Проект "Лубочная картинка"

Лубочная картинка
Тематика: 
Автор: 
Токминцева Евгения Александровна
Руководитель: 
Марковская Юлия Ярославна
Учреждение: 
МБОУ "Гимназия № 1", г. Норильск
Класс: 
9

В готовом творческом проекте по ИЗО на тему "Лубочная картинка" автор рассматривает понятие "лубочная картинка" и выясняет способы создания такой картинки по сюжету лубочной картинки с сохранением присущей ей специфики изображения.

Подробнее о проекте:


В индивидуальном творческом проекте по технологии (ИЗО) "Лубочная картинка" автор подымает вопрос того, что народное декоративно-прикладное творчество является неотъемлемой частью художественной национальной культуры. Несмотря на то, что мы живём в эпоху глобализации и космополитизма, когда все перемены направлены на то, чтобы сделать жизнь удобнее во всех её проявлениях, следует помнить об искусстве, в котором сосредоточена мудрость русского народа, чтобы не потерять национальную идентичность. Одним из таких и является лубочная живопись.

Автор ученического творческого проекта по рисованию (ИЗО) на тему "Лубочная картинка" провел исследование и на основе изученного и проанализированного материала об истории развития лубочной картинки и технологии её изготовления создал авторскую работу с современным сюжетом, который будет интересен подрастающему поколению.

Лубок уникален, он богат сюжетами, образами, всегда живо реагирует на события вокруг. Его яркость, эмоциональность, особый изобразительный язык не имеют аналогов. Народная картинка вдохновляет художников, дизайнеров, и мастеров декоративно-прикладного творчества. Но лубок не только дает импульс творчеству, гораздо более ценным его свойством является то, что народная картинка может служить средством пропаганды наших исконных морально-нравственных ценностей.

Оглавление

Введение
1. Что такое лубочная картинка?
2. История развитие народной картинки. Эволюция тем и изображений.
3. Технология изготовления лубочной картинки.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение

Знакомство с истоками родного искусства –
это знакомство со своей Родиной.
В искусстве люди выражают свою душу,
свой склад ума и характера».

Б.М. Неманский

Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность уникальной культуры России. Активные процессы модернизации происходят в настоящее время в разных сферах, в том числе в культуре и искусстве. В современных условиях развитие народной художественной культуры представляет собой сложный и противоречивый процесс.


Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве - это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие преемственную культуру молодому поколению; уникальные технологии и техники, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства. Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием народных художественных промыслов, 80 % моих одноклассников не могут ответить на вопрос, что такое лубочная картинка, а 50% не могут назвать 3 народных русских промысла.

А ведь при должном подходе, лубочная картинка обладает высоким нравственно-эстетическим и культурным потенциалом. Сегодня государство и общество заинтересованно в сохранении народных художественных промыслов и озабочено отсутствием способов решения данной проблемы в теории. Государственная политика в области культуры и искусства подтверждает актуальность проблемы сохранения и возрождения народных художественных промыслов.

Об этом говорится в Федеральном законе «О народных художественных промыслах» (1999), региональных законах «О народных художественных промыслах», Постановлении Правительства РФ «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» (2008), Приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов», в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов (2009), Постановлении Парламентских слушаний «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития» (2011).

Необходимость сохранения и возрождения культурного наследия России на государственном уровне подтверждается и Федеральными целевыми программами «Культура России (2012-2018 годы)».

В своем обращении к пастве 27 сентября 2019 священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий Андрей Ткачёв сказал: «С Россией давно ведут войну, и она страшна тем, что она не объявлена. Пока «броня крепка и танки наши быстры» никто не будет воевать открыто, но с нами будут воевать, уничтожая наши ценности.

С нами будут воевать при помощи телевизора, компьютера, современной музыки, наркотиков, пропаганды феминизма, гомосексуализма и ювенальной юстиции. Будут воевать, искажая наши историю и принижая наше культурное наследие и нравственные ценности». Андрей Ткачев считает, что единственная сила, которая сможет противостоять врагу в этой войне Русская православная церковь, но нельзя умолять значения образования и культуры.

Наша 70-летняя советская истории служит доказательством того, что культура может существовать и вне религии, но угроза такой «войны» существует и победить мы сможем объединив усилия. Сегодня интерес к русскому народному искусству в целом, и к лубочной картинке, как к самому массовому виду коллективного творчества возник в русле стремления к возрождению всех пластов народной культуры. Необходимо популяризировать русское искусство, приобщать учащихся к народному творчеству, через проявления интереса к народному искусству, как истоку самобытности и мудрости народа.

Мы живём в эпоху, когда окружающая нас жизнь стремительно развивается. Меняется архитектура, предметы быта и средства передвижения. Все эти перемены направлены на то, чтобы сделать жизнь удобнее и комфортнее во всех её проявлениях. Но стремясь к европейской цивилизации, мы рискуем потерять национальную идентичность. Народное декоративно - прикладное творчество является неотъемлемой частью художественной национальной культуры, способно вернуть нас к истокам, воскресив генетическую память.

Заканчивая девятый класс, я определяюсь с выбором будущей профессии и хочу, чтобы она была связана с художественной деятельностью. Я увлекаюсь историей и декоративно-прикладным народным искусством. Считаю, что именно в нём сосредоточена духовная культура народа. Мой проект направлен на популяризацию такого уникального явления в народной культуре как лубочная картинка.

По определению творческий проект - это самостоятельная исследовательская работа, которую можно выполнить качественно благодаря прочным знаниям и умениям, полученным на уроках изобразительного искусства.

Тема: Лубочная картинка. Как возродить промысел?

Объект: Лубочная картинка.

Предмет: Эволюция сюжета лубочной картинки на протяжении двух веков.

Гипотеза: Если осовременить сюжет лубочной картинки, можно ли возродить промысел?

Цель: Создание современной по сюжету лубочной картинки с сохранением присущей ей специфики изображения:

Задачи:

  1. Определить что такое лубочная картинка;
  2. Классифицировать лубочные картинки по сюжету;
  3. Установить художников работавших в стиле лубочной картинки;
  4. Создать свою лубочную картинку на школьный сюжет.

Ожидаемый результат:
Мой проект будет в стилистике лубочной картинки.Идея работы возникла ещё в 5 классе на уроке ИЗО. Мне очень понравилась декоративная манера исполнения, ясная композиция и народный юмор и различные сюжеты в этот народном промысле. Когда я познакомилась с творчеством Марины Русановой, у меня возникло желание создать свою собственную работу в подобной стилистике. Моя лубочная картинка отразит тему школы интересную для подростковой аудитории.

Оборудование: картон, художественная гуашь.

Что такое лубочная картинка?


Многочисленные лубочные картинки – это своего рода обширная энциклопедия с разнообразными знаниями о далёких странах и важных событиях, о прихотях природы и крестьянской жизни. Был также лубок-азбука, лубок-календарь, медицинский лубок, лубок-травник, лубок-арифметика, сказочный и песенный лубок. Даже длинные былины и занимательные истории передавались сериями из нескольких, нарисованных в ряд, небольших изображений.

Учёные всё ещё спорят о происхождении названия «лубок». Некоторые говорят, что оно пошло от слова «луб», старорусского названия липы, на досках которой вырезали картинки. Другие же утверждают, что оно связано с лубяными коробами, в которых их разносили. А московская легенда гласит, что всё началось с Лубянки, улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Наиболее популярным видом графического искусства в России считались комические народные гравюры, которые продавали на ярмарках с 17-го до начала 20-го века. Тем не менее, представители высших кругов не воспринимали их всерьёз и отказывались называть искусством творения народных художников-самоучек, которые забавляли крестьян своими «дешёвыми картинками».

Правда, поначалу гравюры украшали царские дворцы и боярские терема. В то время они были чёрно-белыми. С развитием производства картинки становились цветными, широко распространёнными, доступными и популярными. Раскраской чёрно-белых лубков занимались женщины и дети в подмосковных и владимирских деревнях.

Немалое количество тех лубочных картин отличается грубоватостью штриха и нелогичным цветовым решением, напоминая детские рисунки. Но среди них находят множество картин, в которых исследователи обнаруживают врождённое чувство цвета, позволившее художникам создавать совершенно неожиданные и оригинальные комбинации, невозможные в точной живописи, а потому – уникальные.

Темы народных гравюр сильно варьируются, начиная от религиозных и нравственных сюжетов, заканчивая народными эпосами и сказками, от исторических и медицинских лубков до жанровых картинок, от забавных историй с шутливыми текстами до искусно замаскированной политической сатиры. Со временем техника лубка менялась. В 19-м веке древесина уступила место металлу, появилась возможность создавать более изящные работы.

Лубочная палитра стала ещё ярче и насыщеннее, иногда переходя в неожиданное и фантастическое буйство цвета. Долгое время красочные гравюры заменяли простому народу недоступные книги, служили пищей для размышлений и источником новостей, так как газеты были в дефиците, а лубки – популярны и недороги. Они разносились по всей стране на немыслимые расстояния. К концу XIX выполненные от руки «потешные картинки» уходят в прошлое, уступая место Набирало обороты фабричное производство печатных гравюр.

История развитие народной картинки. Эволюция тем и изображений


Лубочные картинки – творения неизвестных народных мастеров. Клеймённый высшим сословием как грубое простонародное творчество, лубок стремительно развивался и играл важную роль в жизни общества. Сегодня исследователи видят в нём особо ценное культурное наследие. Лубок собирают и изучают многие учёные в России и за рубежом. Он занял заслуженное место в музеях изобразительного искусства наряду с шедеврами величайших мастеров прошлого. Обширную коллекцию русского народного лубка собрала Нью-Йоркская публичная библиотека.

Лубочные картинки делились на рисованные и печатные (гравированные). Рисованную картинку мастер наносил сразу на бумагу без предварительного рисунка. Заглавия, поясняющий текст и сам рисунок наносились от начала и до конца ручным способом. Такие произведения отличались живостью штриха, высокой орнаментальностью и неповторимостью каждой картинки.

Появление и широкое бытование таких лубков приходится на середину XVIII – XIX вв. Рисованный лубок связан в основном со старообрядчеством. Свои богослужебные книги староверы переписывали и дополняли изображениями к тексту от руки, используя при этом чернила или темперу, не признавая продукции, выполненной на печатном станке. Сюжеты таких картинок были в основном религиозного и духовно-нравоучительного содержания. Производство и бытование подобных лубков сосредоточилось в основном на севере России в монастырях и деревнях, где продолжали рукописную и иконописную традиции. Также народные картинки, рисованные вручную, создавали в Москве и Подмосковье.

В печатном или гравированном лубке также изначально преобладали религиозные сюжеты. Первые лубочные печатные картинки начали создавать в технике ксилографии или гравюре на дереве. Мастера вручную вырезали изображение и текст к нему на гладко шлифованной липовой доске. Тест и линии рисунка оставались выпуклыми. Затем на доску наносили специальную черную краску и поверх накладывали лист бумаги, после плотно зажимая их в прессе типографского стана.

Полученный рисунок затем раскрашивался от руки в один цвет или несколько. Ксилографию сменила более совершенная гравюра на металле. Контур рисунка и текста стал более тонким, давая возможность изобразить большее количество мелких деталей, создавать более сложные сюжетные и многофигурные композиции.

Гравюра офортом была одним из самых популярных видов гравюры на металле, при котором медная доска покрывалась специальным кислотоупорным лаком, изображение процарапывалось специальной иглой, а затем металл подвергали обработке кислотой, которая оставляла глубокие следы в местах процарапывания. При сильном нажатии краска из углублений переносилась на бумагу. Подобный способ производства народных картинок был популярным в России в XVIII – первой половине XIX века.

Литография еще более упростила и увеличила производство лубка. При литографском способе печати изображение наносилось на поверхность плоского камняжиросодержащим карандашом, который был способен удерживать литографскую краску. Под давлением краска переносилась с камня на бумагу. Литография лишь имитировала форму лубочного штриха, в нем не было глубины и четкости линий углубленной гравюры. С конца XIX века в России начался выпуск хромолитографированного лубка.

Хромолитография это способ цветной литографской печати, который предназначался для воспроизведения многоцветных оригиналов. При этом способе печати для каждой краски изготавливалась отдельная печатная форма. Это давало возможность одновременно изображать объем и цвет предмета. Техники изготовления менялись, но лубки не теряли своей самобытности. Они просвещали, забавляли народ, украшали жилище.

Тематика лубочных картинок была самой разнообразной. Здесь можно встретить балагурные, сказочные сюжеты, картинки, посвященные историческим событиям и личностям, пейзажи, портреты, архитектуру, новостные сообщения. Одной из самых значимых является познавательная и воспитательная роли народных картинок. Дети читали сказки, рассматривали виды неизвестных ранее стран и городов, изучали историю, учились грамоте и письму когда переписывали надписи с лубочных картинок.

Многие произведения известных поэтов и писателей, например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, становились известными не имеющим возможности купить книги людям, именно благодаря их печати на лубочных картинках. В народных картинках отражены обычаи, обряды и быт многих сословий. Они являются источником для изучения нашего прошлого, так как чутко реагировали и отражали все события происходившие вокруг. Наиболее массовой и известной лубочной мануфактурой XIX века была типография И. Сытина. Производила картинки самого различного содержания, как для взрослых, так и для детей.

Для производства своих картинок И. Сытин начал привлекать профессиональных художников, в частности, часто заказывал работы у Е.М. Бем. Она создавала многочисленные серии открыток, которые во многом напоминали лубочную живопись. Героями таких открыток были в основном дети, в них не находили отражения социальные проблемы общества, это были праздничные пасхальные и рождественские сюжеты. Работы художницы были популярны не только в России, но и за рубежом, печатались огромными тиражами.

В.А. Табурин занимался иллюстрированием литературных произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургеньева, Н.С. Лескова и др., создавал рисунки, посвященные царской семье. Также по примеру Е.М. Бем он создавал почтовые открытки в русском стиле. Добрые и забавные они оставались схожими с народной картинкой. Первая его серия открыток вышла в 1905 году и называлась «Русские пословицы в лицах».


Сценки с открыток иллюстрировали быт деревни, восхваляли трудолюбие, семейные ценности, честность. Герои часто изображались в традиционной русской одежде. Расцвет творчества Владимира Табурина пришёлся на период Первой империалистической войны, согласно традиции, героями открыток так же были дети, но проблемы поднятые художником взрослые: солдатский быт, взаимовыручка, милосердие к побеждённым.

В начале XX века художники начинают активно коллекционировать старинный лубок, а также продолжают создавать произведения в их стиле. Одним из ярких примеров является творчество И. Билибина. Элементы лубочных картинок можно встретить в творчестве ряда других художников начала XX в., таких как В.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева. Во время Первой мировой войны вышли в свет известные листы издательства «Сегодняшний лубок», в котором печатали свои работы В. Маяковский, К. Малевич, А. Лентулов и др. Они издавали листы призванные поднять боевой дух солдат, продолжали традицию батального лубка XIX века.

В 1913 году художники, также обращавшиеся к стилю русского лубка, М. Ларионов и Н. Гончарова организовали первую в России выставку лубочных картинок. В 1919-1921 годах вышла серия агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА», над которыми трудились советские поэты и художники. Плакаты были посвящены злободневным событиям, создавались в годы Гражданской войны и интервенции. Работы отличались остротой и доходчивостью, простотой в выборе изобразительных средств. В окна роста входили М.М. Черемных, В.В. Маяковкий, Д.С. Моор, И.А. Малютин, К. Малевич и др. Первые плакаты они рисовали от руки, затем множили их при помощи трафарета.

Еще одним известнейшим объединением художников XX века были Кукрыниксы. В него входили М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов. Наиболее популярными в их творчестве были карикатуры и шаржи, заимствующие свойства у лубка. В годы Великой Отечественной войны они выпускали плакаты, высмеивавшие гитлеровские войска, а также плакаты, поднимающие боевой дух наших воинов. Серия агитационных плакатов «Окна ТАСС» призывала к защите нашей Родины.

Это были малотиражные произведения, создаваемые вручную, за счет этого они обладали большей свободой, быстро реагировали на происходящие события. Советская художница Т.А. Маврина прожила почти век, была свидетельницей всех исторических потрясений, произошедших с нашей страной в XX столетии. Но себе не изменяла, объединив в своём творчестве стили лубка и иконописи.

Все советские дети представляли себе облик прекрасной царевны из сказки Пушкина, так как видела его Татьяна Маврина. Она иллюстрировала литературные произведения, писала картины, работала с керамикой, создавала декорации и костюмы к спектаклям. В 1969 году ей была создана «Сказочная азбука» для детей, в иллюстрациях к которой четко прослеживаются стилистические особенности русского лубка. В азбуке Марвиной почти нет пояснительных надписей, весь смысл заключен в самих картинках. Они яркие, незамысловатые, просты в понимании.

В Москве в 1982 году по инициативе художника В.П. Пензина была создана «Мастерская народной графики». Товарищество занималось организацией выставок произведений народного искусства, созданных членами мастерской, реконструкцией произведения старинного лубка, восстановлением печатных форм. В 1992 году в Москве В.П. Пензиным был открыт «Музей народной графики». Помимо организаторской деятельности художник обосновал особенности современного лубка, а так же сам создавал работы в этом стиле, например, серии «Русь. Времена первые – времена космические», «Страницы истории России», «Времена года» и др.

Творчество В.П. Пензина оказало влияние на художника Н.В. Потапова. Под впечатлением от его работ Н.В. Потапов начинает рисовать в стиле лубочной живописи. Любовь к истории России и ее культуре вылились в серию лубочных картинок «Русские пословицы и поговорки».В работах Н.В. Потапова главный акцент часто сделан на текст, а затем уже на саму иллюстрацию. Свои лубки художник также переносит на ткань, создавая работы в технике батик.

Одним из самых видных художников современности, занимающихся лубочной живописью, можно назвать М. Русанову. В своих работах она проиллюстрировала пословицы и поговорки русского народа, а также знаменитые сказки А.С.Пушкина. Циклу лубочных картинок «Русские пословицы» художница посвятила почти 10 лет. Мотивы лубочных картинок М. Русанова воплощает в своих гобеленах, а так же использует при дизайне упаковок для различной продукции и сувениров.

С.В. Трубников в своих работах он копирует стиль ксилографированной лубочной картинки XVIII века, разработал свой собственный шрифт. Его работы напоминают короткий рассказ о далеких временах или современных реалиях в формате притч, и объединены в несколько серий «Русские пословицы и поговорки», «Загадки русского народа», «Московские народные картинки».

В жанре современного лубка работает художник А. Кузнецов. В своих работах он поднимает злободневные вопросы, использует метафоры, гротеск, иронию и юмор, помогает разобраться зрителю в проблеме. Каждая деталь в его лубках несет определенную смысловую нагрузку [5].

Технология изготовления лубочной картинки


Изготовлялся лубок следующим образом:

художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины - простовики. Сначала рисунки «выжимались» или «оттискивались» в один цвет.

Простовики отвозили в специальные артели. Раскраска лубочных картинок сделалась специальным ремеслом жителей некоторых деревень.

В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской или «цветкой» лубка. Занимались ручной раскраской лубков женщины и дети. Использовали всего 4—5 простых красок без их смешения (малиновую, зеленую, желтую и красную, позже синюю), без усиления или ослабления их оттенков, пользуясь при этом для расцветки заячьими лапками.

Зачастую такие лубочные картинки походили на современную раскраску маленького ребенка, неумелую, торопливую, нелогичную по цвету.

Позднее появился более совершенный способ изготовления лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей - лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

В итоге можно сказать, что благодаря таким печатным «потешным листам» сегодня реконструируются детали крестьянского труда и быта допетровского времени («Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет»), сцены пахоты, жатвы, заготовки леса, выпечки блинов, ритуалов семейного цикла – рождений, свадеб, похорон.

Благодаря им история повседневной русской жизни наполнилась реальными изображениями бытовой утвари и обстановки изб. Этнографы до сих пор используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ, детали и инструментарий ритуалов (например, гаданий).

У Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка», была самая большая коллекция лубка. В его коллекции были все, без исключения, вышедшего к тому времени.

На лубок опирались мастера Городецкой росписи по дереву на прялках и мебели. Из лубка выросла и лаковая миниатюра Мстеры, Федоскина, Палеха, декоративная роспись Жостова. Очень много заимствовали у лубка мастера северных росписей, керамисты, ткачи — набойщики, резчики пряничных досок. Лубком рождены персонажи и сюжеты Богородской игрушки. Лубком интересовались П. Федотов, И. Репин, А. Васнецов и Б. Кустодиев. К лубку обращались и Кандинский, и Добужинскии и Кончаловский, и Лентулов.

Заключение

В современном мире роль образования стала чрезвычайно значимой. Особое его значение подчеркивается тем, что XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Отсутствие профессионализма и культуры проявляется на всех уровнях государственной власти. И причиной является утрата нравственных ориентиров в обществе.

Формирование нравственных ценностей общества задача общегосударственная, требующая самого пристального внимания всех структур власти и не умоляя значения вклада русской православной церкви в решение этой проблемы, считаем, что образование и культура имеют огромный потенциал и его нельзя игнорировать.

