Проект "Психология толпы"

Тематика: 
Автор: 
Зверев Даниил
Руководитель: 
Митрошина А.М
Учреждение: 
МБОУ Гимназия №3 г. Иркутск
Класс: 
9

В детском исследовательском проекте по психологии на тему "Психология толпы" рассматриваются проблемы психологии толпы в их теоретическом и практическом аспектах. Учащийся 9 класса школы приводит определение понятия "психология толпы", опираясь на научные работы выдающихся психологов нашей страны.

Подробнее о проекте:


В ученической исследовательской работе по психологии "Психология толпы" описаны основные механизмы воздействия на толпу и внутри неё, дана характеристика её основного поведения в разных условиях, изучено состояние психологии толпы, как проблемы в современном мире, определена значимость воздействия толпы на обычного человека.

В проекте о психологических особенностях поведения толпы ученик 9 класса школы рассмотрел имеющиеся исследования психологов и психотерапевтов по данному вопросу и на их основании определил принципы управления толпой с позиции лидера, изучил способы предотвращения негативных последствий, сталкиваясь с явлением «толпа» в частной жизни. Проект содержит наиболее полную классификацию толпы с описанием психологических особенностей каждой.

Оглавление

Введение
1. Сущность толпы.
2. Общая классификация толпы.
3. Основные характеристики толпы.
4. Методы и характеристики изучения толпы.
5. Как управлять толпой.
Заключение
Используемые источники
Приложение

Введение


Как-то раз мне удалось побывать на открытие сезона байкеров. Я гулял по городу и увидел множество мотоциклов, аккуратно стоящих друг за другом, на большой парковке возле торгового центра. Мне стало очень интересно, что же там происходит. Я подошел и увидел большую сцену. Я сразу понял, что тут будет какой-то концерт для мотоциклистов.

Парковка была специально ограждена для проведения мероприятия. Через минут 30 собралось очень много людей: детей, молодых мужчин и девушек.

Уже через час началось выступление байкеров на парковке, они показывали разные трюки на мотоцикле. Людей становилось все больше и больше. После начался концерт рок-группы. Все хотели как можно ближе подойти и посмотреть на выступление. Началось формирование толпы. Люди начали толкаться, бороться за место. Готовы были убить друг друга. Организаторы из всех сил сдерживали толпу.

После окончания шоу и выступления рок-групп многих людей забирала скорая помощь и увозила их в больницу.

Что это? Цепная реакция? Отсутствие страха в безумных поступках, потому что нас много? Эмоции? Адреналин?

Я не понимал, почему люди повели себя так. Мне стало очень интересно, и я начал изучать психологию толпы.

Достаточно сложно на первый взгляд выделить те особенности толпы, которые принципиально отличают ее от других человеческих агрегаций. Правда, и даже танцевальная аудитория могут при определенных условиях превратиться в толпу, но ведь тем самым они приобретут совершенно новые свойства и качества. Как пример можно привести хорошо известные случай, когда, скажем, в офисе или кафе возникает пожар и даже самых порядочные люди, впадая в панику, превращается в толпу обезумевших от страха людей. Аналогичным образом любое организованное и дисциплинированное собрание — при определенных случайных может начать вести себя совсем не свойственно.

Так же в общественной практике нередко бывает наоборот, когда кто-то использует толпу как инструмент.

Учитывая все сложности данного вопроса, проблема психологии толпы актуальна и на данный момент.

“К сожалению, в наше время люди склонны образовывать толпы. Отсутствие близких связей приводит к тому, что человек уходит в толпу, где теряет свою индивидуальность. Толпой управляет вождь” – так пишет психолог, психотерапевт Михаил Литвак.

Михаил Литвак - психолог, психотерапевт.

Ну так что следует понимать под толпой?

Ле Бон писал “Под толпой следует понимать изначально неорганизованное, или потерявшее организованность скопление людей, не имеющей общей осознанной цели, или утратившие её и как правило, находящиеся в состоянии эмоционального возбуждения.

А кто такой Густав Ле Бон?

Густав Ле Бон – бесспорный основатель социальной психологии. Его труд «Психология толпы» явился основой для изучения поведения человеческих масс.

А вот какое определение толпы написано в интернет энциклопедии «Википедия»:

Толпа – большое скопление людей. Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы обычно находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. В некоторых случаях толпа может представлять опасность.

Гипотеза: Если вы поймете, как действует психология толпы, то вы не попадете под ее влияние, сохраните свою индивидуальность, научитесь управлять своим разумом, а не совершать поступки лишь под давлением масс.

Цель проекта: рассмотреть проблемы психологии толпы в их теоретическом и практическом аспектах.

Задачи:

  • Описать основные механизмы воздействия на толпу и внутри неё.
  • Охарактеризовать её основное поведение в разных условиях.
  • Изучить состояние психологии толпы, как проблему в современном мире.
  • Определить значимость воздействия толпы на обычного человека.
  • Понять принципы управления толпой с позиции лидера.
  • Изучить способы предотвращения негативных последствий, сталкиваясь с явлением «толпа» в частной жизни

Сущность толпы


Я буду ссылаться на работу Михаила Литвака.

