Проект "Pump your English up: Английский для нефтяников"

Рейтинг: 13

Английский для нефтяников
Автор: 
Акулов Булат, Вегеш Иван, Куринной Иван
Руководитель: 
Опиева Ольга Викторовна
Учреждение: 
МКОУ "Карымкарская СОШ", п.Карымкары, ХМАО-Югра Тюменской области
Класс: 
7

В ученическом исследовательском проекте по иностранному языку на тему "Pump your English up: Английский для нефтяников" автором была поставлена цель, изучить все, что связано с профессиональной деятельностью в области нефтедобывающей промышленности, в частности - определить степень необходимости владения английским языком и терминологией в этой сфере.

Подробнее о проекте:


Индивидуальная исследовательская работа по иностранному языку на тему "Pump your English up: Английский для нефтяников" направлена на повышение мотивации сельских школьников в изучении английского языка, а также показывает перспективу карьерного роста в нефтегазовой индустрии при условии владения иностранным языком. Поэтому в работе предложены разные варианты овладения профессиональной английской лексикой нефтянника.

В рамках готовой исследовательской работы по иностранному языку на тему "Pump your English up: Английский для нефтяников" учащимися 7 класса школы было проведено анкетирование среди обучающихся первого предпрофильного Нефтегазкласса МКОУ «Карымкарская СОШ» и родителей о значимости английского языка в будущей профессии, а также изучены и найдены подходящие пособия по нефтегазовому английскому для самообразования учеников

Оглавление

Введение
1. Профессиональная деятельность нефтяников.
1.1. Разные грани одного дела.
1.2. Профессия престижная и перспективная.
2. Роль английского языка  в нефтегазовой промышленности.
2.1. Английский язык как конкурентное преимущество современного нефтяника.
2.2. Исследование на выявление отношения обучающихся и родителей МКОУ «Карымкарская СОШ» к значимости изучения английского языка для личностного и профессионального развития детей.
Список использованной литературы

Введение


На сегодняшний день нефтегазовая индустрия имеет огромное значение для настоящего и будущего мировой экономики всех стран и служит одной из самых востребованных среди кандидатов на трудоустройство. В 2017 году в МКОУ «Карымкарская СОШ» открылся первый в Октябрьском районе Нефтегазкласс, основной целью которого является создание высокообразованного, квалифицированного, подготовленного к работе кадрового резерва для нефтяных компаний.

Мы учимся в 7 предпрофильном классе. Таким образом, свою дальнейшую жизнь планируем связать с нефтегазовой промышленностью и нам интересно все, что связано с данным родом занятий.

В 2020 году нам, будущим девятиклассникам, предстоит сдача обязательного основного государственного экзамена по английскому языку. Но отнюдь не у всех обучающихся класса проявляется интерес к изучению иностранного языка. Ребята часто произносят такие фразы: «Английский нам не нужен», «В жизни он нам не пригодится», «Нам лень его учить».

Поэтому мы захотели узнать, а многим ли нефтяникам нужен английский язык, насколько часто они с ним встречаются на рабочем месте, кому из них он помогает продвинуться по служебной лестнице? Все эти вопросы обусловили выбор темы и актуальность исследования.

Гипотеза основана на предположении о том, что знание иностранного языка стало жизненно необходимым для большинства работников нефтегазовой сферы.

Цель работы – повысить мотивацию сельских школьников в изучении  английского языка и показать перспективу карьерного роста в нефтегазовой индустрии при условии владения иностранным языком.

Объектом исследования является профессиональная деятельность сотрудников нефтедобывающих промыслов.

Предмет исследования – роль английского языка в нефтегазовой отрасли.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • подробно познакомиться с профессией нефтяник и ее особенностями.
  • проанализировать мнения работников нефтегазовой промышленности относительно изучения иностранного языка.
  • провести анкетирование среди обучающихся первого предпрофильного Нефтегазкласса МКОУ «Карымкарская СОШ» и родителей о значимости английского языка в будущей профессии.
  • изучить и найти подходящие пособия по нефтегазовому английскому для самообразования учеников.

При написании научно-исследовательской работы использовались следующие методы:

  • экспериментальный (для анкетирования и определения необходимости владения английским языком);
  • поисковый и описательный (для анализа языковых факторов);
  • аналитический (для сопоставительного сравнения отобранных данных).

Данная работа делится на две части: теоретическую и практическую. Первая глава содержит информацию о многообразии должностей и направлений работы в нефтегазовой отрасли, а также рассмотрены достоинства и плюсы профессии нефтяника. Во второй главе представлены результаты обработки полученных данных опроса работников ОАО «Сургутнефтегаз», обучающихся и родителей МКОУ «Карымкарская СОШ» о значимости изучения английского языка нефтяниками. Также ребятам представлен список пособий, которые бы помогли в изучении лексики английского языка, связанной с нефтегазовой промышленностью.

Практическая значимость работы заключается в том, что она еще раз убедительно доказывает актуальность английского языка в современном обществе.

Профессиональная деятельность нефтяников


Нефть – одно из самых дорогих полезных ископаемых в мире. Его добычей занимаются представители разных специальностей, которых объединяет профессия нефтяник. Для получения любой из специальностей, востребованных в этой сфере, требуется технический склад ума и глубокие знания таких предметов, как математика, физика, география или химия (в зависимости от выбираемого направления) [11].

Все профессии нефтедобывающей отрасли можно разделить на три группы:

Специальности, связанные с поиском новых месторождений

К ним можно отнести профессии геолога, геофизика, геодезиста и т.д. Эти люди проводят огромную работу по изучению строения и движения земной коры, по исследованию и оценке грунта, по сбору образцов различных пород. На основании полученных данных делаются предположения о возможном месте расположения месторождения нефти и газа. После чего проводятся дополнительные исследования на местности. Если теоретические предположения подтверждаются в ходе практических изысканий, и новое месторождение оказывается достаточно богатым, то начинается его разработка [9].

При этом все специалисты, занимающиеся разведкой нефти и газа, могут работать как в полевых условиях, так и в офисах. Поскольку одни из них занимаются сбором образцов, а другие их анализом. Обе эти ветви одинаково важны.

Но каждая имеет свою специфику:

  • К тем, кто собирает необходимые данные, прежде всего, стоит отнести полевых геологов, сейсмиков и геофизиков. Они проводят свое рабочее время в сложных условиях: живут в палатках, готовят на костре, долгое время обходятся без элементарных удобств. Для кого-то их работа – романтика, для большинства же – тяжелый труд и самоограничение.
  • Анализ предоставленных образцов и обработку результатов проводят в стационарных условиях. Этим занимаются конторы, объединяющие под своим крылом несколько крупных отделов. В них трудятся геологи и геофизики, способные грамотно произвести лабораторный и научный анализ собранных в полевых условиях данных и безошибочно указать места расположения месторождений.

Вот что говорит о своей профессии главный геолог Березитового рудника Олег Можаров: «Геологи – люди, которые идут впереди всех и работают в самых жестких условиях. Это тяжелый будничный труд. Эта профессия требует постоянного пополнения багажа знаний, поскольку наша работа во многом зависит от геологического района. А особенности специфики отдельных территорий в учебных заведениях не преподают. Чтобы выпускник стал специалистом, нужно лет пять практики. Если предстоит перебраться в другой геологический район, придется учить заново».

Но, как уже сказано выше, даже геолог-нефтяник вовсе не обязательно работать в поле. Это может быть обычный конторский служащий. Как правило, прежде чем сесть в офисном кабинете, нужно доказать свой высокий профессионализм в поле. Ведь только тот, кто представляет себе все тонкости этого дела, способен грамотно провести анализ собранных другими данных.

Профессии, имеющие отношение к разработке найденных месторождений и добыче полезных ископаемых.

К ним, прежде всего, стоит отнести мастеров бурения, бурильщиков и помощников бурильщиков. Однако руководят их работой опять же геологи и геофизики, имеющие высшее и среднее профессиональное образование.