Новые задачи диктуют необходимость поиска новых подходов и новых принципов в образовательной деятельности. Важнейшей чертой нововведений явилось использование этнопедагогики, являющейся частью народной художественной культуры. Применение этнопедагогики представляет неоценимое значение в формировании высокообразованной, интеллигентной личности, ведь невежество в сочетании с безнравственностью особенно опасно. К тому же этнопедагогика является базисной характеристикой системы непрерывного образования, связывающего все ступени воспитания и обучения детей и молодежи.

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности.

Целенаправленное ознакомление школьников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие, любовь и понимание к отечественной культуре

Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями. Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.


В настоящее время ученых и педагогов волнует также появление компьютерного рационализма, ведущего к потере человеком способности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных возможностей. Опасность потери способности человека к интуиции отнюдь не безобидна. Без интуиции невозможна творческая деятельность человека, формирование личности человека, его самосовершенствование и самовоспитание.

Человек в структуре культурных ценностей является исходным и определяющим компонентом и фактором. Он - вершитель, носитель и одновременно адресат культурной трансформации. Уникальность сложившейся ситуации состоит в том, что в течение всей обозримой истории человек еще ни разу не попадал в горнило столь тотальной перековки сознания, такой вязкой зависимости от созданной им самим среды обитания, не знал таких изощренных искушений многочисленными техническими благами цивилизации, как сегодня.

Иными словами, его природа еще не подвергалась подобным испытаниям, да к тому же в масштабах столь глобального эксперимента. Поэтому только привычных средств и методов его становления и развития совершенно недостаточно. Жизненно необходимым оказывается привлечение всех возможностей народной художественной культуры для формирования будущего человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Нельзя забывать, что настоящая русская культура всегда была патриотической и государственной. Народная художественная культура как сложная динамическая система обладает множественностью функций: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. И эти функции необходимо использовать в полном объеме и в самых различных сферах социальной, культурной, образовательной, экономической деятельности регионов.

Народная культура есть культура органическая, она есть сама природа, что сохраняет и формирует во времени сознание человека, неизменно живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе. Народная художественная культура является фундаментом современной культуры, корневой системой национальной культуры. Её «генеральной функцией» является «воспроизводство человеческого в человеке», воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости, т.е. формирование гражданина будущей России.

Академик Дмитрий Лихачёв сказал: «Бережное отношение к народной культуре – это не сохранение пепла, а поддержание огня», и нам кажется очень важным, не только сохранить и изучить такое явление русской народной культуры как лубочная картинка, сколько популяризировать этот промысел. Вдохнуть в лубок новую жизнь, и сделать его интересным не только музейщикам и деятелям культуры, но и широким массам нашего населения, прежде всего подростковой аудитории и молодёжи, и есть задача моего проекта.

К художественному опыту лубка обращались и продолжают обращаться многие известные художники. Лубок уникален, он богат сюжетами, образами, всегда живо реагирует на события вокруг. Его яркость, эмоциональность, особый изобразительный язык не имеют аналогов. Народная картинка вдохновляет не только художников, но и дизайнеров, и мастеров декоративно-прикладного творчества.

Но лубок может не только является отправной точкой творческих экспериментов, более важным и значимым его свойством представляется то, что народная картинка может служить средством пропаганды наших исконных морально-нравственных ценностей. Тех ценностей, которые формируют свойства национального русского характера. Тех ценностей, благодаря которым, мы выстояли и победили в самые трагические моменты нашей истории, тех уникальных свойств и нравственных принципов национального характера, совокупность которых на Западе называется словосочетанием - «загадочная русская душа».

Список литературы

  1. Балдина, О. Русские народные картинки / О.Балдина. – Москва : Молодая гвардия, 1972. – 206с. Захарова, М.Е. Лубок как явление Российской массовой культуры XIX века / М.Е.Захарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012.–Вып.27. – С. 634–637. Иткина, Е.И. Русский рисованный лубок / Е.И. Иткина. – Москва: Русская книга, 1992. – 256с. Лубок русский изобразительный. [Электронный ресурс].
  2. 5. Кузикова И.В. ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44).

Приложение

лубочная живопись

Лубок «Ты учись, учись, учись только не переучись!» Токминцева Евгения


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: