Гендерные стереотипы в современном обществе

Тематика: 
Автор: 
Чуракова Алина Андреевна
Руководитель: 
Аксёнова Дарья Сергеевна
Учреждение: 
МОУ «СОШ №66 им. Н.И.Вавилова» г. Саратова
Класс: 
10

В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру "Гендерные стереотипы в современном обществе" учащаяся 10 класса определила особенности гендерных стереотипов в современном обществе, рассмотрела функции гендерных стереотипов.

Подробнее о проекте:


В индивидуальной детской исследовательской работе "Гендерные стереотипы в современном обществе" учащаяся школы рассмотрела понятие "гендер", "гендерные стереотипы", "мускулинность" и "феминность", а также дала характеристику каждой группе гендерных стереотипов, объяснила в чем заключается смысл объяснительной, регулятивной, диференцирующей, ретрансляционной и защитной функции гендерных стереотипов.

В ученическом проекте по окружающему миру о гендерных стереотипах раскрыта суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии, обозначены социальные условия, влияющие на их формирование. Новизна работы заключается в определении гендерных стереотипов в социальном обществе переходного периода.

Оглавление

Введение
1. Понятие «гендер».
2. Понятие «гендерные стереотипы».
3. Маскулинность и фемининность.
4. Группы гендерных стереотипов.
4.1. Первая группа стереотипов.
4.2. Вторая группа стереотипов.
4.3. Третья группа стереотипов.
5. Функции гендерных стереотипов.
5.1. Объяснительная функция.
5.2. Регулятивная функция.
5.3. Дифференцирующая функция.
5.4. Ретрансляционная функция.
5.5. Защитная или оправдательная функция.
6. Исследовательская часть
Заключение
Литература

Введение


Начиная с 90-х гг. прошлого века в российском обществе осваиваются и вводятся в публичный дискурс гендерные темы. Их публичное обсуждение продвигается медленно, с периодическими правилами, поскольку десятилетия молчания и табу, фактически наложенное на многие из них, имеют своим последствием почти тотальное отсутствие адекватного языка публичного обсуждения.

Кроме того, характерное для российской ситуации несоответствие противоречивых и зачастую устаревших норм, с одной стороны, и реальности гендерных отношений, с другой, является мощным тормозом в освоении и публичном обсуждении гендерной тематики. Это превращает знакомые, глубоко эмоционально переживаемые проблемы в “низкие”, недостойные общественного внимания и резко снижает уровень рефлексии в любом обсуждении.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе.

Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.

В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Особенно остро встаёт вопрос о способности освобождения от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам общественностью, и степени свободы-зависимости от того, женщина мы или мужчина, а, следовательно, от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нём доминируют.

Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме

В определённом смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире феминистических идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большая гуманизация и повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе.

Задачи:

  1. Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
  2. Обозначить социальные условия, влияющие на их формирование.

Понятие «гендер»


Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Иногда понятие “гендер” употребляют как синоним понятий “мужское и женское”, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью, и предположительно отличающие мужчин от женщин. При таком подходе гендеров всего два – мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.

В более узком и точном значении “гендер” – это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подход гендеров не два, а гораздо больше.

Маскулинность и фемининность

Маскулинность и фемининность определяются нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других. Именно эти два понятия положили начало половым стереотипам. Для того, чтобы у Вас не возникало вопросов по поводу этих терминов, я поясню.

Маскулинность – комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемы как мужские. Маскулинность в русском языке отличается от мужественности. Словосочетание “мужественная женщина”, например, характеризует не маскулинность женщины, а стойкость ее характера.

Фемининность же равно слову женственность. Это совокупность качеств, таких как чувствительность, нежность, мягкость, жертвенность и другие. Понятие женственности включает в себя как биологические, так и социальные, культурные элементы.

Понятие «гендерные стереотипы»

Рассмотрим само понятие гендерного стереотипа. По определению А.В. Меренкова(Доктор философских наук, профессор) , это «устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм

и правил жизнедеятельности представителей определенного пола».

Другое определение: «Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами».

Еще одно определение мы встречаем у И.С.Клециной «Под гендерными стереотипами понимаются стандартизованные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское»».

Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины.

Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В-третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

В современном обществе гендерные стереотипы распространены меньше, чем раньше.

Сейчас переубеждения больше касаются мужчин, нежели женщин. Гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы можно разделить на три группы:

  1. Первая группа стереотипов связана с нормативными представлениями о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
  2. Вторая группа стереотипов касается содержания мужского и женского труда.
  3. Третья группа гендерных стереотипов связана с распределением семейных и профессиональных ролей.

Первая группа гендерных стереотипов


Первая группа стереотипов, связанных с нормативными представлениями о мужчинах и женщинах. Это стереотипные представления о том, что

  • Женщины не так сильны, как мужчины;
  • Женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • Женщины не должны идти в колледж;
  • Женщины не являются политиками;
  • Женщины тише, чем мужчины и не предназначены для ораторства;
  • Женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • Женщины должны готовить и выполнять работу по дому;
  • Женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • Женщины не имеют технических навыков и не очень хорошо разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • Женщины не играют в видеоигры.

А также то, что женщины пассивны, зависимы, сверхэмоциональны, не уверены в себе, заботливы и нежны, ставят во главу угла отношения между людьми.

Так же есть и стереотипы о мужском поле:

  • Мужчины не могут быть в роли “медсестры”, они бывают только врачами;
  • Мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями или косметологами;
  • Мужчины не делают работу по дому и не несут ответственность за уход за детьми;
  • Мужчины не готовят и не шьют;
  • Мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • Мужчины любят отдых на природе, например, походы и рыбалка;
  • А также, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны мыслить логически и ставят во главу угла результат работы, при это хорошо управляют своими эмоциями.

Однако, вопреки стереотипам, бывают как активные, агрессивные и сухие женщины, так и мужчины, демонстрирующие своё поведение в диапазоне от жёсткости до нежной заботы.

Но если рассматривать людей с психологической точки зрения, то можно сказать, что мужчины более склонны к действиям, характерных для людей, облечённых властью, женщины, особенно в разнополых группах, предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника. Так же мужчины склонны скорее прийти на помощь женщине, тогда как женщины помогают человеку независимо от его пола.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств, и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности.

Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, комфортность и др., а мужчинам -активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинность и феминность имеют полярные полюса: активность - пассивность, сила -слабость. По данным исследования Н.А.Нечаевой, традиционный идеал женщины включает такие свойства, как верность, преданность, скромность, мягкость, нежность, терпимость.

Вторая группа гендерных стереотипов

Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам -профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей».

Внутри отдельной сферы (например, семейной) набор ролей, приписываемых мужчине и женщине, различен. В упомянутом выше исследовании «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей» было опрошено 300 человек от 18 до 60 лет, и выявилась следующая дифференциация в распределении семейных обязанностей между супругами. Так, в качестве сугубо «женских» отмечались роли, связанные с уборкой в доме, приготовлением пищи, стиркой и глажением белья, и мытьем посуды.

Мужскими же функциями в семье, по мнению участников опроса, являются функции добывания денег, ремонтные работы по дому, вынос мусора.

С утверждениями «Главное призвание женщины - быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина - основной кормилец и глава семьи», отражающими традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье, согласились более 90 % из числа всех опрошенных.

Высказывания участников групповых интервью этого же исследования, продемонстрировали, что женщинам чаще всего отводится роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению респондентов, «обеспечивает целостность семьи» и «поддерживает благоприятную атмосферу в доме». Мужчина же выполняет роль «опоры семьи», и эта роль имеет, скорее, руководящий характер: мужчина в семье занимается «постановкой стратегических целей», «управляет», «указывает», и, в целом, является «примером для подражания». При этом досуговые роли гораздо чаще приписываются мужчинам, чем женщинам (общение с друзьями за кружкой пива, отдых на диване, просмотр ТВ и газет, рыбалка, футбол и др.).

Это было также подтверждено результатами исследования по изучению школьных учебников, которое показало, что мужские персонажи изображаются в ситуациях отдыха значительно чаще, чем женские.

Третья группа стереотипов


Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

По данным ЮНЕСКО, стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др.

По мнению участников моего исследования, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (учитель, воспитатель), медицины (врач, медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, официантка).

В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин преимущественно, с гуманитарными. Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер. Приведенная классификация гендерных стереотипов не является исчерпывающей и, имея достаточно условный характер, предпринята для простоты анализа.

Из перечисленных групп гендерных стереотипов наиболее общими и универсальными являются стереотипы феминности/маскулинности.

Стереотипы второй и третьей групп носят более частный характер, и охватывают, в большинстве случаев, семейную или профессиональную сферы. При этом описанные три группы гендерных стереотипов тесно взаимосвязаны между собой. По-видимому, можно выделить и другие виды гендерных стереотипов, используя различные основания для их классификации.

Функции гендерных стереотипов

Любые стереотипы выполняют определенные функции.

Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов.

Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции:

  • объяснительная функция;
  • регулятивная функция;
  • дифференцирующая функция;
  • ретрансляционная функция;
  • защитная или оправдательная функция;

Объяснительная функция - наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Регулятивная функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями.

Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения. Однако, как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим. Таким образом, стереотипно приписываемые качества (в описанном случае, дисциплинированность и комфортность) выступают своеобразными регуляторами поведения.

Дифференцирующая функция является общей функцией всех социальных стереотипов. С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин - как низкостатусную группу.

Естественно, что при этом различия между двумя группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. Однако, по мнению некоторых западных авторов, «все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т.п.) - лишь типичная компенсация за отсутствие достижений в «силовой позиции»»17.

Таким образом, дифференциация мужчин и женщин зачастую приводит к поляризации черт, приписываемых им (например, сила мужчин - слабость женщин). В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

Ретрансляционная функция отражает роль институтов и агентов социализации - семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. - в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов. Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле.

С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека. Подробно роль агентов социализации в трансляции гендерных стереотипов рассматривается в темах «Гендерные аспекты в сфере образования», «Гендер и семья».

Защитная или оправдательная функция, по мнению некоторых исследователей, является одной из наиболее негативных функций гендерных стереотипов, связанной с попыткой «оправдания и защиты существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между полами».С ее помощью может быть оправдано неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе.Так, например, по мнению Э. Аронсона, достаточно удобным является восприятие женщин, как «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу».

Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов. Таким образом, гендерные стереотипы выполняют ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования.

Являясь последствиями категоризации (обобщения), гендерные стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин.

Исследовательская часть


В исследовании особо акцентировался тот факт, что главным в гендерной психологии является: не обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин, не обоснование целесообразности взаимодополнения мужских и женских социальных ролей, не утверждение идей о традиционных эталонах «правильной» половой идентичности, а фокусом рассмотрения в исследовании является анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых дифференциацией их психологических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в семейной и профессиональных сферах.

В рамках гендерного подхода противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения.

Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать, переосмыслить Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, даёт возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений.

Цель исследования – выявление ложных гендерных стереотипов.

Гипотеза – чем выше уровень конформности личности относительно влияния социума, тем ярче представлены гендерные стереотипы в структуре её поведения.

Практическая значимость заключается в возможности использования коррекционных рекомендаций, способствующих усвоению нормативных гендерных ролей и коррекции искажённых, ложных гендерных стереотипов.

Предмет исследования – личностные гендерные стереотипы и их особенности в современном социальном обществе (студенческом).

Объект исследования – Школьники 10 класса и 10 учителей в возрасте от 21 года.

Новизна работы заключается в определении гендерных стереотипов в социальном обществе переходного периода.

Методологической основой является гендерный подход, направленный на анализ гендерных характеристик личности, психологических аспектов межполовых отношений и последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами в процессе их индивидуального пути.

Ход эксперимента:

Суть эксперимента заключается в следующем: школьникам и учителям были розданы бланки опросников, в которых нужно было отметить позиции, с которыми испытуемые были согласны и объяснить почему. После заполнения бланков, проводился обобщённый анализ и групповое обсуждение полученных результатов среди школьников, с целью повысить уровень саморефлексии. Вопросы и варианты ответов из опросника выглядели следующим образом:

1) Кто является главой в Вашей семье?
А) отец
Б) мать
В) жена
Г) муж
Д) роли распределяются равномерно
Е) Свой вариант ответа

2) Имеют ли право женщины выступать в политике?
Да / Нет и почему?

3) Согласны ли Вы с тем, что мужчины могут сидеть в декрете, пока мать ребенка на работе?
Да / Нет и почему?

4) Кто, по вашему мнению, должен распоряжаться семейным бюджетом?
А) муж
Б) жена
В) тот, кто больше зарабатывает
Г) Каждый должен распоряжаться своими средствами
Д) Свой вариант ответа

5) Только ли мужчины могут сделать типично "мужскую" работу: отремонтировать трубы, поменять лампочку, забить гвоздь, поменять колесо машины?
А) Нет, сегодня многие женщины работают сантехниками и слесарями, и довольно-таки успешно.
Б) Да, это не женское дело. С физической работой лучше справятся мужчины.
В) Думаю, что и мужчина, и женщина способны сделать элементарные ремонтные работы.

6) По Вашему мнению, мужчины могут успешно справиться с домашними обязанностями?
А) Думаю, да. Большинство лучших поваров мира - это мужчины. И в воспитании детей без мужской руки не обойтись.
Б) Нет. Домашним уютом априори должна заниматься женщина.
В) Не важно, кто отвечает за домашний очаг, если у обоих сторон это неплохо получается.

гендер 1

Диаграмма №1

гендер 2

Диаграмма №2

Данные таблицы показывают, что большинство испытуемых являются приверженцами стереотипного распределения ролей в семье, где большую часть обязанностей должна выполнять жена, а муж должен обеспечивать материальное благосостояние семьи и осуществлять контакты семьи с социальным окружением.

Несмотря на то, что во время совместного обсуждения полученных результатов, испытуемые согласились с тем фактом, что большинство женщин наравне с мужчинами взяли на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, а мужья не разделили со своими жёнами поровну функции, связанные с домашним хозяйством; однако даже испытуемые с неопределёнными, промежуточными представлениями о распределении ролей в семье, склонны к традиционному, типичному, стереотипному варианту распределения внутрисемейных обязанностей, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские» и большую часть этих обязанностей выполняет жена.

Анализируя проделанную работу на данном этапе можно сделать выводы о том, что абсолютное большинство испытуемых подвержены в большой степени влиянию гендерных стереотипов. Устойчивость результатов, полученных при использовании различных методик доказывают прочность традиционных гендерных установок. Но если сравнивать ответы школьников и учителей, то можно сказать, что среди молодежи тема равноправия актуальна, ведь женщины стоят наравне, а то и выше мужчин в таблице.

Заключение


Итак, стереотипы - это некоторые представления о группах, людях, событиях, которые могут содержать истину, а могут быть неверными и чрезмерно обобщенными. С одной стороны, они упрощают картину мира и помогают быстро обрабатывать поступающую информацию, с другой - они могут искажать реальность и приводить к ошибочным обобщениям. В чем состоят последствия некритического усвоения и трансляции гендерных стереотипов?

Отрицательное влияние гендерных стереотипов мы можем наблюдать в семейной сфере, когда жесткость социальных требований в отношении гендерных ролей приписывает женщинам занятия семьей, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства и препятствует их профессиональной самореализации. Не проходит бесследно влияние гендерных стереотипов в процессе обучения в школе и других учебных учреждениях.

Негативные последствия в этом случае заключаются в создании препятствий для развития внутреннего потенциала, которым наделен каждый индивид. Принадлежность к определенному полу, а не внутренняя мотивация, здесь становится решающей для активизации и развития тех или иных качеств. На макроуровне отрицательное проявление гендерных стереотипов выражается в гендерном неравенстве в сфере экономики и занятости и при распределении социальных благ. Наибольшая опасность негативного влияния гендерных стереотипов на различных уровнях жизнедеятельности общества заключается в возможности возникновения на их почве гендерных предрассудков и сексизма.

Гендерные предрассудки, определяемые, как неоправданно негативные установки по отношению к группе или человеку на основе его половой принадлежности, содержат элемент готовности действовать в соответствии со сложившимися гендерными стереотипами.

Насколько сильны гендерные стереотипы в современном мире? В целом, распространение идей демократии, феминистские и женские движения, а также активизация гендерных исследований в академической среде, общими усилиями повлияли на ослабление наиболее жестких предубеждений в отношении гендера. Однако, несмотря на происходящие изменения, традиционные гендерные стереотипы продолжают существовать и оказывать свое стойкое влияние.

Сложность смены старых стереотипов связана, по мнению А.В. Меренкова, с «законом сохранения стереотипов», при действии которого традиционные гендерные стереотипы воспроизводятся «через такие элементы духовной жизни, как традиции, обычаи, система образования, воспитания даже тогда, когда материальные условия жизнедеятельности человека, их породившие, уже существенно изменились».

Перечисленные «элементы духовной жизни» являются неотъемлемой частью жизни человека в обществе, поэтому целесообразнее говорить об ослаблении традиционных гендерных стереотипов, а не об их полной смене или разрушении. Одним из путей ослабления жестких стереотипизированных установок в отношении полов является формирование в современном обществе толерантности и чуткости к разнообразию.

Таким образом, перед современными молодыми исследователями стоит архисложная задача: исследовать не просто гендерные стереотипы, а внутренние механизмы, порождающие их, знание которых позволит если не ослабить, то отчасти «смягчить» их влияние и воздействие на сознание и подсознание людей.

С моей точки зрения, этот процесс длительный и болезненный, поскольку может сместиться центр тяжести современных ценностей не только для общества в целом, но и для каждого его члена в частности. На данном этапе затронут только поверхностный слой данной проблемы., необходимо привлечение к исследованию не только лингвистов, но и ученых из других областей- нейролингвистики, психологии и др.

­­­Список литературы

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
  2. Гендерные стереотипы, статья в журнале “Юный ученый”
  3. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с. Морева Г.И. Гендерная психология. Учеб. Пособие. Тюмень. 2013. – 184 с.
  4. Всё, что нужно знать о гендерных стереотипах – Психолог - медиаплатформа МирТесен.
  5. Особенность гендерных стереотипов в современном обществе.


Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Вставитьjs: 
нет