Изучая его работы, я могу сказать, что толпа – это универсальный инструмент, которым можно управлять. Так как толпы представляют из себя скопление людей, значит у них есть своя цель. Это и является одной из черт толпы. Происходит слияние индивидов в единый разум и чувства, которые снижают интеллектуальные способности. То есть, у человека исчезает личность. Состояние человека в толпе очень сильно меняется. Его сознание, утратившее активность, позволяет ему войти в состояние помрачения, предаться панике или соблазну.

И так, для формирования толпы необходим не разум, а вера. Толп без верований не существует.

“Когда человеческий рассудок берет верх, толпа разбегается. В толпе человек поступает не в соответствии со своим опытом, а в соответствие мнении большинства или вождя.” – пишет Литвак. А ведь это так и есть. За пример мы можем взять футбольную команду болельщиков. У них есть различные лозунги, которые они выкрикивают для того, чтобы поддержать свою любимую команду. К примеру, толпа из пяти человек кричит лозунг, а после чего к ним начинают присоединяться, другие толпы или личности. И вот через мгновение этот лозунг кричит половина стадиона. Происходит так называемое “заражение”.

Толпа очень переменчива. Это можно заметить, переходя из самой кровавой свирепости к героизму. Но, к сожалению, толпы больше способны на жертвы и не адекватные действия, чем отдельный взятый человек.

Общая классификация толпы

Существуют несколько классификаций толпы, такие как:

  • Стихийная толпа - Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.
  • Ведомая толпа - Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе её лидером.
  • Окказиональная толпа - Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию, к примеру дорожно-транспортное происшествие
  • Конвенциональная толпа - Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.
  • Экспрессивная толпа - Формируется, как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию, к примеру протест.
  • Экстатическая толпа - Представляют собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного, ритмически нарастающего «заражения», к примеру ритуалы.

Основной системообразующий признак толпы – это ее стихийность.

Основные характеристики толпы


И так, отметим некоторые признаки толпы.

Переменчивость

Толпа не может сдерживать свои эмоции.

Из-за этого ей свойственно переходить от кровожадности до героизма.

У толпы свой мир, который идет к своей цели или желанию, она не видит преград. Она не понимает слов, которые заставляют ее отказаться от своего желания. Толпа понимает обещания. “Если толпа хочет луну, надо пообещать ей луну” – такой пример дал Литвак.

Слияние

Толпа постоянно находиться во внимание, тем самым заражает индивидов, чем она больше – тем она сильнее заражает.

Авторитарность и консерватизм

Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может или принять идею целиком, и относится к ней как к абсолютной истине, или полностью ее опровергнуть. Толпа не может анализировать, ей не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима. Малейшее несогласие оратора вызывает ярость и влечет его изгнание.

Методы и характеристики изучения толпы. Поведение толпы

Мы знаем, что толпа наделена экстремизмом. Для ее существования нужна единая вера. Так же толпы не устойчивы к колебаниям, сомнения ведут к риску ее раздробления. Из-за этого она старается избавить от сомнений и неуверенностей, в чем ей помогают ораторы. Ораторы вдалбливают толпе утрированные суждения. Поддерживая стабильность.

Еще одна черта поведения толпы это – Иллюзия , которая создается от мнений окружающих, появляется ложная информация, она способна обмануть органы чувств.

Факторы, влияющие на толпу

Важным фактором толпы является раса. Ей нужно постоянно поддерживать интеллектуальную связанность и эмоциональное убеждение. Раса способна превращать идеи или потребности в традиции. От сюда она способна передавать данные традиции к другой расе.

“Люди всех рас поклоняются одному божеству, называя его разными именами, - надежде. Ведь все их боги были одним-единственным богом” – писал Ле Бон. Литвак считает, что надежду нужно убивать. Я с ним согласен, ведь когда нет надежды, человек будет прислушиваться к рассудку.

Еще одним важным фактором является – использование формул и определенных слов. Чем более неопределенно слово или выражение, тем больше влияние. Такие слова как равенство, социализм, демократия, свобода воспринимаются толпой так, как будто от них зависит решение всех проблем

Как управлять толпой


“Человек должен еще меньше напрягать свой рассудок: ему достаточно всего-навсего просмотреть и прочитать самые коротенькие тексты” – Так писал Гитлер. Слова воскрешают психические образы, но также и могущественные образы, представленные наглядно. Вначале было усиление выразительности слов за счет радио, потом порождение образов за счет кино и телевиденья.

Средства коммуникации потерпели эволюцию. И прежде всего следует убрать неугодных из телевиденья. А радиослушателей и читающей публики еще меньше. Средства коммуникации сделали автоматическое мышление историческим фактором. И этот фактор будет иметь место, пока существует толпа.

