Индивидуальный проект "Скифское государство в Крыму"

Рейтинг: 11

Скифское государство в Крыму
Тематика: 
Автор: 
Журавлев Богдан Вадимович
Руководитель: 
Лунёва Виктория Ивановна
Учреждение: 
Таврический колледж Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
Класс: 
10

В данном индивидуальном исследовательском проекте по истории на тему "Скифское государство в Крыму" студент 1 курса колледжа (10 класс) раскрывает основные подходы к вопросу происхождения скифских племен в Крыму, описывает в работе процесс формирования Скифской государственности на Крымском полуострове, а также быт и культуру Скифов.

Подробнее о проекте:


В своей научно-исследовательской работе по истории на тему "Скифское государство в Крыму" студент 1 курса Таврического колледжа г. Симферополя определяет особенности культуры, общественного и политического строя Скифского государства (царства) в Крыму. При работе над проектом автор углубленно использовал источник «История» Геродота, содержащий ценные сведения о государстве скифов на Крымском полуострове.

Свою научно-исследовательскую работу в рамках проекта по истории "Скифское государство в Крыму" обучающийся разделил на две части или этапа. На первом этапе рассматривает проблему происхождения скифов и причины их расселения в Северном Причерноморье, а также генезис Скифского государства на территории Крыма. Нв втором этапе изучается социально-политическое устройство скифского государства, а также быт и культура скифов.

Оглавление

Введение
Глава 1. Возникновение и развитие Скифского государства.
1.1 Происхождение и формирование скифской государственности.
1.2 Быт и культура скифов.
Глава 2. Общественно-политическое устройство Скифского государства.
2.1 Общественный строй Скифского государства.
2.2 Политический строй Скифского царства.
Заключение
Список испольщованных источников.

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена интересом к скифам, которые сыграли чрезвычайно большую роль в исторических судьбах многих народов нашей страны и внесли богатейший вклад в сокровищницу мировой культуры. Без знания истории скифов, их социально-экономического развития и их культуры невозможно полное понимание всей древней истории нашей страны и почти всего Старого Света.

Скифы занимают особое место среди многих племен и народов, обитавших когда-то на территории Крымского полуострова и впоследствии исчезнувших.

Кроме того, одно из подвластных скифам племен – так называемые скифы-пахари – считаются предками современных славян. Изучение истории скифов представляет научный интерес ввиду их связи со странами Востока. Установленная к настоящему времени принадлежность скифов в этнолингвистическом отношении к иранским народам определяет важность изучения их истории и культуры для освещения ранних судеб всего ираноязычного - и даже индоиранского - мира. Кроме того, скифы поддерживали устойчивые отношения с греческими городами-государствами Причерноморья, играли важную роль в экономической и политической жизни античного мира.

Однако, несмотря на все успехи археологов, раскопавших уже тысячи скифских курганов и десятки поселений и городищ, несмотря на достижения историков и лингвистов, изучающих письменные источники, несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей естественных наук мы пока не можем дать ответ даже на основные вопросы истории скифов. Происхождение скифов и их культуры остается для нас загадкой. До сих пор ведутся ожесточенные споры по поводу того, каков был общий уровень развития этого народа, было ли создано скифское государство, а если да, то когда именно это произошло?

Объектом исследования является Скифское государство в Крыму.

Предметом исследования выступают общественный и политический строй, культура Скифского государства в Крыму.

Целью исследовательской работы и проекта является изучение и анализ основополагающих черт возникновения и развития Скифского государства на территории Крыма.

Задачи научного исследования:

  • раскрыть основные подходы к вопросу происхождения скифских племен;
  • описать процесс формирования Скифской государственности в Крыму;
  • определить особенности культуры, общественного и политического строя Скифского царства в Крыму.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе рассматривается проблема происхождения скифов, причины их расселения в Северном Причерноморье, генезис Скифского государства на территории Крыма.

Вторая глава посвящена социально-политическому устройству скифского государства, быту и культуре скифов.

При изучении вышеперечисленных вопросов были использованы разнообразные научно-исследовательские работы, имеющие прямое или косвенное отношение к теме исследования. Основным источником исследования является «История» Геродота, содержащая ценные сведения о государстве скифов.

В заключении даны основные выводы по теме исследования.

