Индивидуальный проект "Первая улица города Владивостока"
В ученическом исследовательском проекте по краеведению на тему «Первая улица города Владивостока» автором была поставлена цель вызвать у людей интерес к истории своего города, а также пополнить свои знания о том, как родной город наполнялся улицами, по которым мы ходим сегодня.
Подробнее о проекте:
В рамках детской исследовательской работы по истории на тему «Первая улица города Владивостока» учащейся 8 класса была изучена история родного города и подобран интересный материал, который заинтересует одноклассников и подтолкнет их к изучению истории родного города. В рамках исследовательской деятельности ученица определила первые улицы и достопримечательности города Владивостока и перечислила знаменитые памятники улицы Светланской.
В исследовательской работе (проекте) на тему «Первая улица города Владивостока» предложено подробное описание самых старых улиц Владиваостока и проведено сравнение их в прошлом и в настоящем времени. На основании собранного материала ученица создала и показала презентацию по истории города Владивостока своим одноклассникам и другим ученикам школы.
Оглавление
Введение
1. История города Владивостока.
2. Первые улицы и достопримечательности нашего города.
3. Знаменитые памятники улицы Светланской.
Заключение
Литература
Введение
В настоящее время проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания становятся важным компонентам государственной молодежной политики. Без такой основы, как любовь к отечеству, уважение к родной культуре и традициям, и даже без элементарного знания истории, невозможно построение национальной политики и формирование стратегий развития государства в целом.
Особую важность представляет накопление и популяризация культурно-исторической памяти через знание истории родного края, истории «места», с которым связан процесс жизнедеятельности представителей молодого поколения.
Актуальность. Пообщавшись со своими одноклассниками, друзьями и ребятами в школе, я сделала вывод, что подавляющее большинство практически ничего не знают о истории родного города. Ребята не могли ответить на простые вопросы: когда был основан город, как развивался и так далее.
Я считаю, что это происходит потому, что обычно исторические познания современной молодежи, зависимые во многом от случайных обстоятельств, от интернет-"картинки", что в свою очередь не вызывает подлинного интереса, не запоминается, а соответственно не дает настоящих знаний.
Цель. Моя цель вызвать у людей интерес к истории своего города, а также пополнить и свои знания.
Задачи:
- Изучить историю родного города.
- Подобрать интересный материал, который заинтересует моих одноклассников.
- Создать и показать презентацию по истории города Владивостока своим одноклассникам и другим ребятам.
Гипотеза. Если у меня получится интересная презентация, я смогу вызвать интерес у ребят к истории родного города, а в дальнейшем и края. Ведь все большие дела начинаются с малого.
История города Владивостока
В течение продолжительного времени российское правительство искало опорный пункт на Дальнем востоке; эту роль поочерёдно выполняли Охотск, Аян, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре. К середине XIX века поиски форпоста зашли в тупик: ни один из портов не отвечал необходимому требованию: иметь удобную и защищённую гавань, рядом с торговыми путями.
Силами генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского был заключён Айгунский договор, началось активное исследование Приамурья, и позже, в результате подписания Тяньцзиньского и Пекинского трактатов, к России были присоединены в том числе территории современного Владивостока.
Само название Владивосток появилось ещё в середине 1859-го, употреблялось в газетных статьях и обозначало бухту. 20 июня (2 июля) 1860 года транспорт Сибирской флотилии «Манджур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карловича Шефнера доставил в бухту Золотой Рог воинское подразделение для основания военного поста, который теперь уже официально получил название Владивосток.
Город-порт и город-форт. Город моряков, рыбаков и… конечно, авантюристов. «Дальневосточная Ницца» — так называли Владивосток в начале 20-го века. «Второй Сан-Франциско» — так называли во второй его половине.
Город на семи ветрах, город, сотканный из противоречий. Город-крепость и в то же время «порто-франко» — вольный город на стыке цивилизаций: Япония — на востоке, Китай — на западе, на юге — Корея. Русский город, построенный немцами, датчанами, англичанами. Европейский город в Азии.
31 октября 1861 года во Владивосток с семьёй прибыл первый гражданский поселенец — купец Яков Семёнов. 15 марта 1862 года был зарегистрирован первый акт покупки им земли, а в 1870 году Семёнова избирают первым старостой поста. Возникает местное самоуправление. К этому времени специальная комиссия принимает решение о назначении Владивостока опорным портом Российской империи на Дальнем востоке.
В 1880 году пост официально получает статус города. Оживляются торговля и промышленность, вследствие чего начинается активное заселение города: во Владивосток прибывают переселенцы множества национальностей: немцы, поляки, лифляндцы, скандинавы, англичане, американцы, французы, итальянцы, евреи, греки, японцы, корейцы и китайцы.
1 июля 1882 года правительство издаёт указ «О казеннокоштном переселении в Южно-Уссурийский край», согласно которому 250 крестьянских семей могли переселиться в край за счёт государства, многие из которых пополняли население города. Для устройства вновь прибывших было создано Переселенческое управление, которое возглавил Фёдор Буссе.
В городе активно развивалась культурная жизнь. В 1878 г. во Владивостоке был открыт первый театральный зал «Золотой Рог». В 1879 г. появился видоскоп (разновидность иллюзиона), где зрители смотрели «живые картинки».
21 октября (12 октября по старому стилю) 1899 г. во Владивостоке открылся Восточный институт (в настоящее время — Дальневосточный государственный университет). В 1887 г. был открыт Владивостокский общественный бесплатный кабинет для чтения, на базе которого в 1908 г. открылась Владивостокская городская библиотека им. Н. В. Гоголя (в настоящее время — Приморская государственная публичная библиотека им. А. М. Горького). В 1900 г. было учреждено Владивостокское общество поощрения изящных искусств. В 1893 г. открылось железнодорожное сообщение с селом Никольское (Уссурийск), в 1897 г. с Хабаровском, в 1903 г. с Москвой по Транссибирской магистрали.
Владивосток - город, который нельзя не любить. Это целый мир, который зовет тебя, манит и соблазняет тогда, когда тебя здесь нет и кружит тебе голову, когда ты оказываешься здесь вновь. Город Владивосток - это Любовь.
Владивосток - первые улицы
Самые первые здания Владивостока были выстроены вдоль северного берега бухты Золотой Рог - примерно в промежутке от нынешнего городского почтамта до улицы Пушкинской (тогда, конечно, не существовавшей). Располагались они произвольными группами, поэтому говорить о вполне определенных улицах теперь трудно.
По свидетельству очевидцев, в свои первые десятилетия Владивосток с моря был почти незаметен - немногочисленные, беспорядочно разбросанные дома терялись среди зелени. Позже в густом лесу прорубили параллельно берегу просеку, по которой и пролегла Американская улица. Она была названа в честь пароходокорвета "Америка" - первого российского судна, исследовавшего залив Петра Великого в 1859 году.
Американская улица стала главной и вроде бы первой улицей нашего города. В 1873 году она была переименована в Светланскую - дабы увековечить не менее известный фрегат "Светлана", на котором тогда посетил Владивосток Великий князь Алексей Александрович. В январе 1924 года "Светланка" стала "улицей товарища Ленина", или просто Ленинской (вполне понятно, почему). Главная улица города носила имя вождя мирового пролетариата до 1992 года, когда на волне демократии ей вернули историческое название (но почему-то второе по счету). Так что, если исходить из количества переименований и их причин, Американская – Светланская - Ленинская является самой политизированной улицей Владивостока.
А на звание самой первой вполне могла претендовать ныне почти забытая Прудовая. Там, где сейчас находится улица Петра Великого, в советское время носившая имя 1 Мая, протекал ручей, в котором даже водилась рыба. Основатели Владивостока перегородили его плотиной и брали воду из образовавшегося пруда, потому и появилось название Прудовая.
Если же вернуться к Американской - Светланской, то следует заметить, что она была значительно короче нынешней. К берегу Амурского залива она вышла лишь в 1893 году, да к тому же вплоть до 1907 года заканчивалась в районе Матросского сада (остановка "ДВГТУ"). Далее начиналась 1-я Портовая, также идущая вдоль берега Золотого Рога.
Разделял эти улицы глубокий естественный ров, промытый на склоне сопки потоками воды. Когда-то он назывался Машкин овраг - по фамилии некоего поручика МАШКИНА, батарея которого стояла на берегу бухты в этом месте. В 80-х годах прошлого века овраг стал называться Клубным - по выстроенному тут в 1885 году клубу Морского собрания.
Полностью этот овраг был засыпан лишь в 1892 году. Вообще-то весь северный берег Золотого Рога был разбит на отрезки оврагами, остатки которых можно заметить и сейчас - в виде так называемых скверов. Знаменитые владивостокские овраги являлись естественными границами городских районов, в роли которых выступали тогда слободки.
Офицерская слободка, главной улицей которой в 70-х годах прошлого века была Афанасьевская, располагалась между Жариковским и Мальцевским оврагами. Огромный Жариковский овраг выходил прямо к берегу Золотого Рога и был назван по фамилии землевладельца В. А. ЖАРИКОВА. Его дом, выстроенный в конце прошлого века, хорошо известен всем - в нем теперь располагается Приморская краевая библиотека имени Горького.
На месте засыпанного Жариковского оврага теперь располагается сквер на остановке "Дальзаводская". А Мальцевский овраг находился там, где ныне проходит улица Капитана Шефнера (вначале она называлась Японской, затем - Авангардной). Его остатки сейчас имеют вид довольно глубокой лощины позади нынешнего краевого центра народной культуры.
Между Мальцевским и Гайдамакским оврагами располагалась Экипажная слободка. С 70-х годов прошлого века земельные участки здесь раздавались матросам Сибирского флотского экипажа - отсюда и название. Главная улица слободки была поименована без фантазии - тоже Экипажной. Зато другие улицы этого района увековечили имена кораблей, на которых служили матросы; так появились довольно экзотические Абрекская, Тунгусская, Манджурская, Японская.
От очередного, Гайдамакского оврага начиналась главная улица Матросской слободки - Поротовская, названная по фамилии землемера, размечавшего этот район города. Сам овраг носил имя знаменитого клипера "Гайдамак". Матросская слободка протянулась вплоть до Госпитальной пади, или нынешней улицы Луговой (тогда еще не существовавшей).
Кстати, здесь сохранилось немало старых домов - как деревянных, так и каменных, а также остатки улиц с 1-й до 7-й Матросской. В течение долгого времени это был самый отдаленный район Владивостока. В 1881 году городской голова докладывал Думе: "Матросская слободка - это громадная часть города, не имеющая прямого сообщения.
Я обращался к командиру Сибирского флотского экипажа. просил его оказать содействие по засыпке рва, отделяющего город от слободки, и получил полнейшее желание содействовать". Однако одного желания, конечно, было мало - Гайдамакский овраг был окончательно засыпан только в 1908 году. А довольно обширные остатки его - по традиции - получили название Гайдамакского сквера.
История "главной" улицы Владивостока
"Главная" улица города Владивостока - улица Светланская. За свою более чем 140-летнюю историю эта улица называлась и Американской, и Светланской, и Ленинской, и снова Светланской.
Первые два-три десятилетия Владивосток с моря был почти незаметен - беспорядочно разбросанные немногочисленные здания, растянувшиеся от Тигровой сопки до примерно нынешней Дальзаводской остановки, буквально терялись среди зелени. Затем в лесу прорубили параллельно берегу просеку, по которой позже и пролегла Американская улица.
Первые постройки на месте будущей улицы возникли в 1861 году. Владивостокская газета "Дальний Восток" в номере от 8 апреля 1893 года в статье "Владивосток в его историческом развитии" писала, что в 1868 году в городе улиц и даже дорог не было в помине, обыватели пользовались тропинками среди валежника и мелких зарослей. Главным путем сообщения служила прибрежная намывная полоса вдоль берега бухты. Поэтому первое, неофициальное название улицы Американская - появившееся в 1867 году, в общем-то, еще не соответствовало тому, что мы понимаем под улицей.
Она была названа в честь корвета "Америка", на котором заходил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский 18 июня 1859 г. в пролив Гамелен (Босфор - Восточный) и принял тогда решение об основании в будущем году на берегу бухты Золотой Рог поста Владивосток.
В начале 1870 года главный русский порт на Восточном океане переносится из Николаевска – на - Амуре во Владивосток. Сюда же перебазируется Сибирская флотилия.
В 1873 г. во Владивосток совершил заход отряд кораблей в составе фрегата "Светлана", корветов "Богатырь" и "Витязь" под флагом вице-адмирала К. Н. Посьета. Фрегатом "Светлана" командовал великий князь Алексей Александрович. Особенность захода заключалась в том, что впервые Владивосток посетил представитель императорской семьи.
Тем самым визит приобретал особое значение. Поскольку великий князь по своему предназначению готовился стать куратором флота (впоследствии он командовал эскадрами, был морским министром), то, безусловно, во время его пребывания в главной базе флотилии здесь обсуждались вопросы ее базирования и жизнедеятельности, новые возможности, которые открывались для эскадры Восточного океана как инструмента внешней политики в дальневосточных морях.
Помимо чисто флотских дел, великий князь осмотрел город, встречался с купечеством, призвав его при этом более энергично развивать предпринимательскую деятельность. Он предложил создать во Владивостоке музей и передал в качестве первых экспонатов некоторые из своих коллекций, собранных во время длительного плавания при посещении многих иностранных портов.
В память об этом визите, тогда же главная улица города получила название Светланской. Попутно заметим, что впервые фрегат "Светлана" посетил Владивосток в 1861 г. Господствующую же над гордом сопку, известную в ту пору среди горожан как Голопуп, назвали горой Великого князя Алексея Александровича (ныне - сопка Орлиное гнездо).
В то время название "Светланская" распространялось лишь до нынешнего Дальневосточного технического университета (по другим данным - до Жариковского оврага, то есть до остановки "Дальзаводская"). Здесь располагалась Офицерская слобода. Далее на восток, между Жариковским и Мальцевским (остановка "Авангард") - оврагами, проходили Первая Портовая и Афанасьевская улицы (Афанасьев Д.М. - начальник штаба военного порта).
Следующая улица от "Авангарда" до "Гайдамака", называлась Экипажной - по казармам 27-го или Сибирского флотского экипажа. В этом районе образовалась Экипажная слобода.
И, наконец, от "Гайдамака" до "Луговой" следовала улица Поротовская, названная по фамилии одного из первых геодезистов края А. В. Поротова.
«Марта 20-го 1876 г. комиссия, назначенная по постановлению думы 7 числа марта для обсуждения вопроса относительно исправления и проложения дорог в г. Владивостоке, сообразив местные нужды и условия, и представленные некоторыми из гласных заявления по этому предмету, нашла:
- улицу Светланскую проводить сначала от Семеновского покоса до нового порта с тем, что если будут остатки в этом году от исправления других улиц, то продолжить ее до соединения с Офицерской слободкой;
- улицы Китайскую и Семеновскую исправить: на Китайской ул., против угла купца Демби, срыть часть горы, сделать удобный подъем, засыпать овраг и провести каменную водосточную канаву вдоль изгороди участков Де Фриза и Кроули до бухты, или сообщить ее с маленьким ручьем, выпадающим близ дома китайца Ю-ан-лая, а затем обложить и самый ручей камнем, так, чтобы сток был в бухту; на Семеновской же улице от дома купца Больмана через овраг к дому Крынашовского сделать хотя временный для проезда мост и сровнять незначительные овраги, выкорчевать пни по направлению к Семеновскому покосу;
- на Суйфунской улице близ дома Емельянова сделать каменную стену, засыпать землей, снять косогоры и выкорчевать пни;
- от дома купца Альберса имеемую канаву обложить камнем;
- в местах по Светланской улице, где придется делать мосты, сделать таковые на каменных столбах с каменными водосточными трубами в виде арки; в местах же где устройство мостов окажется очень дорого, то срыть землю, сделать пологие спуски с каменными трубами.
Все эти работы предположено комиссией отдать с торгов, по представлении г. инженером подполковником Зотиковым сметы, при составлении которой иметь в виду, чтобы полотно дорог вообще было не уже шести сажен - и самое полотно спланировать с уничтожением косогоров. Кроме того, если позволят средства, около дома Угрецова, на Китайской улице, где находятся два смежных между собой оврага, сделать две каменные с каменными же водосточными трубами и сделать насыпь между стенами».
В начале 1890 года овраги были засыпаны, и образовалась одна непрерывная улица. Решением городской думы в декабре 1907 г. все пять улиц, включая участок от Семеновского ковша до Алеутской, объединяются в одну главную улицу города, которая унаследовала название старейшей из них - Светланская. Нужно сказать, что это название естественно и прочно вошло в сознание и душу горожан. Улицу любовно называли часто Светланкой, причем даже в официальных документах, как, например, в одном из годовых отчетов Гидрографического управления Морского министерства.
После смерти В.И. Ленина, в соответствии с установками того времени, оно, как и тысячи других названий главных улиц городов страны, было заменено на имя вождя. Во Владивостоке это оформили постановлением от 24 января 1924 г.
В 1992 году решением малого Совета Владивостокского городского Совета народных депутатов Владивостоку возвращены исконные названия семи улиц в историческом центре города: Ленинской - Светланская, Дзержинского - Фонтанная, Менжинского - Пологая, Колхозной - Семеновская, Яниса Лациса - Нерчинская, 1 Мая - Петра Великого, 25 октября - Алеутская.
В преддверии 300-летия создания Российского регулярного флота городу возвращены имена основателей двух центральных улиц - названия двух кораблей - фрегата "Светлана" и шхуны «Алеут», что еще раз подтверждает, что флот и город неразделимы.
С возвращением главной улице ее исконного морского названия город вновь обретает свое, неповторимое топонимическое лицо. Хочется верить - навсегда.
Заключение
Во Владивостоке множество мест, где при желании можно было бы устроить райские уголки с аквапарками, закусочными, ресторанами на море и т. д. Но пока здесь “процветают” дикие пляжи со всеми вытекающими отсюда последствиями - загрязнением берега и т. п.
Одними из самых любимых мест летних гуляний для людей всех возрастов во Владивостоке, как и везде, были и есть парки, сады и скверы. К сожалению, сегодня у нас в городе их явно недостаточно, но вот в начале века их было гораздо больше.
На том месте, где сейчас находится центральная площадь, она же площадь Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке, до революции располагался Центральный городской сад, где по выходным играл оркестр и гуляли парочки, по будням прогуливались няньки с малышами, делали моцион бизнесмены и бегали гимназисты, а по вечерам шептались влюбленные. Этот сад, переделанный позднее в сквер, существовал и в советские времена. Только в середине 60-х он был снесен в связи с постройкой памятника Борцам за власть Советов, сооруженного в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции.
Множество садов и скверов, существовавших до революции во Владивостоке, исчезли с лица города - остались лишь названия: Гайдамаковский сад, сад “Италия”, Жариковский сквер. Впрочем, что-то от них осталось, где-то деревья, посаженные в начале века, где-то даже ограда, но в целом они уже не тянут ни на сады, ни даже на скверы.
Так может быть мы – потомки тех, кто основал этот город, претворим в жизнь мечты своих предков. Сделаем наш город самым чистым, самым зелёным и самым красивым в России.
Список литературы
- «Старый Владивосток». Утро России. Владивосток. 1992 г.
- «Джунгли». № 1, № 4, 1998 г.
- Унтербергер П.Ф. «Приморская область 1856 - 1898 гг.» - С.-Петербург: Изд. ИРГО, 1990. - С. 296-297, 311-324.
- Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г.Владивостока 1860-1910 гг. - Владивосток: Изд. "Уссури", 1990. - С. 216-217 (переиздание 1910 г.).
- Отчет Владивостокской городской управы за 1893 г. - Владивосток: б.и.,1894.
- «Владивосток: штрихи к портрету». - Владивосток: Дальиздат,1985. - С. 195-196.
- «Старый Владивосток» Сост. Б. Дьяченко. - Владивосток: "Утро России", 1992. - С. 124, 194, 362.
- Хисамутдинов А.А. «Владивосток: этюды к истории старого города». - Владивосток: Изд. ДВГУ, 1992. - С. 173-180.
- Обертас В.А. От тропы до главной улицы. – газета "Владивосток" от 3.05.1993.
- Буяков А. Арка Цесаревича. – газета "Владивосток" от 31.05.1996.