Эти люди приступают к работе после того, как проведена разведка и принято решение о возведении буровой и начале добычи нефти и газа в конкретном месте. Они, как правило, работают вахтовым методом, по несколько недель не бывая дома. В рабочее время эти специалисты живут в небольших вагончиках по несколько человек и обходятся минимальным уровнем комфорта.

Специальности, отвечающие за обслуживание буровых установок и персонала.

На каждой буровой кроме тех, кто занимается непосредственно добычей нефти и газа, ежедневно трудятся люди, отвечающие за обеспечение правильной работы буровой установки и создание минимального уровня комфорта. Это механики, слесари КИПиА, электрики, повара, посудомойки и т.д.

Каждый из этих специалистов выполняет на буровой те же функции, что и его коллеги, занятые на других производствах. Однако все они работают в экстремальных условиях, по несколько недель не бывая дома и не видя семьи [10].

В наши дни все перечисленные специальности являются весьма популярными в России. Выпускники нефтяных институтов всегда имеют отличные возможности для старта в жизни и для построения карьеры. Одним словом, выбирая профессию нефтяника, абитуриент точно не останется за бортом, ему гарантировано трудоустройство при способностях и желаниях. А что является мощнейшим стимулом при выборе данной профессии, мы расскажем в следующем разделе этой главы.

Профессия нефтянника престижная и перспективная


Выбор профессии недаром называют выбором всей жизни, ведь он во многом определяет судьбу каждого из нас. Чтобы не ошибиться, важно учитывать рейтинг самых популярных специальностей не только сегодня, но и в будущем, а также возможности для карьерного роста. Одной из самых перспективных для профессиональной самореализации сегодня является нефтяная отрасль, утверждают эксперты [10].

Оценивая уровень доходов работников нефтяной промышленности, стоит уточнить, что сегодня в России зарплаты нефтяников находятся на втором месте, после банковской сферы.

Сколько получают нефтяники можно судить по данным рекрутинговой компании Hays, которая в 2012 году провела масштабное исследование и подсчитала их заработные платы по всему миру.

Оказалось, что в России в месяц эта сумма составляла около 145 тысяч рублей или 57 тыс. 900 долларов в год. Кстати, иностранные рабочие заработали намного больше, чем россияне -  в среднем 151 тыс. долларов.

А вот в других странах цифры были следующие:

  • Самые низкие показатели оказались в Судане – 31 тыс. 100 долларов годового дохода;
  • Нефтяники-нигерийцы получили около 55 тыс. 100 долларов в год;
  • В Венесуэле сотрудники нефтяных компаний получили дохода на 62 тыс. 200 долларов в год;
  • Зарплата рабочих американского нефтегазового сектора составила 121 тыс. 400 долларов;
  • А наивысшие показатели у австралийских нефтяников – в среднем 163 тыс. 600 долларов в год;
  • Исследование также показало резкое снижение заработных плат в Иране, спровоцированное международными санкциями, на целых 27%, что составило 46 тыс. 900 долларов.
  • Росстат подтверждает, что сегодня доходы работников данной отрасли превышают среднероссийский показатель в 2,2 раза. В среднем обычные служащие получают 22 тыс. руб. в месяц, в то время как зарплаты нефтегазового сектора колеблются в районе 46-48 тыс. руб.

А довольствие сотрудников крупнейших нефтегазовых компаний России еще выше:

  • Финансовый отчет государственной компании «Роснефть» говорит о том, что в первом квартале 2014 года ее сотрудники получили месячное жалование в размере 141 тыс. руб.
  • В квартальном финансовом отчете «Лукойла» указана сумма в 161 тыс. руб. в месяц.
  • Ежемесячные выплаты работникам «Сургутнефтегаза» достигали 60-70 тыс. руб.
  • А рекордсменом в заработных платах своим сотрудникам стала компания «Газпром нефть» - здесь средняя зарплата нефтяников составляет 355 тыс. руб.

Сколько зарабатывает нефтяник зависит от многих факторов: региона, работодателя, должности и опыта специалиста:

  • Инженер, имеющий техническое образование и опыт работы 1-4 года зарабатывает 40-60 тыс. руб. в месяц в столице и 20-50 тыс. руб. в регионах.
  • Главный специалист с опытом работы 4-9 лет имеет доход 70-120 тыс. руб. в Москве и 50-100 тыс. руб. в регионах.
  • Менеджер отдельного технического направления с опытом работы 9-13 лет получает в среднем 150-220 тыс. руб. в Москве и 130-200 тыс. руб. в регионах.
  • Руководители высшего звена смело рассчитывают на зарплату в размере 250-300 тыс. руб. в Москве и 200-250 тыс. руб. в регионах.
  • нефтегазовой отрасли сегодня занято около 5 миллионов человек. И самым животрепещущим вопросом для них является влияние международных санкций на рост заработных выплат в 2015 году. 

На самом деле, эти данные не отражают реальную зарплату в дочерних предприятиях крупных нефтедобывающих компаний. Рядовые сотрудники получают на порядок меньше, но в масштабах страны даже их «относительно скромный» доход смотрится вполне прилично.

Мы пришли к выводу, что зарплата российского нефтяника и газовщика в значительной мере зависит от конкретного профиля его деятельности, региона, в котором он работает, а также финансовой политики организации, где он числится в штате.

Психологи выявили одно очень интересное правило. Человек зарабатывает, сколько в среднем зарабатывает его ближайшее окружение. Хотите зарабатывать как нефтяник – станьте им! Хотите зарабатывать больше – станьте продвинутым нефтяником! А что является конкурентным преимуществом современного нефтяника исследовано в практической части работы.

Английский язык как конкурентное преимущество современного нефтяника


Большинство иностранцев говорят на нескольких языках, а в нашей стране мало, кто знает хотя бы один иностранный язык. Интересно, что каких-то пятнадцать лет назад мы также прекрасно обходились без мобильных телефонов, а двадцать пять лет назад отлично себя чувствовали без компьютеров. Так почему же мы покупаем телефон, телевизор, учимся работать на компьютере, но не знаем иностранные языки? Ответ прост. Мы отлично понимаем, зачем нам телефон или компьютер, но совершенно не представляем, какие конкретные плюсы и возможности нам дает знание иностранных языков.

Ни для кого не секрет, насколько необходим иностранный язык в наше время. Даже многие работодатели отдают предпочтение специалистам, которые в письменной или устной форме упоминают о знаниях других языков, даже если для выполнения обязанностей на данной должности в нем нет необходимости.

В наше время английский язык играет чрезвычайно важную роль в таких сферах человеческой деятельности, как наука, техника, экономика, торговля, спорт, туризм. А с появлением всемирной сети Интернет он приобрел статус поистине международного. Согласно статистическим данным, около 80% Интернет-сайтов и 75% научной литературы написано на английском языке.

Стремительное развитие добычи нефти и газа, а также разработка и поиск новых запасов этого топлива создает спрос на специалистов, способных эффективно работать в любой стране. Здесь возникает проблема, связанная с владением иностранного языка. Ведь, чтобы оставаться высококвалифицированным и конкурентным специалистом нефтяной отрасли – знание английского языка становится обязательным.

Все теоретические положения, изложенные выше, были проведены нами на практике. В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования, т.к. он способствует накоплению массового эмпирического материала.

В контрольную группу входило 20 работников нефтегазодобывающих управлений открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз». В опросе приняли участие люди разных специальностей (от руководящих до рабочих должностей): заместитель начальника цеха по добыче нефти и газа, начальники управления по бурению, заместитель отдела «Экология», замерщик ЧР МГС, водители, уборщики производственных помещений, электромонтер по ремонту обслуживания электрооборудования, машинисты, вулканизаторщик, техник, геофизики, сварщик, инженер-эколог.

Диаграмма 1. Количество опрошенных руководителей, служащих и рабочих НГДУ ОАО «Сургутнефтегаз»

нефтянник 1

Сначала сотрудникам ОАО «Сургутнефтегаз» было предложено ответить на несколько вопросов:

  • Как часто в своей работе Вы сталкиваетесь с английским языком? В каких случаях?
  • Нужно ли нефтяникам изучать английский язык?
  • Есть ли перспектива карьерного роста в вашей организации при условии владения международным языком общения?
  • Есть ли какие-нибудь дополнительные выплаты, привилегии или другие формы поощрения за знание иностранного языка?

Диаграмма 2

нефтянник 2

Результаты исследования (Диаграмма 2) показали, что 25% трудящихся в нефтяной отрасли периодически сталкиваются с английским языком. В основном, это геологические и механические термины, инструкции к зарубежному оборудованию или компьютерные программы.

Эти люди понимают, что благодаря знанию языка можно прочесть руководство по эксплуатации зарубежной техники в оригинале, так как перевод иногда может исказить смысл текста. Возможны даже случаи, когда на зарубежное оборудование вообще отсутствует русскоязычная инструкция. А один респондент использует английский язык при наборе пароля для входа на рабочий стол своего компьютера или для ввода марок автомобилей не российского производства. Для некоторых английский язык является формой повседневного общения с иностранными партнерами при обмене опытом или во время выступлений на различных международных конференциях.

Но большая часть опрошенных (60% чел.) никогда не имела дела с английским языком в своей профессиональной деятельности. Как правило, такой отрицательный ответ давали сотрудники рабочих профессий (уборщики производственных помещений, водители и т.д.).

Диаграмма 3

нефтянник 3

На следующий вопрос о необходимости изучения английского языка работниками нефтегазовой индустрии (Диаграмма 3) 10 человек (50% из числа опрошенных) ответили утвердительно. Они признают, что знание иностранного языка – престижно, и это очень помогло бы им в их работе. К тому же, они считают, что он нужен не только для профессиональной деятельности, но и для личностного развития. Владение английским языком помогло бы им общаться вживую или посредством интернета с носителями языка. Одна участница анкетирования даже рассказала о том, что обучается в нефтегазовом техникуме, в котором преподается технический английский язык.

На вопрос о перспективе карьерного роста у нефтяника (Диаграмма 4), владеющего английским языком, именно в той организации, в которой он работает, 35% респондентов согласились с тем, что английский язык, безусловно, помог бы им продвинуться по служебной лестнице. 50% человек имеют противоположное мнение. 15% респондентов затруднились дать ответ на данный вопрос.

Диаграмма 4

нефтянник 4

В некоторых нефтяных компаниях в прямом смысле доплачивают сотрудникам за знание и применение иностранного языка. Так обстоят дела, например, в «Татнефти», как рассказал РБК начальник отдела кадров компании Рифдар Хамадьяров. Размер поощрения рассчитывается индивидуально – в зависимости от сложности работы с языком. При этом до 2016 года компания по умолчанию ежемесячно доплачивала 10% всем работникам, владеющим английским языком. Поэтому последний вопрос исследования затронул эту тему о стимулирующих выплатах.

Диаграмма 5

нефтянник 5

Из диаграммы 5 видно, что 75% работников ОАО «Сургутнефтегаз» с уверенностью заявляют, что дополнительных выплат за владение английским языком нет. 15% отвечающих не знакомы с подобными фактами. Тем не менее, 2 человека из числа опрошенных сказали, что слышали о подобных надбавках. Например, за получение призового места в английской секции на Молодежной научно-практической конференции победители награждаются почетной грамотой, ценными призами, премией и даже поездками в города России. Также они вспомнили, что можно получить денежное вознаграждение за написание научной статьи в газете «Нефтяник».

На последнем этапе анкетирования мы попросили сотрудников выразить свои мысли относительно данной темы. Все работники нефтегазовой индустрии сошлись во мнении, что владение английским языком является условием, продиктованным современным временем и пожелали обучающимся 7 класса учить английский язык, поскольку он может открыть дорогу в любую отрасль. Поэтому на вопрос о том, жалеют ли они, что не знают английский язык (многие учили немецкий язык), 70% респондентов ответили «да». А какие бы профессии они выбрали при условии владения международным языком, представлены в диаграмме 6.

Диаграмма 6

нефтянник 6

Таким образом, полученные результаты доказывают, что работа нефтяника отчасти связана с английским языком. Инструкции и технические паспорта к нефтяному оборудованию, с которыми они часто работают. Компьютерные программы, например, АСУ ТП (автоматическая система управления товарным парком) также на английском языке, и не каждый нефтяник сможет на ней работать.

Очень важно владеть информацией о современных технологиях добычи и нефти, методах работы с осложненным фондом, знать возможности нового оборудования, причем важен не только отечественный, но и зарубежный опыт. Один из вариантов повышения знаний – изучение специальной литературы, профессиональных журналов, в том числе и англоязычных. Наконец, Интернет. Без знания английского 99 процентов информации во «всемирной паутине» будут для вас недоступны, а ведь в Интернете есть и сайты производителей оборудования, и сайты сервисных и нефтедобывающих компаний.

Сейчас, например, для того, чтобы узнать, какие установки производит «REDA» или «Centrilift», не обязательно ехать на выставку, можно найти необходимую информацию в интернете.

И хотя, сейчас мы в большей степени ориентированы на оборудование российского производства: насосы, трубы, штанги, кабель. Тем не менее, необходимо знать зарубежные аналоги, их возможности, пусть и не проверенные на практике, а только декларируемые производителями. Наверное, вы слышали о том, что на наш рынок в этом году пришла компания BP – один из мировых лидеров добычи нефти, а это значит, что западные технологии получат широкий плацдарм для продвижения на территории России. Мы должны быть готовы к этому.

Более того, в нынешней ситуации кризиса и падения цен на нефть, многие нефтяные компании были вынуждены сократить свой штат и в первую очередь, это коснулось простых рабочих. В этом случае, сотрудник, владеющий английским языком, будет наиболее ценен. Ведь у знающего язык оператора больше шансов задержаться на своем рабочем месте или продвинуться по службе. Перед нефтяниками, которые владеют английским языком, открываются двери в такие зарубежные компании как Schlumberger или British Petroleum, а это, безусловно, заработок и престиж.

Практически каждая крупная компания имеет в активе связи с зарубежными фирмами. Иностранные делегации, командировки по обмену опытом, участие в научно-практических конференциях – владение английским языком необходимо везде. Хотя, для обычных штатных рабочих сотрудников, как показало исследование, знание иностранного языка необязательно. Но практически все участники исследования сошлись в одном, что навыки и умения общения на английском языке служит серьезным конкурентным преимуществом.

Исследование на выявление отношения обучающихся и родителей МКОУ «Карымкарская СОШ» к значимости изучения английского языка для  личностного и профессионального развития детей

Чтобы убедиться в актуальности данной проблемы, мы также провели социологический опрос среди обучающихся МКОУ «Карымкарская СОШ» с целью выяснить, осознают ли ребята важность и престижность изучения английского языка для будущей профессии нефтяника. В исследовании приняли участие 12 учащихся предпрофильного Нефтегазкласса.  

Таблица 1. Нужно ли учить английский язык? С какой целью?

Для путешествий и общения с иностранцами Для работы Для сдачи ОГЭ и ЕГЭ
7 чел. 3 чел. 2 чел.

В результате анкетирования (табл.1) было выявлено, что все опрошенные ребята считают необходимым и целесообразным изучение английского языка. Но ответы обучающихся на вопрос «С какой целью нужно изучать английский язык?» были самые различные. 58% ребят понимают, что английский важен для путешествий и общения с людьми из разных стран, 25% полагают, что он может пригодиться в работе, а 16% убеждены в том, что он нужен лишь для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Диаграмма 7

нефтянник 7

Полученные данные по следующему вопросу анкеты (Диаграмма 7) показывают, что 50% из опрошенных ребят уверены, что владение английским языком было бы полезным в их дальнейшей работе, поскольку это дает возможность свободно разговаривать, вести переговоры с иностранными коллегами. А 41% учащихся не считают обязательным изучение международного языка для их профессиональной деятельности. 1 респондент просто проигнорировал данный вопрос, не дал ни положительного, ни отрицательного ответа.

Таблица 2. Есть ли перспектива карьерного роста в нефтяной отрасли при условии владения английским языком? В чем она заключается?

ДА НЕТ
9 чел. 3 чел.

Из табл. 2 понятно, что 75% учеников класса видят перспективу карьерного роста по служебной лестнице при условии владения английским языком. Они считают, что зная этот язык, можно достичь определенных целей (например, переезд в другую страну).

Диаграмма 8

нефтянник8

Анализ ответов на вопрос «Хотел ли бы ты работать в какой-нибудь зарубежной нефтегазовой фирме?» показал, что процент желающих трудиться в иностранном офисе небольшой. Он составил всего 33%. 16% учащихся затруднились ответить на этот вопрос.

А 50% ребят категорично ответили «нет». Они все понимают (100%), что трудоустройство в нефтегазовой индустрии в любой стране мира возможно при владении международным языком общения. Хотя нашлись и такие ребята, которые бы предпочли изучать другой иностранный язык для того, чтобы работать за границей. 2 человека (16%) предпочли бы знать китайский язык, 2 человека – арабский, 1 обучающийся ответил, что изучал бы любой другой язык (не имеет значения).

На последнем этапе работы мы проанализировали мнения родителей школы относительно изучаемой проблемы. 10 респондентам были заданы похожие вопросы, что и детям:

  1. Как вы думаете, нужно ли изучать английский язык? Для чего?
  2. Необходим ли английский язык нефтяникам?
  3. Есть ли перспектива карьерного роста работника нефтяной промышленности при условии владения международным языком общения?
  4. Хотели ли бы Вы, чтобы ваш ребенок владел английским языком для дальнейшей возможности трудоустройства в нефтегазовой индустрии в любой стране мира?

На первый вопрос все родители единогласно согласились. Они считают, что  изучение английского языка очень важно в наше время, он стал неотъемлемой частью жизни (Диаграмма 9).

Диаграмма 9

нефтянник 9

При этом нельзя не отметить, что 80% респондентов сказали, что английский язык необходим в работе нефтяника, так как часто встречаются иностранные обозначения, аббревиатуры.

Кроме того, 90% опрошенных верят в перспективу продвижения по служебной лестнице в нефтяной компании при условии владения иностранным языком и хотели бы, чтобы их дети в будущем работали за рубежом.

Что касается вопроса о дополнительных привилегиях или надбавках за знание иностранного языка, и обучающиеся, и родители не знают ничего об этом. Хотя есть, например, официальный документ, Приложение 5 к Коллективному договору ОАО «Татнефть» от 27.01.2015 г. о надбавках за знание английского языка, в котором подробно прописаны суммы в зависимости от разряда.

Проанализированные нами результаты исследования позволяют выявить следующую закономерность – и школьники, и родители осознают, что наиболее востребованными и высокооплачиваемыми на современном рынке труда являются специалисты, имеющие знания в английском языке с учетом нефтегазовой отрасли. Они имеют гораздо больше шансов успешно трудоустроиться, построить карьеру, как в российских, так и в иностранных компаниях и в будущем иметь прекрасные профессиональные и жизненные перспективы.

Заключение


Изучив теоретические сведения и выполнив практическую часть, мы вернулись к выдвинутой нами гипотезе – является ли знание иностранного языка жизненно необходимым для большинства работников нефтегазовой сферы? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено анкетирование среди работников нефтегазодобывающих управлений ОАО «Сургутнефтегаз», которое отчасти подтвердило наше предположение.

Как показал опрос, 40% сотрудников не так часто, но все же сталкиваются с английским языком в своей работе. Например, при руководстве по эксплуатации оборудования или других технических и корпоративных документов. Респонденты говорили о том, что английский язык выступает в качестве рабочего языка профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров. В основном, такой опыт работы с английским языком описали сотрудники руководящих специальностей.

Подученные результаты анкетирования обучающихся 7 Нефтегазкласса и родителей подтверждают значимость английского языка в нефтяной промышленности. Они осознают, что современный продвинутый нефтяник – нефтяник, который обладает не только отличными профессиональными навыками, но и прекрасной языковой подготовкой.

Актуальность профессии нефтяника напрямую зависит от таких факторов, как место проживания специалиста, его согласия покинуть родной дом на период вахты. Нефтяники нужны там, где производится добыча нефти и для того, чтобы трудоустроиться, профессионалам приходится уезжать из родного города и даже порой из страны. А в современной обстановке кризиса и падения цен на нефть, многие нефтяные компании начали сокращать свой штат. Поэтому в данной ситуации знание и владение английским языком выступает конкурентным преимуществом любого нефтяника.

На наш взгляд, современный нефтяник должен быть специалистом высокого класса, владеть английским языком на уровне, позволяющем не только читать профессиональную иностранную литературу, но и владеть практическими навыками общения. Особенно это актуально для инженера-нефтяника. Поскольку многие нефтяные компании проводят разведывательно-поисковую деятельность углеводородов, а также деятельность по их извлечению из недр земли по всему миру, то хороший инженер-нефтяник имеет возможность трудоустройства. Хороший инженер-нефтяник – это высококвалифицированный специалист, который обладает хорошими теоретическими знаниями, практическими навыками и обязательно владеет хотя бы одним иностранным языком.

Сегодня звучит одна и та же проблема: дефицит высококвалифицированных специалистов международного уровня. Большинство инженеров-нефтяников приближаются к пенсионному возрасту, а заменить их пока некем. Именно дефицит профессионалов в мире вынуждает все западные компании Schlumberger, MI-Swaco, Halliburton, THK-BP обратить повышенное внимание дополнительной подготовке молодых специалистов.

Для геологов, которые стремятся устроиться на работу в иностранные нефтесервисные компании, знание английского будет одним из обязательных требований. Сейчас почти все нефтегазовые компании используют геологические программные комплексы  для построения виртуальных 3-D моделей нефтяных и газовых месторождений и интерфейсом на английском языке.

Наши отечественные геологи всегда хорошо ценились в международных компаниях, потому что они могут сочетать в себе качества, которые позволяют им работать вахтовым методом, жить в условиях Крайнего Севера, при этом всегда оставаться профессионалами своего дела. Американские и другие геологи иностранных компаний не могут похвастаться таким сочетанием профессиональных качеств.

Если вывести «формулу резюме» идеального кандидата для работы в западной компании в России либо за границей, то обязательным должны быть включены такие критерии, как выпускник ведущих нефтегазовых университетов, имеющий разговорный уровень английского языка, мобильность, желание постоянно повышать свой профессиональный уровень.

Все в наших руках! Мы сами строим свое будущее и карьеру!

А для того, чтобы полностью достичь поставленной цели нашей работы – повысить мотивацию обучающихся в изучении иностранного языка, чтобы этот процесс стал наиболее приятным и полезным, мы бы порекомендовали ребятам изучать английскую лексику нефтегазовой отрасли. Мы изучили огромное количество справочников, словарей. Но наиболее подходящими для себя мы находим 2 пособия OIL AND GAS (Oxford English for careers) и English for the Oil Industry. Они включают в себя полезную техническую лексику, разговорный английский, диалоги, тесты.

Успехов в изучении английского языка!

Список использованной литературы

  1. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия.//Учитель – 2001 - №1 – с.52-54
  2. Калянова Л.М. Знание иностранного языка – требование времени/ Л.М. Калянова.
  3. Локтюшина Е.А. Интегрированная профессиональная иноязычная компетентность как цель языкового образования/ Е.А.Локтюшина.
  4. Мосина М.Н. О применении практико-ориентированного проекта при обучении иностранному языку для формирования профессионально-коммуникативной компетенции/ М.Н.Мосина.
  5. Образцов П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие / П.И.Образцов, О.Ю.Иванова. – Орел: ОГУ, 2005. – 114 с.
  6. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учебное пособие/ Б.А. Сазонов. – М.:ФИРО – 2006. – 184 с.
  7. Совершенствование системы языковой подготовки аспирантов в техническом вузе.
  8. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие./ Под редакцией Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: