Проект "Особенности средств массовой информации в современном обществе"

Рейтинг: 11

Особенности средств массовой информации в современном обществе
Автор: 
Клокова Анастасия Алексеевна
Руководитель: 
Радина Марина Валентиновна
Учреждение: 
МБОУ СОШ №2 с. Казаки Елецкого Муниципального Района
Класс: 
11

Ученический социальный проект на тему "Особенности средств массовой информации в современном обществе" направлен на выявление степени влияния СМИ на общественное мнение и сознание молодежи, установление причин, почему это происходит

Подробнее о проекте:


Учебная исследовательская работа на тему "Особенности средств массовой информации в современном обществе" содержит полное определение понятия СМИ и описание истории появления средств массовой информации. Также в работе подробно рассмотрены виды и функции СМИ, изучены методы влияния СМИ на общественное сознание, с помощью анализа результатов проведенного автором социологического опроса выявлен уровень доверия российского общества к СМИ.

Индивидуальный детский проект "Особенности средств массовой информации в современном обществе" содержит анализ данных, с помощью которого определено, какие СМИ пользуются большей популярностью, а также рассмотрены варианты воздействия СМИ на сознание молодежи, изучено позитивное и негативное влияние средств массовой информации на социальное и политическое сознание поколения молодых людей. Автор работы также определил, насколько актуальны СМИ сегодня.

Оглавление

Введение
1.Понятие СМИ и их особенности.
1.1. Виды средств массовой информации.
1.2. Функции СМИ.
2. Как влияет СМИ на сознание молодежи.
2.1. Позитивное и негативное влияние СМИ на сознание молодежи.
3.Политическое влияние СМИ.
4. Исследование актуальности СМИ.
Заключение
Литература

Введение


Современное общество невозможно представить без СМИ. Интернет, телевидение, публицистические издания круглосуточно сопровождают нашу жизнь, выполняя многообразные функции: информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации, стала возможной и идея массовой манипуляции общества. С появлением Интернета, телевидения и радио мир стал более информационным. Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.

С развитием психологии, было открыто различное множество методов и способов воздействия на сознание человека, применив это к средствам массовой информации — получили практически полное воздействие СМИ на общество. Сейчас это воздействие все чаще становится опасным, чем наоборот полезным и познавательным. В настоящее время, людей пытаются не только убедить в чем-то, а донести и внушить что-то. Именно поэтому стоит получше разобраться в этой теме, ведь на сегодняшний день она очень актуальна.

Цель: Выявить степень влияния СМИ на общественное мнение и сознание молодежи.

Задачи:

  • Проанализировать виды и функции СМИ;
  • Изучить методы влияния СМИ на общественное сознание;
  • Выявить какие СМИ пользуются большей популярностью, а также выявить уровень доверия российского общества к СМИ посредством социологического опроса.

Методы исследования:

  • анализ литературы по изучаемой проблеме;
  • провести опрос среди граждан;
  • проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Гипотеза: Предположим, что СМИ негативно влияет на формирование общественного мнения.

Понятие СМИ


Время, в котором мы живём, называют информационным, так, как информация является одной из главных вещей, ценностей в обществе. Распространением информаций, и донесение её до каждого из нас главная задача средств массовой информации.

В процессе формирования общества выделилось множество социальных институтов, например: политические, научные и образовательные и т. д. Для удовлетворения потребностей человека в общении формируется институт средств массовой информации.

СМИ – это система органов, занимающихся сбором, обработкой и хранением информации, а также передачей информации необходимой аудитории.

Средства массовой информации (mass media) - различные средства массовой коммуникации и развлечения: газеты, журналы и прочие печатные издания, телевидение, радио и кино. Функционирование средств массовой информации (СМИ) стало возможным благодаря широкому распространению грамотности, увеличению свободного времени и наличию у людей доступа к принимающей аппаратуре.

В результате быстрого развития техники в СМИ концентрируется все большесобственности, особенно в тех mass media, где существует многочисленная аудитория, а производственные затраты высоки. Правительствам становится все труднее осуществлять строгий контроль и надзор, особенно в связи с развитием спутниковой и кабельной связи.

Основные особенности СМИ в том, что они имеют широкое распространение, общедоступность, периодичность, ориентацию на определенную аудиторию, а так же, конечно же, способность оказывать идеологическое, политическое, экономическое и организационное воздействие на мнение и поведение человека.

Виды средств массовой информации

Все средства массовой информации принято делить на 4 основные группы:

1. Печатные СМИ - это средства массовой информации, которые изготовлены с помощью печатного станка и несут информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем только визуально (газеты, еженедельники, журналы, книги).

История возникновения

Книги (самые распространённые печатные издания).

Издревле устная речь считалась единственным способом передачи знаний от одного поколения к другому. Затем древние цивилизации изобрели письменность, и для письма стали использовать кору дерева, глиняные плитки, металлические листы и многое другое. В Древнем Египте записи вели на листах папируса.

В I веке н. э. появились кодексы – старинные рукописи.

В VI веке тексты рукописей переписывали, тогда еще не было печатной машинки.

В XV веке появилась печатная машина с наборными элементами из металла. В последнее время все более распространяются электронные книги, однако, они не вытесняют бумажные, которые более удобны и популярны.

2. Телевидение - это комплекс устройств для передачи изображения и звука на телевизионный экран, а также средство связи для космических и военных исследований. Устройство используется для трансляции разного рода телепередач, фильмов, рекламы и т.д. Телевидение также является одним из средств массовой информации, которое используют для трансляции новостей.

Телевидение сегодня одно из самых массовых средств информации. Качества телевизионной информации - ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте, в военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Несмотря на растущую популярность Интернета, телевидение по-прежнему остается самым востребованным видом СМИ.

3.Радиовещание - разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве.

Характерная черта этого вида СМИ – передача исключительно аудио сообщений. Основные преимущества радио: высокий уровень оперативности, возможность ведения диалога в прямом эфире со слушателями и удобство, благодаря которому оно востребовано среди автомобилистов. В отличие от телевидения, на радио информация не подкреплена видеорядом. Это свойство эксперты относят как к преимуществам, так и к недостаткам. С одной стороны, слушатель воспринимает информацию наиболее глубоко, не отвлекаясь на картинку, но с другой эта же самая картинка могла бы более полно рассказать о происходящем.

4. Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. На основе Интернета работает Всемирная паутина и множество других систем передачи данных.

В России доступ к мировым сетям в начале 80-х годов впервые получил Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова (ИАЭ).

Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов. Пока споры о том, стоит ли выделять Интернет как самостоятельный вид СМИ, не утихают, все больше людей получают информацию именно оттуда. Основные преимущества: оперативность, возможность комментирования и обсуждения событий, возможность выбирать информацию, разноплановость материалов и т.д. Но есть и капля дегтя в бочке меда – относительная достоверность. В Интернете очень много непроверенной и даже выдуманной информации, которая легко может меняться при необходимости в два щелчка.

Функции СМИ


Функция (лат. functio «обязанность, назначение, характер деятельности, исполнение обязанностей»). Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности — важнейший момент ее теории.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Рассмотрим функции СМИ:

Информационная: сущность заключается в извещении целевой аудитории в вопросах и событиях разного типа. Информационная функция СМИ обеспечивает передачу сведений о внутренней и внешней политике, происходящих событиях в жизни общества, спортивных новостях. Эта информация не всегда достаточно обоснована, иногда искажена в силу чего количество информации далеко не равно количеству знания. Кроме того, существует много повторяющейся информации, которая не составляет прироста полезного знания.

Культурологическая: выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур.

Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества. С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Познавательно-обучающая: используется для пополнения багажа знаний целевой аудитории. Она проявляется в передаче, трансляции гражданам знаний, относящихся к различным областям пауки - от социально-гуманитарных до естественнонаучных дисциплин. Значительную часть знаний в различные периоды своей жизни человек в современном обществе получает именно через средства массовой информации. Сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, СМИ фактически являются одним из важнейших источников пополнения знаний, для отдельных же категорий граждан они становятся едва ли не единственным каналом повышения образовательного уровня.

Функция критики и контроля: критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Функции критики и контроля, заключается в даче юридической и нравственной оценки событиям и людям. В демократическом государстве и обществе, СМИ могут опираться и на закон, и на общественное мнение.

Отдельно я хотела бы отметить функцию воздействия, управления и манипуляции, которые также могут выполнять средства массовой информации.

Роль СМИ очень высока – они помогают узнавать самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, оценивает и комментирует информацию, доносит её до целевой аудитории. В наше время СМИ является, пожалуй, главным способом получения информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас информационные технологии очень плотно проникли во все сферы нашей жизни: отдых, работу, образования, здравоохранение и др.

СМИ очень универсальный и гибкий инструмент, который можно приспособить под любую конкретную ситуацию и цель, чем и пользуются, к примеру, предприниматели в целях продвижения своих товаров или политики для политической агитации. Несмотря на развитость современного общества, пропаганда и навязывание мнения со стороны СМИ – обычное дело. Это навязывание происходит по многим причинам: доверие СМИ «на слово», незнание об альтернативных источниках информации, технические средства обработки информации(монтаж).Иногда, не требуется искажать факты, достаточно лишь преподнести их в нужном свете.

Известны случаи, когда из – за ложной информации в СМИ разорялись банки, компании , предприятия. Всё это так называемые «информационные войны» - пропаганда, дезинформация, манипулирование сведениями, искажение правды. Цели такой войны могут быть самыми разными: от контроля общества и общественного мнения, до организации войны.

Влияние СМИ на сознание молодежи


Считается, что именно молодежь является самой активной частью общества, которая задает общий тонус общественному развитию. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Если говорить о характере влияния СМИ на молодежь, то можно выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей.

Таким образом, средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали. Давайте проследим характер этого влияния на примере такого СМИ как телевидение. Позитивные моменты: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом утоляя «информационный голод»; средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность Негативные моменты: СМИ являются также источниками пошлой информации; в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие.

Воздействие средств массовой информации достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.

Что заставляет обратиться к СМИ? Потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это: потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации, потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней, потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

Положительное и негативное влияние СМИ на сознание молодежи

Положительное влияние.

Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты" В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Негативное влияние.

  1. Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
  2. Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).
  3. Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подоостка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).
  4. Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае – не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике.

Политическое влияние СМИ


На сегодняшний день СМИ имеют важнейшее значение для политической системы общества и играют одну из ключевых ролей в формировании политического сознания граждан. Наиболее распространенными средствами массовой информации являются пресса, телевидение, радио, а также особое место в этом списке занимают интернет-ресурсы.

Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с истинной информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация, особенно это касается Интернет-ресурсов. Нередко на различных сайтах осуществляется так называемый «информационный вброс», то есть публикация ложной информации с целью получения какой-либо выгоды.

Часто такие публикации даже не имеют автора, однако часть населения усваивает эту информацию, не задумываясь о ее истинности. В процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Следует отметить, что СМИ умело создают информационные поводы в интересах различных общественно-политических сил и расставляют нужные акценты политической реальности. В современной России актуальны проблемы в области экономики и социальной сфере. Однако на современных политических телепередачах, таких как «Место встречи», «60 минут», «Вечер с Владимиром Соловьевым» и др. освещают не актуальные проблемы внутриполитического характера, а события внешней политики, тем самым СМИ отвлекают граждан и контролируют их политическое сознание.

Исследование актуальности СМИ

Для того, чтобы понять насколько актуальны СМИ и к каким средствам массовой информации обращаются люди разных возрастов, чтобы знать, что происходит в стране и мире, я провела небольшой анонимный онлайн опрос. В нем приняло участие 20 человек.

Цель исследования: выяснитьнасколько актуальны СМИ в современном мире и к каким средствам массовой информации обращаются люди разных возрастных категорий. Также выявить уровень доверия людей различным проверенным и непроверенным СМИ.

Я попросила людей указать свой возраст и ответить на следующие вопросы:

  • Какие СМИ для вас наиболее приемлемы и удобны?
  • Контент какого характера вам хочется видеть?

После завершения опроса, я разделила голосующих на три возрастных категории:

  1. Возрастная категория людей от 15 до 19 лет;
  2. Возрастная категория людей от 20-35 лет;
  3. Возрастная категория людей от 35-50 лет;

Так как ответы были неоднозначны, я подсчитала и занесла итог в таблицу:

Возраст Телевидение Интернет-ресурсы Радио, газеты и журналы
15-19 49% 45% 6%
20-35 35% 55% 10%
35-50 56% 17% 27%

Из данных таблицы можно сделать вывод, что с возрастом люди все меньше доверяют информации интернет-ресурсов и из всех предоставленных средств массовой информации выбирают телевидение.

Так же следует отметить уровень доверия граждан к СМИ. Лидирующие положение все еще занимает телевидение. А газеты и радио пользуются меньшей популярностью независимо от возраста голосующего.

Из-за того, что люди выбирают телевидение и интернет-ресурсы, я решила задать еще один вопрос.

Контент какого характера вам хочется видеть?

На него ответили неоднозначно.

Граждане возраста 15-19 хотят видеть больше развлекательный контент, но часть данной категории все-таки желает знать, что происходит в их городе и государстве, поэтому проголосовали за новости.

Вторая возрастная категория проголосовала за информационные программы и молодежные сериалы, они были меньше заинтересованы в политических программах.

Более взрослые граждане, прошедшие данный опрос проголосовали за правдивые новости и программы, которые будут их учить чему-то новому.

Заключение

Безусловно, в современном мире средства массовой информации являются важнейшим и эффективным инструментом формирования мнения в обществе и имеют колоссальное количество методов и способов влияния на общественное сознание не только человека, но и всего государства. И в жизни современного общества чаще всего играют весьма опасную и негативную роль, ведь информация подменяет свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных представлений, взглядов, мнений.

Современные люди все меньше доверяют непроверенным источникам и стараются не поддаваться давлению и манипуляциям со стороны политических программ. Также СМИ, формирующие политическое сознание населения, становятся стержнем политического процесса. Деятельности СМИ осуществляется по заданной политической линии. Политика же, в свою очередь, не может обходиться без СМИ, так как они являются проводником между властью и обществом.

Литература

  1. Викисловарь.
  2. Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества. Молодой ученый. — 2012.
  3. Гуржий Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения. Молодой ученый. — 2015. №12. С. 991-993.
  4. Киямова Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи. Актуальные проблемы филологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.).
  5. CМИ как четвертая власть: миф и реальность. Гуманитарный центр «Монолит». – 1998. – 80 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: