Разработка содержания музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки для старших дошкольников

Тематика: 
Автор: 
Перина Ксения Сергеевна
Руководитель: 
Перина Ксения Сергеевна
Учреждение: 
МБУДО "Детская школа искусств" п. Комсомольский
Класс: 
0

Педагогом ДОУ в ходе работы над долгосрочным проектом в старшей группе "Разработка содержания музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки для старших дошкольников" была поставлена и реализована цель, разработать содержание музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки для старших дошкольников.

Подробнее о проекте:


В ходе проведения педагогического проекта в старшей группе детского сада на тему "Разработка содержания музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки для старших дошкольников" развивались музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с художественно ценными произведениями, с помощью различных видов музыкальной деятельности и учётом возможностей детей, а также накапливался опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, народной музыки.

В готовом педагогическом проекте в ДОУ на тему "Разработка содержания музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки для старших дошкольников" содержатся материалы проведенных воспитателем мероприятий с детьми и их родителями, в результате которых у детей развивается творческое воображение (образные высказывания о музыке), музыкальная восприимчивость, сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, расширяются знания о музыке.

Оглавление

Введение
1. Музыкальная культура ребенка.
2. Конспекты музыкального занятия «Музыка для детей».
Список литературы.

Введение


Дополнительное образование является составной частью общего образования. На сегодня качественным считается дополнительное образование, соответствующее постоянно изменяющимся социокультурным условиям, образовательным потребностям детей, развивающее у них мотивацию к познанию и творчеству.

Перед ДШИ встал важный вопрос: как в имеющихся условиях сохранять и развивать интерес к школе со стороны населения, детей? Как увлечь ребёнка музыкой, научить слышать и слушать, понимать, сопереживать, чувствовать её красоту, сформировать потребность выражать свои впечатления в творчестве?

Одним из вариантов решения проблемы определили – создание и разработка системы социального партнёрства МБУ ДО «Детская школа искусств» и МАОУ «Комсомольская СОШ».

За основу взаимодействия приняли наиболее распространённое понимание партнёрства – это объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели. Данный вид партнёрства является наиболее значимым для учреждений.

С одной стороны, детский сад призван удовлетворять заказ детей, родителей, общества в образовательных услугах, с другой стороны – развивать существующие и формировать более высокие образовательные и эстетические потребности, что является одним из условий формирования образовательных потребностей населения.

Определили цели взаимодействия:

  1. Создание условий для партнёрства
  2. Организация образовательного процесса
  3. Отбор содержания
  4. Изучение результатов взаимодействия

Для сотрудничества была выбрана форма - Музыкальный абонемент и занятия по Слушанию музыки. Два раза в четверть проходят встречи учащихся детской школы искусств и воспитанников детского сада. Темы определяются заранее и включаются в годовой план работы обоих учреждений.

Постепенно отбирались музыкальные произведения, наиболее понравившиеся ребятам, которые вызывали у них эмоциональные переживания, желание повторного слушания; отрабатывались навыки слушания и восприятия музыки во взаимосвязи с формированием творческих навыков выражения своих впечатлений в различных видах музыкальной деятельности – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, песенном творчестве, музыкальных играх – сказках.

Интересно проходят тематические занятия, когда музыкальные произведения, имеющие одно название, но разных авторов сравниваются по содержанию, характеру.

Не менее интересны занятия, когда прослушиваются музыкальные произведения разных композиторов, но по родственной тематике, например: «Сказочные персонажи в музыке».

Кроме того, при планировании серии занятий с дошкольниками, важно соблюдение принципов доступности и постепенного усложнения знаний, возвращаясь к определённым характеристикам произведения или персонажа неоднократно, выделяя новые нюансы в их характере, поведении, звучании музыки.

Таким образом, были отобраны следующие темы: «Музыка для детей», «Сказочные персонажи в музыке», «Животный мир в музыке».

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкальное развитие формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте и жизни. Важно, чтобы уже в раннем возрасте рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность прочувствовать и понять её.

В детском саду дети воспитываются, в основном, на упрощённом по музыкальному языку репертуаре, а в семье и обществе слышат, как правило, развлекательную музыку. В результате, ребёнок не может постичь семантику музыкальной речи, «интонации» и особенности музыки разных эпох, стран и стилей, поэтому сотрудничество ДШИ и детского сада в организации музыкального воспитания дошкольников обосновывает важность накопления музыкально – интонационного опыта восприятия искусства в различных видах музыкальной деятельности.

Таким образом, цель данной работы - разработка содержания музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки для старших дошкольников.

Для реализации цели необходимо решать следующие задачи:

  1. развивать музыкальные и творческие способности детей в процессе ознакомления с художественно ценными произведениями, с помощью различных видов музыкальной деятельности и учётом возможностей детей;
  2. накапливать опят восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, народной музыки;
  3. развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке);
  4. развивать музыкальную восприимчивость, сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;
  5. расширять знания детей о музыке.

Данные задачи едины для всех дошкольников, но возможности детей в разном возрасте различны. Поэтому педагог должен учитывать уровень развития детей разных возрастных групп.

Объект данной работы: Сотрудничество ДШИ и детского сада в организации музыкального воспитания старших дошкольников.

Предмет: Организация музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки.

Приобщение дошкольников к ценностям музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка.

Музыкальная деятельность позволяет формировать у ребёнка эстетическое восприятие искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, поэтому формирование основ музыкальной культуры – актуальная задача сегодняшнего дня. Важно, чтобы ребёнок слушал произведения высокого искусства и мог оценить их.

В данной работе представлены теоретическая и практическая часть, в которых отражены принципы, содержание (конспекты занятий), методы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Музыкальная культура ребенка


Музыкальная культура ребёнка – это интегративное качество, которое формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно – ценностного опыта творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально – эстетического сознания – эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале, рождающего эмоционально – оценочное отношение ребёнка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядро понятия «музыкальная культура» - эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте, основ вкуса, желания слушать шедевры музыкального искусства.

Центральное место в разработке содержания музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки занимает развитие творческого слышания музыки, которое способствует музыкальной, музыкально – двигательной, художественной активности детей.

Содержание музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки во многом определяется репертуаром. В разработке конспектов занятий использованы произведения мировой художественной культуры, так как именно в дошкольном возрасте формируется чувство вкуса, красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Важное значение имеет доступность музыкальных произведений. Необходимо, чтобы произведения были небольшой протяжённости звучания, привлекательных тем и сюжетов, содержание музыки соответствовало эмоциональному опыту ребёнка. Содержание конспектов включает в себя произведения, доступные детям.

Основной принцип построения содержания музыкального абонемента и занятий по Слушанию музыки – тематический. Данный принцип позволяет раскрыть детям особенности музыки, выразительных средств и связи искусства с жизнью, способствует поддержанию интереса к музыке.

В 2012 – 2013 учебном году были выбраны следующие темы: «Музыка для детей», «Сказочные герои в музыке», «Животный мир в музыке».

Первая тема - «Музыка для детей» - является сквозной темой. Многие зарубежные и русские композиторы - классики писали музыку специально для детей: П.И. Чайковский, А. Гречанинов, Э. Григ, Р. Шуман, С. Майкапар, С. Прокофьев, Г. Свиридов, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Й. Гайдн, Ж. Бизе и другие.

Вторая тема - «Сказочные герои в музыке» - включает в себя пьесы со сказочным содержанием, которое дети инсценируют, передавая при этом характер персонажей в движениях, пантомиме, рисунках. Она позволяет развивать творческое воображение.

Третья тема – «Животный мир в музыке» - даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.

В содержании музыкального абонемента и занятий по слушанию музыки используются следующие методы и приёмы музыкального воспитания детей: наглядный, словесный, практический. Они формируют музыкальное мышление детей, развивают творческое воображение, вызывают эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.

Основная форма организации детей – музыкальный абонемент и занятия. Они включают в себя различные виды музыкальной деятельности, способствуют эмоциональной увлечённости детей музыкой, творческой активности. Очень важно, чтобы музыка звучала не только на занятиях Слушание музыки, но и в повседневной жизни детского сада: слушание знакомых музыкальных произведений, игры – сказки, музыкальный театр, беседы – концерты и т.д.

Важно, чтобы ребёнок чувствовал заинтересованное отношение к музыке близких ему взрослых, чтобы музыка звучала и в семье.

Важно донести до ребёнка, что музыкальное искусство содержательно. Необходимо дать понять, что музыка всегда выражает какое – либо настроение, переживания, чувства. Например, шум ветра может быть передан в музыке нежным, ласкающим, а может быть грозным, страшным, злым. Необходимо обратить внимание на то, что дети с лёгкостью определяют темп, динамику, регистр произведения. Но нужно донести до детей, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь. Чтобы её понять и прочувствовать музыку, необходимо очень внимательно и сосредоточенно вслушиваться в неё.