Для того, чтобы управлять толпой нужен вождь или лидер. Но как вождь должен внушить доверие, чтобы сдвинуть толпу и утвердить свое влияние на нее? Литвак писал, что Лидеру закрыты два пути, это: сила и разум. Я с ним полностью согласен, так-как сила гарантирует подчинение под средством страха, ум тоже не подходит, ибо массы нечувствительны к рассудочным доказательствам. Остается только обольщение или соблазнение. Это как гипноз, он уводит толпу от ее действительности, более красивую, соответствующим ее надеждам. Соблазн вождя не стремиться себя скрыть, а наоборот действует открыто.

И так обольщать – это значит переносить толпу из разумного мира в мир иллюзий.

Скорее всего вы подумаете, что вожди или лидеры - это обманщики. На самом деле они сами находятся во власти этой иллюзии.

Нужно чтобы вождь был как актер. Прежде всего, нужно превратить индивидов в толпу и вовлечь их в определенную деятельность. Ученые указывают, что приёмы всегда специфичны, но три стратегии всегда одинаковы: представление – управляет пространством, церемониал – управляет временем и убеждение – управляет словом.

Для того чтобы собраться толпе, им нужно пространство, тогда каждый индивид чувствует себя сильнее и поддержанным массами.

После чего следует провести собрание. В нем вождь использует весь свой авторитет. Это направляет коллективное слияние к наивысшей точки. Без манифестаций, военных шествий, съездов не может быть толп.

Церемониал хорошо сплачивает толпу, способствует растворению индивида в массе, а также автоматического усвоения поведения.

Также важную роль играет оратор. Оратор, например, желающий увлечь за собой толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации для толпы.

Заключение

Я рассмотрел некоторые проблемы психологии толпы в их теоретическом и практическом аспектах. Главный практический вопрос, который интересует общество и особенно правоохранительные органы: как обеспечить контроль над поведением толпы? — остается без ответа. Самый разумный вывод, к которому пришли ученые, заключается в одном: не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа. Когда наше общество с этим справится, проблема толпы исчезнет и не потребует вмешательств ни полиции, ни науки.

С одной стороны, человек - это исключительно социальное "животное". С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства.

Для того, чтобы не допускать возникновения такого явления, как агрессивная толпа, в первую очередь необходимо устранить долговременные условия, создающие чувства социальной неудовлетворенности, недовольства, отчаяния, безысходности.

Если происходят какие-либо события, которые могут спровоцировать появление агрессивной толпы или толпа начинает собираться, то необходимо принимать срочные меры информационного, организационного и тактического плана к недопущению концентрации большого количества людей в одном месте. В частности, необходимо хотя бы временно изолировать от людей неформальных лидеров и зачинщиков беспорядков и задействовать людей, которые могли бы позитивно влиять на толпу.

Однако если нам все же предстоит «иметь дело» с агрессивной толпой, то полезны следующие рекомендации:

  • не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места;
  • блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;
  • устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;
  • не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно;
  • четко выполнять приказы руководства;
  • без необходимости не подпускать к себе людей;
  • постоянно (через устройства усиления речи) информировать людей о коридорах выхода, об ответственности, о применяемых мерах по устранению причин, по которым собралась толпа;
  • не следует препятствовать выходу людей из толпы, но только через указанные коридоры выхода, где должны быть организованны фильтрационные пункты;
  • следует предложить людям выделить из своей среды группу для ведения переговоров;
  • для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных, и прошедших обучение старших офицеров;
  • переговоры следует вести не прерывая.

Используемые источники

  1. Лебон Г. “Психология народов и масс” - изд."Макет",СПБ,1995.
  2. Михаил Литвак “Командовать или подчиняться?” - 26 издание, “Феникс” 2015.
  3. Fofoi. [Электронный ресурс].
  4. Psyfactor. [Электронный ресурс].
  5. Wikipedia. [Электронный ресурс].
  6. Wikipedia. [Электронный ресурс].
  7. 2health. [Электронный ресурс].

Приложение. Памятка правил поведения в толпе

  1. Не предпринимать никаких мер воздействия на толпу, ни в коем случае не пытаться сжать ее или вытеснить с занимаемого места;
  2. Не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ";
  3. Чётко выполнять приказы руководства;
  4. Для общения с толпой и ведения переговоров необходимо использовать специально отобранных, и прошедших обучение старших офицеров;
  5. Переговоры следует вести не прерывая.
  6. Блокировать подходы к толпе, не допуская ее пополнения, тянуть время – оно работает против толпы – люди устают и их активность снижается;
  7. Устранить эмоции, не отвечать на оскорбления, проявлять выдержку; это связано с тем, что для человека в толпе и для толпы в целом характерна импульсивность;
  8. Не следует вступать в разговоры с людьми - следует ограничиваться ответом: "Мы выполняем приказ"; это связано с тем, что у людей в толпе в силу преобладания эмоций понижается уровень интеллекта и доказывать им что-либо бессмысленно.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет