полка которой он был в годы войны.

Иван Петрович Сергиенко

Иван Петрович Сергиенкородился в 1929 году в селе Станишовка Киевской области. В 1942 году, когда село было оккупировано фашистами, дед сбежал из дома и ушел к партизанам. Неоднократно ходил в разведку. После освобождения Украины дед пошел дальше с советскими войсками в качестве «сына полка».

Дошел до Берлина. В набор 1945 года Курского суворовского училища был принят сын полка 70-й стрелковой дивизии Иван Сергиенко (Приложение 3). В училище он приехал с рекомендательным письмом от маршала Жукова. Впрочем, это было излишним – на груди у Вани сияли орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Ваня Сергиенко на фронте повстречался с писателем Валентином Катаевым. Их беседа и история Вани легла в основу знаменитой повести «Сын полка». Полковник в отставке Иван Петрович Сергиенко с гордостью вспоминает, как под Познаныо довелось ему беседовать с Валентином Катаевым - автором любимой суворовцами повести «Сын полка».

Борис Григорьевич Зенцев

Зенцев Борис Григорьевич — майор, офицер оперативного отдела. Из письма Бориса Григорьевича к Ноздрёву Владимиру: «Родился я 26 ноября 1930 г. в городе Ворошиловграде, здесь же учился в школе. В 1943 г. поступил в Новочеркасское суворовское военное училище.

С 1949 по 1951 гг. Зенцев Б.Г. продолжил военное образование в Львовском пехотном училище. По окончании направили для дальнейшего прохождения службы в группу войск в Германии на должность командира взвода. Часть располагалась в г. Плауэн, южные рубежи ГДР, где он служил с сентября 1951 по июль 1957 г., несколько месяцев, до декабря 1957 — в г. Гале.

В 1958 г. по замене был переведён в Киевский военный округ, город Глухов. В мае этого же года Бориса Григорьевича направили в пограничные войска в г. Ленинакан на должность заместителя начальника заставы по боевой подготовке, а затем заместителем по политической части. С 1965 по 1968 гг. – в должности начальник пограничной заставы этого же отряда.

В связи с резким обострением отношений с Китаем многие офицеры были переведены в Восточный пограничный округ для усиления советско-китайской границы. Так оказался Зенцев Б.Г. в Зайсанском пограничном отряде. Строил новые заставы, укреплял границу в инженерно-техническом отношении, и так до 1977 — в этом году уволился в запас в звании майора. Переехал в Луганск на Родину на постоянное место жительства. Ушёл на заслуженный отдых в 2003 г. из ОВО.

Иван Васильевич Шамшура


Шамшура Иван Васильевич — капитан, профессиональный художник. В СВУ учился с 1943 по 1949 гг. (Приложение 4) Образование продолжил в Киевском пехотном училище, затем служил в ГСВГ, в 1 танковой армии, 11 дивизии: командир взвода, комендант Дома офицеров в Дрездене, секретарь комсомольской организации 1 батальона 7 танкового полка 11 танковой дивизии, начальник клуба учебного танкового полка.

В 1956 г. женился на немецкой девушке, которую звали Инга. Через год появился сын Пётр. В 1958 г. переехал в Краснодар. Ивана по замене перевели на должность начальника клуба механизированного полка Краснодарского корпуса. В 1960 г. в ходе большого сокращения армии капитан Шамшура уволился в запас. Пошёл трудиться на Краснодарский фарфоровый завод на должность живописца. Он расписывал сервизы, многие работы были уникальными, авторскими. В 1959 г. поступил учиться на заочное отделение факультета рисования и черчения Краснодарского педагогического института, четыре года учился отлично, подавал большие надежды.

В 1964 г. по семейному решению вернулся в Дрезден, ГДР. Устроился работать вольнонаёмным в гарнизонный дом офицеров художником-оформителем. Здесь в полной мере раскрылся его талант: десятки профессиональных работ, посвящённых подвигам советских солдат. Но в 1990 г. произошёл ряд тяжёлых перемен в жизни Ивана Васильевича: развод с женой, проблемы с подтверждением гражданства в связи с переездом в Ростов-на-Дону, оформление пенсии, проблемы со здоровьем.