Конспект музыкального занятия «Музыка для детей»


1. Класс: старшая и подготовительная группа МАОУ «Комсомольская СОШ».

2. Предмет: слушание музыки.

3. Тема: Музыка для детей.

4. Цель: развитие интереса к слушанию музыки у детей дошкольного возраста.

5. Тип учебного занятия: комбинированный.

6. Используемые приемы, методы, технологии:

Приемы:

  • беседа;
  • прослушивание музыкальных произведений;

7. Форма организации: концерт.

Участники: учащиеся и преподаватели музыкального отделения

МБУ ДО «Детская школа искусств»;

Ведущая: преподаватель Перина Ксения Сергеевна

8. Оборудование:

Для преподавателя Для учащихся
1. Фортепиано
2. синтезатор
3. Стул
4. 3 мольберта
5. стол
6. магнитофон
7. портрет П.И.Чайковского
8. сборник «Детский альбом» П.И.Чайковский
9. иллюстрация «игра в лошадки»
10. аудиозапись произведения «Игра в лошадки»
11. Куклы: тряпичная и фарфоровая
12. аудиозапись «Новая кукла»
1. стул для каждого воспитанника

9. Формируемые компетенции.
1. Познакомить с понятием «музыка для детей».
2. Развивать интерес к слушанию и пониманию музыкальных
произведений;
3. Дать начальные сведения о творчестве для детей П.И. Чайковского;
4. Продолжить знакомство с концертно – исполнительской
деятельностью учащихся 1 – 2 классов ДШИ.
10. Предварительная работа:
1. подготовка конспекта музыкального занятия;
2. отбор произведений для слушания;
3. подготовка учащихся ДШИ к выступлениям на концерте.

ХОД музыкального занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте дети и взрослые!
Есть на земле одна страна,
Зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить!

Сегодня я вас приглашаю в музыкальную страну! В эту страну мы отправимся вместе с учащимися детской школы искусств.

- Ансамбль младших классов. Ж.Металлиди «Музыкальная страна».

2. Основная часть.

Вопросы:

  • Вам нравится петь песни, слушать музыку?
  • Вы знаете, что такое «детская музыка»? (ответы детей)

Детская музыка - это музыка, которую сочинили композиторы специально для детей (для того, чтобы они её слушали, пели или исполняли на каком – либо музыкальном инструменте).

-о чем может рассказать детская музыка?

Музыка для детей интересная и увлекательная. Под неё можно танцевать и даже маршировать. Иногда мы можем услышать в ней шум дождя, вой ветра, лай собаки, пение птиц и многое другое.

Произведения П.И.Чайковского для детей

А) Музыку для детей сочиняли многие композиторы. Сегодня я хочу познакомить вас с музыкой известного русского композитора Петра Ильича Чайковского (портрет). Дети, вам знаком этот композитор?

Пётр Ильич Чайковский очень любил общаться с детьми. Он написал несколько произведений для детей и объединил их в одном альбоме. Он называется: «Детский альбом». Его Петр Ильич посвятил своему племяннику - Володе Давыдову. (показать сборник)

Б) «Игра в лошадки». Предлагаю вам послушать произведения из альбома. Знаю, что очень многие мальчики любят представлять себя смелыми всадниками и часто играют в лошадки. Пётр Ильич тоже это знал, он очень любил наблюдать за детьми и написал музыку, которую так и назвал «Игра в лошадки». (показ иллюстрации на мольберте указкой)

В) Сейчас мы послушаем запись этого произведения, а вы внимательно послушайте и скажите: изображает ли музыка игру в лошадки?

(слушание аудиозаписи «Игра в лошадки» П.И.Чайковского из цикла «Детский альбом»)

- Ребята, я очень рада, что вы так внимательно слушали эту музыку.

- Скажите, пожалуйста, почувствовали ли вы, что она действительно изображает игру в лошадки? Как композитор подсказал нам этот образ?

(ответы детей)

- Молодцы! Надеюсь, вам понравилось это произведение.

«Новая кукла». С нами на занятии 2 разные куклы. Я принесла показать их вам. Они помогут понять ещё одно произведение Петра Ильича Чайковского. Хочу рассказать вот какую историю. Когда – то давно во Франции жила – была маленькая девочка, которую звали Колет, и была она сиротой.

Её приютила одна семья, но относились там к девочке очень сурово: никогда не хвалили, заставляли выполнять тяжёлую работу, собирать хворост в дремучем лесу. У бедной Колет не было игрушек, только старая тряпичная кукла, с которой девочка играла тайком, когда её никто не видел. Жалко вам девочку? Но не переживайте, у этой печальной истории хороший конец: однажды маленькую сиротку забрал к себе добрый незнакомец. Он очень заботился о девочке, и представляете, сразу же купил ей прекрасную новую куклу, которая стояла в витрине магазина и так нравилась Колет.

(показ кукол на столе)

Интересная история? Скажите, а вы любите, когда вам дарят новые игрушки? Что вы чувствуете при этом? Сейчас мы послушаем произведение, которое так и называется «Новая кукла».и вы попробуйте в музыке почувствовать радость девочки!

(аудиозапись «Новая кукла» П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом»)

- Скажите, как звучит музыка? Смог ли композитор передать состояние радости и восторга? Как звучала музыка?

- Молодцы! Действительно музыка стремительная, взволнованная, радостная и игривая.

«Баба Яга». Пётр Ильич Чайковский, как и вы, дети, очень любил слушать сказки, поэтому он написал музыку про одного сказочного героя, которого вы все, конечно, знаете. Послушайте загадку: «Нос крючком, голова торчком, на ступе летает, помелом заметает?» (Баба Яга)

- Ребята, как вы думаете, какой должна быть музыка, чтобы передать появление Бабы Яги?

(дети высказывают своё мнение, педагог комментирует их ответы)

- Молодцы! Музыка про Бабу Ягу должна быть немного страшная, напряжённая, быстрая, ведь она не ходит, а летает в ступе.

- Посмотрите на эту картинку (показ иллюстрации на мольберте указкой ).

- Сейчас я сыграю пьесу Чайковского «Баба Яга», вы внимательно слушайте и подумайте, так ли, как мы, Пётр Ильич представлял себе Бабу Ягу. (Педагог исполняет на фортепиано произведение «Баба Яга» из цикла «Детский альбом»)

Согласитесь, мы с вами почти точно описали характер музыки для Бабы Яги.

Я вижу, что вам понравилась эта музыка, и думаю, что в группе или дома вам захочется нарисовать Бабу Ягу, возможно, придумать про не ё загадки.

- Дети, какие произведения Петра Ильича Чайковского мы слушали?

- Молодцы! Верно: «Игра в лошадки», «Новая кукла» и «Баба Яга».

- Надеюсь, вам понравились пьесы Петра Ильича Чайковского, которые вы сегодня услышали.

3. Заключительная часть.

Произведения для детей сочиняли и другие композиторы. Ребята, которые обучаются в нашей школе искусств не только учатся слушать музыку, но, и обучаясь на музыкальном отделении, учатся её исполнять сами.

Они с удовольствием покажут, чему они уже научились.

(концертные номера учащихся 1 -2 классов Детской школы искусств)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Конспект музыкального занятия «Сказочные герои в музыке»


1. Класс: старшая и подготовительная группа МАОУ «Комсомольская СОШ».

2. Предмет: слушание музыки.

3. Тема: Сказочные герои в музыке

4. Цель: развитие интереса к слушанию музыки у детей дошкольного возраста

5. Тип учебного занятия: комбинированный.

6. Используемые приемы, методы, технологии:

Приемы:

  • беседа;
  • прослушивание музыкальных произведений;

7. Форма организации: концерт.

Участники: учащиеся и преподаватели музыкального отделения

МБУ ДО «Детская школа искусств»;

Ведущая: преподаватель Перина Ксения Сергеевна

8. Оборудование:

Для преподавателя Для учащихся
1. Фортепиано
2. синтезатор
3. Стул
4. 5 мольбертов
5. стол
6. магнитофон
7. портрет П.И.Чайковского
8. сборник «Детский альбом» П.И.Чайковский
9. иллюстрация «Баба Яга»
10. аудиозапись произведения «Баба Яга»
11. портрет Н.А.Римского – Корсакова
12. книга А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
13. иллюстрации к опере Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»)
14. аудиозапись отрывков из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда»)
1. стул для каждого воспитанника

9. Формируемые компетенции.

  1. Познакомить со «сказочными» музыкальными произведениями;
  2. Развивать интерес к слушанию и пониманию музыкальных произведений;
  3. продолжить знакомство с произведениями для детей П.И.Чайковского;
  4. Дать начальные сведения о творчестве Н.А. Римского - Корсакова;
  5. Продолжить знакомство с концертно – исполнительской деятельностью учащихся 1 – 2 классов ДШИ.

10. Предварительная работа:

  1. подготовка конспекта музыкального занятия;
  2. отбор произведений для слушания;
  3. подготовка учащихся ДШИ к выступлениям на концерте.

Ход занятия

1. Организационный момент:

- Здравствуйте дети и взрослые!

- Есть на земле одна страна,

Зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их открывают руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить!

- Ансамбль младших классов.

2. Основная часть:

Сегодня я вас вновь приглашаю в музыкальную страну!

- Ребята, вам нравится читать и слушать сказки? (ответы детей)

- Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о сказочных героях в музыке.

- Ребята, сейчас вы прослушаете отрывок музыкального произведения, которое мы слушали на прошлом занятии. Может быть, кто – нибудь из вас вспомнит название этой музыки и имя композитора, который её написал.

(Педагог исполняет отрывок произведения «Баба Яга» из цикла «Детский альбом» П.И.Чайковского)

- Молодцы! В каких сказках герои встречаются с Бабой Ягой? Как ещё её называют?

(дети перечисляют сказки, педагог помогает)

- Ребята, как вы думаете, какой должна быть музыка, если мы хотим рассказать о ней?

(дети высказывают своё мнение, педагог комментирует их ответы)

- Молодцы! Музыка про Бабу Ягу должна быть немного страшная, напряжённая, быстрая, ведь она не ходит, а летает в ступе.

- Посмотрите на эту картинку (показ иллюстрации на мольберте указкой ).

- Сейчас мы услышим пьесу П.И.Чайковского «Баба Яга» и решим, так ли, как мы, П.И.Чайковский представлял себе Бабу Ягу.

(запись пьесы «Баба Яга» из цикла «Детский альбом»)

Я вижу, что вам понравилась эта музыка.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным русским композитором Николаем Алексеевичем Римским – Корсаковым. Он очень много написал произведений для самых различных музыкальных инструментов, но его самым любимым занятием было сочинение сказочных опер.

(показ на мольберте портрета композитора)

- Ребята, вы знаете, что такое опера? Кто – нибудь из вас был в театре в г.Перми? Опера – это такое музыкальное представление, где на большой сцене артисты, певцы театра исполняют, поют музыкальные пьесы, а им подыгрывает (аккомпанирует) симфонический оркестр.

- Дети, сейчас я прочту отрывок из сказки, вы внимательно прослушайте его и подумайте, из какой он сказки?

Сказка о царе Салтане»)

- «Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житьё не худо.
Вот какие там три чуда….

- Сегодня мы познакомимся с оперой Н.А. Римского - Корсакого «Сказка о царе Салтане». В этой сказке есть три чуда.

- «Есть там белка, что при всех золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе –
«Во саду ли, в огороде».

(показ иллюстрации на мольберте указкой)

- Сейчас вы прослушаете музыкальный отрывок из оперы. Слушайте внимательно.

- Ребята, какая здесь белочка? Что она делает? Что вам подсказало в музыке?

- «А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря
».

(показ иллюстрации на мольберте указкой )

- Ребята, скажите, какие богатыри? (сильные, смелые, мужественные, отважные, бесстрашные и т.д.)

- Молодцы! Сейчас вы прослушаете музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане». Слушайте внимательно и подумайте, какая здесь музыка.

- «Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
А сама-то величава,
Выступает, словно пава.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».

(показ иллюстрации на мольберте указкой )

3. Заключительная часть:

- Сегодня к вам пришли ученики детской школы искусств. Они подготовили небольшие детские музыкальные произведения.

- Морозова Ксения сыграет для вас «Колыбельную» И.Филиппа. Класс Периной К.С.

- Рафикова Настя. И.Шитте «Прелюдия». Класс Периной К.С.

- Булатов Никита исполнит песню «Журавушка» Е.Зарицкой. руководитель Борисова Н.Ф., концертмейстер Потеряева Ю.В.

- Рожкова Дарья исполнит «Весёлый эльф». Класс Жуковой Т.Ф.

- Мартюшева Маша. И.Бах «Волынка». Класс Периной К.С.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Для написания данной работы были использованы ресурсы сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет