Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.
Подробнее о проекте:
Автор долгосрочного проекта в средней и старшей группе ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" ставит перед собой цель осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника, а также обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.
Оглавление
Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап
Введение
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.
Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.
Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста
Актуальность. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явление обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.
Задачи проекта:
- Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
- Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
- Повысить профессиональную компетентность педагогов.
- Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
- Организовать педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.
Принципы:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:
- научности (учёт современных достижений науки и практики);
- целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
- целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
- интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
- динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)
Ожидаемый (предполагаемый) результат:
В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.
Практическая значимость:
Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.
Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие презентации.
Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.
Трансляция проекта:
- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.
Этапы реализации проекта:
- Организационно-подготовительный (сентябрь).
- Основной ( октябрь - апрель).
- Заключительный (май).
Содержание и этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап
- Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
- Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
- Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
- Анкетирование родителей
- Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников.
Основной этап.
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом
- Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.
- Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
- Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
- Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.
- Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.
Реализация основного этапа. Работа с воспитанниками
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
-Развлечение «Весёлые ладошки» -«Пальчиковый театр» -Игровое занятие «В гостях у Сороки – белобоки» -Песочная игротерапия «Песочный дворик» - Дидактические игры и упражнения - Заучивание стихов и потешек -Рассматривание игрушек, книг, иллюстраций - ОД по обучению детей расказыванию - беседа – диалог по теме недели - слушание аудисказок |
Младшие группы | В течение проекта | Музыкальные руководители, воспитатели |
«По речевой дорожке» – развитие речи детей средствами мнемотехник; - Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании; – Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»; – Познавательные игры «Я и моя речь»; – Словесные подвижные игры; – Отгадывание и составление загадок; –Творческие задания - Настольно печатные и дидактические игры - Театрализация сказок - ОД по обучению детей расказыванию - беседа – диалог по теме недели - слушание аудисказок - физкультурное развлечение «Живые загадки» |
Средние группы | В течение проекта | Воспитатели, инструктор по физической культуре |
- Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю» - «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику) - Игра – драматизация: «Ожившая сказка» – Обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме; – «Назови и опиши героя сказки» (коллаж); – Использование приема изменения сюжета сказки: «Что будет если…» – Рисование по сказке: «Нарисуем сказку» – Сочинение сказок «Веселые сочинялки» - Речевые игры с движением - Создание книжек-малышек - Акция «Подари книжку малышам» - ОД по обучению детей расказыванию - беседа – диалог по теме недели - слушание аудисказок |
Старшие группы | В течение проекта | Педагог-психолог, воспитатели |
- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок; –речевые тренинги с детьми; – работа со схемами; – динамические этюды; – игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи» – составление писем: своему другу; на передачу; письмо сверстникам в другой детский сад; письма – загадки; письмо – приглашение. - Сочинение сказок на новый лад - Ритмопластика - Изготовление альбома «Мы любим сказки» - Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов» - Игры-драмматизации по знакомым сказкам Создание книжек-малышек - Акция «Подари книжку малышам» |
Подготовительные к школе группы | В течение проекта | Педагог-психолог, воспитатели |
Работа с педагогами
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
Консультация «Формирование связной речи у дошкольников» | ||
Семинар «Особенности работы по развитию связной речи дошкольников» | Воспитатели: | |
Экспресс-опрос педагогов «Речевое развитие»» | Старший воспитатель, учитель-логопед | |
Консультация «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников» | Воспитатель . | |
Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» | Воспитатели: | |
Фестиваль педагогических идей «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» | Старший воспитатель, воспитатели | |
Мастер-класс «Планируем среду по ОО «Речевое развитие» | Воспитатель | |
Составление памятки для педагогов «Речь педагога» | Педагог-психолог | |
Викторина для педагогов «Красивую речь приятно слышать» | Педагог-психолог | |
Смотр конкурс мини-центров по ОО «Речевое развитие» | Члены комиссии, педагоги | |
«Копилка для родителей» - памятки, практические задания, советы, рекомендации | В течение проекта | Воспитатели, специалисты |
Взаимодействие с родителями
Мероприятия | Группы | Время проведения | Ответственные |
Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка» | все | январь 2016 | Педагог-психолог |
Групповые родительские собрания по теме проекта | все | В течение проекта | Воспитатели |
Акция «Подари книжку в группу» | все | В течение проекта | Воспитатели |
Размещение материала на сайте ДОУ | все | В течение проекта | Педагог-психолог |
Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта | все | В течение проекта | Воспитатели |
Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей) | все | В течение проекта | Воспитатели |
Выпуск газеты «Ладушки» | В конце проекта | Музыкальные руководители | |
Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника» | все | В течение проекта | Воспитатели |
Выпуск стенгазеты «Наши дети рассказывают» | все | В течение проекта | Воспитатели |
Заключительный этап
- Повторный мониторинг речевого развития дошкольников.
- Анализ и оценка результатов проекта.
- Публикация отчетов по работе на сайте ДОУ.
- Определение новых перспектив.