Глава 1

Возникновение и развитие Скифского государства

1.1 Происхождение и формирование скифской государственности


Происхождение скифских племен берет свое начало c VII века до н.э. Современные представления о появлении скифов можно свести к двум основным теориям. По первой, формирование скифского этноса происходило на основе местного предскифского населения, жившего в Причерноморье еще в позднем бронзовом веке. Вторая, более сложная, исходит из сведений, ставших известными древнегреческому историку Геродоту. Согласно этой теории, скифы проникли в Причерноморские степи и в Крым из Азии. Существуют и научные гипотезы, разнообразно сочетающие эти представления о происхождении скифов и, очевидно, наиболее близкие к реальности. Скифы принадлежали к европеоидной расе, их язык относился к иранской группе индоевропейских языков.

В VII–VI вв. до н. э. скифов боялся весь крайний Восток, они разрушали всё на своем пути. Их ещё называли ранними скифами или конными лучниками. В Крыму же кочевники появились с конца VII в. до н.э.

К скифам, которые находились на Крымском полуострове, впоследствии присоединились «евразийские» скифы. Так появилась Новая Скифия. С точки зрения Артомонова М.И. «Основание многочисленных позднескифских поселений в Крыму было вызвано не массовым переселением скифов из более северных областей, а переходом кочевников к оседлому земледелию [1, с. 70]. Данной позиции придерживается и П.Н. Шульц, видевший причину возникновения позднескифских поселений в Крыму в том, что в конце IV в. до н.э. расширившаяся торговля с греками, тяготение скифов к морским портам и появление в причерноморских степях сарматских племен, теснивших скифов, способствовали проникновению в Крым громадных масс переходившего на оседлость скифского населения [2, с. 68].

Впервые упоминания о скифах мы находим у Геродота, посетившего в VII-VI веке до Р.Х. Ольвию и описавшего здешние края. Над здешними степными племенами господствовала орда скифов, и от неё все эти пленена также назывались скифами.

Формирование рода происходило по принципу «парной семьи», когда скифы занимались кочевничество и имели скот. Простые представители племени жили скромно, в ютах из войлока, пользовались деревянной и глиняной посудой, кожными мешками. В основном использовался гончарный круг для изготовления изделий. К артефактам Крымской истории скифов относят знаменитые греческие амфоры, которые приобретались скифами с вином и впоследствии использовались в повседневном обиходе.

Военная аристократия берет свое начало с конца VI в. до н. э. Находки того времени говорят о том, что этот класс использовал железные доспехи и оружие, декорированное золотом и драгоценностями. Скифские поселения были двух видов – небольшие хутора и посёлки. Вокруг домов располагались ямы, в которых хранилось зерно, их потом наполняли мусором и использовали для поклонения божествам. К оседлому образу жизни скифские племена начали переходить в IV в. до н. э. Несмотря на приход сарматов на Крымский полуостров, скифы сохранили Познескифское государство

Археологическое изучение многочисленных скифских городищ этого времени раскрывают перед нами картину сравнительно высокоразвитого земледелия, сочетавшего в разведении крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицы.

По образу хозяйственной жизни Геродот разделяет скифов на оседлых, занимавшихся земледелием, и кочевников-скотоводов [3 ]. Скифы-кочевники и так называемые "царские скифы", которых Геродот считает самыми воинственными, населяли степные пространства на востоке от Днепра до Азовского моря, включая и степной Крым. Их столицей было городище Ак-Кая (позже – Неаполь Скифский). Геродот очень обстоятельно рассказывает о нравах, обычаях, верованиях и образе жизни кочевников, наслушавшись о них от черноморских греков. Скифы-кочевники жили в кибитках, постоянно передвигаясь со своими огромными табунами коней и стадами скота по всему степному пространству юга страны.

Торговля с греческими городами-колониями, и постоянные военные столкновения между племенами, сопровождающихся захватом военной добычи и пленников способствовали социальному неравенству. Однако несвободный труд в самой Скифии применялся весьма ограниченно. У поздних скифов уже имело место разделение труда между земледельцами и ремесленниками.

Пока верхушка общества занималась военными делами, остальные члены племени продолжали кочевать вместе со своими стадами. В IV в. до н. э. крымские скифы стали переходить к оседлому образу жизни, начали оседать рядом с греческими полисами. Они выращивали зерно, фрукты, держали домашних животных. Скотоводство тех времен носило придомный и пастушеский характер. Первый вид выращивания скота практически ничем не отличается от существующего в наши дни. Второй примечателен тем, что живность выгонялась на пастбища и находилась там длительный период. Как правило, определенный сезон. Оседлые скифы имели меньшее количество лошадей, чем их предки-кочевники, и начали активно разводить крупный рогатый скот. На месте таких поселений найдены пряслица разных размеров, что доказывает существование ткачества. [3 ].

Основные признаки скифской государственности проявляются в Позднескифский период: а) Четко определилась компактная территория, что позволило определить границы и обеспечить их защиту, без чего не может быть прочного государства; б) происходит определенная этническая консолидация многочисленных племенных групп, живших в степном Крыму и нижнем Дунае, и собственно скифов. Теперь термин скифы фактически означает новую народность в составе которой скифы составляли лишь часть; в) скифы перешли к оседлому земледельческому быту, таким образом. произошла фундаментальная трансформация всей скифской культуры; г) крымские скифы основали собственные города и, прежде всего, столицу Неаполь Скифский как административный, культурный и экономический центр.

1.2 Быт и культура скифов


Известное представление о быте скифов дают археологические раскопки погребений. Так при раскопках в Неаполе Скифском было найдено в могиле знатного скифа свыше восемьсот золотых изделий скифской и греческой работы. На головном уборе были нашиты три круглые бляшки с изображением божества солнца, полы кафтана и концы рукавов украшены бляшками в виде звездочек, пчел, лепестков, завитками, изображающими морскую волну, и крошечными львиными головками, держащими в пасти цепочки с подвесками. Руки и ноги покойника были перевиты несколько раз длинными золотыми спиралями. При нем было боевое оружие: мечи, копья, лук и стрелы, все, что было необходимо воину здесь, на земле, и без чего, по верованиям скифов, он не смог существовать в другом мире [2, с. 69].

Следует заметить, что на царских похоронах скифы убивали множество своих соплеменников. Тело умершего царя очищали от внутренностей и набивали разными пахучими травами, чтобы оно не гнило, а затем обводили по всем подвластным краям. Куда его приводили, там подданные в знак своей верности должны были обрезать себе волосы, резать ухо, порезать или поцарапать руку. После этих церемоний хоронили царя около порогов реки. При этом убивали одну из его жён, по одному из каждой категории его слуг и дворовых и хоронили вместе с царём в могиле. Затем, на поминках, происходивших по истечению года, убивали ещё 50 самых лучших слуг и 50 лошадей, вытаскивали внутренности и, набив мякиной, расставляли вокруг царской могилы убитых слуг на лошадях, как стражей могилы [3 ].

Но наряду с такими дикими нравами степняков были у них, конечно, и симпатичные обычаи. Так, славилось скифское братство, верность скифов-друзей. Встретив человека надёжного и отважного, скиф совершал с ним обряд побратимства: в чашу с вином они примешивали немного крови из надрезов руки, окунали в чашу своё оружие и затем пили из этой чаши, взявшись за руки; после этого они считались уже ближе родных братьев.

Скифы, как и другие племена Юга Европейской части, на протяжении ряда веков создали яркую и своеобразную культуру, хорошо известную по многим художественным произведениям, которые хранятся в музеях.

Раскопки в окрестностях Симферополя открыли столицу Скифского царского города Неаполь с мощными каменными стенами и богатыми гробницами. За городскими стенами были расположены жилые дома, построенные из камня, сырца и дерева. Крыши отдельных зданий украшались резными коньками. Стены богатых домов, крытых черепицей, штукатурились и расписывались яркими красками.

Общественные сооружения скифов украшались статуями и рельефами с посвятительными надписями на древнегреческом языке. Надписи высекались на камне. Городские ворота, стены и башни защищались отважными скифскими воинами, вооружёнными луками, мечами и копьями. Их кожаные колчаны украшались бронзовыми, а иногда и золотыми, искусно выделанными пластинками. С особой любовью скифские воины украшали своих боевых коней. Уздечные наборы, выполненные умелыми мастерами, отличались разнообразием бронзовых и золотых блях с изображениями различных зверей.

В жилых домах мы находили много обломков самой разнообразной скифской посуды: тут были и простые ручной работы горшки и миски, начиная от больших сосудов и кончая маленькими горшочками; много лепных, лощёных сосудов. Но, кроме посуды ручной работы, в Неаполе встречаются обломки тонкостенной скифской посуды, сделанной на гончарном кругу, Эта посуда отличается хорошо обработанной глиной; поверхность часто украшается лощением. Хороший обжиг говорит о том, что обжигались подобные сосуды в гончарной печи.

Раскопки также показывают, что скифская аристократия очень любила украшать свой костюм, оружие, сбрую лошадей накладными пластинами из серебра, золота или электра (смесь золота с серебром). В быту богатых скифов широко использовались сосуды и украшения (браслеты, шейные обручи — гривны, нагрудники — пекторали, серьги) из драгоценных металлов.

В женских погребениях были найдены бронзовые полированные зеркала, иногда в деревянных футлярах, бронзовые браслеты на руках и ногах, кольца и серьги, деревянные гребни и тысячи самых разнообразных бус из тёмнокрасного и желтого сердолика, янтаря и аметиста, черного блестящего агата и молочного халцедона, горного хрусталя, цветной египетской пасты и пестрого финикийского стекла. Одежда погребённых украшалась золотыми бляшками и бисерным шитьём. На головки детей надевались венчики из золотых розеток, а на шею — бронзовые гривны и ожерелья [2, с. 72].

Вывод к 1 главе. Основные признаки скифской государственности проявляются в Позднескифский период, при этом, скифы создали не только свое государство, но и свою городскую культуру. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами.

Глава 2

Общественно-политическое устройство Скифского государства

2.1 Общественный строй скифского государства


Общественный строй скифского общества представляет собой сложное образование. Древние писатели, в их числе и Геродот, сохранили очень мало сведений о внутреннем строе скифов. Из их сообщений можно только понять, что у скифов были начальствующие и подчиненные, богатые и бедные - владеющие несколькими повозками и большим числом голов скота. Тем не менее, можно утверждать, что имущественный класс составляли цари и их родственники, племенные вожди, родовые старейшины, руководители воинских подразделений и жрецы [6, с. 8].

В руках имущих сосредоточились пастбища и огромные стада скота, остальная часть населения, не имея условий для самостоятельного ведения хозяйства, бедствовала. Уже в V веке до нашей веке Гиппократ упоминает о скифских богачах, которыми считались самыми благородными и пользующимися наибольшим имуществом и о скифской безлошадной бедноте. Сохраняя внешнюю форму родовых отношений, такое социальное и имущественное деление составляло основу зависимости одной части населения от другой.

Однако, обычные для патриархально-родового общества порядки у них были соподчинены военной организации с ее иерархией властей, в одних случаях совпадающих с родоплеменными, а в других — стоящих над ними. Геродот упоминает у скифов, кроме верховного царя, других царей и номархов [3, с. 66, 120] - военных предводителей областей, едва ли соответствующих племенным вождям и родовым старейшинам. Эти правители, надо полагать, назначались верховным царем из его приближенных и зарекомендовавших себя верностью представителей родоплеменной аристократии. Последние, вероятно, именовались «скриптухами», то есть жезлоносцами, и знаком их достоинства был маленький топорик с головкой животного или птицы на обушке. Такие топорики изредка находятся в могилах, с ними в руке изображаются скифские вожди.

Основной единицей скифского общества была семья со своим хозяйством и имуществом. Земля находилась в общей собственности. У земледельцев она подвергалась ежегодным переделам, вероятно, только в возделываемой части, у кочевников земля, надо полагать, распределялась по зонам кочевания отдельных производственных общин. При этом надо отметить, что каждая родо-племенная группа имела установленные пастбища.

Собственность была семейной и личной. Личная, в большей своей части шла вместе с умершим в могилу, а семейная оставалась в совместном семейном владении. Сыновья могли выделиться из семейного хозяйства и получить причитающуюся им часть семейного имущества [3, с.114,115]. Родство и наследование велось по отцовской линии. Практиковалось многоженство. Жены после смерти мужа переходили к его наследнику, как и имущество. Так, Скил после смерти своего отца получил одну из его жен скифянку Опию, хотя тот имел от нее другого сына Орика [3, с. 78]. Семья несла коллективную ответственность за своих членов. Рассказывая о казни гадателей, Геродот отмечает, что умерщвлялись не только обвиненные, но и их мужское потомство. На женщин это не распространялось, они, как и другое имущество, подлежали конфискации в пользу обвинителей. Ссора между родственниками или, скорее, соотечественниками (слово οικηιως значит и то, и другое) разрешались поединком под контролем царя [3, с. 65], что исключало ничем не регулируемую кровную месть и упорядочивало общественные отношения.

Низшие слои составляли свободные общинники, которые попадали в различные формы зависимости от рабовладельцев. Они несли военную службу, платили различные дани и несли повинности. В чрезвычайном положении находились скифы-пахари, зависимые не только от "царских скифов", но и от кочевников, которым они уплачивали оброк за пользование землёй. Принадлежность к "царским скифам" создавало определённые привилегии по отношению к остальным скифам. "Царские скифы" считали всех других скифов своими рабами. В свою очередь, в среде "царских скифов" существовала глубокая социальная дифференциация [4, с. 184].

В скифском обществе на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. У нас нет никаких данных о существовании у скифов развитого рабовладения. Этому не благоприятствовал самый тип кочевого скотоводческого хозяйства у степного населения Скифии, в котором рабы могли применяться только для выполнения подсобных домашних работ. Покупных рабов у скифов нет, категорически заявляет Геродот [3, с. 12], а это значит, что рабский труд не играл в производстве скифов сколько-нибудь существенной роли, но необходимо отметить, что оно охватывало большое количество людей. Кочевое скотоводческое хозяйство скифов не нуждалось в применении рабского труда, так как оно, как правило, осуществлялось коллективно. Скифы кочевали не отдельными хозяйствами, а общинами из семейных хозяйств, вместе передвигались по степи в подвижных домах-кибитках, сообща перегоняли животных с пастбища на пастбище и охраняли их от зверей и врагов [3, с. 46, 121].

Труд рабов если и был нужен, так только для переработки продуктов скотоводства в хозяйствах с большим числом скота, и то преимущественно женский. Отсюда скифский обычай ослепления рабов, о котором сообщает Геродот [3, с. 2]. Для этой цели годились и слепые рабы, зато хозяин был гарантирован от побегов рабов и угона доверенного им имущества. Часть их оставалась в услужении рабовладельцев, и использовались на различных работах по уходу за скотом, в других видах хозяйствования. Источниками рабства было рождение от рабыни, купля-продажа, захваченных в плен также превращали в рабов и продавали на невольничьих рынках. Жизнь и здоровье раба государство не защищало. В случае смерти рабовладельца-собственника, рабов часто убивали. Счет рабов велся по мужской линии.

Основную массу городского населения составляли свободные ремесленники, а также купцы.

Отдельную категорию населения составляли жрецы - энареи. Они были служителями различных богов, совершали религиозные обряды и жертвоприношения. Кроме того, они занимались врачеванием, предсказанием судьбы, были советниками вождей, к ним обращались за помощью в самых трудных ситуациях [5].

В заключительный период скифской истории, начиная с III века до нашей эры, в общественном строе этого государства произошли значительные изменения. В этот период земледелие превращается в основу экономической жизни. Усовершенствование орудий труда и технических приёмов в хозяйстве способствовали увеличению сельскохозяйственной продукции и, следовательно, развитию торговли. Этот подъём в производстве обеспечивался усилением эксплуатации рабов, взиманием принудительной дани со свободных общинников и зависимых землевладельцев.

2.2 Политический строй Скифского царства


В политическом отношении, Скифское царство представляло союз племён. Оно делилось на три Царства - Царь Иданфирс являлся главным в Скифии. Царь Скопасис возглавлял союзные силы сарматов, а царь Таксапис – племена илонов и будинов.

Царства состояли из округов во главе номархами или базилевсами. Скифские цари обладали огромной властью, но скифское войско являлось одновременно и народным собранием, могло заставить любого из них подчиниться его воле. С течением времени, значение народного собрания падало, а власть царей усиливалась.

Скифское государство по своей сущности было рабовладельческим, а по форме правления представляло собой деспотическую монархию. Во главе государства стоял Царь. Царская власть у скифов была наследственной привилегией определенного рода или семьи, в пределах которой она переходила от отца к сыну или другому ближайшему родственнику. Новый царь, подобно восточным владыкам, утверждался в своем положении согласием народа или его представителей в лице родовых старейшин, тоже наследственных, но его прерогативы оставались неизменными.

Во времена Геродота скифы хорошо знали генеалогию своих царей, начиная с Иданфирса, возглавившего борьбу с персидским царем Дарием в 514 году до н.э. Происхождение его, в свою очередь, восходило к Спаргапифу (3, с. 76), при котором, надо полагать, скифы вернулись из Азии. Родоначальником же скифских царей считался Таргитай, которого греки приравнивали к своему полубогу Гераклу [7. с. 4 ]. Известны имена скифских царей Скилура и его сына Палана.

Царю принадлежало законодательная, исполнительная, военная и судебная власть. Царь Антей, например, чеканил монету.

Существовало представление о божественном происхождении царской власти. Нередко царь исполнял жреческие функции, хотя жрецы составляли обособленную социальную группу. Покушение на его жизнь путём колдовства считалось тягчайшим преступлением. Неповиновение царскому приказу влекло смертное наказание виновного.

Царю принадлежала верховная власть на землю. Он устанавливал четкий порядок использования пастбищ для скота.

Скифам были известны два вида судебных учреждений: светский суд (суд царя) и религиозный (суд жрецов). Стадии судопроизводства реконструируются по сочинениям античных историков. Как правило признается существование трех стадий судебного процесса со все возрастающим числом судей( три, девять и двадцать семь судей соответственно). Основным итогом рассмотрения дела была казнь проигравшего процесс и разграбление его имущества победителем процесса. В случае оправдания смерти подвергались сами судьи с теми же последствиями [8, с. 177].

Основной опорой могущества Скифии и ее царей было многочисленное и прекрасно вооруженное войско, состоявшее, главным образом, из конницы. Не имея укрепленных городов, кочевые скифы имели отлично вооруженное и дисциплинированное войско, включавшее в свой состав всех общинников и дружины правителей округов, провинций и царств (басилей). Разделение войска царских скифов па три части под командованием Идан-фирса, Таксакиса и Скопасиса во время вторжения в Причерноморье Дария I соответствовало трехчленному разделению Скифии, установленному мифическим Колаксаем, — возможно, такова была изначальная ситуация в военном союзе скифских племен. Подобная организация главных войсковых соединений была порождена первоначальной племенной структурой скифского общества. Про скифских номархов, начальников округов, почти ничего неизвестно. Вероятно, они были военачальниками, а также организаторами ежегодных празднеств. Переднеазиатские походы сыграли важную роль в становлении Скифии как государства [9, с. 102].

Каждый взрослый скиф был конным воином. Его основным оружием был небольшой лук со стрелами. Лук и стрелы скифы носили в особом футляре — горите, сделанном из дерева и кожи и иногда украшенном снаружи накладными серебряными или золотыми пластинами с рельефом. Кроме того, скифы были вооружены дротиками или копьями с железными наконечниками; иногда в дело вступали боевые топоры-секиры и длинные прямые мечи. В состав скифского войска входила и тяжеловооруженная конница. На всадниках иногда было защитное вооружение — бронзовые шлемы, панцири из железных или медных пластинок, нашитых на кожу, поножи. Эти предметы приобретались у греков, и употреблять их могла только скифская аристократия.

Личная дружина царя формировалась из лучших воинов, независимо от родового деления. Военноначальники и родоплеменная знать, входили в царский совет. Во времена Геродота важные решения принимались от имени "всех скифов", то есть, народного собрания («совет скифов»), который был Высшим законодательным органом, имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода. Однако со временем роль народного собрания падала.

Войсками скифского царя Скилура была захвачена Ольвия, в гавани которой скифы построили мощный галерный флот, с помощью которого Скилур взял город Тир — греческую колонии в устье Днестра, а потом и Каркиниту, владение Херсонеса, постепенно потерявшего весь северо-западный Крым. После этого скифы в долголетних сшибках очистили на длительное время побережье Крыма от пиратов-сатархеев, буквально терроризировавших все прибрежное население. После смерти Скилура его сын Палак начал в 115 году войну с Херсонесом и Боспорским царством, которая продолжалась десять лет.

Вывод ко 2 главе. В политическом отношении, Скифское царство представляло союз племён. Оно делилось на три Царства. Скифское государство по своей сущности было рабовладельческим, а по форме правления представляло собой деспотическую монархию.

Заключение


На основе анализа научно-исторической литературы по теме работы определено: скифские племена появились в Восточной Европе в VII в. до н. э. Относительно их генезиса ученые выдвигают самые разные версии, в частности: скифы – это народность, произошедшая от населения Причерноморья, обитавшего в конце эры бронзы. Или – что эти кочевые племена пришли с азиатской территории. Современные исследования подтверждают версию о европеоидном типе скифов.

Выявлено, что в научно-исторической литературе существуют различные подходы к вопросу о скифском государстве в Крыму. Наиболее распространенной выступает позиция, согласно которой, причинами возникновения позднескифских поселений в Крыму в конце IV в. до н.э. выступили: расширившаяся торговля с греками, тяготение скифов к морским портам и появление в причерноморских степях сарматских племен, теснивших скифов, способствовали проникновению в Крым громадных масс переходившего на оседлость скифского населения.

На рубеже III-II вв. до н.э. Крым становится центром скифского государства. Именно здесь наиболее ярко проявляются особенности позднескифской культуры, охватывающей длительный период с конца III в. до н.э. по III-IV вв. н.э. Последний этап существования скифских племен, осложненный как античным, так и значительным сарматским влиянием, отражающий проникновение сармат в скифскую среду и последующий распад скифского государства под натиском готских, а затем гуннских орд, не может быть представлен без крымских материалов.

Определено, Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и перестали существовать как этнос: часть населения была убита, часть ушла с готами, часть ассимилировалась среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.

В данной научно-исследовательской работе определено, что в заключительный период скифской истории, начиная с III века до нашей эры, в общественном строе этого государства произошли значительные изменения. В этот период земледелие превращается в основу экономической жизни. Усовершенствование орудий труда и технических приёмов в хозяйстве способствовали увеличению сельскохозяйственной продукции и, следовательно, развитию торговли. Этот подъём в производстве обеспечивался усилением эксплуатации рабов, взиманием принудительной дани со свободных общинников и зависимых землевладельцев. В политическом отношении, Скифское царство представляло союз племён. Оно делилось на три Царства. Скифское государство по своей сущности было рабовладельческим, а по форме правления представляло собой деспотическую монархию.

В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:

  • раскрыто содержание основных подходов к вопросу происхождения скифских племен;
  • описан и изучен процесс формирования Скифской государственности в Крыму, его генезис;
  • определены характерные черты и особенности культуры, общественного и политического строя Скифского царства в Крыму.

Теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы на семинарах при изучении истории России.

Проведенное исследование в рамках индивидуального исследовательского проекта по истории "Скифское государство в Крыму" не исчерпывает всех аспектов изучения истории Скифского государства на территории Крыма для решения проблемы достаточного уровня информированности студентов об отечественной истории.

Список использованных источников

1. Артомонов М.И. Скифское государство в Крыму. - ВЛУ. – 1949. – С. 70 - 74.

2. Шульц П.М. и В.А. Головкина. Неаполь Скифский. // По следам древних культур. Сборник трудов по археологии. - М.: Госкультпросветиздание. – 1951. – 272 с. / Онлайн библиотека.

3. Геродот. История. В 9 кн. - М.: Ладомир, 1999. - 752 с.

4. Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. На черноморском перекрестке. Крым с древнейших времен до конца XVIII века. – Симферополь, 1997. – 264 с.

5. Популярная энциклопедия. Неславянская Россия. Раздел Скифы.

6. Смирнов А.П. Рабовладельческий строй у скифов-кочевников. – М., 1934. – 34 с.

7. Ольховский В.С., Храпунов И.Н. Крымская Скифия. – Симферополь: Таврия, 1990. – 128 с.

8. Кульба В.В. Местный суд в Крыму в XYIII -XIX веках // Междунаолдный научный журнал «Инновационные науки. - №05/2017. - С. 177 – 178

9. Граков Н. Скифы. Научно-популярный очерк. - М.: МГУ. - 1971. - 200 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: