Индивидуальный проект "Свадебные церемонии Англии"
В ученическом исследовательском проекте по истории на тему "Свадебные церемонии Англии" автором была поставлена цель, изучить особенности свадебной церемонии в различные периоды и провести сравнительную характеристику нарядов королевских невест.
Подробнее о проекте
В индивидуальной творческой работе по истории на тему "Свадебные церемонии Англии" изучена история свадебных традиций Великобритании от давних времен до наших дней, подробно описаны старинные свадебные традиции Англии и особенности современной свадебной церемонии, изучены традиционные подходы к организации свадеб в королевской семье.
В данном индивидуальном проекте по истории на тему "Свадебные церемонии Англии" автор анализирует свадебный наряд известных королевских особ Великобритании разных эпох: королевы Виктории, королевы Елизаветы и герцогини Кейт Мидлтон. В работе указано, какие свадебные традиции не утратили актуальность до настоящего времени.
Оглавление
Введение
1. Свадебные традиции Великобритании: от давних времен до наших дней.
1.1. Старинные свадебные традиции Англии.
1.2. Современная свадебная церемония.
2. Сравнение свадебных нарядов королевских особ Великобритании.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Великобритания, как не каждое европейское государство, прославлена любовью и почтением к своим обычаям и традициям. О многих из них мы узнаем на уроках иностранного языка, к примеру, традиционных блюдах или обычаях, связанных с праздниками и коронацией. Но такая важная церемония, как свадебная, раскрыта недостаточно полно. Поэтому мы посчитали необходимым более тщательно изучить это событие, которое не может не вызвать интерес у моих одноклассников и, особенно, одноклассниц.
Целью работы стало изучение особенностей свадебной церемонии в различные периоды и проведение сравнительной характеристики нарядов невест.
Задачи:
- Изучить традиционные подходы к организации свадеб.
- Проанализировать свадебный наряд известных королевских особ Великобритании разных эпох: королевы Виктории, королевы Елизаветы и герцогини Кейт Мидлтон.
- Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования – свадебные наряды знаменитых невест.
Предмет исследования - черты сходства и различия в облике королевских особ в день свадьбы.
Гипотеза исследования: облик невест-королевских особ в день свадьбы тесно связан с государственной символикой и консервативен в любую эпоху.
Методами исследования являются анализ, обобщение, сравнение, сопоставление.
Изучение традиций страны поможет лучше понять ее культуру, расширит кругозор. В этом заключается практическая значимость работы. Результатами систематизированного мною материала могут воспользоваться учащиеся, студенты, преподаватели, а так же те, кто интересуется культурными особенностями стран.
Старинные свадебные традиции Англии
Вплоть до девятнадцатого столетия в Англии решение о браке принимали родители молодых людей. При этом жених и невеста нередко даже не были знакомы в тот момент, когда принималось решение об их свадьбе. Часто согласие о браке заключалось в то время, когда будущим молодоженам было не больше семи лет. В возрасте от 3 до 7 лет детей даже обручали. В будущем «супруги», достигнув определенного возраста, начинали жить вместе.
Однако, в 17-ом веке судья принял решение, что браки, заключенные между людьми младше 7 лет, являются недействительными. А вот если обоим больше 7 лет, то дети могли стать мужем и женой – для этого им достаточно было назвать друг друга мужем и женой, обняться и поцеловаться. Дети так и продолжали жить со своими родителями, пока не становились взрослыми. Но при этом они уже находились в браке.
Часто влюбленные друг в друга молодые люди, не получив от родителей согласия на брак, сбегали и тайно венчались. Это был протест против родительского авторитета и несвободы в выборе будущего супруга.
В 1653 году был принят закон, согласно которому для официального статуса брака требовалась гражданская церемония бракосочетания, проводимая мировым судьей. При этом нужно было предоставить справку о публичном венчании из приходской церкви. Если кому-то из молодоженов было меньше 21 года, нужна была справка-согласие от родителей. Во время гражданской церемонии был запрещен обмен кольцами.
С 1753 года законными стали признаваться только те браки, которые были заключены в англиканской церкви, имеющей специальную регистрацию. До 1990 года жениться можно было в церкви только того королевства, где живет один из будущих супругов. То есть венчаться тайно на чужой территории было невозможно, так как брак был бы признан недействительным. Нередко возникали ситуации, что дети, повзрослев, были не согласны с выбором своих родителей и тайно венчались с теми, в кого были влюблены, а не с кем обручены.
Для англичан давно выбор дня и месяца свадьбы очень важен. Это касалось и тех, кто не устраивал свадьбу, а просто регистрировал брак. Май, как правило, считался не лучшим месяцем. У англичан в ходу были поговорки: «браки в мае несчастливы», «вступать в брак в мае – навсегда раскаяться». Вступление в брак в Великий Пост тоже предвещало неудачу. Наиболее благоприятным временем для свадеб считалась неделя после Троицына дня.
Из всех дней недели самым удачным днем для заключения брака называли среду. День свадьбы строго выбирали по традициям. По пути следования свадебного поезда разбрасывали цветы: болотный ирис, розмарин, ноготки. Часто путь усеивали тростником, ракитником, а также пшеницей. В свадебный поезд помимо жениха и невесты входили их родители, подружки невесты (обычно ее сестры, близкие родственницы и подруги), а также сестры жениха и его дружки, родственники и друзья невесты и жениха.
Подружки невесты, обычно их было человек шесть, были одеты в платья, фасон и цвет которых выбирала сама невеста, а ее мать оплачивала их стоимость. Среди этих подружек всегда была главная, она располагалась за невестой и в ходе церемонии несла букет невесты.
Дружка жениха, которым обычно был брат, родственник или его друг поддерживал его до свадьбы, платил гонорар священнику и чаевые церковнослужителям, а также вручал кольца жениху в церкви. Он должен был ухаживать за подружками невесты во время угощения и отвечать за произносимые тосты.
Шаферы, как правило, стояли внутри церкви и спрашивали каждого из гостей: «Невеста или жених?» Друзей невесты они помещали налево от придела, друзей жениха – направо. Подобную процедуру они проделывали и во время рассаживания гостей за столом. Шаферы раздавали гостям в церкви бланки с текстом проповедей, если они не были заранее разложены на церковных скамьях.
Отца невесты, если он не присутствовал на церемонии, мог заменить ее брат, близкий родственник или даже друг семьи. Почетная роль посаженного отца доставалась отцу жениха. Он вел невесту к алтарю, а также отвечал на некоторые вопросы священника во время венчания, и в принципе управлял всей свадьбой. Все эти лица собирались утром у дома будущих новобрачных. Украшением входной двери дома невесты белыми цветами и веточками мирта из букета невесты обычно занималась ее главная подружка. Считалось, что, если этим займется сама невеста, то ее семейная жизнь будет неудачной.
По традиции часто в церковь отправлялись с пением в сопровождении музыкантов, которые играли на скрипках и дудках. Пели многоголосые свадебные песни, названия сохранились еще со времен поселения на Британских островах англосаксов. Вперемежку с песнями, представители мужского пола, сопровождавшие свадебный поезд к церкви, быстро стреляли из ружей, что, по народным верованиям, отпугивало злую силу, которая в результате не могла навредить новобрачным; по ходу продвижения свадебного поезда устраивали скачки на лошадях.
Иногда свадебный поезд трижды огибал по часовой стрелке – на счастье – церковь. Считалось очень плохим знаком, если во время венчания начинался бой часов. Поэтому предлагали немножко подождать перед входом, пока они пробьют. Приехав к церкви перед входом в нее прежде соблюдалось много старинных обычаев: жених и невеста перепрыгивали через скамью, поставленную поперек входа в церковь, что символизировало удачное преодоление ими всех преград в их будущей семейной жизни. При этом невеста как будто невзначай теряла с ноги подвязку, которую немедленно подхватывали молодые мужчины и с триумфом шли вокруг церкви.
В Сомерсете на пути свадебного поезда протягивали веревку, украшенную цветами, или запирали перед ним церковные ворота. В этих случаях жених должен был выкупить путь деньгами.
В некоторых местах Англии было принято разламывать свадебный торт над головами жениха и невесты, а где-то молодых, сидящих за праздничным столом, обсыпали ячменем. Свадебный торт на английской свадьбе – фруктовый пирог, обычно сделанный с изюма, миндаля, вишни и марципана. Верхний слой свадебного пирога называют «пирогом крещения» – этот слой пара сохраняет до крещения их первого ребенка.
Фруктовый пирог подается на свадебном банкете наряду с другим традиционным десертом – пирогом жениха, который происходит из эпохи Тудора. Пирог жениха был также фруктовым пирогом, но сегодня пирог жениха наверняка будет шоколадным. Иногда после пирога гостям предлагался позит – горячий напиток из молока, вина и пряностей.
Его подавали в огромном котле, на дно которого клали обручальное кольцо. Сумевший достать его первым из гостей холостых мужчин, согласно поверью, женится первым. После окончания застолья, которое могло продолжаться еще несколько дней, но не больше недели и на средства самих приглашенных, новобрачная первая переступала порог своего нового дома.
В Девоне порог поливали кипятком, и новобрачная на счастье смачивала в нем свои туфли. При входе в дом с фасада она попадала в комнату, где находился камин – символ ее роли в доме как хранительницы очага и хозяйки. Если новобрачная спотыкалась, то это рассматривалось как зловещая примета, и поэтому во многих местах Англии ее проносили над порогом. Затем подружки сопровождали ее в спальню и укладывали в постель.
Их обязанностью было следить за тем, чтобы в постели не оказалось игл, булавок и прочих острых предметов. Они могли принести новобрачным несчастье. На этом, собственно, и заканчивался свадебный обряд; на молодоженах лежала только моральная обязанность – одарить впоследствии тех, кто в будущем сам будет вступать в брак и кто принес им на свадьбу подарки. Буквально на следующий день после свадьбы они начинали жить отдельной семьей, не зависящей ни от кого и не обязанной никому ничем.
Такая свадьба, как она описана выше, почти исчезла в Англии к середине XIX века. И самые бедные, и представители среднезажиточного слоя, предпочитали обходиться без такого дорогостоящего обряда. В лучшем случае они венчались в церкви в присутствии очень тесного круга лиц, а застолье – чаще всего это был завтрак – устраивали где-нибудь в приличной кухмистерской или в кафе.
Помимо оплаты самого обряда венчания жених должен был оплатить цветы в церкви, угощение, кольца, лицензию, гонорары священнику, органисту и хору, чаевые священнослужителям, листы, на которых печатался текст службы, включая гимны и псалмы, букеты для матерей – своей и невесты, а также букеты для невесты и ее подружек, бутоньерки шаферов, мелкие подарки подружкам невесты. Кроме того, он должен был дать во время помолвки своей невесте кольцо на память с полудрагоценным камнем, стоимость которого должна быть в пределах пяти фунтов. Оно надевалось на безымянный палец левой руки, и после свадьбы его носили вместе с обручальным кольцом.
Современная свадебная церемония
Многие современные английские невесты строго соблюдают местный старинный обычай, согласно которому на невесте должно быть что-то новое, что-то старое, что-то взятое взаймы, а также что-либо голубого цвета (например, подвязка) и шестипенсовая монета в туфельке. Голубой цвет в Англии испокон веков считается свадебным цветом, символизирующим верность, чистоту и надежду, новое – символ счастливого будущего, старое – вещь от той женщины, которая счастлива в браке (напр., мама или старшая сестра).
Серебряная монета же сулит финансовую стабильность, богатство и благосостояние. Причем, монета может быть как настоящей, так и сувенирной – продаются специальные шестипенсовые монеты для свадебных церемоний. Англичанки предпочитают более скромные свадебные платья, чем, например, россиянки или американки.
Большинство британских невест отдают предпочтение платьям белого или кремового цвета, хотя в свадебных салонах всегда найдутся цветные модели свадебных нарядов. Для платьев подружек невесты покупается ткань такого же цвета, как для жилетов и галстуков жениха и шаферов. Наряды подружек невесты оплачивает невеста.
Современные невесты из Англии предпочитают не оставлять свое свадебное платье для дочери, т.к. мода меняется, и вряд ли дочь обрадуется перспективе надеть на свою свадьбу платье 25-летней давности. Поэтому свадебное платье после свадьбы либо продают, либо используют более интересно и трогательно: из ткани свадебного платья шьют крестильную одежду для первенца.
Подружкам невесты не принято покрывать головы, а вот гостьи на английскую свадьбу приходят обычно в модных кокетливых шляпках. В день свадьбы гости собираются в доме невесты, а уж оттуда следуют в церковь на свадебном кортеже, состоящем, как это часто бывает, из ретро-автомобилей в сопровождении музыки. В некоторых районах Англии сохранился и старинный обычай, согласно которому на пороге церкви жених с невестой должны перепрыгнуть через препятствие, например, скамью. Это означает преодоление всех преград на совместном жизненном пути.
В этот момент многие невесты «нечаянно» теряют подвязку, которую подхватывают дружки жениха. Перед тем, как войти в церковь, многие молодожены ждут, пока традиционно пробьют часы, так как бой их во время церемонии, считается, приводит к несчастью. Далее следует красивая свадебная церемония, которую так любят снимать режиссеры – торжественное шествие невесты под руку с отцом по проходу церкви, когда впереди идет маленькая девочка и разбрасывает цветы, а возле алтаря, волнуясь, ждет жених.
После торжественных клятв в верности друг другу молодожены и все гости отправляются на фотосессию. Дело в том, что в Англии красивый свадебный альбом – настоящая семейная гордость. Поэтому процессу фотосъемки и уделяется такое большое внимание. На выходе из церкви молодоженов осыпают конфетти, рисом или пшеницей, и они усаживаются в свадебный кортеж. Во многих районах
Англии из свадебного экипажа до сих пор выбрасывают старый башмак, а незамужние девушки бросаются его ловить – ведь та, которая опередит всех в этом, первой и выйдет замуж. Сегодня довольно часто в Англии можно наблюдать и видоизменение этой традиции – башмаки привязываются к бамперу автомобиля. Далее все отправляются на свадебный завтрак. Главным украшением стола служит свадебный пирог, традиционно можно наблюдать на столе запеченную баранину, шампанское, вино и фрукты.
На застолье первый тост говорит шафер, происходит первый танец молодоженов, после чего невеста бросает букет. Интересно то, что ранее застолье могло длиться хоть неделю, но только на средства гостей. Относительно свадебных подарков в Англии нет особой церемонии их вручения. В последнее время популярными становятся списки ожидаемых свадебных подарков, которые составляют жених и невеста.
Гости могут сделать подарок непосредственно на свадьбе, а могут прислать заранее, например, накануне торжества. Согласно традициям, молодожены не распаковывают свадебные подарки до окончания медового месяца. Благодарственные открытки принято рассылать уже после того, как молодожены распакуют подарки.
Сравнение свадебных нарядов королевских особ Великобритании
Итак, как же выглядели королевские особы Великобритании в день свадьбы? Рассмотрим платья королевы Виктории, королевы Елизаветы II, и герцогини Кейт Миддлтон.
Платье королевы Виктории было из спитафилдского шелка, которым Англия славилась много лет, и потрясающее хонитонское кружево. С кружевом связана отдельная история. Поначалу его собирались отделать знаменитыми в ту эпоху брюссельскими кружевами, однако Виктория отказалась – пусть на платье английской королевы и кружева будут английскими.
Платье Виктории было сшито из шелкового атласа нежного цвета сливок. Корсаж плотно облегал тело, широкое и довольно глубокое декольте открывало красивые плечи невесты, рукава были короткими, а заостренный, зрительно суживавший талию мыс корсажа спускался на пышную, в складках, юбку.
Что касается обуви, плоская подошва, тупой, слегка закругленный носок – туфельки королевы были сделаны из кремового атласа и отделаны шелковыми узкими лентами; такие же ленточки обматывались вокруг щиколотки крест-накрест и завязывались аккуратными бантиками. В такой обуви хорошо и танцевать, и плавно скользить к алтарю под взглядами окружающих – а рассматривали королеву-невесту очень внимательно...
В белом наряде было яркое пятно – подарок, полученный от жениха за день до свадьбы. Одновременно и очень простая, и очень эффектная вещица – брошь с крупным, ярко-синим сапфиром, окруженным двенадцатью бриллиантами. (Впоследствии Виктория включит это украшение в драгоценности британской короны, чтобы оно могла принадлежать исключительно правящим монархам и никуда не ушла из семьи – королева очень ценила брошь от своего дорогого Альберта, ставшую семейной реликвией).
Для платья королевы Елизаветы II нужно было более десяти тысяч жемчужин, а в Англии невозможно было найти столько жемчуга, так что его пришлось заказывать в США. Шелк заказали в Шотландии, и тут возникли слухи, что он из «вражеских шелковичных червей», то ли японских, то ли итальянских. Разразился довольно громкий скандал.
К счастью, оказалось, что шелкопряды были китайскими... Возможно, тогда Хартнеллу, придворному портному, пришлось пожалеть, что он не воспользовался, как предлагала бабушка Елизаветы, королева-мать Мария Текская, английским атласом. Но тот был слишком плотным и блестящим, а кутюрье видел будущее платье более нежным. Таким оно и получилось.
«Богато расшитое белое атласное платье переливалось при каждом движении. По ткани были разбросаны букеты из флердоранжа, жасмина и Белой розы Йорков. Они искусно соединялись с колосьями пшеницы, символом плодородия. Вышивка была из жемчуга и стразов». От плеч спускался почти четырехметровый шлейф из шелкового тюля, тоже покрытый вышивкой.
Наряд невесты дополняла длинная вуаль и атласные босоножки на относительно высоких каблучках, застегивавшиеся серебряными пряжками, украшенными жемчугом. Два месяца работы, двадцать пять швей, десять вышивальщиц... Платье шили в обстановке, что называется, величайшей секретности. Все сотрудники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации, а окна в ателье закрасили белой краской, да еще завесили плотным муслином.
Ведь платье никто не должен был видеть до церемонии! Естественно, все умирали от любопытства, и журналисты пытались добиться своего путем подкупа – не самого кутюрье, конечно, он бы никогда на это не пошел, а его сотрудников. Однако, к счастью, это никому не удалось. Все, что увидел один из репортеров, это как из ателье за день до свадьбы выносили огромную коробку – ее отправляли во дворец. В день свадьбы принцесса Елизавета произвела фурор – платье, при всей красоте отделки, были довольно строгим по покрою, и очень подходило той, которой предстояло в будущем (как показало время, недолгом) занять трон. А при каждом движении невесты блестки на платье переливались, так что она буквально мерцала...
Недавняя свадьба в королевской семье не осталась без внимания во всем мире. Герцогиня Кейт Миддлтон выглядела на ней просто обворожительно. Облегающий, на косточках, корсаж, застегивающийся сзади на 58 пуговок; закрытые кружевом руки и плечи, узкий вырез; плавно расширяющаяся книзу, словно венчик цветка, юбка со шлейфом (не таким длинным, какой был в свое время, к примеру, у Дианы, всего 270 см, но зато не громоздким и изящным).
Платье одновременно и подчеркивало очень стройную фигуру Кейт, и в то же время было сдержанно элегантным.Главную прелесть наряда, помимо лаконичного силуэта, составляли кружева, не пышные кружевные воланы невест викторианской эпохи, а кружевные аппликации. Их – разумеется, вручную – делали в Королевской школе рукоделия во дворце Хэмптон-корт.
Технология, по которой их создавали, родилась в Ирландии, почти два века назад, в 1820-ых годах. В узоре же соединились цветочные символы Соединенного королевства – английская роза, шотландский чертополох, уэльский нарцисс и ирландский трилистник. Каждую маленькую кружевную деталь вырезали и крошечными стежками пришивали на шелковый тюль, где все части узора сливались в единое целое.
Чтобы драгоценные кружева выглядели идеально, мастера должны были мыть руки каждые полчаса, и каждые три часа менять иглы. Кружевные аппликации украшали корсаж и юбку платья, шлейф, фату и туфельки невесты. Помимо этого, кружевной была верхняя часть корсажа и рукава, а нижняя юбка из шелкового тюля тоже была отделана кружевами – в наряде соединились английские кружева и французские кружева шантильи.
И основная ткань платья (особая разновидность тонкого шелка), и отделка были тщательно подобраны по цвету, белый и нежно-нежно-кремовый. Как известно, согласно британской свадебной традиции, в наряде невесты должно быть что-нибудь голубое, что-нибудь старое, и что-нибудь заимствованное. «Голубым» стала ленточка, зашитая в корсаж, «старым» – кружевной узор, выполненный по старинной технологии, а «заимствованным» – тиара, которую в свое время получила в подарок на восемнадцатилетие бабушка жениха, королева Елизавета II.
Тиару тщательно закрепили на распущенных волосах, а она, в свою очередь, придерживала длинную тончайшую фату из шелкового тюля, которая ниспадала очень мягкими складками – прикрывая и не скрывая одновременно. А самым главным в наряде девушки, которая вступила в Вестминстерское аббатство, будучи просто Кейт Миддлтон, а вышла оттуда герцогиней Кембриджской, будущей королевой-консортом Британии, было не его великолепие, а то, что он ей изумительно шел...Но все платья сразу после свадьбы отдавали в музей.
Полученные в ходе исследования материалы систематизированы в таблице, которая наглядно демонстрирует черты сходства и отличия в облике невест.
Королевские особы | Виктория | Елизавета II | Кейт Миддлтон |
Шелк | Шёлк из Спиталфилдса | Шотландский шелк | Тонкий шелк |
Кружево | Венецианское кружево | Обычное золотое кружево | Цветочное кружево |
Тесьма | Золотая тесьма | Золотая тесьма | Тесьмы не было |
Фата | На голове у нее был венок | Фата была сделана из простого шелкового тюля. | Фата была создана из нескольких слоев тончайшей тюли |
Жемчуг | Мелкий жемчуг | Крупный и мелкий жемчуг | Мелкий жемчуг |
Пуговицы | Пуговиц на платье не присутствуют | Пуговиц на платье не присутствуют | На платье присутствовало 58 пуговиц |
Юбка | Широкая юбка с верхней юбкой в половину длины оторочена рюшами | Платье с пышной юбкой | Юбка со шлейфом |
Как мы видим из данных таблицы, наряды невесть имеют больше сходных черт, чем различных. Все они имеют светло-кремовый оттенок, корсет и пышную юбку. Обязательно присутствует шлейф и кружева, прослеживается государственная символика. Отличия лишь в пышности этих кружев, а так же в наличии / отсутствии пуговиц.
Таким образом, поведенное исследование подтвердило факт, что англичане – очень консервативный народ, которые чтут традиции и уделяют большое внимание традиционным государственным обрядам и церемониям. Разумеется, это касается королевской семьи как символа государства.
Заключение
Исследование на заявленную тему включало в себя несколько этапов. На первом этапе в соответствии с обозначенной целью и задачами, был изучен теоретический материал, касающийся свадебных традиций, существовавших ранее, и современных. Следует отметить тот факт, что британцы бережливы по отношению к традициям, однако, система свадебных обрядов, существовавших до недавней поры, практически полностью исчезла, в угоду современному ритму взаимоотношений. В последнее время наметилась тенденция отходить от старых добрых английских свадебных традиций и заменять их необычными и даже экстремальными мероприятиями.
Второй этап работы был посвящен сравнительно-сопоставительной характеристике свадебных нарядов королевских особ разных эпох. Проведенное исследование показало, что наряды невест разных эпох имеют больше сходных черт, чем отличий. Цвет нарядов традиционно белый, обязательно наличие кружева, присутствует шлейф.
Прослеживается и государственная символика в атрибутах и узорах платьев. Значит, в отношении свадеб в королевской семье можно с уверенностью сказать о стремлении сохранить традиции прошлого. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась, британцы консервативны в отношении внешнего вида невест-королевских особ.
Считаем поставленные задачи выполненными, цель работы достигнутой. Проведенная работа позволила узнать одну из сторон жизни британцев более основательно, способствовала развитию познавательной активности, стремлению узнать культурные традиции другой страны, поддержанию интереса к изучению иностранного языка.
Список литературы
- Какие они, Британцы?/ М., Глосса-Пресс,2005
- Парахина А. В., Базилевич В.Г. Познакомьтесь: Великобритания и США. М., Высшая школа, 1998.
- Рум А.Р. Великобритания: Лингвострановедческий словарь. М., Рус. яз., 1999.
- Традиции, обычаи и привычки/ сост. Е.А. Балк, М.М. Леменёв. М., ИНФРА-М, 2001.
- Замуж в Великобританию. Свадебные традиции и церемония.
- Свадебные традиции в Англии.
- Современные традиции в чисто английской свадьбе.
Приложение