Прикладные работы в оформлении спектаклей

Тематика: 
Автор: 
Орехов Евгений
Руководитель: 
Венгерович Марина Ильинична
Учреждение: 
МБОУ "СГ № 14" город Северодвинск Архангельской области
Класс: 
8

В готовом творческом проекте по технологии на тему "Прикладные работы в оформлении спектаклей" автор дает краткую историческую справку о появлении театральных декораций и их значении во время проведения спектакля. Учащийся представляет собственную разработку и создание декораций для постановок в школьном театре.

Подробнее о проекте:


В индивидуальном творческом проекте по технологии "Прикладные работы в оформлении спектаклей" описывается практическая работа ученика 8 класса, представленная в виде создания декораций для проведения в школьном театре спектаклей на тему Великой отечественной войны. Задача создания декораций усложнялась тем, что в школе отсутствует театральная сцена с занавесом, поэтому автором была разработана и воплощена идея перманентной декорации.

Автор ученического творческого проекта по технологии на тему "Прикладные работы в оформлении спектаклей" в рамках практической работы научился создавать эскизы и макеты будущих декораций, создавать разные предметы декора и бутафории, используя прикладные техники. Созданные учащимся декорации для школьного спектакля декорации соответствуют режиссерскому замыслу и основному плану мизансцен, создают образ места и времени сценического действия, помогают актёрам и зрителям окунуться в атмосферу постановок.

Оглавление

Введение
1. Опросный лист
2. Изготовление декораций для спектакля.
Заключение
Литература

Введение


Данный проекте выполнил Орехов Евгений, обучающийся 8 Б класса МБОУ «СГ № 14», участник школьного Арт-объединения «Ключ», студиец театра-студии «Ключ», участник коллектива «Мастерская театрального дизайна».

Тема проекта: «Прикладные работы в оформлении спектаклей».

Театральная постановка создаётся из огромного количества важных элементов, среди которых очень важны для успеха спектакля декорации, основная роль которых – создание пространства для происходящего на сцене действия.

Проблема возникла в начале учебного года. В театре-студии «Ключ» планировалось поставить к 100-летнему юбилею Фёдора Абрамова спектакль «Братья и сёстры» по мотивам произведений

Ф. Абрамова и подготовить к 75-летнему юбилею Великой Победы литературно-музыкальную композицию «Звонок в прошлое» по мотивам фантастического рассказа Кира Булычёва. Постановки очень ответственные, необходимы были лаконичные, выразительные игровые декорации при минимуме денежных затрат.

Задача создания декораций усложнялась тем, что в школе отсутствует театральная сцена с занавесом.

Тогда появился замысел: центральной декорацией в спектакле сделать задник, изображающий бревенчатую стену деревенской избы, которая символизирует крепость, сплочённость, семью. А в композиции – в центре площадки поместить столик с книжной полкой, который будет островком современности в мире блокадного военного прошлого, подступившего к нему со всех сторон: это и окно с защитными крестами от взрывов, и часть стены в ленинградской квартире с телефоном и календарём 1942 года, надписи об артобстреле на стене дома.

Цель проекта: разработка и создание декораций для постановок в школьном театре.

Задачи:

  1. декорации должны соответствовать режиссерскому замыслу;
  2. центральная декорация должна соответствовать основному плану мизансцен;
  3. декорации должны создать образ места и времени сценического действия;
  4. декорации должны помогать актёрам и зрителям окунуться в атмосферу постановок.

Проект адресован школьному театральному коллективу и зрителям.

Назначение проекта: выполнение прикладных работ в оформлении театральных постановок для последующего показа их в школе, на различных сценических площадках города, на городских и областных фестивалях-конкурсах, перед ветеранами.

Краткое описание хода выполнения проекта. Познакомился с инсценировками и режиссёрским замыслом.

Провёл опрос среди участников Арт-объединения «Ключ» на тему: «Нужны ли игровые исторические декорации в постановках о войне».

Опросный лист

  1. Как Вы считаете, нужны ли игровые именно исторические декорации для оформления постановок о войне?
  2. Как по-Вашему, могут ли быть условными декорации в постановке о войне (условные конструкции, не отражающие исторический отрезок времени)?
  3. Допускаете ли Вы возможность играть исторический спектакль без декораций?

Результаты опроса:

92% опрошенных высказались за оформление постановок о войне обязательно историческими декорациями, мотивируя это тем, что такие декорации придадут спектаклю неповторимую атмосферу военного времени, помогут артистам вжиться в образы и донести до зрителей режиссёрский замысел.

6 % опрошенных проголосовали за условные конструктивные декорации, которые можно трансформировать по ходу действия.

2% были против декораций, предлагали играть без них, объясняя это модными театральными тенденциями и простотой.

Изготовление декораций к спектаклю

Я выбрал первый вариант. Интересно было прикоснуться к прошлому.

Далее выяснил отличие бутафории (имитирует предмет, например, телефон) от реквизита (подлинная вещь, настоящий телефон). Бутафория может являться частью реквизита.

Наметил список необходимых декораций и бутафорских предметов.

Нашёл в интернете изображения северной деревенской избы, её внутреннего убранства, бревенчатой стены дома, стены с обоями в ленинградской квартире 1942 года.

Узнал, как выглядела мебель (стол, стулья, табуретки) и некоторые предметы 40-х годов (телефон, портрет, лозунги, похоронка, люлька, игрушки, газета, деньги, посуда, рабочие инструменты, школьная тетрадь, чернильница), которые могли понадобиться актёрам во время действия.

Согласовал с режиссёром размещение декораций на сцене и порядок их перестановки во время действия. Набросал карандашные эскизы-схемы.

Изучил технику безопасности при работе с декорациями и приступил к их изготовлению.

Укрепил и окрасил имеющиеся в театре деревянные щиты. Два щита приспособил под задник для спектакля. Разрисовал картоны под бревенчатые стены и укрепил их на щиты. Предусмотрел возможность их поворотов и трансформации: внутренняя стена горницы трансформируется в наружные стены бани, конюшни или телятника.

Починил и окрасил табуретки середины XX века, которые подарили театру родители студийцев, покрасил столик и скамью для дома Пряслиных.

Изготовил лозунг на красной ткани для правления колхоза в Пекашино. Из подручных материалов имитировал для стола в правлении колхоза чернильницу, ручку, амбарную книгу.

Привёз с дачи сено и инструменты (вилы, лопату, грабли), смастерил черенки и насадил на них инструменты.

Изготовил из прутьев метёлки.


Сшил мешки из мешковины, набил их синтепоном, обрезками тканей и пакетами, имитировав мешки с зерном.

Для сцен в избе укрепил на стене в горнице бутафорский портрет Ивана Пряслина, задрапировав его аутентичным пинежским вышитым полотенцем ручной работы.

Починил старую большую корзину, задрапировал её под люльку.

Создал копии: солдатских писем военного времени, "похоронки", газеты «Правда» за 1942 год, сымитировал пачки советских денег 40-х гг.

Сделал с помощью участников Мастерской театрального дизайна бутафорскую мукосольную ржаную выпечку для сцены свадьбы Егорши.

Изготовил имитацию чугунного горшка в дом Пряслиных, окрасив современный светлый алюминиевый горшок в чёрный цвет.

Починил малый столик с книжной полочкой (картон) для центральной декорации в композиции.

Изготовил бутафорский реквизит из бумаги и картона: часть стены с обоями и телефоном 40-х гг., копию календаря 1942 г., починил аутентичную игрушку тряпичного медведя середины ХХ в. для сцен в квартире блокадного Ленинграда.

Создал имитацию дневника блокадного времени, повесток для ленинградцев, нагрудных значков того времени из бумаги и картона.

Сделал декорацию окна из картона с крестообразной защитой от ударной волны при взрыве.

Оформил портреты ветеранов Великой Отечественной войны в готовые рамки «Бессмертного полка» для финала композиции.

Заключение


Главная цель достигнута: прикладные работы по оформлению спектакля «Братья и сёстры» и композиции «Звонок в прошлое» выполнены в полном объёме.

Поставленные задачи решены:

  • декорации соответствуют режиссерскому замыслу;
  • центральные декорации соответствуют основному плану мизансцен в постановках;
  • декорации создают образ места и времени сценического действия;
  • декорации помогают актёрам и зрителям окунуться в атмосферу событий, происходящих на сцене.

Проект актуален. В дни празднования 75-летия Великой Победы зрителям особенно дороги аутентичные предметы, копии документов и вещей героического и страшного времени. Каждому хочется осязаемо прикоснуться к прошлому.

Декорации и бутафория помогают им в этом. Портрет Ивана Пряслина, погибшего на фронте, в красном углу избы, охапки настоящего сена для голодающей скотины… Зрители погружаются в атмосферу военной и послевоенной пинежской деревни. А декорации блокадного Ленинграда в композиции расположены в двух шагах от островка современной квартиры – столика, с радиотелефоном, вкусной едой и блокадным дневником мальчика. Прошлое в настоящем – это замысел обеих постановок.

Проект имеет практическую направленность и социальную значимость.

Спектакль и композиция многократно участвовали в конкурсах, фестивалях, были показаны ветеранам, школьникам, в музее, на различных семинарах.

Имеются положительные отзовы об этих постановках в печати:

  • Городской конкурс художественного слова «Победа. Подвиг. Память», композиция «Звонок в прошлое» заняла I место (Диплом УО, декабрь 2019).
  • Городской конкурс «Талантливая провинция», отрывок из спектакля «Братья и сёстры» занял 1 место (Диплом УО, декабрь 2019)
  • XXVI городской фестиваль детских театральных коллективов « Мы выбираем театр». Диплом «За высокий сценический уровень спектакля «Братья и сёстры» (УО март 2020 г.),
  • Спектакль «Братья и сёстры» выложен в группе «Арт-студия «Ключ» ВК и набрал более 300 дистанционных просмотров. Видеозапись спектакля отправлена на областной фестиваль-конкурс «Событие».

Декорации к спектаклю также участвовали в различных конкурсах:

  • Орехов Евгений награждён Дипломом «За высокое качество работ, представленных на городскую выставку «Театральный дизайн».
  • В дистанционном Всероссийском конкурс на образовательном портале «Солнечный свет»
  • в номинации «Декоративно-прикладное творчество» за работу «Декорации к композиции «Звонок в прошлое» Орехов Евгений получил Диплом победителя (1 место) №ТК1974555,
  • за работу «Декорации к спектаклю «Братья и сёстры» Диплом победителя (1 место) №ТК1974533.
  • Данный творческий проект также высоко оценило жюри Всероссийского дистанционного конкурса «Солнечный свет», присудив автору Диплом победителя (1 место) №ТК1973747 от 10 мая 2020 г. в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты».

Литература

  1. Занятия по театру для средней школы.
  2. Как сделать декорации для школьного спектакля на небольшие средства.
  3. Готовимся к театральному августфесту. Декорации, о декорациях, без декораций.
  4. Что такое декорации в театральной постановке.

Приложение. Фото декораций и бутафории

Композиция «Звонок в прошлое»

декорации к спектаклю

Спектакль «Братья и сёстры»

декорации к спектаклю 3


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет