Проект "Трудно ли быть журналистом?"

Тематика: 
Автор: 
Антипин Артём, Пахтусова Валерия, Телов Иван, Филиппова Наина
Руководитель: 
Синцова Мария Анатольевна
Учреждение: 
МБОУ "Березниковская средняя школа"
Класс: 
2

В ученическом проекте по литературе на тему «Трудно ли быть журналистом?» дается определение понятий "журналистика" и "журналист", выясняется происхождение слов "журнал" и "газета", рассматриваются особенности профессии журналиста.

Подробнее о проекте:


В учебной исследовательской работе по литературе на тему «Трудно ли быть журналистом?» автор рассматривает, когда и где появились первые журналы и газеты, а также изучает особенности работы журналистов и роль журналистики в разные временные отрезки, в частности, во времена Великой Отечественной войны. Групповой ученический проект направлен на сравнение роли журналистики в жизни людей в прошлом и настоящем времени.

В готовом детском проекте на тему «Трудно ли быть журналистом?» представлено подробное описание, в чем заключается работа современного журналиста, а также рассказывается, какими профессиональными навыками должен обладать журналист, с какими трудностями можно столкнуться в работе журналиста. В работе имеются интересные сведения о правилах интервьюирования и раскрыты некоторые профессиональные секреты журналистов. Всю собранную теоретическую базу участники коллективного творческого проекта применили в практическом опыте работы журналистами.

Оглавление

Введение
1. Что такое журналистика?
2. Когда и где появились первые журналы и газеты?
3. Журналистика во время Великой Отечественной войны.
2. Работа современного журналиста.
3. Как правильно брать интервью.
4. Трудности в работе журналиста.
5. Наш опыт.
Заключение
Список использованных источников

Введение


Цель проекта:

  • узнать больше информации о профессии журналиста;
  • на своём личном опыте опробовать данную профессию.

Тип проекта: исследовательский

Форма работы: групповая.

Методы и приёмы работы:

  • сбор информации из разных источников;
  • обсуждение, анализ полученной информации;
  • интервьюрование;

Этапы работы:

  • Сбор вопросов, на которые хотели бы получить ответы по этой теме.
  • Поиск информации по вопросам.
  • Анализ полученной информации.
  • Выполнение творческого исследовательского задания.
  • Оформление работы.
  • Подготовка к выступлению.
  • Защита проекта на конкурсе.
  • Анализ работы над проектом.

Большинство людей в мире любят смотреть различные программы по телевизору и читать занимательные и научные журналы. Но мало кто задумывается о том, как эти журналы и передачи создаются.

Однажды на урок литературного чтения нам было дано задание - принести любой журнал. Мы долго рассматривали все журналы, обсуждали их. Нас это очень заинтересовало. А потом мы изучали на окружающем мире тему «Профессии». Нам пришлось побывать, как нам сказали, в роли журналистов и расспрашивать наших родителей по этой теме. В итоге у нас получилась целая книга о том, кем работают наши родители.

При выполнении этих заданий у нас появились вопросы: «А кто же такие журналисты? Что они делают?». Мы приняли решения разобраться в этом вопросе: пообщаться с настоящими журналистами и побывать в их роли.

Что такое журналистика?

Наши вопросы:

  1. Что такое журналистика?
  2. Зачем она нужна?
  3. Где учат на журналистов?

Журналистика – это сфера деятельности человека, которая заключается в получении и распространении информации.

Журналистика – это творчество, которое создаёт сам человек.

Зачем нужна журналистика?

Гражданам:

  • Быстро узнавать важную информацию
  • Обмениваться мнениями
  • Сообщать о своих делах другим людям.

Государству:

  • Сообщать гражданам о проводимых законах и политике
  • Собирать обратную связь
  • Эффективно управлять обществом

Будущие журналисты обучаются в гуманитарных ВУЗах на профильных факультетах. Также начать освоение специальности журналиста можно с поступления в техникум или колледж.

Однако это не единственный путь в профессию – чтобы стать журналистом, можно изначально иметь другое образование. Для этого можно пойти на специальные курсы, где педагоги в краткие сроки научат правильно подавать новости и расскажут все о профессии.

Кроме того, в интернете есть множество материалов уроков, которые помогут освоить азы для начинающих и найти темы для статей.

Главное в данной специальности – это желание к написанию востребованных информационных текстов. Профессионалу своей области свойственно проявлять значительное участие в общественной жизни, поэтому он должен быть начитан, общителен, наблюдателен, обаятелен, инициативен и трудолюбив. Кроме того, специалисту необходимо умение работать с информацией, а также навыки работы с аппаратурой и даже знание законов.

Когда и где появились первые журналы и газеты


Слово "журнал" берёт начало от французского и означает "дневник". Самым первым считается "Журналь де Саван", начальный номер которого вышел во Франции 5 января 1665. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам, изданных в разных странах Европы. В Италии вскоре возник "Джорнале деи леттерати", в Германии - "Акта эрудиторум" на латинском языке и "Монатсгешпрехе" на немецком языке. Предназначались они для узкого круга читателей.

Первым русским журналом было приложение к правительственной газете "Санкт-Петербургские ведомости" - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях" (1728г.).

В 1759 было разрешено издавать журналы частным лицам. Среди первых частных журнальных изданий выделяется "Трудолюбивая пчела" А. П. Сумарокова, положившая начало сатирическому журналу. Сама императрица Екатерина II также попробовала себя в этом жанре, став негласным редактором журнала "Всякая всячина". В 80-ых годах 18 века выходят первый журнал для детей - московский ежемесячник "Детское чтение для сердца и разума" и три журнала мод.

Слово «газета» происходит от итальянского, мелкая монета в Венеции 16 века, за которую покупались рукописные и печатные листки с новостями. Такие газеты начали выпускать в Вене и Венеции, а потом в Париже и Лондоне с новостями из политической и общественной жизни.

Первая русская рукописная газета готовилась в Москве. Она называлась «Вестовые письма», или «Вести-Куранты». Самый ранний, сохранившийся экземпляр «Вестей» относится к 1621. Первая печатная газета возникла при Петре I и называлась ”Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в московском государстве и в иных окрестных странах”. В издании первых листов особенно деятельное участие принимал Петр Великий. Ведомостями в России в 19-ом веке называли газеты вообще.

Журналистика во время Великой Отечественной войны

Наши вопросы:

  1. Были ли журналы и газеты во время ВОВ? Какие?
  2. Как работали журналисты того времени?
  3. Как распространялись газеты и журналы среди населения?
  4. О чём писали в печатных изданиях того времени?

Война сразу же изменила работу журнальной и газетной печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные газеты. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Значительно сократилось число местных изданий.

Но создавались и новые. Были созданы журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковых войск», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный журнал военной поры, имевший тираж 250 тысяч экземпляров, «Красноармеец». Неизменным успехом пользовались сатирические журнальные издания «Фронтовой юмор» (Западный фронт), «Сквозняк» (Карельский фронт).

Большинство журналистов проходили специализированную военную подготовку, специальные курсы военных корреспондентов. Чему обучались журналисты на военных курсах? Азам выживания на войне, азам согласованных действий. Конечно, их учили стрелять из штатного оружия: винтовок, наганов. Из пулемета умели не все.

Журналисты военной поры не отсиживались в тылу, а неделями не покидали переднего края фронта, разделяя с бойцами все тяготы и опас­ности войны. Под пулями, в перерывах между обстрелами и бом­бежками шел творческий процесс. Необходимо было зафиксировать множество фактов, записать рассказы непосредственных участников событий, а также поло­жить на бумагу собственные впечатления. И потом, не откладывая дела в долгий ящик, придать этому бесценному богатству надлежа­щую литературную форму, чтобы эта информация дошла до читателей.

А как же в то время распространяли газеты и журналы? В этом вопросе было необходимо решить главную задачу — довести информацию до каждого советского гражданина. Люди получали новости с фронта лишь по радио и из газет. Поэтому прессу и покупали, и подписывались, и на улицах стояли специальные стенды, где вывешивали газеты. Приносили газеты и на предприятия, раздавали их, читали вслух.Всё это делалось для того, чтобы поднять дух людей, сплачиваться ради общей цели.

Ни одна газета не обходилась без сводок с фронта. Писали о продвижении Красной Армии, публиковали письма с фронта, примеры героизма и мужества солдат и офицеров. Тем не менее, цензура пристально следила за тем, чтобы не разглашалось то, чего разглашать не следовало: какие-то военные операции, реальные события, которые могли подорвать веру в победу. И, разумеется, печаталась информация о тружениках тыла. Сюжеты посвящались оказанию помощи фронту, сбору продуктов питания. Писали о передовиках производства, работе предприятий, колхозов, о соревнованиях по сбору сельхозпродукции, лесозаготовках.

Как рассказывала труженица тыла Лукина Анна Александровна, жительница п.Березник Виноградовского района, в нашем районе была в то время газета «Лесная правда», которую выписывали и с нетерпением ждали в каждом доме. А областной газетой - «Правда Севера».

Знаменитыми журналистами тех времён считаются Аркадий Гайдар, Муса Джалиль, Константин Симонов, Сергей Васильев, Александр Дунаевский и многие другие.

Работа современного журналиста


Наши вопросы:

  1. Журналист – кто он?
  2. Где работают журналисты?
  3. Откуда журналист получает информацию?
  4. Работает ли журналист за компьютером?
  5. Куда он записывает её?

Журналист – это интересная профессия для общительных и любознательных людей. Она предполагает постоянное общение с разными людьми и участие в мероприятиях

Основными задачами журналистов являются:

Подготовка и информации и доведение её до аудитории. Информация должна быть социально-значимой, совершенной, новой. Такая информация воздействует на мышление, духовный мир человека и вызывает определённые реакции. Так формируется воспитательная функция журналистики. Каждый журналист своим произведением влияет на сознание массово. Этот влияние может быть, как позитивным, так и негативным.

Профессия журналиста увлекательная, интересная, но очень трудная. Для того чтобы написать несколько строчек, журналисту приходится порой не спать, ехать в отдаленные точки нашей Родины, встречаться с опасностью. Журналисту необходимо умение не только писать статьи, но и слушать людей, слышать их проблемы, беды и радости, быть честным, трудолюбивым, надежным товарищем, профессионалом своего дела.

В журналах работают люди разных профессий. Разновидностей журналистской профессии существует много – это репортер, комментатор, корреспондент, редактор, фоторепортер, главный редактор, оператор, звукооператор.

Для того, чтобы газета, журнал, теле- или радиопередача вышли в эфир, необходимо, чтобы целая команда людей обеспечила своевременную работу .

Чем занимается журналист, выполняя тот или иной вид своей работы?

Репортер - один из первых приезжает к месту событий, получает информацию и своевременно передает ее в свою редакцию. Репортер должен обладать многими умениями: он должен уметь внимательно слушать, быстро записать информацию на диктофон, осмотреть место событий, опросить одного или нескольких людей, если в этом есть необходимость.

Фотограф, фоторепортер

Вместе с репортером очень часто по заданию редакции выезжает фотограф. Он должен сделать снимки того, что описывает репортер. Главным достоинством фотографа является умение делать качественные фотографии. Многие фотографы выполняют и обязанности репортера. Они делают снимки и одновременно сообщения.

Обозреватель

Обозреватель - это журналист, который делает статьи в какой- либо определенной области знаний. Например, может быть журналист - политический обозреватель, спортивный обозреватель. Это человек, который хорошо знает, о чем и о ком можно и нужно писать в определенной области.

Дизайнер

Всем приятно взять в руки газету и журнал, которые выглядят красиво и необычно. Некоторые телепередачи мы сразу узнаем, потому что их оформление и дизайн нельзя спутать ни с каким другим. Этим занимается дизайнер, который делает внешнее оформление издания или передачи, подбирает шрифт написания статьи в газете или журнале.

Комментатор - это человек, который комментирует происходящее с места событий. От того, как комментируется событие, будет зависеть, как люди будут воспринимать информацию.

Корреспондент


Есть такая профессия в журналистике, как корреспондент или специальный корреспондент. Корреспондент - это журналист, который может выезжать на место событий по заданию редакции в самые отдаленные точки страны или мира. Оттуда он может привести не только одну статью, но даже серию статей о чем-либо или о ком-либо.

Редактор

Все статьи, которые приносят журналисты в номер или передачу, попадают на стол к редактору, который читает статьи, оценивает их качество, определяет, можно ли статью печатать, отдает статью на доработку или правку журналисту. Редактор не только определяет качество статьи, но и правит текст, если в этом есть необходимость.

Оператор или операторская группа.

Предположим, если нужно рассказать о каком-то человеке или важном событии, то в задачу оператора входит передача события как можно достовернее.

Если передача пойдет в эфир, необходимо, чтобы были четкими изображение и звук, поэтому в телерадиокомпаниях огромное значение имеет работа звукооператора.

Во главе каждой редакции журнала, газеты, телевизионного канала стоит человек, должность которого главный редактор.

Именно главный редактор подписывает номер в печать, на нем лежит ответственность, если информация окажется ложной или непроверенной.

Поиск информации составляет основную часть работы специалиста; способы получения информации различны, в основном это наблюдение за объектом исследования, интервью и работа с необходимыми документами.

Для того чтобы запомнить всё сказанное, журналисты используют блокнот и диктофон. В некоторых ситуациях диктофон является незаменимым устройством журналиста. Например, когда физически невозможно осуществить запись от руки: на морозе, при недостаточном освещении или при большом скоплении людей.

Также в своей работе для фиксации информации журналисты используют фотоаппараты, видеокамеры, микрофоны, телефоны.

В настоящее время компьютер – важный помощник журналисту.

Во-первых, журналисты используют компьютер, как пишущую машинку для фиксации и редактирования создаваемого текста.

Во-вторых, компьютер оказывает большую роль в творческом процессе журналиста. Речь идет о формировании персональных баз данных, журналист накапливает сведения по интересующим его сферам действительности, систематизирует наблюдения за определенными объектами.

Также компьютер необходим для поиска интересных тем и событий. Журналисту необходимо ежедневно мониторить пресс-службы, социальные сети и интернет.

Также с помощью компьютера и интернета журналисты участвуют в электронных конференциях и дискуссиях; занимаются рассылкой готовых выпусков газет, журналов.

Поэтому, в настоящее время очень сложно представить журналиста, который не пользовался бы компьютером.

Как правильно брать интервью?

Для того, чтобы собрать нужную и важную информацию, у журналистов существуют определённые правила – «секреты». Это необходимо для того, чтобы человек охотно шёл на разговор с журналистом, доверился ему.

Правила-«секреты» журналиста:

Заранее узнать о том человеке, с кем собираетесь общаться, о его работе, интересах. Заранее сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Обращаться к человеку по имени-отчеству. Разговаривать вежливо и культурно. Возможно заранее дать тему и вопросы респонденту для подготовки к интервью.

Задавайте вопросы с открытыми ответами. Не задавайте вопросов с частицей «не» Не уточняйте, какая часть интервью будет опубликовываться. Используйте систему записи Записывайте только важные подробности Используйте при записи сокращения. Если Вы планируете записывать интервью на диктофон, вначале спросите разрешение.

Трудности в работе журналиста


Журналисту приходится много работать, причём в разное время суток – днем, вечером и даже ночью, многие статьи создаются не только в редакции, но и дома в нерабочее время.

Кроме этого, из разговора с шеф-редактором нашей районной газеты «Двиноважье» Анной Шерстобитовой мы узнали о таких трудностях профессии, как

  • частые командировки,
  • трудности в поиске интересной информации
  • в общении с людьми во время сбора информации.

Наш опыт работы журналистом

Получив ответы на свои вопросы по данной теме, мы решили сами примерить роль журналистов на себя. Для того, чтобы наш первый результат был успешным, мы составили план действий.

План:

  1. Подобрать тему для интервью.
  2. Выбрать форму выхода (статья или видео)
  3. Выбрать человека, с которым можно поговорить на эту тему.
  4. Подготовить правильные вопросы для интервью.
  5. Договориться о беседе, назначить время.
  6. Провести беседу.
  7. Проанализировать полученные ответы.
  8. Оформить работу.

В итоге нашей работы появились три статьи на темы: «Работа моей мамы» (автор: Иван Телов) и « Как папа учился в школе» (автор: Наина Филиппова), «К 75-летию Великой Победы» (авторы: Валерия Пахтусова, Наина Филиппова, Артём Антипин, Иван Телов), а также три видеоинтервью: «На катке» (автор: Валерия Пахтусова), «Любимое увлечение» (автор: Артём Антипин), «К 75-летию Великой Победы» (авторы: Валерия Пахтусова, Наина Филиппова, Артём Антипин, Иван Телов).

Трудности, которые мы испытали в ходе работы в роли журналистов:

  1. поиск интересной темы,
  2. сложно подготовить достаточное количество вопросов для интервью,
  3. сформулировать правильно вопрос, чтобы человек правильно понял,
  4. многократное повторение перезаписи для видеоинтервью,
  5. быстрая фиксация информации на бумаге,
  6. запись слов без ошибок.

Заключение

Цель нашей работы достигнута. Мы познакомились с работой журналиста. Узнали много интересной информации о ней и пришли к выводу, что профессия журналиста – очень интересная, но сложная. Она заключается в сборе новостей и донесении их до общества через печатные издания (газеты и журналы).

Основными и самыми удобными рабочими инструментами для журналистов являются блокнот и ручка, но все статьи пишутся на компьютере.

Мы узнали, как правильно брать интервью и даже попробовали это сделать самостоятельно. Это оказалось интересно, но очень трудно.

Мы поняли, что журналист – это человек, который любит общаться с людьми, много знает и читает, умеет находить подход к каждому человеку, хорошо пишет сочинения и отлично знает русский язык.

Список использованных источников

  1. Голоса войны: знаменитые журналисты времён Великой Отечественной.
  2. Где и когда появились первые журналы и газеты.
  3. В. Бениушис Интерактивные игры для юных журналистов. Руководство для учителя – Донецк, 2012.
  4. Л.Ф.Чигринская Основы журналистики – М: ТГТУ, 2010.
  5. А. П. Верстаков, С. С. Смирнов, С. А. Шувалов Медиаобразование в школе: школьная телестудия. Научно-образовательное пособие – М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009.
  6. Л.Дмитриев Искусство публицистики - М: ИПК, 2000.
  7. Если в руки просится перо.. Справочник для начинающих журналистов. /Сост.ОсиповаН.А. - Чебоксары, 2004.


Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Вставитьjs: 
нет