В Ростове-на-Дону трудился художником оформителем. В частности, оформлял кабинеты в учебных заведениях, например, в 27 школе имени А. В. Суворова, где в картинах раскрыл жизнь и деятельность великого полководца. Позднее был создан творческий союз «ШамКуз», состоящий из Шамшуры Ивана и Кузнецова Евгения, чья дружба длилась до самой смерти Ивана Васильевича.

Анатолий Григорьевич Макаров

Макаров Анатолий Григорьевич — полковник. Родился 28 февраля 1932 г. в г. Шахты, в семье шахтёра (Приложение 5). С началом ВОВ жизнь резко изменилась. Его отец, Григорий Васильевич, по велению сердца добровольцем ушёл в ряды Красной Армии, храбро сражался и погиб при обороне Ростова в 1942 г. Потеря отца стала невосполнимой для Анатолия.

Он испытал и холод, и голод. Сложно сказать, как сложилась бы его дальнейшая судьба, так как страна находилась в крайне тяжёлом положении, шла кровопролитная война, но государство нашло в себе силы и в 1943 г. открылись первые девять суворовских училищ, в одно из них — Новочеркасское — он и поступил.

По его воспоминаниям быт и учебно-воспитательный процесс были организованы на очень высоком уровне. Регулярные занятия по военной подготовке, жизнь по уставам, продуманное военно-патриотическое воспитание, строгий распорядок дня и военизированный уклад жизни способствовали формированию и становлению личности будущего офицера .

Военное образование продолжил в Кавказском Краснознамённом суворовском военном офицерском училище в г. Джауджикау, которое успешно окончил в 1953 г.

С этого момента началась его новая — офицерская жизнь. Первая должность — командир миномётного взвода в г. Урюпинске. С 1954 г. проходил службу на Камчатке, в 1957 г. по замене прибыл в г. Грозный в 70-й гвардейский мотострелковый полк, там же командиром миномётного взвода. В дальнейшем прошёл должности заместителя и командира миномётной батареи, сделав её лучшей в округе. В 1962 г. поступил в Ленинградскую артиллерийскую академию, по окончании которой был назначен начальником штаба части.

В этой должности он прослужил до 1976 г., принимал активное участие в постановке на боевое дежурство ракетного полка, нёс боевое дежурство на командном пункте. В этот же период выполнял правительственное задание по уборке урожая в Краснодарском крае в Кустанайской области в качестве начальника штаба автомобильного батальона. В 1976 г. переведён в управление ракетной армии на должность офицера штаба, где нёс боевое дежурство на командном пункте объединения. В связи с проводимыми организационными мероприятиями и достижением предельного возраста в 1978 г. уволился в запас по выслуге лет.

На гражданке 27 лет трудился в народном хозяйстве, был военруком в школе №15 и начальником отдела на заводе ВПО «Точмаш» г. Владимира.

За ратный труд Анатолий Григорьевич награждён медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд в ВОВ», юбилейными и ведомственным наградами. В 1974 г. полковник А. Г. Макаров занесён в Книгу Почёта Ракетных войск стратегического назначения, является ветераном ВОВ и ветераном военной службы.

Николай Александрович Химичев

Химичев Николай Александрович — педагог, заслуженный работник физической культуры РФ. Родился 21 января 1932 г. После суворовского училища продолжил образование в Рязанском пехотном училище. В дальнейшем служил на строевых должностях в Китае и на Дальнем востоке (Приложение 6). В 1956 г. демобилизован в связи с большим сокращением в армии. Вернулся в родной Новочеркасск и стал работать преподавателем физического воспитания в учебных заведениях города.

В 1961 г. успешно окончил заочно Ростовский государственный педагогический институт, факультет физического воспитания. Ряд лет избирался председателем горсовета, городского спортивного союза. Был членом ЦС ДСО «Труд». Много сил приложил для сооружения стадионов заводов электровозостоительного, постоянных магнитов, синтетических продуктов.

Ряд лет Н. А. Химичев работал преподавателем физического воспитания в средней школе №5, тренером в детско-юношеской спортивной школе. С 1972 г. - руководитель физического воспитания в механико-технологическом техникуме. Здесь при его участии построены залы аэробики и тренажёрный, оборудованы спортивные площадки.

Команда техникума, которую тренировал Химичев, была чемпионом Ростовской области и призёром ЦС ДСО «Урожай». В 1980 г. спортсмены техникума стали призёрами первой спартакиады среди специальных учебных заведений СССР, а в 1989 г. техникум занял первое место во Всесоюзном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы.

Заключение


В настоящее время в России существуют десять суворовских военных училищ Минобороны РФ - Екатеринбургское, Казанское, Московское, Московское военно- музыкальное, Пермское, Санкт-Петербургское, Северо-Кавказское (Владикавказ, Северная Осетия - Алания), Тверское, Ульяновское, Уссурийское (Приморский край), а также шесть суворовских училищ Министерства внутренних дел РФ - Астраханское, Грозненское (Чечня), Елабужское (Татарстан), Новочеркасское (Ростовская обл.), Санкт- Петербургское, Читинское (Забайкальский край).

За более чем 70 лет своей работы СВУ выпустили свыше 100 тыс. воспитанников. В числе выпускников - бывший глава МИД РФ и Совбеза РФ Игорь Иванов, директор Службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков, председатель ДОСААФ России Александр Колмаков, начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов, летчики-космонавты Герои Советского Союза Юрий Глазков и Владимир Джанибеков; режиссеры и сценаристы Борис Дуров и Геннадий Шпаликов, народный артист РФ Александр Пашутин, музыкант Стас Намин, тяжелоатлет Юрий Власов и другие.

Реализованное нами исследование позволяет сформулировать некоторые выводы:

1. Некоторые из выпускников СВУ отказались от военной карьеры и стали учёными, людьми искусства. Однако и их судьбы представляют определённый биографический интерес. Практически все бывшие суворовцы добились в жизни серьёзных успехов, состоялись в профессии, что говорит о том, что суворовское училище воспитывает в своих подопечных необходимые в жизни качества: целеустремлённость, ответственность за поступки, честность, мужество, патриотизм. 2. Приходится констатировать, что большинство суворовцев непосредственного участия в Великой Отечественной Войне не принимали.

Но всё же в судьбе каждого, о ком упоминалось в нашем исследовании остался след войны: они испытывали голод, прощались, часто навсегда, со своими отцами, братьями, матерями и сёстрами, работали на заводах и полях, обеспечивая фронт необходимыми припасами. Поэтому они, пусть даже опосредованно, косвенно, явились участниками ВОВ, подарив своим семьям мирное будущее — будущее после войны.

Список использованной литературы

  1. Кривошеев Г. Ф., Андроников В. М., Буриков П. Д. и др. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. (М) М., Вече, 2010г. 384 с.
  2. Кривошеев Г.Ф., Андроников В.М., Буриков П.Д. и др. Россия и СССР в войнах ХХ века. Книга потерь М. Вече 2010г. 624с.
  3. Сосин В. Суворовцы. Книга 1., М. 2018г. 411с.
  4. Чернушкин А.В. Русская армия XIX- начала ХХ века: Пехота - Кавалерия - Артиллерия. 1825-1914 М. Аст, Астрель 2004г. 180с.

Приложение 1. Кравчук Константин Кононович

сву 1сву 2



Приложение 2. Мищенко Николай Николаевич (на фото слева)

сву 3

Приложение 3. Сергиенко Иван Петрович


сву 4

Приложение 4. Шамшура Иван Васильевич

сву 5

Приложение 5. Макаров Анатолий Григорьевич (на первом фото — справа)

сву 6сву 7



Приложение 6. Химичев Николай Александрович (на обоих фото - первый слева)

сву 8сву 8


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет