Проект "Плоскостопие и его профилактика"
В готовом исследовательском проекте по физкультуре на тему «Плоскостопие и его профилактика» ученик 5 класса дает определение понятий "плоскостопие" и "стопа", рассматривает основные функции стопы, изучает причины появления плоскостопия у детей.
Подробнее о проекте:
В ученической творческой работе по физкультуре «Плоскостопие и его профилактика» ученик 7 класса школы методом анкетирования установил степень распространенности плоскостопия среди учащихся 5б класса, изучил теоретические сведения о степенях и видах плоскостопия, выяснил, каким образом можно проводить профилактику плоскостопия и его лечение.
В исследовательской работе (проекте) по физкультуре и биологии о плоскостопии школьник на своем примере показал, как можно определить плоскостопие в домашних условиях и рассказал о таких методах коррекции плоскостопия, как ЛФК и массаж, физические нагрузки. Продуктом творческого проекта стали разработанные учащимся школы комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия.
Оглавление
Введение
1. Литературный обзор.
1.1. Стопа.
1.2. Стопа и ее функция.
1.3. Степени и виды плоскостопия.
1.4. Профилактика заболевания.
2. Исследовательская работа
2.1. Анализ научно-методической литературы.
2.2. Практическая часть.
2.3. Курс по оздоровлению в кабинете ЛФК на базе ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ».
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В последнее время плоскостопие встречается чуть ли не у каждого, причиной тому является малоподвижный образ жизни, не качественная обувь, рахит и нарушение обмена кальция и фосфора с раннего детства и т.д. Не которые даже не подозревают, что страдают плоскостопием, т.к. массово не проводятся обследования врачами ортопедами.
Эта тема нас очень заинтересовала, и мы решили написать исследовательскую работу, т.к. проблемы со стопой тоже есть.
Детская стопа имеет ряд морфологических особенностей. Пяточная часть сужена, а передняя более широкая. Нарушений рессорной функции связана с деформацией стопы. Дети страдающие плоскостопием, часто жалуются на быструю утомляемость, боль в голени, стопе. А в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах нижних конечностей.
Цель исследования: установить степень распространенности плоскостопия среди учащихся 5 б класса.
Задачи:
- Изучить литературу по теме.
- Провести практическую работу на выявление плоскостопия у учащихся 5 Б класса.
- Провести практический курс по оздоровлению в кабинете ЛФК на базе ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ».
- Разработать комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия.
- Дать рекомендации по коррекции плоскостопия ученикам и родителям учащихся.
Гипотеза: Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить!
Предмет исследования: степень распространения патологии стоп и способы коррекционно - профилактической помощи.
Объект исследования: учащиеся 5 Б класса МБОУ Ясногорской СОШ
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование для выявления плоскостопия, курс реабилитации, составление диаграмм, проектирование.
Результат проекта: Информирование школьников и родителей учащихся о необходимости лечения плоскостопия, о методах профилактики и коррекции заболевания.
Описание стопы
Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка.
Стопа является самым нижним отделом нижней конечности, это великие труженицы, не только принимают на себя всю тяжесть нашего тела, но и отвечают за работу других органов. Если случайно ноги попадают в холодную воду или замерзают, то признаки простуды: кашель, насморк, першение в горле, не заставят себя долго ждать.
От состояния стоп зависит работа не только дыхательных путей, но и органов слуха, зрения, мочеполовой системы, печени – и это далеко не полный список. Дело в том, что на стопах ног сосредоточено множество энергетических точек, через которые происходит воздействие на органы и системы организма. Определенные участки стопы, именуемые рефлексогенными зонами, имеют нервные окончания. Стопа состоит из 26 костей, 24 суставов и 32 мышц (22 – собственные мышцы).
Стопа и ее функция
Плоскостопие - это изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия тела и предохранения организма от тряски при ходьбе. Если нагрузка, действующая на стопу, уравновешивается крепкими связками и мышцами, в этом случае стопа функционирует нормально. В большинстве случаев плоскостопие возникает из-за слабости и переутомления мышц голени и стопы.
На первый взгляд, малозначащее для человека заболевание далеко не безобидно: известно, что такое явление, как плоскостопие, влечет за собой серьёзные осложнения, лечение которых может быть долгим, трудным и малоэффективным. Среди них – вросший ноготь, причиняющий мучительную боль при каждом шаге, развитие шпор, деформирующий артроз, проблемы с менисками коленных суставов, боли в позвоночнике. Да и многие другие проблемы, касающиеся опорно-двигательного аппарата, в немалой степени связаны с плоскостопием.
Степени плоскостопия
I степень Ослабление связочного аппарата, стопа не изменяет форму, боли и усталость в ногах возникают после длительной ходьбы или к вечеру. После отдыха боли и дискомфорт исчезают.
II степень Уплощение стопы определяется невооруженным глазом, исчезают своды стопы, стопа расширена и распластана. Боли становятся постоянные и более выраженные.
III степень Деформация стопы выражена, сопровождается поражением других отделов опорно-двигательного аппарата (артрозы, сколиозы, межпозвоночные грыжи). Постоянная боль в стопе, в голени, колене, возможно в бедрах, пояснице. Появляются головные боли. Человек с большим трудом переносит спокойную не продолжительную ходьбу и в обычной обуви передвигаться уже не может.
Различают несколько видов плоской стопы: поперечное, продольное, профессиональное, врожденное, травматическое, паралитическое, рахитическое и статическое.
Поперечное плоскостопие: уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счёт веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молоткообразной деформации среднего пальца
Продольное плоскостопие: уплощён продольный свод, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.
Профессиональное плоскостопие: формируется в результате длительного непрерывного стояния (парикмахер, продавец).
Врожденное плоскостопие: аномалии развития эмбриона.
Травматическое плоскостопие: формируется в результате переломов костей стопы или повреждение ее мышц.
Паралитическое плоскостопие: является паралич мышц, поддерживающий своды стоп (перенесенный полиомиелит, поражение спинного мозга).
Рахитическое плоскостопие: развивается в следствии снижения плотности костной ткани и ослабления мышечно-связного аппарата.
Статическое плоскостопие: развивается в следствии хронической перегрузки стоп. Это плоскостопие является самым распространенным.
Профилактика плоскостопия
В дошкольном возрасте важно улучшить состояние стопы и предотвратить формирование плоскостопия. Ведущее место отводится физическому труду и занятиям лечебной физкультурой. Занятия должны быть ежедневными и интенсивными, только тогда можно достигнуть положительного результата. Для обеспечения нормальной деятельности стопы определенные требования предъявляются и к обуви.
Так же необходим рациональный режим нагрузки на стопы. Полезно ходить босиком по песку, рыхлой почве, песчаному берегу водоема. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви. Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур, а также необходимо регулярно выполнять специальный комплекс упражнений.
- В течение 3-4 минут взрослый растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к пятке, затем массирует голень до коленного сустава.
- Ребенок садится на пол (колени полусогнуты) и собирает пальцами левой ноги мелкие предметы (например, ластик, шарик, карандаш), через 1-2 минуты ногу поменять.
- Ребенок зажимает карандаш пальцами левой стопы рисует различные фигуры, через 30-50 секунд ногу поменять.
- Ребенок садится на пол (колени полусогнуты), прижимая пятки к полу и в течении 30-50 секунд сгибает пальцы ног, постепенно продвигая пятки вперед, имитирую движения гусеницы.
- Ребенок садится на стул, ставит ступню на специальный мячик с шипами и катает его от носка к пятке и обратно.
- Ребенок в каждую руку берет по гантели весом 1 кг., ставит ноги вместе, руки вниз, на счет 1- приседает, вытягивает руки вперед, на счет 2- встает, опускает руки- продолжительность упражнения 30-50 секунд.
- В течении 30-50 секунд ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы – продолжительность упражнения 30-50 секунд.
- Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.
- 2 ребенка садятся друг на против друга и пальчиками ног захватывают теннисный мяч и перебрасывают друг другу (руками мяч брать нельзя)
- Так же хорошей профилактикой плоскостопия являются игры на свежем воздухе (футбол, волейбол, баскетбол).
Анализ научно-методической литературы
Изучив соответствующую литературу, что такое плоскостопие, причины появления плоскостопия, мы провели беседу и практическую работу с одноклассниками. Мы узнали, что такое плоскостопие, его виды и степени. Также узнали функциональные возможности стопы, диагностику и профилактику заболевания.
Мы поняли, что если систематически и последовательно применять специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, то можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.
Из 21 учащегося 5 б класса, в исследовании приняло участие 18 человек.
Тестирование по выявлению плоскостопия по методу В.А.Штритера
Возьмем лист белой бумаги, встанем на него мокрой ногой, получается след. Соединяем самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки (линия АК). Находим среднюю точку М. Затем проводим перпендикуляры АВ и МД от точек А и М. Находим точку пересечения МД со следом, обозначаем ее буквой С. Делим СД и АВ. Если получится число больше 0,33 то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке.
Клас с | Нарушение стопы | Нарушение стопы | |||||
Всего учащихся | Стопа сводчатая | Стопа сводчатая | Уплощенная | Уплощенная | Плоская | Плоская | |
5 класс Б | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
21 | 18 | 3 | 16,6% | 3 | 16,6% | 12 | 88,8% |
Анализируя полученные данные тестирования, были получены следующие результаты.
Оказалось, всего 16,6% нашего класса имеют сводчатую, т.е. нормальную стопу. 16,6% имеют уплощенную стопу, уплощение свода стопы приводит к развитию её деформации, что выражается в появлении вросшего ногтя, появление косточек на мизинце. При длительном отсутствии лечения может развиться деформирующий артроз колена, повреждение мениска, разболтанность колена. А 88,8% нашего 5 Б класса страдают плоскостопием, это очень большой процент, учитывая, что плоскостопие если его не лечить имеет очень много не приятных последствий.
Таким образом, работа по профилактике плоскостопия – это насущная необходимость, чем раньше она начата, тем лучше!
Ребятам были предложены комплексы упражнений и профилактика в кабинете ЛФК на базе ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ». Для родителей были предложены буклеты по предотвращению плоскостопия.
К
урс по оздоровлению в кабинете ЛФК на базе ГУЗ «Оловяннинская ЦРБ»
Начало занятия лечебно-оздоровительной физкультурой с 18.11-29.11.2019 г. 1345 длительность занятия составляла 45 мин., Инструктор по физической культуре занимался со мной по программе Бубновского. После ЛФК проводился оздоровительный массаж ступней и голеностопа продолжительность в 20 минут. Так же ежедневно провожу оздоровительные мероприятия в домашних условиях с использованием специального массажерного коврика, мяча, массажера для ступней. (фото добавлю)
После занятий ЛФК я проходил массаж стопы
Вначале массируют тыльную поверхность стопы от кончиков пальцев до голеностопного сустава с применением плоскостного поглаживания. После этого дистальными фалангами больших пальцев растирают межкостные мышцы, а также сосуды, заложенные в глубоких межкостных промежутках.
На подошвенной поверхности стопы используют поглаживание и следующие виды растирания: кругообразное гребнями согнутых пальцев; фалангами согнутых пальцев; кругообразное и прямолинейное подушечками больших пальцев.
После этого вновь проводят поглаживание от кончиков пальцев по направлению к голеностопному суставу.
Массаж голеностопного сустава. Четыре пальца растирают наружную поверхность голеностопного сустава, а большой палец — внутреннюю; кругообразное подушечками четырех пальцев с обеих сторон; основанием ладони в области лодыжек; прямолинейное основанием ладони и буграми больших пальцев; спиралевидное основанием ладони.
Массаж голеностопного сустава делают от пяточной кости — места прикрепления сухожилия — до места его перехода в икроножную мышцу. Применяют следующие варианты растирания: «щипцы» прямолинейные — четыре пальца растирают с наружной стороны, а большой — с внутренней (на правой ноге); прямолинейное подушечками и буграми больших пальцев; кругообразное подушечками четырех пальцев одновременно; кругообразное подушечками больших пальцев.
Для растирания ногу кладут на кушетку, стопа должна быть слегка разогнута. Подушечками всех пальцев делают круговые движения (попеременно фиксируют то четыре пальца, то один). Вначале растирают область, находящуюся под латеральной лодыжкой, затем переднюю часть сумки и, наконец, медиальную лодыжку. После этого массажист продвигает подушечки пальцев книзу, за пределы лодыжек, и выполняет растирающие движения в области пяточного сухожилия. Растирание заканчивают поглаживанием.
В области икроножных мышц применяют непрерывистую вибрацию в виде сотрясения (потряхивания). Затем массируют переднюю группу мышц — раздельно большеберцовую, длинный разгибатель пальцев и длинный разгибатель большого пальца. Используют следующие варианты поглаживания: прямолинейное; спиралевидное; «щипцы»; основанием ладони, а также разминания: подушечками четырех пальцев, фалангами пальцев.
Массируя заднюю группу мышц, массажист основное внимание уделяет икроножной мышце — раздельно массирует ее латеральную и медиальную головки. При массаже медиальной головки одновременно воздействуют на заднюю большеберцовую мышцу и сгибатели пальцев. Используют и продольное поглаживание двумя руками, поперечное и спиралевидное, а также разминания — ординарное (продольное и поперечное), двойное кольцевое, продольное подушечками больших пальцев, основанием ладони. Кроме того, делают непрерывистую вибрацию в виде потряхивания. При массаже левой ноги левая рука массажиста фиксирует стопу, и наоборот.
Если массаж проводят в положении лежа, большой палец правой кисти (при массаже левой ноги) движется по внутреннему краю, а остальные пальцы — по большеберцовой кости; большой палец левой руки — по большеберцовой кости, а остальные — по внутреннему краю икроножной мышцы. Особенно тщательно массируют пяточное сухожилие и место его прикрепления к бугру пяточной кости.
Заключение
Целью нашего исследования стало изучение заболевания ног, а именно плоскостопие, у школьников нашего 5 Б класса, а также был предложен комплекс упражнений, направленный на коррекцию и профилактику плоскостопия. В процессе исследования поставленные задачи - решены.
В ходе работы, мы изучили научную литературу, познакомились с методами диагностики плоскостопия, а также научились определять разные виды плоскостопия. Теперь, зная методы профилактики плоскостопия, мы можем дать советы ученикам класса и школы. В дальнейшем, мы думаем продолжить работу над данной темой и наблюдать динамику заболевания. Если регулярно выполнять профилактические коррекционные упражнения для снятия симптомов плоскостопия, улучшили состояние свода стоп.
Мы считаем, что реализация исследовательской работы позволит качественно улучшить состояние здоровья учащихся. А систематические коррекционные упражнения, которые я порекомендую, обязательно укрепят свод стопы. А для ребят с нормальным развитием стопы наш проект тоже полезен, поскольку он позволит повысить степень двигательной активности, укрепить общее состояние организма. Мы считаем, работу актуальной.
Список литературы
- Автор Александра Васильева «Самые эффективные методы лечения плоскостопия» Крылов, 2019
- Автор О.М. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нрушение осанки у детей» Москва, 2005
- Н.Г. Коновалова Н В. Коваленко «Сохраним стопы здоровыми» (Методические рекомендации для инструкторов и методистов лечебной физкультуры) Москва, 2015
- Интернет-источники
Приложение 1. Комплексы коррекционных упражнений для профилактики плоскостопия
Комплекс 1
И.п.: сидя на полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.
1. « Здравствуйте – до свидания» Совершать движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)
2.« Поклонились» Согнуть и разогнуть пальцы ног. (8 – 10 раз)
3. «Пальчики поссорились, помирились» Развести носки ног в стороны, соединить вместе. (3 – 4 раза)
4. «Пяточки поссорились, помирились» Развести пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)
5. «Гусеница пошла гулять» Стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы. (2 – 3 раза)
6. «Кружки» Ноги вытянуты. Совершать круговые движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6 раз)
И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.
7. «Ежик» Стопа опирается на мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него. (8 – 10 раз каждой стопой)
8. «Перенеси мяч ногами» Мячик лежит около ног справа. Захватить его стопами, поднять и переложить налево со словами: «Перекладываю мяч налево».
Сделать то же упражнение в обратном направлении. (4 – 6 раз)
9. «Покажи ежику солнце» Мячик зажат между стопами. Не сгибая колени, поднять ноги, удерживать их в таком положении на счет 1 – 3, опустить. (8 – 10 раз)
10. «Растянем ленточку» Около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны. (3 – 4 раза)
11. «Спрячь ленточку в домик» Поставив правую стопу на ленточку, по сигналу взрослого пальцами ноги подбирать ленточку под стопу. Повторить другой ногой.
И.п.: сидя на стуле.
12.«Нарисуй фигуру» Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры. (Квадрат, треугольник, стрелку, буквы)
И.п.: стоя.
13. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).
14. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
15. «Мишка косолапый» Ходьба на внешней стороне стопы.
Комплекс 2
1. «Балерина» Сидя, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.
Поочередное поднимание носков и пяток. Поочередное разведение носков и пяток.
2. «На пляже» Изобразить захват пальцами ног песок на пляже.
3. «Нарисуй кружок» Круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.
4. «Цапля» Стоя. Ходьба на носках. Спина прямая.
5. «Мыши» На носочках ходят мыши, так, чтоб кот их не услышал.
5. «Слон» Стоя. Ходьба на пятках. Носки повернуты внутрь. Тело необходимо держать прямо, дыхание не задерживать.
6. «Котенок»
а) Котенок крадется. Ходьба на цыпочках.
б) Котенок бежит. Бег на носочках.
в) Котенок прыгает, ловит бабочку. Мягкие подпрыгивания, опускаться нужно на всю ступню.
7. «Медвежонок» Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы. Руки на поясе.
8. «Веселые ножки» Сидя. Выставить одну ногу вперед на пятку, на носок, убрать под стул. То же с другой ногой. Повторить 4 раза.
9. «Пружинки» Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети в этот момент приподнимают носки, пятки прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок - отдыхай!
Повторить 3 раза.
10. «Массаж ступни» Сидя, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.
11. «Массаж подошвы» Растирание:
а) прямолинейное кулаком;
б) кругообразное фалангами согнутых пальцев.
Комплекс 3
1. «Качели» - перекаты с пятки на носок, руки на поясе;
2. «Пружина» - стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и опускать пятки. Темп средний.
3. «Малая гусеница»- сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад.
4. «Большая гусеница» - максимально согнуть стопы, носки на себя, перекатиться на носки и подтянуть пятки. Темп медленный.
5. «Строим мост» – согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Тоже левой ногой.
6. «Рыбка» - руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и.п., тоже левой.
7. «Маятник часов» - стопы касаются стоп партнера, одновременно повороты стоп вправо-влево. Стопы держать стопы вертикально.
8. «Шарики» - лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы.
9. «Я на солнышке лежу» - лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы.
10. «Танец жука, лежащего на спине» - ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание кистей и стоп.
Комплекс 4
1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходьба по палке.
5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.
7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
Комплекс 5 (с малым мячом)
1. «Шагающий, на мяче» - лёжа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперёд и назад.
2. «Вращающий мяч» - удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и.п.
3. «Жонглер» - сжать мяч в голеностопных суставах, перекаты мяча через ногу вправо и влево.
4. «Круговорот» - ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону.
5. «Летающий мяч». Дети сидят на полу и начинают подбрасывать ногами маленький мячик, не трогая его руками.
6. «Прогулка с шариками»- пробуя удержать пальцами ног по шарику, дети идут вперёд на внешней стороне ступни.
7. «Пингвины» - зажав мяч голеностопами, шагают, не уронив мяч.
8. «Прыжки с мячом» - зажав мяч между ступнями ног, дети прыгают на внешней стороне ступней.
Комплекс 6
1. Руки на пояс, перекаты с пятки на носок.
2. Одна нога выпрямлена вперёд, другая под стулом, смена положения ног.
3. Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуться в и.п.
4. Стопы вместе, руки на наружной стороне коленей, стремиться поставить стопы на наружный свод, руками оказывать незначительное сопротивление.
5. Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу.
6. Катание мяча стопами ног.
7. То же, одна нога на мяче, выполнять круговые движения стопой, затем смена положения ног.
8. «Карусель» - педагог держит в руках один конец верёвки, перед каждым ребёнком другой конец верёвки. Ребёнок пальцами стопы поднимает верёвку и начинает наматывать её на передний отдел стопы.
9. «Вяжи ногами». Дети сидят на полу, сгибают ноги в коленях и раздвигают их в стороны, ступни держат вместе. Пальцами ног берут по карандашу. На один карандаш набрасывают колечко с другого карандаша, как петлю при вязании. Затем на карандаш нанизывают несколько колец или же надевают все кольца сразу.
10. Сгибание и разгибание стоп. Поочерёдно, не отрывая пяток от пола.
Приложение 2. Буклеты по коррекции плоскостопия ученикам и их родителям
Профилактика плоскостопия
Профилактика плоскостопия (информация для учеников и родителей)
Систематическая работа по профилактике плоскостопия является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя, инструктора по физвоспитанию и родителей.
От сформированности стопы в значительной мере зависит формирование двигательной сферы.
Исключительное значение имеет укрепление опорно-двигательного аппарата и в частности стопы играющей как опорную, так и рессорную, амортизирующую функцию, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении. Основная роль принадлежит мышцам и связкам, расположенным преимущественно вдоль подошвенной поверхности стопы.
Недостаточность в развитии мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей. Трудно выполнить некоторые виды ходьбы и бега, отталкиваться в прыжках. Всё это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведёт к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности.
В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьёзным препятствием к занятиям многими видами спорта.
В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
Для профилактики плоскостопия используют специально подобранные упражнения. Они способствуют увеличению силы мышц и натягиванию связок поддерживающих сводчатую форму стопы.
Для этой цели используются упражнения в сгибании стоп, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы, прокатывать стопой предметы, ходьба босиком по песку, гальке, игольчатой поверхности, ребристых досках благодаря этому рефлекторно вызывается сокращение мышц подошвы, что приводит к усиленному их развитию, а также укреплению связок и сухожилий стопы.
После проведённых упражнений целесообразно проводить закаливание – контрастное обливание ног с последующим растиранием сухим полотенцем. Затем необходим расслабляющий массаж поглаживание и растирание пальцев подошвы, пятки, голеностопного сустава, и голени.
Упражнения, которые используются на занятиях:
- сидя на скамейки катать мяч, гимнастическую палку, чурочку, валик.
- захватывать мелкие предметы поднимать и удерживать их в течении 8 секунд пальцами ног правой, левой ног,
- выполнять ходьбу с перекатом на носок по коврику – дорожке с нашитыми следочками,
- ходить по коврику с нашитыми пяточками и носочками,
- ходить по коврику с пришитыми пуговицами разной величины или пробками,
- ходьба по тропе, где в ящиках лежит разный наполнитель: песок, галька, игольчатая поверхность, опилки, шишки, керамзит,
- используется коврик с нашитой по спирали тканью, где можно прокатить малый мяч,
- коврик для массажа стоп «цветочек» наполнитель лепестков состоит из фасоли, пшена, гречи, песок, горох.
Подвижные игры: вернись на место, ловишки с лентами, рыбак и рыбки, через болото, угадай и догони, море волнуется, запрещённые движения, возьми предмет, совушка, собери букет.
Для полной реализации профилактики плоскостопия необходима помощь родителей. Для этого проводятся консультации, собрание, где родители имеют возможность самим попробовать пройти по дорожкам. Проконсультироваться с врачом о недопустимом ношении стоптанной обуви или в тапках больших по размеру. В группах вывешены отпечатки стоп правильной и не правильной формы, комплексы упражнений для занятий дома.
Проводимая работа даёт положительный результат у многих детей приостановилось развитие плоскостопия.